Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-7410/2014 ~ М-7011/2014 от 27.06.2014

Дело №2-7410\1\14

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 августа 2014 года Калужский районный суд Калужской области

в составе председательствующего судьи Низаметдинова Р.З.,

при секретаре Буряковой Ю.А. рассмотрев в судебном заседании в гор.Калуге дело по иску прокурора города Калуги в интересах неопределенного круга лиц к Министерству культуры и туризма Калужской области о возложении обязанности по разработке проекта зоны охраны объекта культурного наследия,

у с т а н о в и л:

27 июня 2014 года прокурор города Калуги, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с данным иском, указывая, что в ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что в 1985 году в сквере имени Героев Советского Союза - калужан, расположенного на улице <адрес>, установлена архитектурно-скульптурная композиция - бюст маршала Советского Союза Г.В. Жукова. На основании решения исполнительного комитета Калужского областного Совета народных депутатов от 12.10.1987 года №523 указанная архитектурно-скульптурная композиция отнесена к объектам культурного наследия (памятники истории и культуры) регионального значения. Согласно информации, представленной Министерством культуры и туризма от 05.06.2014 года, проект охранной зоны данного объекта культурного наследия не разрабатывался. До настоящего времени проект охранной зоны объекта культурного наследия - бюста маршала Советского Союза Г.К.Жукова, расположенного по адресу: <адрес>, сквер имени калужан - героев Советского Союза, не разработан. Непринятие мер по разработке проекта зоны охраны указанного объекта культурного наследия делает невозможным утверждение границ зоны его охраны, в связи с чем существует вероятность негативного воздействия на памятник культуры, увековечивающий память о маршале Советского Союза Г.К.Жукове, предоставления на этой территории под строительство земельных участков, ведения строительных работ и иной хозяйственной деятельности, что создает реальную угрозу повреждения, уничтожения памятника, и, в свою очередь, приведет к нарушению конституционного права неопределенного круга лиц на доступ к культурным ценностям (ст. 44 Конституции РФ). На основании ч. 1 ст.45 ГПК Российской Федерации, ст.35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», просит: возложить обязанность на Министерство культуры и туризма Калужской области разработать проект зоны охраны объекта культурного наследия -бюста маршала Советского Союза Г.К.Жукова, расположенного по адресу: <адрес>, сквер имени калужан - героев Советского Союза..

В судебном заседании представитель прокуратуры города Калуги Власова Л.Д. исковые требования поддержала.

Представитель ответчика по доверенности Цуканов Д.Г. иск не признал, пояснив, что истцом в досудебном порядке не предлагалось разрешить рассматриваемый вопрос. В соответствии с п. 4 Постановления № 315 разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия может осуществляться по инициативе органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников или пользователей объектов культурного наследия, правообладателей земельных участков, юридических лиц. общественных и религиозных объединений, уставная деятельность которых направлена на сохранение объектов культурного наследия, или по решению суда. Разработку проектов зон охраны объектов культурного наследия организуют органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. Таким образом, законодатель предусмотрел для органа государственной власти роль организатора, а не исполнителя проекта зон охраны. Согласно п. 5 Постановления № 315 разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия может включаться в соответствующие федеральные и региональные целевые программы сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия. Финансирование работ по разработке проекта зон охраны объектов культурного наследия регионального значения осуществляется из регионального бюджета на один год. Средства в текущем году по организацию указанных работ не предусмотрены. Пунктами 3 и 4 ст. 48 Федерального закона №73-Ф3 от 25.06.2002 установлено, что собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований настоящего Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия. Рассматриваемый объект культурного наследия находится в муниципальной собственности и на нем лежит обязанность по сохранению объекта культурного наследия, недопущения его повреждения и уничтожения.

Третье лицо - Городская Управа города Калуги своего представителя в суд не направило.

Суд, выслушав доводы участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, пришел к следующим выводам.

Прокуратурой города Калуги проведена проверка, по результатам которой установлено, что в 1985 году в сквере имени Героев Советского Союза - калужан, расположенного на <адрес>, установлена архитектурно-скульптурная композиция - бюст маршала Советского Союза Г.В. Жукова.

На основании решения исполнительного комитета Калужского областного Совета народных депутатов от 12.10.1987 года №523 указанная архитектурно-скульптурная композиция отнесена к объектам культурного наследия (памятники истории и культуры) регионального значения.

Согласно информации, представленной Министерством культуры и туризма от 05.06.2014 года, проект охранной зоны данного объекта культурного наследия не разрабатывался.

На основании исследованных в судебном заседании доказательств суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Согласно ч. 1 ст. 26.1 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации, определяются Конституцией (уставом), законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Исходя из положений п. 4 ч. 1 ст. 9.2 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относится, в том числе, государственная охрана объектов культурного наследия регионального значения.

Аналогичная норма содержится и в ч. 1 ст. 39 Закона Российской Федерации от 09.10.1992 № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре».

Органом исполнительной власти Калужской области, уполномоченным в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, является министерство культуры и туризма Калужской области.

В соответствии с п.2.3 Положения «О министерстве культуры и туризма Калужской области», утвержденного постановлением Губернатора Калужской области от 25.12.2008 года №383, одной из основных задач министерства является государственная охрана объектов культурного наследия регионального значения, расположенных на территории Калужской области.

На основании ст. 6 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее Федеральный закон) под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимается система правовых, организационных финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия" предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Как следует из п.п. 5, 7 ч. 2 ст. 33 Федерального закона в качестве мер по государственной охране объектов культурного наследия, органы государственной власти наделены рядом полномочий, в том числе по согласованию, в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом, проектов зон охраны объектов культурного наследия и разработке проектов зон охраны объектов культурного наследия.

Согласно ч.1. ст.34 Федерального закона в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.

Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.

Порядок разработки проектов зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также требования к режимам использования земель и градостроительным регламентам в границах данных зон, входящих в свою очередь в полномочия органов власти, утвержден Постановлением Правительства РФ от 26.04.2008 N 315 «Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской федерации».

В соответствии с п. 4 указанного Положения разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия может осуществляться по инициативе органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников или пользователей объектов культурного наследия, правообладателей земельных участков, юридических лиц, общественных и религиозных объединений, уставная деятельность которых направлена на сохранение объектов культурного наследия, или по решению суда.

Разработку проектов зон охраны объектов культурного наследия организуют органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

Согласно п. 13 Положения проект зон охраны объекта культурного наследия подлежит в установленном порядке государственной историко-культурной экспертизе в целях определения его соответствия требованиям государственной охраны объектов культурного наследия. Положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы является основанием для утверждения границ зон охраны объекта культурного наследия, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон.

Исходя из вышеуказанных положений разработку проектов зон охраны объектов культурного наследия организуют органы в зависимости от имеющихся у них полномочий.

Поводом обращения в суд послужила угроза негативного воздействия на памятник культуры, увековечивающий память о маршале Советского Союза Г.К.Жукове, предоставления на этой территории под строительство земельных участков, ведения строительных работ и иной хозяйственной деятельности. В сети Интернета размещена информация о ликвидации в городе сквера им. Жукова и предоставления земельного участка под строительство. До настоящего времени проект охранной зоны объекта культурного наследия - бюста маршала Советского Союза Г.К.Жукова, расположенного по адресу<адрес>, сквер имени калужан - героев Советского Союза, не разработан, что создает реальную угрозу повреждения, уничтожения памятника.

Исходя из изложенного суд считает обоснованными доводы прокурора в части того, что непринятие мер по разработке проекта зоны охраны указанного объекта культурного наследия делает невозможным утверждение границ зоны его охраны, в связи с чем существует вероятность негативного воздействия на памятник культуры. Изложенное является основанием для удовлетворения иска.

Доводы представителя Министерства в части того, что истцом неверно избран ответчик, суд считает несостоятельными. В соответствии с п. 4 Постановления № 315 разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия может осуществляться в том числе и по инициативе органов государственной власти. Разработку проектов зон охраны объектов культурного наследия организуют органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

Таким образом, Министерство культуры и туризма Калужской области, как орган государственной власти, является надлежащим ответчиком, поскольку наделено полномочиями в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ -░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░.░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 19 ░░░░░░░ 2014 ░░░░.

░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-7410/2014 ~ М-7011/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор города в защиту интересов неопределённого круга лиц
Ответчики
Министерство культуры и туризма Калужской области
Другие
Горуправа г.Калуги
Суд
Калужский районный суд Калужской области
Судья
Низаметдинов Р.З.
Дело на сайте суда
kaluga--klg.sudrf.ru
27.06.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.06.2014Передача материалов судье
30.06.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.06.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.07.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.07.2014Судебное заседание
07.08.2014Судебное заседание
14.08.2014Судебное заседание
19.08.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.08.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.08.2014Дело оформлено

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее