Дело № 2-120/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 января 2018 года город Орск
Ленинский районный суд г. Орска Оренбургской области, в составе:
председательствующего судьи Гук Н.А.,
при секретаре Кормич Л.Н.,
с участием
прокурора- помощника прокурора Советского района г. Орска – Выголова Вадима Андреевича,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Советского района г. Орска, действующего в интересах Антоненко Галии Гайфутдиновны, к Государственному автономному учреждению здравоохранения «Городская больница № 1» г. Орска, Министерству здравоохранения Оренбургской области о возмещении расходов по оплате коммунальных услуг,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Советского района г. Орска, действуя в интересах Антоненко Г.Г., обратился в суд с иском к ГАУЗ «Городская больница №1» г. Орска, в котором просил взыскать с ответчика в пользу истца расходы по оплате отопления и освещения за период с октября 2016 года по октября 2017 года в сумме 16 861,31 руб.
В обоснование иска указал, что Антоненко Г.Г. с 01 апреля 2000 года и по настоящее время является работником здравоохранения, работает в ГАУЗ «Городская больница № 1» г. Орска. Проживая в сельской местности, пользовалась льготами по 100% оплате жилья, связанными с отоплением и освещением, в соответствии с Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан. Согласно данным ГАУЗ «Городская больница № 1» г. Орска, ежемесячная компенсация льгот за коммунальные услуги составила 155 руб. За период с октября 2016 года по октябрь 2017 года истцу выплачено 2 015 руб. (из них: 465 руб. - за период с октября 2016 года по декабрь 2016 года и 1 550 руб. за 10 месяцев 2017 года). В то же время Антоненко Г.Г. за услугу «газоснабжение» оплатила 15 271,51 руб., за «электроснабжение» - 3 604,80 руб. (всего 18 876,31 руб.).
Ответом ГКУ Центр социальной поддержки населения подтверждено, что Антоненко Г.Г. мерам социальной поддержки не пользуется. Просил взыскать в пользу Антоненко Г.Г. компенсацию расходов по оплате жилья (за отопление и освещение) с ГАУЗ «Городская больница № 1» г. Орска в сумме 18 876,31 руб. (18 876,31 руб. - 2 015 руб.).
Определением суда от 16 января 2018 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство здравоохранения Оренбургской области.
В судебном заседании помощник прокурора Советского района г. Орска Выголов В.А. поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Истец – Антоненко Г.Г. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом. Согласно заявлению просила рассмотреть дело без ее участия, исковые требования поддержала.
Представитель ответчика - ГАУЗ «Городская больница № 1» г. Орска в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. В письменных возражениях просил отказать прокурору в удовлетворении иска, поскольку все денежные средства, выделенные в рамках реализации мер социальной поддержки, работнику выплачены. ГАУЗ «Городская больница №1» г. Орска не может являться надлежащим ответчиком по делу.
Представитель ответчика - Министерства здравоохранения Оренбургской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
На основании ст. 167 ГПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с п. «ж» ч. 1 ст. 72, ст. 55 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
До 01 января 2005 года врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, пользовались правом на бесплатное предоставление жилой площади с отоплением и освещением на основании ст. 59 ЖК РСФСР, ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан.
Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (п. 50 ст. 35) передал решение вопросов социальной поддержки медицинских работников тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.
В соответствии с ч. 5, 6 ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан (в ред. Федерального закона РФ от 22.08.2004 года № 122-ФЗ) меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов РФ, устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ; меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления.
В силу п. 2 ст. 153 Федерального закона РФ от 22.08.2004 года № 122-ФЗ при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия:
- вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31.12.2004 года;
- при изменении после 31.12.2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда РФ в определении от 07.02.2008 года №383-О-П, закрепленное в п. 50 ст. 35 Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ правовое регулирование - во взаимосвязи с положениями преамбулы и ст. 153 данного Федерального закона - не предполагает отмену права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг (отопления и освещения), приобретенного работающими и проживающими в сельской местности и поселках городского типа медицинскими работниками организаций здравоохранения на основании законодательства, которое действовало до 01.01.2005 года, а, напротив, обеспечивает возможность его сохранения после указанной даты.
При этом органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при возможном изменении порядка и способа социальной поддержки указанной категории медицинских работников должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение прежнего уровня их социальной защиты в жилищно-коммунальной сфере. В целях недопущения ущемления социальных прав медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения, расположенных в сельской местности, соответствующие органы местного самоуправления обязаны осуществить надлежащее правовое регулирование, обеспечив предоставление указанной категории граждан мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг (отопления и освещения) с учетом требований Федерального закона от 22.08.2004 года №122-ФЗ и правовых позиций Конституционного Суда РФ.
По Закону Оренбургской области от 12.01.2005 года №1772/301-III-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников областных государственных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности на территории Оренбургской области», право на получение компенсации имеют квалифицированные работники областных государственных учреждений: врачи, провизоры, средний медицинский и фармацевтический персонал.
Судом установлено, что Антоненко Г.Г. с 01 апреля 2000 года по настоящее время работает в медицинском учреждении здравоохранения - ГАУЗ «Городская больница № 1» г. Орска (с. Крыловка) в должности заведующей ФАП.
Согласно справке администрации Советского района г. Орска Антоненко Г.Г. зарегистрирована и проживает с сожителем и двумя детьми по адресу: <адрес>. На учете, как получатель мер социальной поддержки, не состоит.
Согласно информации ГАУЗ «Городская больница № 1» г.Орска от 28.11.2017 года до 01.01.2015 года Антоненко Г.Г. пользовалась льготами по оплате коммунальных услуг.
Решением Ленинского района г. Орска от 31 февраля 2017 года с Министерства здравоохранения Оренбургской области в пользу Антоненко Галии Гайфутдиновны в качестве возмещения расходов, понесенных на оплату коммунальных услуг (отопление и освещение) за период с 01.01.2015 года по 30.09.2016 года взыскана денежная сумма в размере 39 663, 71 руб.
Согласно справке о расчетах за потребленную услугу элекстроэнергия Антоненко Г.Г. ПАО «ЭнергоСбыт Плюс» за период с 31.10.2016 года по 31.10.2017 года выставлена сумма 3 420,36 руб., фактически оплачено – 3 604,80 руб.
Согласно выписке из лицевого счета Антоненко Г.Г. ООО «Газпром Межрегионгаз Оренбург» за период с октября 2016 года по октябрь 2017 года выставлена сумма 16 525,44 руб., фактически оплачено – 15 271,51 руб.
Общая сумма денежных средств, оплаченных Антоненко Г.Г. за коммунальные услуг (отопление и освещение) составляет – 18 876,31 руб.
За период с октября 2016 года по октябрь 2017 года работодатель произвел истцу компенсацию льгот за коммунальные услуги (отопление и освещение) в размере 2 015 руб. (465 руб. - за период с октября 2016 год по декабрь 2016 года и 1 550 руб. за 10 месяцев 2017 года). Антоненко Г.Г., в свою очередь, за спорный период выплачено 18 876,31 руб.
Поскольку Антоненко Г.Г. до 01.01.2005 года пользовалась правом на бесплатное предоставление жилой площади с освещением и отоплением, суд, учитывая требования Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ и правовую позицию Конституционного Суда РФ, приходит к выводу о наличии оснований для возмещения истцу расходов по оплате жилья и коммунальных услуг (отопления и освещения) за спорный период.
Расчет отыскиваемой истцом суммы ответчиками не оспорен. Суд также с ним соглашается, находя расчет арифметически верным (18 876,31 руб. – 2 015 руб. = 16 861,31 руб.).
Ссылка представителя ГАУЗ «Городская больница № 1» г. Орска на ограниченный лимит денежных средств, выделенных работодателю в рамках реализации мер социальной поддержки, не имеет правового значения, поскольку действующее правовое регулирование не предполагает отмену социальных прав, приобретенных работающими и проживающими в сельской местности медицинскими работниками.
Судом установлено, что учреждение здравоохранения, где работает истец, передано из муниципальной собственности в государственную собственность Оренбургской области. Функции полномочия учредителя, согласно Уставу, возложены на министерство здравоохранения Оренбургской области. Оно же обеспечивает проведение в Оренбургской области государственной политики в сфере охраны здоровья граждан.
При таком положении суд приходит к выводу о возложении обязанности компенсировать Антоненко Г.Г., проживающей и работающей в сельской местности, понесенные ею расходы по оплате коммунальных услуг, как медицинскому работнику муниципального учреждения здравоохранения (за период с октября 2016 года по октябрь 2017 года в сумме 16 861,31 руб.), на министерство здравоохранения Оренбургской области.
В удовлетворении иска к ГАУЗ «Городская больница № 1» г. Орска должно быть отказано.
Исходя из ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор наделен правом обращения в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В данном случае основанием для обращения прокурора в суд послужило заявление Антоненко Г.Г. от 20.11.2017 года.
Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В силу пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом РФ, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков). Учитывая, что министерство здравоохранения Оренбургской области является исполнительным органом государственной власти, оно не может быть отнесено к числу субъектов, являющихся плательщиками государственной пошлины.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Исковые требования прокурора Советского района г. Орска, действующего в интересах Антоненко Галии Гайфутдиновны, удовлетворить.
Взыскать с Министерства здравоохранения Оренбургской области в пользу Антоненко Галии Гайфутдиновны расходы по оплате отопления и освещения за период с октября 2016 года по октябрь 2017 года в сумме 16 861,31 руб.
В удовлетворении исковых требований прокурора Советского района г.Орска, действующего в интересах Антоненко Галии Гайфутдиновны, к Государственному автономному учреждению здравоохранения «Городская больница № 1» г. Орска - отказать.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд, через Ленинский районный суд г. Орска, в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме – 31 января 2018 года.
Судья Гук Н.А.