Дело № 2-175/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 марта 2021 года город Белебей
Республика Башкортостан
Белебеевский городской суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Савиной О.В.,
при секретаре судебного заседания Нургалиевой Л.Ф.,
с участием истца Илларионова С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Илларионова С.А. к Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан о восстановлении срока для подачи заявления о включении в список для получения жилого помещения по категории детей-сирот, предоставлении жилого помещения,
установил:
Илларионов С.А. обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением, в котором, просит признать за ним право состоять в списке лиц из числа детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилых помещений; обязать Администрацию муниципального района <адрес> Республики Башкортостан предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма.
Свои требования мотивировал тем, что он относится к категории лиц из числа детей сирот, что подтверждается письмом отдела Опеки и попечительства Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан № от ДД.ММ.ГГГГ. О праве состоять на учете в списке для получения жилого помещения по категории детей-сирот он был уведомлен осенью 2020 года.
Истец Илларионов С.А. в судебном заседании исковое заявление поддержал, просил их удовлетворить. Дополнительно суду пояснил, что после смерти матери он попал на воспитание в детский <адрес> городе Белебей. Затем находился в Серафимовской спецшколе. В несовершеннолетнем возрасте был осужден и отбывал наказание в виде лишения свободы. О том, что нужно было обращаться в с заявлением для включения его в список детей-сирот для последующего предоставления жилого помещения, он не знал, об этом ему стало известно лишь в 2019 году, когда он лишился жилья.
Ответчик Администрация муниципального района <адрес> Республики Башкортостан своевременно и надлежащим образом извещены о дате и времени рассмотрения дела. В судебное заседание не явились. Ходатайствовали о рассмотрении дела без их участия. В удовлетворении исковых требований просили отказать. Представитель Ахмадеева С.А. участвуя в предыдущих судебных заседаниях по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, просила отказать в удовлетворении исковых требований Илларионова С.А., в связи с тем, что им не предоставлено доказательств, подтверждающих его обращение для предоставления жилья; срок для обращения с заявлением пропущен; уважительные причины пропуска срока не представлены.
Ответчик Правительство Республики Башкортостан, будучи своевременно и надлежащим образом извещенными о дате и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, своего представителя в суд не направили. Представили возражение на исковое заявление Илларионова С.А., в котором просили в удовлетворении исковых требований отказать. Согласно Закона Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ №-з «О бюджете Республики Башкортостан на 2021 год и плановый 2022 и 2023 годов» утверждены объемы и распределены субвенции бюджетам муниципальных районов и городских округов из бюджета Республики Башкортостан на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, в том числе бюджету муниципального района <адрес> Республики Башкортостан. Оснований для возложения них обязанности по предоставлению Илларионову С.А. благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда, не имеется.
Третье лицо Отдел опеки и попечительства Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан своевременно и надлежащим образом извещены о дате и времени рассмотрения дела. В судебное заседание не явились. Направили в суд заключение, в котором указали, что Илларионов С.А. с заявлением о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не обращался. Исходя из сведений, имеющихся в отделе опеки и попечительства, установлено, он является лицом из числа детей-сирот и имеет право на включение в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями. В связи с чем, считают, что Илларионов С.А. имеет права на включение в данный список.
Суд, признав причину неявки неуважительной, руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел гражданское дело в отсутствии истца.
Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены подпунктами «ж» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Правоотношения в сфере социального обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации возникают между гражданином и государством исключительно после присвоения гражданину определенного статуса лица, в том числе статуса ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей. С указанного момента у гражданина возникает право на социальную поддержку со стороны государства. При этом право носит заявительный характер. С момента заявления гражданином о реализации своего права у государства возникает обязанность по предоставлению данному гражданину социальной поддержки в порядке, установленном законом. Ненадлежащее исполнение соответствующим органом власти установленных законом обязанностей не может служить препятствием для реализации гражданином его прав, в том числе жилищных.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с этим федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
С ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 267-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В силу пунктах 1 - 3 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац. 2 п. 1 в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 267-ФЗ).
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац. 3 п. 1 в ред. Федеральных законов от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ № 358-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ № 267-ФЗ).
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, обязаны осуществлять контроль за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществлять контроль за распоряжением ими (п. 2 в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 267-ФЗ).
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.
Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Заявление о включении в список подается законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в течение трех месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных абзацем первым пункта 1 настоящей статьи.
Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за своевременной подачей законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявлений о включении этих детей в список и в случае неподачи таких заявлений принимают меры по включению этих детей в список.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет соответственно и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, вправе самостоятельно обратиться с заявлением в письменной форме о включении их в список (пункт 3 в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 267-ФЗ).
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (пункт 9).
Таким образом, новый порядок обеспечения жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда распространяется на лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, независимо от возраста указанных лиц.
При этом в соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (введена в действие с ДД.ММ.ГГГГ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 и подпунктом 3 пункта 3.1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.
Согласно данным Правилам, формирование списка в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации (далее - орган местного самоуправления).
Прием заявления о включении в список осуществляется уполномоченным органом либо органом местного самоуправления. В порядке, определяемом законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, прием заявления о включении в список может осуществляться подведомственной уполномоченному органу или органу местного самоуправления организацией (далее - уполномоченная организация).
Список, сформированный органом местного самоуправления, в порядке и в срок, которые установлены законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, не реже одного раза в полгода направляется органом местного самоуправления в уполномоченный орган, который формирует сводный список по субъекту Российской Федерации.
В список, в том числе, включаются лица, которые достигли возраста 23 лет, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ или после ДД.ММ.ГГГГ имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
По смыслу положений части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» вопрос о принятии на учет нуждающихся в жилье носит заявительный характер.
Право на внеочередное обеспечение жильем детей, оставшихся без попечения родителей, было закреплено в статье 37 Жилищного кодекса РСФСР.
При этом, как ранее действовавший Жилищный кодекс РСФСР, действовавший на момент совершеннолетия истца, так и ныне действующий Жилищный кодекс Российской Федерации содержат нормы, предусматривающие заявительный характер реализации гражданами права на обеспечение жилым помещением, что предполагает постановку на учет нуждающихся в жилом помещении.
Как отражено в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, которые на ДД.ММ.ГГГГ, не были обеспечены жилыми помещениями по Федеральному закону № 159-ФЗ, сохраняют право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с новым порядком, установленным Федеральным законом № 15-ФЗ с ДД.ММ.ГГГГ, независимо от возраста указанных лиц.
В частности, препятствием к обеспечению жильем лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не может являться то обстоятельство, что указанные граждане не состояли ранее, до вступления в силу Федерального закона № 15-ФЗ, до ДД.ММ.ГГГГ, на учете как нуждающиеся в жилье.
С принятием Федерального закона № 15-ФЗ детям-сиротам и лицам из их числа жилье предоставляется из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений вместо социального найма, в связи с чем, им не вменяется обязанность становиться на учет как нуждающимся в жилом помещении в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации.
До ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения по договорам социального найма предоставлялись вне очереди, что, однако, не исключало необходимость их признания в качестве нуждающихся в жилом помещении и, как следствие, постановки на соответствующий учет, так как жилые помещения по договорам социального найма предоставляются только тем гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях независимо от того, будут они получать его в порядке очереди или вне очереди (часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Однако это не означало, что если дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, не встали или не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до достижения ими возраста 23 лет, им следовало отказывать в праве на получение жилого помещения.
Таким образом, дети-сироты и лица из их числа независимо от достижения возраста 23 лет, не реализовавшие свое право на обеспечение жилыми помещениями во внеочередном порядке по договорам социального найма до 01.01.2013, должны обеспечиваться жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилого помещения после 01.01.2013 г. в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом № 159-ФЗ в редакции Федерального закона № 15-ФЗ, с учетом нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, регулирующих порядок обеспечения жилыми помещениями лиц указанной категории.
Вместе с тем необходимо учитывать предельный возраст лиц из числа детей-сирот, не реализовавших право на жилищное обеспечение, которые вправе обратиться за предоставлением жилых помещений согласно Федеральному закону № 159-ФЗ в редакции Федерального закона № 15-ФЗ с 01.01.2013, исходя из того, что право на жилищное обеспечение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, было введено Жилищным кодексом РСФСР 1983 года, введенным в действие с 01.01.1984. Поэтому, если гарантия на предоставление жилья возникла у лица в период действия Жилищного кодекса РСФСР, но так и не была реализована им до 01.01.2013, следует рассматривать вопрос жилищного обеспечения таких лиц с учетом закрепления указанного права в Федеральном законе № 15-ФЗ.
Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусматривается возможность обеспечения жилыми помещения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и позже наступления совершеннолетия по заявлению самих лиц указанной категории (абзац третий пункта 1 стати 8), после наступления предусмотренных в Федеральном законе от 21.12.1996 № 159-ФЗ и законодательстве субъектов Российской Федерации обстоятельств.
Отдельного заявления о предоставлении гражданину жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, помимо заявления о включении в Список, не требуется, за исключением случая, предусмотренного в абзаце 3 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ, когда в заявлении лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, само просит предоставить ему жилое помещение по окончании обучения, лечения, службы в армии и в других перечисленных в Законе случаях.
Материалами дела установлено, что Илларионов С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с тем, что мать ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ (запись о смерти от ДД.ММ.ГГГГ №, зарегистрированная Рассветовским сельским <адрес> АССР), сведения об отце внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери (запись акта о рождении от ДД.ММ.ГГГГ №, выданная Рассветовским сельским <адрес> АССР).
Как следует из архивной справки № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Министерством образования и науки Республики Башкортостан, Илларионов С.А. с ДД.ММ.ГГГГ находился в Белебеевском детском <адрес>, после чего выбыл в школу – интернат №.
Согласно справки № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной МАОУ школа-интернат <адрес> Илларионов С.А. в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ учился и находился на полном государственном обеспечении в Государственном образовательном учреждении Белебеевская школа-интернат №, после чего выбыл в Серафимовскую спецшколу.
По сообщению ГКССУВЗП Серафимовская спецшкола за исх. 149 от ДД.ММ.ГГГГ сообщило, что сведений на Илларионова С.А. в их архиве не имеется.
Приговором Белебеевского городского народного суда Башкирской АССР Илларионов С.А. от ДД.ММ.ГГГГ был осужден по части 2 статьи 144 Уголовного кодекса РСФСР к двум годам лишения свободы с содержанием в колонии строго режима.
Из текста вышеуказанного приговора следует, что ДД.ММ.ГГГГ Илларионов С.А. был осужден по ч. 2 ст. 89 Уголовного кодекса РСФСР, ДД.ММ.ГГГГ по ч. 2 ст. 89 Уголовного кодекса РСФСР к трем годам лишения свободы, освобожден из-под стражи ДД.ММ.ГГГГ в связи с отбытием срока наказания.
После чего, согласно требования Информационного центра Министерства внутренних дел по <адрес> был арестован ДД.ММ.ГГГГ и в последующем осужден приговором Белебеевского городского народного суда Башкирской АССР от ДД.ММ.ГГГГ.
Далее, был осужден приговором Приютовской постоянной сессии Белебеевского городского народного суда Республики Башкортостан к двум годам 06 месяцам лишения свободы, дата вступления в законную силу ДД.ММ.ГГГГ. Освобожден ДД.ММ.ГГГГ по отбытию срока наказания.
ДД.ММ.ГГГГ Илларионов С.А. был арестован и ДД.ММ.ГГГГ осужден по приговору Ленинского районного суда <адрес> (с изменениями) к четырем годам лишения свободы. Освободился ДД.ММ.ГГГГ по отбытию срока наказания.
Таким образом, Илларионов С.А. был осужден к наказанию в виде лишения свободы, будучи еще в несовершеннолетнем возрасте и продолжал отбывать наказания в виде лишения свободы вплоть до ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из заключения Отдела Опеки и попечительства Администрации муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан, как уполномоченного органа в сфере опеки и попечительства, Илларионов С.А. является лицом из числа «оставшихся без попечения родителей» и пользуется льготами, предусмотренными Федеральным законом РФ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Судом также установлено, что 04.08.2020 Илларионов С.А. обратился в Администрацию муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан с заявлением о предоставлении ему как сироте и инвалиду комнаты в общежитии по договору социального найма.
В ответе на данное заявление Администрация муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан за исх. 01-22/359 от 17.08.2020 сообщило, что поскольку он на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма не состоит и не обращался, то оснований для предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда у Администрации муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан не имеется.
21.08.2020 Илларионов С.А. обратился в Администрацию муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан с заявлением о постановки его на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, указав, что он является сиротой.
Администрация муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан в своем ответе сообщила об отказе в постановке на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения из муниципального специализированного жилищного фонда, так как на это не имеется законных оснований.
В ответ на запрос Белебеевского городского суда Республики Башкортостан, Администрация муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан сообщила, что Илларионов С.А., 09.04.1962 года рождения на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении в Администрации не состоит.
Согласно сведениям Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о наличии в собственности у Илларионова С.А. объектов недвижимого имущества.
Таким образом, материалами дела установлено, что Илларионов С.А. находился на обучении в Белебеевском детском доме № 1, далее в Белебеевской школе - интернат № 2, после чего выбыл в ГКССУВОУЗТ, и на момент совершеннолетия 09.04.1980 года отбывал наказание в местах лишения свободы.
Сведений о том, что учреждением, где он находился и содержался от его имени было подано заявление о включении его в список лиц детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, материалы дела не содержат.
Так же не представлено сведений того, что Илларионову С.А. разъяснялось право на обращение с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, сроки обращения с таким заявлением.
При этом, в своем заявлении в администрацию муниципального района <адрес> Республики Башкортостан, Илларионов С.А., в том числе, том числе определял свою категорию как «сирота» (в редакции самого истца).
В силу части третьей статьи 196 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
По смыслу вышеуказанных требований жилищного законодательства и законодательства о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Илларионов С.А. должен быть поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении из специализированного жилищного фонда, путем включения его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Истец в заявленных требованиях просит «признать за ним право состоять в списке лиц из числа детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилых помещений», что по своей сути является аналогичным тому, что изложено в предыдущем абзаце.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о законности заявленных Илларионовым С.А. требований и находит их подлежащими удовлетворению.
Возможность самостоятельно защищать свои права в период с момента достижения совершеннолетия, а также после этого Илларионов С.А. не мог, поскольку отбывал наказание в виде лишения свободы.
Из анализа вышеприведенных норм федерального жилищного законодательства следует, что право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на получение жилья вне очереди является одной из гарантий их социальной поддержки, оно сохраняется за лицами данной категории на весь период до получения ими соответствующего жилья независимо от того, какого возраста они достигли и достижение такими лицами возраста, превышающего предел, установленный законом, само по себе не является основанием для лишения их права на жилье.
Илларионов С.А. собственником жилых помещений либо нанимателем жилого помещения по договорам социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма не является, в связи с чем, его требования о предоставлении благоустроенного жилого помещения также подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Илларионова С.А. к Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан о восстановлении срока для подачи заявления о включении в список для получения жилого помещения по категории детей-сирот, предоставлении жилого помещения удовлетворить.
Илларионова С.А. поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении из специализированного жилищного фонда, включив его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Обязать Администрацию муниципального района <адрес> Республики Башкортостан предоставить Илларионову С.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, заключив с ним договор найма специализированного жилого помещения.
В удовлетворении исковых требований Илларионову С.А. к Правительству Республики Башкортостан – отказать.
Разъяснить о том, что мотивированное решение будет изготовлено в срок по ДД.ММ.ГГГГ включительно.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный cуд Республики Башкортостан через Белебеевский городской суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Белебеевского городского суда
Республики Башкортостан О.В.Савина