УИД: №
Дело № 2-218/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Завитинск 31 июля 2020 г.
Завитинский районный суд Амурской области в составе:
Председательствующего судьи Хробуст Н.О.,
При секретаре Наумовой М.С.,
С участием помощника прокурора Завитинского района Амурской области ФИО4, истца Сычёва В.А.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Завитинского района Амурской области в интересах Сычёва Владислава Алексеевича к администрации Завитинского района Амурской области о возложении обязанности предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Завитинского района Амурской области в интересах Сычёва В.А. обратился в Завитинский районный суд с указанными исковыми требованиями к ответчику, в обоснование указав, что при проведении прокуратурой Завитинского района Амурской области проверки по обращению Сычёва В.А. по факту нарушения его жилищных прав как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, было установлено, что Сычёв В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как его мать ФИО8 решением Завитинского районного суда Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав, отец ФИО7 решением Завитинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ лишен родительских прав. Постановлением главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Сычёв В.А. признан нуждающимся в предоставлении ему жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. Согласно уведомлению министра социальной защиты населения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Сычёв В.А. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. В настоящее время Сычёв В.А. в собственности и по договору найма жилого помещения не имеет, в связи с чем нуждается в предоставлении жилого помещения, соответствующего техническим и санитарно-эпидемиологическим требованиям. ДД.ММ.ГГГГ Сычёв В.А. закончил обучение в ГПОАУ АО «Райчихинский индустриальный техникум». Сычёву В.А. ДД.ММ.ГГГГ исполнилось 18 лет. Таким образом, с указанной даты он считается лицом, приобретшим полную дееспособность, а значит у администрации Завитинского района появилась обязанность предоставить ему жилое помещение. Вместе с тем на день подачи искового заявления с момента наступления совершеннолетия Сычёва В.А. администрацией Завитинского района какие-либо действия для предоставления ему жилого помещения не предприняты, жилое помещение не предоставлено, следовательно, нарушены требования Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ. Таким образом, бездействием администрации Завитинского района выразившимся в не предоставлении лицу, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения по достижении указанным лицом 18 лет, нарушено право Сычёва В.А. на получение жилого помещения. Решением Завитинского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена учетная норма и норма предоставления площади жилого помещения для предоставления жилых помещений по договорам социального найма. Данным решением установлена норма предоставления общей площади жилого помещения в размере <***> кв.м на одного человека.
Ссылаясь на положения ст.ст. 15, 50, 92, 98.1, 109.1 ЖК РФ, ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст.ст. 4, 5 Закона Амурской области от 11.04.2005 № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», прокурор Завитинского района Амурской области просил суд возложить на администрацию Завитинского района обязанность предоставить Сычёву В.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, то есть общей площадью не менее 33 квадратных метров, на одного человека.
В судебном заседании помощник прокурора Завитинского района ФИО4 поддержал исковые требования и доводы, изложенные в исковом заявлении, настаивал на удовлетворении исковых требований.
Истец Сычёв В.А. в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования, настаивал на их удовлетворении, пояснил, что иного жилья в собственности либо в пользовании на условиях социального либо специализированного найма не имеет, в настоящее время проживает и зарегистрирован в доме у своей бабушки ФИО13 по адресу: <адрес>, в котором помимо него и бабушки проживают иные внуки ФИО13; в настоящее время с учетом того, что ФИО5 служит в армии, а ФИО6 учится в <адрес>, в данном жилом помещении проживают 6 человек.
В судебное заседание не явились представитель ответчика - администрации Завитинского района Амурской области, представители третьих лиц – Правительства Амурской области, Министерства социальной защиты населения Амурской области, Министерства финансов Амурской области, представитель органа опеки и попечительства Отдела образования администрации Завитинского района, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, об уважительности причин неявки суду не сообщили. При данных обстоятельствах на основании ст. 167 ГПК РФ гражданское дело рассмотрено судом в отсутствие неявившихся лиц.
При этом из представленного в адрес суда письменного отзыва администрации Завитинского района Амурской области следует, что ответчик признает исковые требования прокурора Завитинского района в полном объеме, указав, что решением Завитинского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена учетная норма и норма предоставления площади жилого помещения для предоставления жилых помещений по договорам социального найма. Данным решением установлена норма предоставления общей площади жилого помещения в размере <***> кв.м на одного человека. Очередность предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, ведется отделом образования администрации Завитинского района. В связи с отсутствием у администрации Завитинского района жилого фонда, предоставить квартиру Сычёву В.А. не представляется возможным. В соответствии с Законом Амурской области об областном бюджете на очередной финансовый год Министерство социальной защиты населения Амурской области ежегодно предоставляет межбюджетные трансферты администрации Завитинского района для приобретения жилых помещений лицам указанной категории. Администрация Завитинского района просит принять суд во внимание изложенные обстоятельства, учесть, что администрация Завитинского района самостоятельно не имеет возможности предоставить жилое помещение Сычёву В.А. по причине отсутствия жилого фонда и денежных средств на приобретение жилых помещений указанной категории лиц.
Из представленного в адрес суда письменного заключения органа опеки и попечительства Отдела образования администрации Завитинского района следует, что на основании постановления главы Завитинского района от ДД.ММ.ГГГГ № Сычёв В.А., являющийся лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, был признан нуждающимся в предоставлении ему жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения и поставлен на регистрационный учет по Завитинскому району. Пакет документов Сычёва В.А. направлен в Министерство социальной защиты населения Амурской области ДД.ММ.ГГГГ №. Сычёв В.А. состоит в списках детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в предоставлении им жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, в Завитинском районе под номером № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ Сычёв В.А. обратился в администрацию Завитинского района с просьбой предоставить ему жилое помещение. ДД.ММ.ГГГГ за исх. № ему дан ответ о невозможности предоставления ему квартиры в 2020 году в связи с тем, что приобретённые квартиры будут распределены лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих судебные решения по предоставлению им жилого помещения. Принимая во внимание, что Сычёв В.А. постоянно проживает на территории Завитинского района, полагает возможным удовлетворить заявленные исковые требования прокурора Завитинского района, действующего в интересах Сычёва В.А. как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд пришел к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
При данных обстоятельствах, поскольку настоящий иск предъявлен прокурором Завитинского района Амурской области в защиту нарушенных прав истца на обеспечение жилым помещением в государственном и муниципальном жилищных фондах, суд приходит к выводу, что в силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов истца с указанными требованиями, независимо от наличия у истца возможности самостоятельно обратиться в суд с указанными требованиями.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39 часть 1).
Социальную защиту, включая социальное обеспечение, защиту семьи, материнства, отцовства и детства, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (п.п. «ж, ж.1» ч. 1 ст. 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» определены полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации. К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации отнесено установление основ федеральной политики в интересах детей, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации - реализация государственной политики в интересах детей, решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях).
В соответствии с пп. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Согласно Определению Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-О осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения определенных категорий граждан (детей - сирот, нетрудоспособных, малообеспеченных и др.), для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию. Правовые основания предоставления социальной помощи, круг лиц, на которых она распространяется, ее виды и размеры устанавливаются законом (статья 39, часть 2, Конституции Российской Федерации), в том числе исходя из имеющихся у государства на данном этапе социально - экономического развития финансовых и иных средств и возможностей. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», как указано в его преамбуле, определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. К последним названный Федеральный закон относит лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите (абзац четвертый статьи 1).
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно п. 8 ч. 1, ч. 2 ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся в том числе жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов.
В соответствии со ст. 98.1 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Статьей 1 названного Федерального закона к детям-сиротам отнесены - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель, к детям, оставшимся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке, а к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно п.п. 1, 3, 7 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Общее количество жилых помещений в виде квартир, предоставляемых лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в одном многоквартирном доме, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации и при этом не может превышать 25 процентов от общего количества квартир в этом многоквартирном доме, за исключением населенных пунктов с численностью жителей менее 10 тысяч человек, а также многоквартирных домов, количество квартир в которых составляет менее десяти.
Согласно п.п. 8, 9 ст. 8 указанного Федерального закона дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В соответствии с ч.ч. 1, 2, 6 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых ими жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области (далее - органы местного самоуправления) за счет средств областного бюджета благоустроенные применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилые помещения (жилые дома, квартиры) специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления, с учетом положений федерального законодательства.
Общее количество жилых помещений в виде квартир, предоставляемых лицам, указанным в абзаце первом настоящей части, в одном многоквартирном доме, устанавливается <адрес>.
Формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в части 10 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с частью 1 настоящей статьи (далее - список), осуществляется уполномоченным органом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с частью 1 настоящей статьи, составляет пять лет.
Согласно п. 4 ч. 1, ч. 2 ст. 5 указанного Закона Амурской области органы местного самоуправления наделяются на неограниченный срок в том числе государственными полномочиями по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых ими жилых помещениях признается невозможным, за счет средств областного бюджета благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилых помещений (жилых домов, квартир) специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления.
Финансовое обеспечение расходов на предоставление дополнительных гарантий по социальной поддержке осуществляется за счет средств областного бюджета. Средства на реализацию полномочий, а также расходы на оплату услуг почтовой связи и (или) банковских услуг предоставляются бюджетам муниципальных районов и городских округов области из областного бюджета в виде субвенции. Порядок предоставления субвенций устанавливается Правительством области. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения областного бюджета порядке на счета бюджетов муниципальных районов и городских округов области.
Таким образом, государственные полномочия по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения вышеприведенным Законом Амурской области возложены на органы местного самоуправления, в рассматриваемом случае на администрацию Завитинского района Амурской области.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-Г10-7, Закон Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» содержит все необходимые условия, предусмотренные статьей 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которые должен содержать закон, предусматривающий наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.
Отношения по предоставлению субвенций между уровнями бюджетной системы, возникающие между органами местного самоуправления и органами государственной власти, регулируются нормами бюджетного законодательства и не влияют на реализацию прав граждан по предоставлению жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку обеспечение указанной категории граждан жилыми помещениями специализированного жилищного фонда не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий. При таких обстоятельствах суд находит не имеющими правового значения для рассмотрения настоящего дела доводы ответчика об отсутствии денежных средств на приобретение жилых помещений лицам указанной категории.
Как следует из свидетельства о рождении №, выданного ДД.ММ.ГГГГ отделом ЗАГС г. Завитинска Амурской области, Сычёв Владислав Алексеевич родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, о чем ДД.ММ.ГГГГ отделом ЗАГС г. Завитинска Амурской области составлена запись акта о рождении №. Родителями Сычева В.А. в свидетельстве о рождении указаны ФИО7 и ФИО8
Решением Завитинского районного суда Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, была лишена родительских прав в отношении несовершеннолетнего Сычёва В.А., родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, который был передан отцу ФИО7
Решением Завитинского районного суда Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, ФИО7 был лишен родительских прав в отношении несовершеннолетнего Сычёва В.А., родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, который передан отделу образования администрации Завитинского района.
Таким образом, судом установлено, что действительно Сычёв В.А. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку когда он находился в возрасте до 18 лет, он остался без попечения обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, а, следовательно, Сычёв В.А. имеет право на льготы и дополнительные гарантии, предусмотренные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Аттестатом об основном общем образовании № от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что Сычёв В.А. в 2013 году окончил муниципальное казенное общеобразовательное учреждение – основную общеобразовательную школу <адрес> и получил основное общее образование.
Согласно свидетельству № от ДД.ММ.ГГГГ Сычёв В.А. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ прошел профессиональное обучение в ГПОАУ Амурской области «Амурский аграрный колледж» по специальности/ рабочей профессии «Слесарь по ремонту автомобилей», решением квалификационной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ ему присвоена квалификация «Слесарь по ремонту автомобилей 3 разряда».
Дипломом о среднем профессиональном образовании регистрационный № от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что Сычёв В.А. в 2017 году окончил обучение в ГПОАУ Амурской области «Райчихинский индустриальный техникум», присвоена квалификация «Сварщик ручной дуговой сварки плавящимся покрытым электродом 3-го разряда».
Согласно военному билету № Сычёв В.А. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу по призыву в войсковой части №.
Из материалов гражданского дела усматривается, что постановлением главы Албазинского сельсовета Завитинского района Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ № за Сычёвым В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, было закреплено жилое помещение по адресу <адрес>, по месту жительства его матери.
ДД.ММ.ГГГГ Сычёв В.А. обратился с заявлением на имя главы <адрес> о предоставлении ему жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в связи с достижением совершеннолетия.
При этом согласно справке администрации Албазинского сельсовета Завитинского района Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ № жилое помещение по адресу: <адрес>, закрепленное за Сычёвым В.А., не является чьей-либо собственностью, не приватизировано, считается бесхозяйным.
Из акта сохранности жилого помещения по адресу: <адрес>, составленного ДД.ММ.ГГГГ комиссией в составе главы поселения Албазинского сельсовета Завитинского района ФИО9, депутата Албазинского сельского Совета народных депутатов ФИО10, специалиста администрации Жук Л.В., следует, что указанное жилье закреплено за Сычёвым В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, который проживает у бабушки ФИО13 Дом деревянный, квартира трехкомнатная, жилье общей площадью <***> кв.м., неблагоустроенное, без удобств. На момент обследования в доме отсутствуют окна, двери, радиаторы отопления, печь разобрана, частично сняты полы, хозяйственные постройки во дворе разобраны. Семья матери ФИО8- дочери ФИО20., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО21., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сыновья ФИО22., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сожитель ФИО12 проживают по адресу: <адрес>. Согласно заключению комиссии жилое помещение непригодно для проживания.
Аналогичные сведения содержатся в ответе администрации Албазинского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ №, из которого следует, что дом по адресу: <адрес>, брошенный, разваленный, для проживания не пригоден.
Согласно выписке из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ заседания районной комиссии по обеспечению системного контроля за сохранностью и использованием жилых помещений, предоставляемых лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору специализированного найма жилого помещения, закрепленных за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, комиссией принято решение признать Сычёва В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, нуждающимся в предоставлении ему жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения и постановке на регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Постановлением главы Завитинского района Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ № с учетом того, что жилое помещение по адресу: <адрес>, закрепленное за Сычёвым В.А., не является его собственностью (справка администрации Албазинского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ №), вышеназванное жилое помещение не пригодно для проживания (акт сохранности жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ), Сычёв В.А., родившийся ДД.ММ.ГГГГ, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признан нуждающимся в предоставлении ему жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, Отделу образования администрации Завитинского района предписано поставить Сычёва В.А., родившегося ДД.ММ.ГГГГ, на регистрационный учет в качестве нуждающегося в предоставлении ему жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, направить учетное дело Сычёва В.А. в Министерство социальной защиты населения Амурской области для внесения в единый список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения.
Из уведомления Министерства социальной защиты населения Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что Сычёв В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Завитинского района, по дате постановки на регистрационный учет в органе местного самоуправления в качестве нуждающегося в жилом помещении – ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Сычёв В.А. вновь обратился в администрацию Завитинского района Амурской области с заявлением о предоставлении ему жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в связи с окончанием обучения в учебном заведении и получением среднего профессионального образования, а также окончанием прохождения службы в армии и не обеспечением с августа 2016 года жилым помещением.
Однако до настоящего времени жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения Сычёв В.А. не обеспечен, что не оспаривалось в ходе производства по делу ответчиком и иными лицами, участвующими в деле, в нарушение ст. 56 ГПК РФ не опровергнуто путем предоставления допустимых доказательств.
Из ответа администрации Завитинского района Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ № на заявление Сычёва В.А. следует, что Сычёв В.А. признан нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. В списках по Завитинскому району Сычёв В.А. значится под номером 25. В настоящее время предоставить ему жилое помещение не представляется возможным в связи с тем, что денежные средства, выделенные федеральным и региональным бюджетами на 2020 год, будут использованы на приобретение квартир, которые будут распределены лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих судебные решения по предоставлению им жилого помещения.
При этом уведомлениями об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № КУВИ-002/2020-10339557, ответом ГБУ АО «Центр государственной кадастровой оценки Амурской области» от ДД.ММ.ГГГГ, ответом Комитета по управлению муниципальным имуществом Завитинского района Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ №, ответом администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № подтверждается, не оспаривалось лицами, участвующими в деле, и не опровергнуто ими путем предоставления иных допустимых доказательств, что в собственности либо в пользовании Сычёва В.А. (на условиях социального либо специализированного найма) отсутствует иное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания в нем.
В ходе производства по делу установлено и подтверждается адресной справкой от ДД.ММ.ГГГГ, копией паспорта Сычёва В.А. серии №, что с ДД.ММ.ГГГГ Сычёв В.А. зарегистрирован по адресу: <адрес>.
Согласно сообщению ОВМ ОМВД по Завитинскому району от ДД.ММ.ГГГГ № представить копии документов, послуживших основанием для регистрации Сычёва В.А. по указанному адресу, не представляется возможным, так как согласно приказу МВД России № г. ст.378 номенклатурное дело хранится 5 лет.
Из уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ № КУВИ-002/2020-10338954, ответа ГБУ АО «Центр государственной кадастровой оценки Амурской области» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что сведения о зарегистрированных правах собственности на объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: <адрес>, отсутствуют.
Согласно ответу администрации Албазинского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ № в реестре Албазинского сельсовета жилого фонда нет, в том числе жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Информации о лицах, зарегистрированных в данном доме, нет, фактически по данному адресу проживают ФИО13ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Сычёв В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Сычёва В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО14, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО15, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО15, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Из пояснений истца Сычёва В.А., данных в судебном заседании, следует, что в связи с отсутствием у него в собственности либо в пользовании иного жилого помещения в настоящее время он проживает и зарегистрирован в доме у своей бабушки ФИО13 по адресу: <адрес>, в котором помимо него и бабушки проживают иные внуки ФИО13, в настоящее время с учетом того, что ФИО5 служит в армии, а ФИО6 учится в <адрес>, в данном жилом помещении проживают 6 человек.
Согласно ч. 2 ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования)).
В силу ч.ч. 1-2 ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Решением Завитинского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № установлена норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма в размере 33 квадратных метра на одного человека.
При указанных выше обстоятельствах суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению исковые требования прокурора Завитинского района в интересах Сычёва В.А. о возложении на администрацию Завитинского района обязанности предоставить Сычёву В.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на одного человека, то есть общей площадью не менее <***> квадратных метра.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд, -
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Завитинского района Амурской области в интересах Сычёва Владислава Алексеевича к администрации Завитинского района Амурской области о возложении обязанности предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения - удовлетворить.
Обязать администрацию Завитинского района Амурской области предоставить Сычёву Владиславу Алексеевичу благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, то есть общей площадью не менее <***> квадратных метров.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Завитинский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Хробуст Н.О.
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.