Дело № 2-377/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Ленинск 10 июля 2018 года
Ленинский районный суд Волгоградской области
в составе председательствующего судьи Тельбухова В.С.,
при секретаре Фроловой Н.Н.,
с участием старшего помощника прокурора Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратуры Чайковской С.А.,
представителя ответчика администрации Ленинского муниципального района Волгоградской области Куц Е.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, к администрации Ленинского муниципального района Волгоградской области, об обязании выделить зоны с особым режимом,
установил :
Волгоградский межрайонный природоохранный прокурор, действующий в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Ленинского муниципального района Волгоградской области об обязании выделить зоны с особым режимом, указывая в обоснование, что Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства при использовании земельных участков в границах береговых полос, прибрежных защитных полос и водоохранных зон водных объектов общего пользования, в ходе которой выявлены несоответствия имеющихся документов территориального планирования требованиям действующего градостроительного законодательства и водного законодательства Российской Федерации на территории Ленинского муниципального района. Комитетом природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области определены и поставлены на кадастровый учет границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос р.Волга общей протяженностью 180 км и р.Ахтуба общей протяженностью 191,6 км. Река Волга протекает через границы Каршевитского сельского поселения Ленинского муниципального района, а река Ахтуба протекает через границы Заплавненского, Бахтияровского, Маляевского. Царевского и Колобовского сельских поселений Ленинского муниципального района. В ходе изучения Генеральных планов установлено их несоответствие требованиям действующего природоохранного законодательства. Полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров. Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи). В связи с чем, утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений (п. 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ») относится к полномочиям муниципальных районов. Однако, при изучении приложений к Генеральным планам Каршевитского, Заплавненского, Бахтияровского, Маляевского, Царевского и Колобовского сельских поселений Ленинского муниципального района, установлено, что в них отсутствуют выделенные зоны территорий с особым режимом использования – береговые полосы водных объектов, водоохранные зоны водных объектов и прибрежные защитные полосы водных объектов, расположенных на территории поселений. Отсутствие указаний в Генеральных планах поселений на территории зон с особым режимом использования, примыкающих к водным объектам, создает предпосылки ухудшения состояния законности в данной сфере, а также приводит к нарушению режима общего доступа граждан к водным объектам, нарушениям режима ведения хозяйственной и иной деятельности, установленного в ст. 65 ВК РФ в пределах водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы водных объектов. При этом, в соответствии со ст.ст. 9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, а так же инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы РФ. Действующее законодательство не связывает реализацию органами местного самоуправления полномочий по организации водоотведения с их финансовыми возможностями. По данному факту прокуратурой в адрес главы Ленинского муниципального района было вынесено представление, однако мер по устранению нарушений действующего законодательства принято не было. В своем ответе на представление № от 15.05.2018 года администрация Ленинского муниципального района указала, что органом местного самоуправления планируется разработать в обязательном порядке генеральные планы на все территории поселений, где и будут выделены территории с особым режимом использования.
Выявленное в деятельности органа местного самоуправления нарушение закона не обеспечивает защиту гарантированного ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации права граждан на благоприятную окружающую среду и на доступ к водным объектам общего пользования, их беспрепятственного использования для личных и бытовых нужд. Отсутствие обозначенных в генеральных планах поселений границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос федеральных водных объектов может повлечь за собой неправомерное занятие и использование земель водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов. Указанные нарушения посягают на гарантированные ст. 42 Конституции РФ прав граждан на благоприятную окружающую среду. Прокурор просит обязать администрацию Ленинского муниципального района Волгоградской области выделить зоны территорий с особым режимом использования – береговые полосы водных объектов, водоохранные зоны водных объектов и прибрежные защитные полосы водных объектов, на Генеральных планах Каршевитского, Заплавненского, Бахтияровского, Маляевского, Царевского и Колобовского сельских поселений Ленинского муниципального района. Данные мероприятия выполнить в течение года со дня вступления в силу решения суда.
В судебном заседании старший помощник Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора Чайковская С.А. исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить.
Представитель ответчика – администрации Ленинского муниципального района Волгоградской области Куц Е.Г. исковые требования прокурора признала частично, суду показала, что генеральные планы с отражением в них зон с особым режимом использования разработаны только для входящих в состав поселений населенных пунктов, являющихся административными центрами сельских поселений и расположенных непосредственно на реке Волга и реке Ахтуба, а именно – с. Каршевитое, с. Покровка, с Колобовка, с. Царев, с. Заплавное. Для разработки генеральных планов на все территории данных поселений, где будут выделены территории с особым режимом использования, требуется значительное время и средства.
Представитель третьего лица Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии по Волгоградской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного рассмотрения дела извещен надлежащим образом, согласно поступившему ходатайству просит рассмотреть дело без участия его представителя, при этом указывает, что в соответствии с положением о Комитете, утвержденным постановлением Администрации Волгоградской области от 19.12.2016 года №-п, подготовка, согласование и наполнение Генерального плана сельских поселений не относится к полномочиям комитета. В соответствии с п. 4 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, зоны с особыми условиями использования территорий - охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), защитные зоны объектов культурного наследия, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, приаэродромная территория, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации. Содержание генеральных планов поселения регламентируются ст. 23 Градостроительного кодекса РФ. Ранее Комитетом природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии по Волгоградской области были поставлены на кадастровый учет границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос реки Волга и реки Ахтуба в границах Волгоградской области.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1-2 ст. 6 Водного кодекса РФ, поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено данным Кодексом. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с ч. 1-2 ст.65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
Согласно п. 4 ч. 3 ст. 23 Градостроительного кодекса РФ генеральный план поселения содержит карту функциональных зон поселения.
В соответствии п. 7 ч. 8 ст. 23 Градостроительного кодекса РФ материалы по обоснованию генерального плана в виде карт отображают, в том числе, зоны с особыми условиями использования территорий.
Согласно ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные п.п. 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных ч. 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного п. 23 ч. 1 настоящей статьи).
В соответствии со ст. 1 Закона Волгоградской области от 28.11.2014г. № 156-ОД (в редакции от 28.12.2015г.) "О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями в Волгоградской области" за сельскими поселениями в Волгоградской области закреплены вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 5, 6, 7.1, 7.2, 8, 11, 13, 13.1, 15, 18, 19 (в части использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 22, 24, 26, 31, 33.1, 33.2 и 38 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В силу п. 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.
Статьей 76 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством.
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В судебном заседании установлено, что после проведения проверки соблюдения требований природоохранного законодательства при использовании земельных участков в границах береговых полос, прибрежных защитных полос и водоохранных зон водных объектов общего пользования на территории Ленинского муниципального района, Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратурой в адрес администрации Ленинского муниципального района Волгоградской области 25.04.2018г. направлено представление об устранении нарушений водоохранного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности, с требованием принять меры к устранению выявленных нарушений закона, заключающихся в отсутствии в Генеральных планах поселений на территории Каршевитского, Заплавненского, Бахтияровского, Маляевского, Царевского и Колобовского сельских поселений зон с особым режимом использования, примыкающих к водным объектам.
Данное представление рассмотрено, однако должные меры к устранению нарушений не предприняты, соответствующие изменения в Генеральных планах Каршевитского, Заплавненского, Бахтияровского, Маляевского, Царевского и Колобовского сельских поселений, заключающиеся в выделении зон с особым режимом использования, примыкающих к водным объектам, не внесены; указанные мероприятия не проведены в связи с отсутствием соответствующего финансирования, что подтверждается письмом администрации Ленинского муниципального района Волгоградской области № от 15.05.2018г.
Выявленные в деятельности администрации Ленинского муниципального района Волгоградской области нарушения закона не обеспечивают защиту гарантированного Конституцией РФ, права граждан на благоприятную окружающую среду и на доступ к водным объектам общего пользования, их беспрепятственного использования для личных и бытовых нужд. Действующее законодательство не связывает реализацию органами местного самоуправления полномочий по организации водоотведения с их финансовыми возможностями.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что отсутствие указаний в генеральных планах поселений выделенных зон с особым режимом использования, примыкающих к водным объектам, может повлечь за собой ухудшение состояния законности, нарушение режима общего доступа граждан к водным объектам, нарушения режима ведения хозяйственной и иной деятельности, в связи с чем требования Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, к администрации Ленинского муниципального района Волгоградской области об обязании выделить зоны с особым режимом – удовлетворить.
Обязать администрацию Ленинского муниципального района Волгоградской области выделить зоны территорий с особым режимом использования – береговые полосы водных объектов, водоохранные зоны водных объектов и прибрежные защитные полосы водных объектов, на Генеральных планах Каршевитского, Заплавненского, Бахтияровского, Маляевского, Царевского и Колобовского сельских поселений Ленинского муниципального района.
Данные мероприятия выполнить в течение года со дня вступления в законную силу решения суда.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Волгоградского областного суда через Ленинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Тельбухов В.С.
Копия верна. Судья: