Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1152/2017 ~ М-234/2017 от 18.01.2017

Дело № 2-1029/2017

Мотивированное решение составлено 27.03.2017.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 марта 2017 года г. Екатеринбург

Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Мурашовой Ж.А.,

при секретаре Лосевой Е.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Калининой Т.А. к Министерству внутренних дел Российской Федерации, УФМС России по Свердловской области в лице ликвидационной комиссии – председателя ликвидационной комиссии полковника внутренней службы Прибавкина В.В. об отмене приказа об увольнении, переводе на вакантную должность, взыскании заработка за время вынужденного прогула, компенсация морального вреда,

установил:

Калинина Т.А. обратилась в суд с иском к Министерству внутренних дел Российской Федерации, УФМС России по Свердловской области в лице ликвидационной комиссии – председателя ликвидационной комиссии полковника внутренней службы Прибавкина В.В. об отмене приказа об увольнении, переводе на вакантную должность, взыскании заработка за время вынужденного прогула, компенсация морального вреда. В обоснование исковых требований указала, что с *** года как аттестованный сотрудник проходила службу в органах внутренних дел капитаном внутренней службы, с *** года прикомандирована к Федеральной миграционной службе России, обязалась выполнять обязанности по должности инспектора отдела УФМС России по Свердловской области в Октябрьском районе г. Екатеринбурга. С *** по *** истец находилась в отпуске по беременности и родам, а затем с *** – в ежегодном оплачиваемом отпуске. Она написала рапорт на вакантную должность инспектора по вопросам миграции в Октябрьском районе г. Екатеринбурга в УМВД по г. Екатеринбургу, а также рапорт на отпуск по беременности и родам, но так и не была переведена на вакантную должность. Указом Президента РФ № 156 от 05.04.2016 и приказом ФМС России от 01.06.2016 №229 УФМС России по Свердловской области ликвидировано. Приказом УФМС России по Свердловской области *** л/с от *** и приказом *** л/с от *** истец уволена по п. 11 ч. 2 ст 82 Федерального закона от 30.11.2011 №342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации» с ***. Истец считает своё увольнение незаконным, поскольку работодателем нарушена ст. ст. 256, 261, 264 ТК РФ. Не учтено ее нахождение в ежегодном отпуске, а также наличие на иждивении ребенка до 3-х лет. Просит отменить приказ об увольнении УФМС России по Свердловской области *** л/с от ***, обеспечить перевод на вакантную должность, взыскать заработную плату за время вынужденного прогула на день вынесения решения суда, взыскать компенсацию морального вреда в сумме <***>, расходы по составлению искового заявления в сумме <***>

Впоследствии истец Калинина Т.А. уточнила исковые требования, просит отменить приказы об увольнении УФМС России по Свердловской области *** л/с от *** и приказ МВД России *** л/с от ***, восстановить ее на работе в должности инспектора отдела УФМС России по *** в *** с ***, взыскать компенсацию морального вреда в сумме <***> В остальной части исковые требования оставила без изменения.

В судебном заседании Калинина Т.А. поддержала доводы и требования иска с учетом уточнений, настаивала на их удовлетворении в полном объеме.

Представитель ответчика Управления Федеральной миграционной службы по Свердловской области в лице председателя ликвидационной комиссии Прибавкина В.В. – Пономарев А.И. в судебном заседании считает исковые требования необоснованными, просит в их удовлетворении отказать. Истец являлась сотрудником ОВД, но она была прикомандирована к УФМС России по Свердловской области и контракт с ней заключался начальником УФМС России по Свердловской области. При реализации Указа Президента, начальник УФМС России по Свердловской области не мог предлагать вакантные должности в связи с ликвидацией органа и подразделения. В свою очередь МВД России также обязанности предлагать вакантные должности не имело. Полагает, что нарушений при увольнении нет, процедура соблюдена. На момент составления приказа об увольнении истец находилась в ежегодном отпуске с *** по ***. *** она уволена со службы.

Представитель ответчика МВД России, и третьего лица ГУ МВД России по Свердловской области Кудрявцев И.Е. в судебном заседании исковые требования не признал по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск, просит отказать в удовлетворении исковых требований в полном объёме (л.д. 34-39).

Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица УМВД России по городу Екатеринбургу в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причина неявки неизвестна.

Также о времени и месте рассмотрения дела лица, участвующие в деле, извещались публично путем заблаговременного размещения в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" информации на интернет-сайте Кировского районного суда г. Екатеринбурга.

При таких обстоятельствах, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив допустимость и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь представленных доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 1 и 2 ст. 1 Закона №342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» служба в органах внутренних дел - федеральная государственная служба, представляющая собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях в органах внутренних дел Российской Федерации, а также на должностях, не являющихся должностями в органах внутренних дел, в случаях и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации (пункт 1); должности в органах внутренних дел - должности сотрудников органов внутренних дел, которые учреждаются в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, его территориальных органах, подразделениях, организациях и службах (пункт 2).

В силу ч. 1 ст. 32 Закона № 342-ФЗ для выполнения задач, связанных непосредственно с деятельностью федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, сотрудник органов внутренних дел с его согласия может быть прикомандирован к федеральному органу государственной власти, иному государственному органу или к организации с оставлением в кадрах федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Решения о направлении прикомандированного к ФМС России сотрудника органов внутренних дел для прохождения службы в конкретный территориальный орган ФМС России и последующего назначения на должность, а также увольнения с должности отнесены к компетенции директора ФМС России.

Указом Президента Российский Федерации № 636 от 21.05.2012 утверждена структура федеральных органов исполнительной власти, в которой Федеральная миграционная службы определена как самостоятельный орган, деятельностью которого руководит Правительство Российской Федерации.

Следовательно, Федеральная миграционная служба Российской Федерации не входит в систему МВД России, в связи с чем при ликвидации федерального органа исполнительной власти (ФМС России) у МВД России отсутствовали основания для трудоустройства высвобождающихся сотрудников, и для зачисления сотрудников ФМС России и его территориальных органов в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и его территориальных органов, в соответствии со ст. 36 Закона № 342-Ф3.

При этом сотрудники, проходящие службу непосредственно в органах внутренних дел, и сотрудники, прикомандированные к Федеральной Миграционной службе России, выполняют различные функции, обусловленные спецификой органов, в которых они проходят службу, что позволяет относить их к разным по характеру и условиям деятельности категориям сотрудников органов внутренних дел.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Калинина Т.А. с*** являлся сотрудником органов внутренних дел, прикомандированным к Федеральной миграционной службе России, с декабря *** года проходила службу в должности инспектора отдела УФМС России по Свердловской области в Октябрьском районе г. Екатеринбурга.

Приказом Министерства *** л/с от *** истец уволена из органов внутренних дел по п. 11 ч. 2 ст. 82 Федерального закона № 342-ФЗ (в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником) (л.д. 74).

Приказом УФМС России по Свердловской области *** л/с от *** контракт с истцом расторгнут и определена дата ее увольнения –***(л.д. 73).

Согласно ч. 3 ст. 36 Закона № 342-Ф3 при упразднении (ликвидации) территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или подразделения правоотношения с сотрудником органов внутренних дел, замещающим должность в территориальном органе федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или подразделении, могут быть продолжены в случае: предоставления сотруднику с учетом уровня его квалификации, образования и стажа службы в органах внутренних дел (выслуги лет) или стажа (опыта) работы по специальности возможности замещения иной должности в органах внутренних дел (пункт 1); направления сотрудника на обучение по дополнительным профессиональным программам (пункт 2)

В соответствии с ч. 4 ст. 36 Закона № 342-Ф3 сотрудник органов внутренних дел в случае отказа от предложенной ему для замещения иной должности в органах внутренних дел либо от направления на обучение по дополнительным профессиональным программам освобождается от замещаемой должности и увольняется со службы в органах внутренних дел. В этом случае контракт с сотрудником расторгается в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 82 настоящего Федерального закона.

Согласно п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» упразднена, в частности, Федеральная миграционная служба. Министерству внутренних дел Российской Федерации переданы функции и полномочия упраздняемой Федеральной миграционной службы, штатная численность упраздняемой Федеральной миграционной службы, с сокращением ее на 30 процентов (подп. «а», «в» п. 2 Указа). Подпунктом «б» пункта 3 названного Указа установлено, что Министерство внутренних дел Российской Федерации является правопреемником, в том числе, упраздняемой Федеральной миграционной службы, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.

В связи с этим, согласно подпункту «а» п. 8 Указа Президента Российской Федерации от 05.04.2016г. №, в центральном аппарате МВД России создана новая структура «Главное управление по вопросам миграции».

Вместе с тем, в Указе Президента Российской Федерации № 156 от 05.04.2016 отсутствует указание об обязанности назначения высвобождающихся сотрудников ФМС России на должности в органах внутренних дел в связи с упразднением ФМС России.

Таким образом, по мнению суда, произошло упразднение (ликвидация) не территориального органа МВД России, а самостоятельного федерального органа исполнительной власти ФМС России.

В соответствии с Приказом ФМС от 15.04.2013 №199 «Об особенностях применения в отношении сотрудников органов внутренних дел РФ, прикомандированных к ФМС России» увольнение со службы в органах внутренних дел сотрудников осуществляется по представлению руководителя ФМС России или начальников (руководителей) территориальных органов ФМС России, направляемому Министру внутренних дел РФ для принятия решения об увольнении.

Расторжение же контракта с сотрудниками производится начальниками (руководителями) территориальных органов ФМС России и оформляется соответствующим приказом территориального органа ФМС России.

*** Калинина Т.А. была под подпись уведомлена о предстоящем расторжении контракта и увольнении из органов внутренних дел Российской Федерации по пункту 11 части 2 статьи 82 Закона №342-Ф3 (л.д. 79).

При этом тот факт, что о предстоящем увольнении истец была уведомлена ***, а увольнение фактически состоялось ***, сам по себе не имеет правового значения, поскольку положениями пункта 1 части 2 статьи 85 Закона №342-ФЗ предусмотрен минимальный срок предупреждения о предстоящем увольнении - увольнение может быть произведено не ранее чем через два месяца со дня уведомления о расторжении контракта по пункту 11 части 2 статьи 82 Закона; тогда как максимальный срок для увольнения с момента ознакомления с уведомлением о предстоящем увольнении действующим законодательством не предусмотрен.

Судом установлено, что *** Калинина Т.А. обратилась с рапортом на имя Министра МВД России, выразив свое согласие на перевод для дальнейшего прохождения службы в ГУ МВД России по Свердловской области и занятие вакантной должности инспектора отдела по вопросам миграционного отдела полиции № 7 УМВД России по г. Екатеринбургу (л.д. 82).

Как следует из адресованного территориальным органам МВД России распоряжения первого заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации от 24.06.2016 № 1/5987, в целях обеспечения качественного завершения организационно-штатных и кадровых мероприятий, связанных с упразднением, в том числе, Федеральной миграционной службы, необходимо организовать проведение предусмотренных нормативными правовыми актами, регулирующими порядок прохождения службы (работы) в органах внутренних дел, проверочных мероприятий, оформление связанных с приемом на службу (работу) в органы внутренних дел документов, согласование вопросов назначения на соответствующие должности в отношении сотрудников и работников, изъявивших согласие с предложенными должностями, соответствующих установленным законодательством требованиям, обеспечить прием на службу (работу) и назначение на имеющиеся вакантные должности в подчиненных подразделениях МВД России сотрудников и работников упраздненных государственных органов, в том числе с целью последующего перевода на должности, вводимые в связи с реализацией Указа № 156, при их согласии (п. 2, 3 распоряжения).

Учитывая данное распоряжение, а также то, что сотрудники органов внутренних дел, прикомандированные к федеральному органу государственной власти, иному государственному органу, проходят службу на должностях в органе государственной власти (а не в органах внутренних дел), при назначении на должности в органах внутренних дел, применительно к правилам ст. 19 Федерального закона № 342-ФЗ, необходимо проведение проверки достоверности сведений о кандидате на должность.

В силу п.п. 1, 3 ч. 1 ст. 75 Федерального закона № 342-ФЗ формирование кадрового состава органов внутренних дел в федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальных органах, подразделениях осуществляется на основе следующих принципов: обязательный профессиональный отбор при равном доступе граждан к службе в органах внутренних дел; назначение сотрудников органов внутренних дел на должности с учетом уровня их квалификации, заслуг в служебной деятельности, личных и деловых качеств.

Как неоднократно указывал в судебных постановлениях Конституционный Суд Российской Федерации, служба в органах внутренних дел является особым видом государственной службы, направлена на реализацию публичных интересов, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в этих органах, специального правового статуса, обусловленного выполнением конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности. Законодатель, определяя правовой статус сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, вправе устанавливать для этой категории граждан особые требования и особые обязанности, обусловленные задачами, принципами организации и функционирования органов внутренних дел, а также специфическим характером деятельности указанных лиц (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 06.06.1995 N 7-П, от 18.03.2004 № 6-П и от 21.03.2014 № 7-П; определения Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2004 № 460-О, от 16.04.2009 № 566-О-О, от 25.11.2010 № 1547-О-О, от 27.10.2015 № 2389-О).

Из изложенного следует, что при сокращении штата производится назначение на вакантную должность в органах внутренних дел, но при условии отсутствия препятствий к такому назначению (с учетом проверочных мероприятий и без квалификационных требований к образованию при назначении не на вышестоящие должности).

Из письма начальника оперативно-розыскной части собственной безопасности ГУ МВД России по Свердловской области от*** (л.д. 132) следует, что в отношении сотрудников, проходивших службу, в т.ч. в Федеральной миграционной службе, изъявивших желание продолжить служебную деятельность в МВД, оперативно-розыскной частью собственной безопасности ГУ МВД России по Свердловской области совместно с другими федеральными структурами, с целью недопущения проникновения в систему МВД России лиц, преследующих корыстные или иные противоправные цели, проведен комплекс соответствующих проверочных мероприятий; на основании полученной информации, составляющей государственную тайну, были не рекомендованы к дальнейшему прохождению службы в органах внутренних дел несколько человек, включая Калинину Т.А.

Поскольку для назначения на должность в органах внутренних дел (и направления на обучение) необходимо успешное прохождение проверочных мероприятий, истец на основании полученных сведений, составляющих государственную тайну, не была рекомендована к назначению на должность при проведении проверочных мероприятий оперативно-розыскной частью собственной безопасности ГУ МВД России по Свердловской области (такой результат проверки не оспорен в установленном законом порядке), учитывая право органов внутренних дел формировать кадровый состав сотрудников и назначение сотрудников органов внутренних дел на должности с учетом, в том числе, личных и деловых качеств сотрудников, суд приходит к выводу о правомерности увольнения истца, невозможности перевода истца на иную вакантную должность в органах внутренних дел.

Не находит суд заслуживающими внимания доводы истца о несоблюдении ответчиками положений ст. ст. 256, 261 Трудового кодекса Российской Федерации при ее увольнении.

Согласно свидетельству о рождении *** у Калининой Т.А. родилась дочь Д. (л.д. 10). Как пояснила в судебном заседании истец, у нее имеется супруг, который был трудоустроен на момент ее увольнения, и работает в настоящее время.

Доказательств подачи заявления о предоставлении отпуска по уходу за ребенком после окончания отпуска по беременности и родам, истцом не представлено. Сама она не оспаривает, что подала заявление о предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска с ***, который был ей предоставлен.

Пунктом 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» также разъяснено, что при рассмотрении дела о восстановлении на работе лица, трудовой договор с которым расторгнут по инициативе работодателя, обязанность доказать наличие законного основания увольнения и соблюдение установленного порядка увольнения возлагается на работодателя. При этом необходимо иметь в виду, что - не допускается увольнение работника (за исключением случая ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем) в период его временной нетрудоспособности и в период пребывания в отпуске (часть шестая статьи81 ТК РФ); беременных женщин (за исключением случая ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем), а также женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, одиноких матерей, воспитывающих ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида - до восемнадцати лет), других лиц, воспитывающих указанных детей без матери, за исключением увольнения по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 5 - 8, 10 или 11 части первой статьи81или пунктом 2 статьи336 ТК РФ(статья261 ТК РФ).

Поскольку основанием расторжения контракта с истцом фактически является ликвидация федерального органа исполнительной власти ФМС России, законных препятствий для его расторжения по инициативе работодателя не имелось.

Проанализировав представленные сторонами доказательства, в том числе объяснения сторон в судебном заседании, положения Закона №342-ФЗ, Положение о Федеральной миграционной службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.07.2012 №711, суд приходит к выводу о том, что у ответчиков - МВД России и УФМС России по Свердловской области имелись основания для увольнения истца по п. 11 ч. 2 ст. 82 Закона № 342-Ф3 и при увольнении была в полной мере соблюдена предусмотренная действующим законодательством процедура увольнения сотрудника по данному основанию, увольнение истца является законным и обоснованным.

При указанных обстоятельствах, исковые требования о восстановлении истца на службе, оплате времени вынужденного прогула, взыскании компенсации морального вреда, подлежат отклонению в полном объеме.

В связи с отказом истцу в удовлетворении исковых требований оснований для взыскания с ответчика расходов по составлению искового заявления, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Калининой Т.А. к Министерству внутренних дел Российской Федерации, УФМС по Свердловской области в лице ликвидационной комиссии об отмене приказов об увольнении, восстановлении в должности, взыскании оплаты времени вынужденного прогула, компенсации морального вреда, отказать в полном объеме.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Ж.А. Мурашова




2-1152/2017 ~ М-234/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Калинина Татьяна Александровна
Прокурор Кировского района г. Екатеринбург
Ответчики
МВД России
УФМС по Свердловской области
Другие
УМВД России по г. Екатеринбургу
ГУ МВД России по Свердловской области
Суд
Кировский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области
Судья
Мурашова Жанна Александровна
Дело на странице суда
kirovsky.svd.sudrf.ru
18.01.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.01.2017Передача материалов судье
23.01.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.01.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.01.2017Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
02.02.2017Предварительное судебное заседание
15.02.2017Предварительное судебное заседание
15.02.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.03.2017Судебное заседание
22.03.2017Судебное заседание
27.03.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.04.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.05.2017Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
31.05.2017Изучение поступившего ходатайства/заявления
13.06.2017Судебное заседание
23.06.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
08.06.2018Дело оформлено
08.06.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее