Дело № 2-716/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Гагарин « 10 » декабря 2020 года
Гагаринский районный суд Смоленской области, в составе:
председательствующего Ерченко Л.Ю.
при секретаре Михалевой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кукиной Н. И. к Администрации муниципального образования «Гагаринский район» Смоленской области об устранении препятствий в пользовании земельным участком,
установил:
Кукина Н.И. обратилась в суд с иском к Администрации МО «Гагаринский район» Смоленской области (далее по тексту - Администрация) о признании незаконным бездействия по непринятию мер по проектированию и строительству электро-, газо-, водоснабжения и водоотведения к ее земельному участку с кадастровым номером № понуждении принять исчерпывающие меры по проектированию и строительству электро-, газо-, водоснабжения и водоотведения к данному земельному участку в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу, а также возложении обязанности по устройству подъездных путей с установкой водоотводящих устройств высокой прочности с учетом возможности заезда на участок тяжелых грузовых автомобилей и спецтехники в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.
В обоснование иска указано, что ей, как ветерану труда, постановлением Администрации от 27.02.2015 № 317, предоставлен в собственность бесплатно указанный выше земельный участок площадью - 600 кв.м. с разрешенным использованием для индивидуального жилищного строительства, однако его использовать по назначению невозможно из-за отсутствия в этом массиве подъездных путей и инженерной инфраструктуры, обязанность организации которой лежит на ответчике.
В судебное заседание она по вызову не явилась, ее интересы на основании доверенности представлял Ясинский С.С., который заявленные требования поддержал в том же объеме.
Представитель муниципального образования «Гагаринский район» Смоленской области в данное судебное заседание по вызову не явился.
В судебном заседании от 05.11.2020 представитель Тюрина О.С., возражая против иска, сослалась на то, что истец ошибочно толкует полномочия Администрации в части организации объектов инфраструктуры в границах поселения, как обязанность неукоснительно исполнять пожелания каждого гражданина. Произвольное возложение на муниципальное образование публично-правовых обязательств приведет к расходованию бюджетных средств за пределами установленного бюджета.
Истец не обращалась с заявлениями о технологическом присоединении ни в одну из ресурсоснабжающих организаций, хотя возможность технологического присоединения к сетям электро-, газо-, водоснабжения имеется.
АО «Газпром газораспределение Смоленск» своего представителя в судебное заседание не направило, представило справку о возможности присоединения к газораспределительной сети газопровода для газоснабжения жилого дома Кукиной Н.И., расположенного на предоставленном ей земельном участке с кадастровым номером №
Представитель МУП «Горводоканал» в судебном заседании по вызову не явился, представил ходатайство о возможности рассмотрения дела в их отсутствие и информацию о том, что техническая возможность для подключения к системам водоснабжения и водоотведения спорного земельного участка имеется.
Кукина Н.И с заявлением о подключении не обращалась.
Представители ПАО «МРСК Центра», Управления ЖКХ и С Администрации МО «Гагаринский район» Смоленской области и ООО МУП «Гагаринпроект» в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещались.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 4 ст. 1 Закона Смоленской области от 10.06.2003 № 23-з «О предоставлении земельных участков в собственность граждан бесплатно» ветеранам труда земельные участки для индивидуального жилищного строительства предоставлялись бесплатно (данный закон утратил силу в связи с принятием закона Смоленской области от 28.09.2012 № 66-з «О предоставлении земельных участков отдельным категориям граждан на территории Смоленской области»).
Как установлено в судебном заседании, Кукиной Н.И., как ветерану труда, не нуждающейся в улучшении жилищных условий, постановлением Администрации МО «Гагаринский район» Смоленской области от 27.02.2015 № 495 бесплатно для целей индивидуального жилищного строительства был предоставлен земельный участок, площадью – 600 кв.м., с кадастровым номером №
Постановлением Администрации от 27.02.2015 № 282 была утверждена схема расположения данного земельного участка, и ООО «Горизонт» подготовлен межевой план этого участка.
19.05.2015 право собственности на него зарегистрировано в ЕГРН без каких-либо ограничений.
Муниципальным образованием г. Гагарин распоряжением № 230 от 14.08.2015 утвержден разработанный МУП «Гагаринпроект» градостроительный план земельного участка.
Постановлением МО «г. Гагарин» Смоленской области № 44 от 18.02.2015 утверждена документация по проекту планировки территории в <адрес>); в которой указаны места существующих водопроводных сетей, сети газоснабжения, линии электроснабжения.
Возможность подключения к которым определяется после получения технических условий.
МУП «Горводоканал» представило схему расположения водопроводных и канализационных сетей в отношении спорного земельного участка и точки его подключения.
Для получения технических условий правообладатель земельного участка обращается в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение объектов капительного строительства, наличие либо отсутствие технической возможности присоединения определяется сетевой организацией с учетом установленных критериев, что следует из положений п.п. 1, 13 ст. 18 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется на основании заявления в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно положений ст. 7 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.
Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 № 1314, определяют порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства.
Заявитель, в целях определения технической возможности подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения, направляет исполнителю запрос о предоставлении технических условий. Указанный запрос может быть направлен в электронной форме. Заявитель, не располагающий сведениями об организации, выдающей технические условия, обращается в орган местного самоуправления с запросом об организации, выдающей технические условия, обязан предоставить сведения о соответствующей организации с указанием ее наменования и местонахождения, определяемых на основании региональной (межрегиональной) программы газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, в том числе схемы расположения объектов газоснабжения, используемых для обеспечения населения газом, утвержденной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.
Заявитель - юридическое или физическое лицо, намеренное осуществить или осуществляющее строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства с последующим его подключением (технологическим присоединением) к сети газораспределения или подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения.
Одним из общих принципов организации экономических отношений и основами государственной политики в сфере электроэнергетики является обеспечение бесперебойного и надежного функционирования электроэнергетики в целях удовлетворения спроса на электрическую энергию потребителей, обеспечивающих надлежащее исполнение своих обязательств перед субъектами электроэнергетики (ст. 6 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»).
В соответствии со ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, в том числе объектов микрогенерации, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
По договору об осуществлении технологического присоединения одна сторона (сетевая организация) обязуется в установленном действующими правилами порядке присоединить по заявке другой стороны (абонента) принадлежащие ему ЭПУ к электрической сети сетевой организации, а абонент обязуется оплатить мероприятия по технологическому присоединению и соблюдать его технические условия.
Согласно пункту 7 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, технологическое присоединение - это состоящий из нескольких этапов процесс, целью которого является создание условий для получения электрической энергии потребителем через энергоустановки сетевой организации, завершающийся фактической подачей напряжения и составлением акта разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и разграничения эксплуатационной ответственности сторон и акта об осуществлении технологического присоединения.
В соответствии с пунктами 3 и 6 Правил № 861 сетевая организация на основании заявки заявителя обязана заключить с ним договор на технологическое присоединение, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств заявителя мероприятия по технологическому присоединению.
Анализ названных положений позволяет сделать вывод о том, что для получения технических условий правообладатель земельного участка обращается в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение объектов капитального строительства, наличие либо отсутствие технической возможности технологического присоединения определяется сетевой организацией с учетом установленных критериев.
Материалами дела подтверждено, что принадлежащий истцу земельный участок расположен в городском поселении и обеспечен надлежащей инфраструктурой, в связи с чем имеется техническая возможность, при желании, подключиться к сетям инженерно-технического обеспечения в виде электро-, газо-, водоснабжения и водоотведения, однако истец в ресурсоснабжающие организации с заявлениями о технологическом присоединении не обращалась.
При таких данных отсутствуют законные основания для возложения на Администрацию обязанности принять исчерпывающие меры по организации электро-, газо-, водоснабжение и водоотведение к принадлежащему на праве собственности земельному участку Кукиной Н.И. с кадастровым номером №
Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 13.10.2015 № 26-П также обращал внимание на то, что содержание термина "организация", используемого в Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" при определении вопросов местного значения, должно раскрываться с учетом специального отраслевого законодательного регулирования и что в любом случае этот термин не может автоматически трактоваться как предполагающий всю полноту ответственности муниципальных образований в соответствующей сфере деятельности; в противном случае допускалась бы как возможность произвольного возложения на муниципальные образования публично-правовых обязательств, так и возможность выхода самих муниципальных образований за пределы своей компетенции и тем самым - вмешательства в вопросы, относящиеся к предметам ведения и полномочиям иных публично-правовых образований.
Кроме того, по смыслу правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированных в названном выше Постановлении, использование законодателем формулировки «организация» при определении полномочий органов местного самоуправления означает, что задача органов местного самоуправления состоит в оказании регулирующего, распорядительного, контрольного и иного организационно-властного воздействия, направленного на создание необходимых условий для эффективного решения соответствующего вопроса местного значения, в частности, - применительно к пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" - организации газоснабжения населения, и при этом недопустимо возложение на муниципальные образования финансового обеспечения исполнения обязательств, вытекающих из статусных характеристик иных субъектов как самостоятельных участников гражданского оборота. Следовательно, не предполагается безусловная обязанность органов местного самоуправления обеспечить организацию подключения конкретного жилого дома к газораспределительной сети, т.е. обязанность обеспечить организацию подключения конкретного жилого дома к газораспределительной сети исключительно исходя только из потребностей конкретного гражданина (конкретных граждан) вне зависимости от финансовых возможностей муниципального образования, а также от наличия объективных препятствий для организации осуществления такого подключения.
Данных о том, что истица лишена возможности ведения индивидуального жилищного строительства и беспрепятственного подключения возводимого дома к инженерно - техническим сетям, объектам газоснабжения и электросетевого хозяйства и получения соответствующих услуг надлежащего качества и объема, необходимых для нормальной жизнедеятельности, в материалы дела не предоставлено.
Доводы возражений истца о том, что орган местного самоуправления должен выдать ей технические условия для подключения (технологического присоединения) планируемого к строительству объекта капитального строительства к сетям инженерно - технического обеспечения (ч. 7 ст. 57.3 ГрК РФ), не могут быть Приняты во внимание, не являются основанием для удовлетворения иска, поскольку в данном случае предмет спора иной, данных о том, что истица обращалась с заявлениями в сетевые организации либо к ответчику и ей было в этом отказано, суду не предоставлено. Равно как не предоставлено доказательств реального нарушения прав истца, невозможности строительства жилого дома на земельном участке, предоставленном еще в 2015 году.
При этом суд обращает внимание на то, что в соответствии с Законом Смоленской области от 10.06.2003 № 23-з земельный участок предоставлен истцу в собственность бесплатно как ветерану труда, без учета нуждаемости в улучшении жилищных условий.
Кукина Н.И. в пределах городского поселения имеет благоустроенное жилое помещение, в котором зарегистрирована и постоянно проживает.
Согласно ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Как следует из разъяснений, данных в пункте 45 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», в силу ст. ст. 304, 305 ГК РФ иск об устранении нарушений прав, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.
Такой иск подлежит удовлетворению в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика.
Предметом настоящего иска является также устройство подъездных путей с установкой водоотводящих устройств (сооружение) высокой прочности с учетом заезда на участок тяжелых грузовых автомобилей и спецтехники, что препятствует доступу к участку.
В силу п. 2, п. 6 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» дорогой является обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения.
Материалами дела подтверждено, что Кукина Н.И. неоднократно (начиная с 2015 года) обращалась к Администрации с заявлениями по вопросу обустройства проезда к земельному участку, образованному в массиве, ограниченном <адрес> на что в 2015 году получила ответ, что согласно муниципальной программы «Комплексное развитие транспортной инфраструктуры муниципального образования «Гагаринский район» Смоленской области на 2015-2017 годы» вопрос с финансированием вышеназванного проезда будет рассмотрен при формировании бюджета на 2017 г. (л.д. 28-30).
Однако своих обязательств ответчик до настоящего времени не исполнил.
Поскольку использование земельного участка без обустройства проезда к нему по прямому назначению практически невозможно, имеются основания для удовлетворения заявления по возложению обязанности по устройству дороги с установкой водоотводящих устройств.
В то же время необходимость по устройству сооружения высокой прочности, с учетом заезда на участок тяжелых грузовых машин и спецтехники ничем объективно не подтверждена.
Учитывая, что исполнение возложенных на ответчика обязанностей возможно только в летний период, суд в соответствии с положениями ст. 206 ГПК РФ устанавливает шестимесячный срок со дня вступления решения в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Кукиной Н. И. удовлетворить частично.
Обязать Администрацию муниципального образования «Гагаринский район» Смоленской области обустроить проезд (дорогу) с установкой водоотводящих устройств к земельному участку Кукиной Н. И. с кадастровым номером № и земельным участком Швейной фабрики, расположенным по адресу: <адрес>, в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.
В остальной части требований отказать.
Решение в течение месяца может быть обжаловано в Смоленский областной суд через данный суд.
Мотивированное решение изготовлено 17 декабря 2020 года.
Председательствующий Л.Ю. Ерченко