№а-105/2020 года
УИД: 28RS№-87
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 июня 2020 года <адрес>
Архаринский районный суд <адрес>, в составе:
председательствующего судьи Лобань Т.Н.,
секретаря судебного заседания ФИО2,
с участием помощника прокурора <адрес> ФИО4,
представителя административного ответчика ФИО5, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя административного ответчика ФИО3, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации <адрес> о признании незаконным бездействия по непринятию мер для устранения нарушений требований законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, возложении обязанности совершить определенные действия, направленные на обеспечение безопасности гидротехнического сооружения «Целинное водохранилище»,
У С Т А Н О В И Л:
<адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации <адрес> о признании незаконным бездействия по непринятию мер для устранения нарушений требований законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, возложении обязанности совершить определенные действия, направленные на обеспечение безопасности гидротехнического сооружения «Целинное водохранилище», в исковом заявлении в обоснование заявленных требований, указав, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения органами местного самоуправления мероприятий по обеспечению безопасности и охраны гидротехнического сооружения, по результатам которой установлено, что гидротехническое сооружение «Целинное водохранилище» с кадастровым №, площадью 1 324 440 кв. м, инв. №, расположенное по адресу 1,6 км от <адрес> на северо-восток (ГТС), находится в собственности муниципального образования «<адрес>», что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии <адрес>. Данное гидротехническое сооружение введено в эксплуатацию в 1977 году, вид «водозаборные ГТС», тип «Поверхностные водозаборы», относится к 4 классу. В августе 2019 года на данном гидротехническом сооружении произошла гибель двух людей, в том числе, одного несовершеннолетнего.
В нарушение ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» администрацией <адрес>:
- не обеспечивается разработка и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения «Целинное водохранилище» с кадастровым №;
- не финансируются мероприятия по эксплуатации указанного гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения;
- не осуществляется оценка безопасности указанного гидротехнического сооружения, в том числе регулярная оценка безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности.
Также в нарушение требований закона отсутствует водомерная рейка для проведения мониторинга уровня воды в водохранилище.
Как установлено в ходе проверки, администрацией <адрес> произведен расчет размера вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лих в результате аварии гидротехнического сооружения «Целинное». Распоряжением губернатора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р согласован данный расчет.
Администрацией не актуализирован расчет вероятного вреда, в связи с чем, величина финансового обеспечения ответственности не установлена с 2016 года.
Считает, что невыполнение администрацией <адрес> оценки безопасности гидротехнического сооружения не позволяет провести категорирование данного объекта, не позволяет установить требования к обеспечению безопасности объектов водоснабжения и водоотведения с учетом степени угрозы совершения террористического акта, значимости объектов водоснабжения и водоотведения для инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также возможных последствий совершения на них террористических актов.
Выявленные нарушения требований законодательства в части эксплуатации гидротехнического сооружения, влекут нарушение прав граждан на защиту их жизни, здоровья, а также на охрану окружающей среды и хозяйственных объектов.
В связи с выявленными нарушениями прокурором района в адрес главы <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, а также ДД.ММ.ГГГГ вносились представления об устранении нарушений федерального законодательства. Однако до настоящего времени фактически нарушения не устранены.
Просил признать незаконным бездействие администрации <адрес>, выразившееся в непринятии мер для устранения нарушений требований законодательства о безопасности гидротехнических сооружений.
Обязать администрацию <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ совершить следующие действия:
- обеспечить разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения «Целинное водохранилище» с кадастровым №;
- обеспечить финансирование мероприятий по эксплуатации указанного гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения;
-обеспечить регулярную оценку безопасности указанного гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности;
- установить водомерную рейку из недеформируемого материалам с сантиметровыми делениями и отметкой критического уровня воды для проведения мониторинга уровня воды в водохранилище;
- актуализировать расчет вероятного вреда, выполненного в соответствии с утвержденными методиками и порядком определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения;
-представить в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в пределах своих полномочий федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений указанный расчет и документы, необходимые для обоснования величины финансового обеспечения ответственности, в целях определения указанным органом величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО4 представила письменное заявление об отказе от административных исковых требований в части возложения на администрацию <адрес> обязанности установить водомерную рейку из недеформируемого материала с сантиметровыми делениями и отметкой критического уровня воды для проведения мониторинга уровня воды в водохранилище, поскольку на момент рассмотрения дела данная рейка ответчиком установлена, последствия отказа от части заявленных административных требований ей разъяснены и понятны. На удовлетворении административных исковых требований в остальной части административного иска настаивает в полном объеме, поддерживает доводы, изложенные в административном исковом заявлении, в дополнение суду пояснила, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения органами местного самоуправления мероприятий по обеспечению безопасности и охраны гидротехнического сооружения. В рамках проведенной проверки, было установлено, что гидротехническое сооружение «Целинное водохранилище», расположенное по адресу 1,6 км от <адрес> на северо-восток, находится в собственности муниципального образования «<адрес>», что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права. В рамках проведенной проверки было установлено, что в нарушение ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» администрацией <адрес> не обеспечивается разработка и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения «Целинное водохранилище»; не финансируются мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения «Целинное водохранилище», обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения «Целинное водохранилище»; не осуществляется оценка безопасности гидротехнического сооружения «Целинное водохранилище», в том числе регулярная оценка безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности. Как установлено в ходе проверки и следует из представленных материалов дела, администрацией <адрес> произведен расчет размера вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лих в результате аварии гидротехнического сооружения «Целинное». Данный расчет был согласован Распоряжением губернатора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-<адрес> не актуализирован расчет вероятного вреда, в связи с чем, величина финансового обеспечения ответственности не установлена с 2016 года. Считает, что невыполнение администрацией <адрес> оценки безопасности гидротехнического сооружения не позволяет провести категорирование данного объекта, не позволяет установить требования к обеспечению безопасности объектов водоснабжения и водоотведения с учетом степени угрозы совершения террористического акта, значимости объектов водоснабжения и водоотведения для инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также возможных последствий совершения на них террористических актов. Выявленные нарушения требований законодательства в части эксплуатации гидротехнического сооружения, влекут нарушение прав граждан на защиту их жизни, здоровья, а также на охрану окружающей среды и хозяйственных объектов. В связи с выявленными нарушениями прокурором района в адрес главы <адрес> вносились представления об устранении нарушений федерального законодательства. По результатам рассмотрения представлений за подписью главы <адрес> был направлен ответ, согласно которому следовало, что администрацией <адрес> организована работа по сбору, уточнению исходных данных и нормативных документов, необходимых для подготовки расчета ущерба вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии. Учитывая объем мероприятий, а также сроки, установленные административными регламентами, окончание мероприятий по актуализации ущерба вероятного вреда, который может быть причинен в результате аварии, работы планировались завершить до ДД.ММ.ГГГГ. Однако до настоящего времени фактически нарушения не устранены. Регулярная оценка безопасности данного сооружения не проводится. Кроме того, администрация <адрес> в представленных возражениях ссылается на СНиП ДД.ММ.ГГГГ-84 «Платины из грунтовых материалов», но данные правила утратили свою силу. В действие введен свод правил 39.13330.2012 «Платины из грунтовых материалов» от ДД.ММ.ГГГГ, согласно данному своду правил, для платин IV класса и их оснований, следует предусматривать комплексные и визуальные наблюдения, инструментальные наблюдения и ограниченные наблюдение за смещением осадков, и положением депрессионной поверхности. Также указано, что проект наблюдений должен включать перечень контролируемых нагрузок, перечень контролируемых показаний, включая критерии безопасности, программы наблюдений с изложением целей и задач, общие схемы, рабочие чертежи, и иные мероприятия.
Так же считает, что заслуживает внимание тот факт, что ДД.ММ.ГГГГ на данном гидротехническом сооружении произошла гибель людей, в том числе и несовершеннолетнего ребенка в связи с тем, что условия безопасности не отвечали требованиям, не был выполнен полный комплекс мероприятий, направленных на обеспечение безопасности данного сооружения.
Просит полностью удовлетворить заявленные административные исковые требования.
Представитель административного ответчика – администрации <адрес> ФИО5 в судебном заседании заявленные административные исковые требования не признала, суду пояснила, что гидротехническое сооружение «Целинное водохранилище» находится в собственности муниципального образования «<адрес>». Согласно имеющимся правоустанавливающим документам и технической документации, назначение Г№ - рекреация, орошение, водохранилище. Гидротехническое сооружение относится к водохозяйственному комплексу, является гидротехническим сооружением IV класса. Гидротехническое сооружение устраивалось в целях регулирования стока для орошения сельскохозяйственных культур, работа в каскаде гидротехнических не предусмотрена. («Водохозяйственный паспорт водохранилища в совхозе «Целинный» <адрес>, 1984 год, Дальгипроводхоз). На основании Постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, совхоз «Целинный» реорганизован в производственный сельскохозяйственный кооператив, который, в свою очередь, на основании постановления администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, был ликвидирован. В связи с ликвидацией единственного водопользователя и эксплуатирующей организации, гидротехническое сооружение утратило свое функциональное предназначение. Считает, что согласно РД 153-34.2-21.342-00 от 2006 года критерии безопасности гидротехнических сооружений разрабатываются на стадии проектирования и уточняются на стадии эксплуатации, только в том случае, если гидротехническое сооружение подлежит декларированию. В соответствии со ст.1 Федерального закона № 117-ФЗ, данный Закон распространяет свое действие только на те гидротехнические сооружения, повреждения которых могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации. В иных случаях при проектировании, строительстве, эксплуатации гидротехнических сооружений следует руководствоваться иным законодательством. Основываясь на Расчёте вероятного вреда равного 0 рублей, то есть угроза возникновения чрезвычайной ситуации в результате аварии на гидротехническом сооружение отсутствует. С момента проведения Расчёта вероятного вреда равного 0 рублей в 2011 году и по настоящее время, на территории нижнего бьефа на расстоянии 6 км гидротехнического сооружения «Целинное» не производилась застройка жилого сектора, земля не предоставлялась для аграрии, не производились строительные работы по автотранспортному сообщению федерального и регионального и муниципального значения, не возводились памятники архитектуры, не разводились ценные виды рыб, не прокладывались телефонные и связные коммуникации, следовательно, изменений по низлежащей территории гидроузла не производилось. Так же с 2011 года и по настоящее время, аварийных ситуаций на гидротехническом сооружении «Целинное» связанных с переполнением водохранилища или образованием прорана не происходило.
Считает, что гидротехническое сооружение «Целинное водохранилище» как объект IV класса, введённый в эксплуатацию в 1977 году, декларированию не подлежит.
При этом администрацией <адрес> был разработан и утвержден, на основании распоряжения губернатора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р «О согласовании расчета размера вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС «Целинное», расчет вероятного вреда с суммой ущерба равной 0 рублей.
Учитывая нормы действующего законодательства в области обеспечения безопасности гидротехнических сооружений, имеющиеся нормативные документы Ростехнадзора, являющегося уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, а также нормативные документы Госгортехнадзора РФ, определяют порядок разработки и уточнению критериев безопасности гидротехнических объектов только к объектам энергетики, а также иных производственных объектов, образующих, в процессе эксплуатации, накопители жидких отходов, то очевидным является факт, что положение норм законодательства, закрепленных в ст. 9 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» в части разработки и уточнению критериев безопасности гидротехнических сооружений водохозяйственного комплекса не применимо для гидротехнического сооружения «Целинное водохранилище». Нормами действующего законодательства и нормативных документов в области обеспечения безопасности гидротехнических сооружений четко определено, что оценка безопасности гидротехнического сооружения представляет собой «определение состояния гидротехнического сооружения и квалификации работников эксплуатирующей организации нормам и правилам, утвержденными в порядке, определенным Федеральным законом «О безопасности гидротехнических сооружений».
В соответствии со СНиП 33-01 -2003 «Гидротехнические сооружения. Основные положения», мероприятия по оценке состояния гидротехнического сооружения проводятся в соответствии с проектом мониторинга безопасности гидротехнического сооружения «Целинное», разработанного и утвержденного в соответствии с правилами с требованиями РД 03-417-01, РД 153-34.0-03.205-2001, РД 03-259-98. Кроме этого, регулярное обследование гидротехнического сооружения проводится ежегодно межведомственной комиссией перед подготовкой прохождения паводка с составлением актов готовности, утверждением состава комиссии. За период времени, с момента ввода в эксплуатацию до настоящего времени, аварийных или чрезвычайных ситуаций связанных с эксплуатацией ГТС, не зарегистрировано. Регулярная оценка безопасности устанавливается по средствам периодического визуального контроля.
Согласно СНиП ДД.ММ.ГГГГ-84*«Плотины из грунтовых материалов» от 1991 года, для плотин IV класса и их оснований следует предусматривать комплексные визуальные наблюдения. Инструментальные наблюдения следует, как правило, ограничивать наблюдениями за смещениями, осадкой, положением депрессионной поверхности и фильтрационными расходами. При соответствующем обосновании допускается не проводить инструментальных наблюдений. Гидротехническое сооружение «Целинное» IV класса, следовательно, проектом не было предусмотрено инструментальных видов наблюдений, и собственник выполняет только рекомендуемые визуальные наблюдения, с занесением в журнал мониторинга. Мониторинг за безопасностью ГТС учтён в «Правилах эксплуатации гидротехнического сооружения водохранилища «Целинное», утвержденного главой администрации <адрес> ДД.ММ.ГГГГ и согласованный с заместителем руководителя Дальневосточного управления Ростехнадзора ДД.ММ.ГГГГ. Поскольку гидротехническое сооружение водохранилища «Целинное» грунтовая дамба IV класса, выполнение указанных мероприятий по мониторингу является достаточно, в соответствии СНиП ДД.ММ.ГГГГ-84 «Плотины из грунтовых материалов». По результатам проводимого мониторинга не выявлено обстоятельств, указывающих на снижение оценки безопасности гидротехнического сооружения.
Распоряжение губернатора <адрес> ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ №-р является документом обосновывающим, что авария на гидротехническом сооружении «Целинное» не причинит ущерба жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии. Размер вероятного вреда при аварии на гидротехническом сооружении «Целинное» равен 0 рублей, финансового обеспечения ответственности владельца ГТС не требуется.
В настоящее время на территории Российской Федерации действует один нормативный документ обеспечения безопасности гидротехнических сооружений, в части определения размера вероятного вреда - приказ Ростехнадзора № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Методики определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений)».
В соответствии с данным приказом расчет вероятного вреда применяется при назначении размера финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварий гидротехнического сооружения, в том числе обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии гидротехнического сооружения в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте; разработке деклараций безопасности гидротехнического сооружения и подготовке материалов для внесения гидротехнического сооружения в Российский регистр гидротехнических сооружений.
При этом необходимо учитывать, что в соответствии с п. 7 Методики, при определении сценариев аварий гидротехнического сооружения и величины вероятного вреда не подлежат рассмотрению аварии гидротехнического сооружения, вызванные непреодолимой силой, если сила и интенсивность такого воздействия превышают значения, на которые рассчитано гидротехнического сооружения, в соответствии со сводом правил СП 58.13330.2012 «Гидротехнические сооружения. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 33-01-2003», включенным в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № и утвержденным проектом гидротехнического сооружения. Не подлежат рассмотрению аварии, вызванные умыслом и противоправными действиями потерпевших или других лиц (за исключением владельца ГТС).
Согласно имеющимся данным, полученным из Дальневосточного управления Ростехнадзора, гидротехническое сооружение в Реестре опасных производственных объектов не числится. Также, согласно информационным данным, гидротехническое сооружение «Целинное водохранилище» не числится в Российском регистре гидротехнических сооружений.
При разработке Расчёта вероятного вреда гидротехнического сооружения «Целинное» в 2011 году, было произведено обследование территории нижнего бьефа гидротехнического сооружения с участием собственника гидротехнического сооружения и уполномоченных лиц, в обязанности которых на 2011 год входила обязанность за безопасностью малых гидротехнических сооружений расположенных на территории <адрес>. После проведения обследования территории, собственниками гидротехнического сооружения Администрацией пгт. Архара, был произведён Расчёт вероятного вреда. После Расчёт был направлен на согласование в органы исполнительной власти, на территории которого возможно могла произойти авария гидротехнического сооружения. Распоряжение губернатора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р обосновывает, что повреждение гидротехнического сооружения не причинит социального ущерба, ущерба производственным фондам, ущерба готовой продукции предприятий, ущерба элементам транспорта и связи, ущерба жилому фонду ц, имуществу граждан, ущерба сельскохозяйственному производству, ущерба лесному фонду от потери леса как сырья,, ущерба объектам водного транспорта, ущерба рыбному хозяйству, ущерба природной среде, не нарушит водоснабжения и не повлечёт расходы на ликвидацию последствий аварии. Так же согласно приказу Ростехнадзора № от ДД.ММ.ГГГГ «Дополнительные требований к содержанию деклараций безопасности гидротехнических сооружений и методики их составления, учитывающих особенности декларирования безопасности гидротехнических сооружений различных видов в зависимости от их назначения, класса, конструкции, условий эксплуатации и специальных требований к безопасности» критерии безопасности разрабатываются в составе декларации безопасности или могут, является приложением к декларации безопасности для эксплуатируемых ГТС I II III классов, для ГТС IV класса декларация безопасности на стадию эксплуатации не составляется. Действующее законодательство и нормативные документы в области обеспечения безопасности гидротехнического сооружения не регламентирует сроки актуализации расчета вероятного вреда, для гидротехнических сооружений, не подлежащих декларации.
<адрес> полагает, что требования приказа Ростехнадзора № от ДД.ММ.ГГГГ в части расчета вероятного вреда, а соответственно и положение Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности, за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения не применимы для гидротехнического сооружения «Целинное водохранилище».
Мероприятия, направленные на обеспечение безопасной работы гидротехнического сооружения финансируются за счёт средств местного бюджета, ежегодно проводятся подготовительные работы, связанные с подготовкой к паводковому периоду: формируется паводковая комиссия; осуществляется визуальный осмотр состояния гидротехнического сооружения; проводятся планировочные работы по подъездным дорогам к гидротехнического сооружения; в случае возникновения необходимости проводятся мероприятия по обеспечению безопасности.
В соответствии с решением комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, протокол №, на 2020 финансовый год были запланированы мероприятия на обеспечении безопасности ГТС. В 2020 году были внесены изменения в муниципальную программу «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также обеспечение безопасности населения <адрес> на 2015-2020 годы» в части включения финансирования мероприятий на сумму 106,7 тысяч рублей, предусматривающих проведение ремонта входного оголовка шахтного водосброса гидротехнического сооружения «Целинное водохранилище» в целях обеспечения безопасности сооружения и обеспечения безопасности на водных объектах. В результате проведенных мероприятий была установлена дополнительная металлическая сороудерживающая решетка, конструкция которой исключает полное закрытие оголовка шахтного водосброса мусором и растительностью, а также проникновение людей в данный шахтный водосброс.
Считает, что со стороны административного ответчика – администрации <адрес> отсутствует бездействие в непринятии мер для устранения нарушений требований законодательства о безопасности гидротехнических сооружений.
Просит суд в удовлетворении исковых требований прокурора <адрес> отказать в полном объеме.
Представитель административного ответчика-администрации <адрес> ФИО3 заявленные административные исковые требования не признал, поддержал доводы, изложенные представителем административного ответчика ФИО5, в дополнении пояснил, что финансовое обеспечение мероприятий по эксплуатации гидротехнического сооружения «Целинное водохранилище» производится за счет средств местного бюджета, данное определение потребности финансирования мероприятий рассматривается комиссией по предупреждению чрезвычайных ситуаций. Последний расчет был произведен в 2019 году, были выявлены проблемы с сороудерживающей решеткой. <адрес> и конструктив не позволяли обеспечить нормативный сток воды, было принято решение установить решетку каркасного типа, исключающую засорение шахтного оголовка мусором, растительностью и так далее. Данная решетка была установлена, она соответствует правилам эксплуатации и на данный момент финансирование на эксплуатацию гидротехнического сооружения «Целинное водохранилище» больше не требуется. Что касается вопроса разработки критериев безопасности, то критерии безопасности находятся в рамках декларационной компании, декларированию данное гидротехническое сооружение не подлежит, так как в соответствии со статьей 10 федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», и пункта 7 Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, вероятность причинения имущественного вреда физическим и юридическим лицам, также вреда жизни и здоровью физических лиц в результате аварий на данном гидротехническом сооружении отсутствует. Данные критерии безопасности, являются составной частью проектной документации, проектная документация на данное гидротехническое сооружение разрабатывалась в период с 1965 года по 1969 год. В период разработки проектной документации, законодательство не предусматривало критериев безопасности, поэтому данные критерии отсутствуют в проектной документации и их невозможно на данный момент уточнить. При декларировании, которое производится для гидротехнических сооружений IV класса, декларирование возможно только при консервации, либо ликвидации данных сооружений, но намерения у администрации <адрес> ликвидации гидротехнического сооружения «Целинное водохранилище» отсутствуют. Консервировать гидротехническое сооружение невозможно в связи с отсутствием фактической эксплуатацией, то есть юридически данное гидротехническое сооружение находится в собственности муниципального образования, но фактически оно не эксплуатируется. В соответствии со статьей 10, уже упомянутого Федерального закона № «О безопасности гидротехнических сооружений», собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация составляют и представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти декларацию безопасности гидротехнического сооружения при эксплуатации гидротехнического сооружения I, II или III класса, а также при консервации и ликвидации гидротехнического сооружения I, II, III или IV класса. Данный расчет вероятного вреда был разработан и утвержден на основании распоряжения <адрес> №-Р в 2011 году. <адрес> заявлены требования актуализировать расчет вероятного вреда в соответствии с утвержденными методиками. В настоящий момент действует всего одна методика по определению размера вреда, который может быть причинен жизни и здоровью, а также имуществу физических и юридических лиц, в результате аварий на гидротехническом сооружении, это приказ Ростехнадзора № от ДД.ММ.ГГГГ. В данном приказе нигде не закреплено, что имеется потребность актуализации расчета вероятного вреда для гидротехнических сооружений IV класса. В данной методике речь идет о гидротехнических сооружениях I, II, III классов, то есть, это гидротехнические сооружения, при аварии на которых возможно причинение имущественного вреда и вреда жизни и здоровью физических лиц. Кроме того, центральный аппарат Ростехнадзора, давал разъяснения, что обязательное декларирование гидротехнических сооружений IV класса, не производится. Считает, что федеральный закон № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», применим только к гидротехническим сооружениям, аварии, на которых могут привести к чрезвычайным ситуациям, что является одним из признаков опасности гидротехнического сооружения. <адрес>, считает, что на данный момент потребность актуализировать расчет вероятного вреда, который может быть причинен гражданам и юридическим лицам, отсутствует, так как не определены сроки проведения, а также законом не регламентируется произведение повторного расчета, либо его актуализацию. Согласно определению, гидротехническое сооружение, это платина из грунтовых материалов. Считает, что проведение визуального мониторинга является достаточным. Данный мониторинг производится в соответствии с проектом мониторинга безопасности гидротехнического сооружения «Целинное водохранилище». Результаты мониторинга заносятся в соответствующий журнал, который прошит и пронумерован, при проверке Ростехнадзора, замечаний по ведению журнала мониторинга безопасности в адрес администрации не поступало. <адрес>, считает, что в данной части требования федерального закона № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», исполняются.
На основании вышеизложенного с заявленными административными исковыми требованиями прокурора <адрес> не согласен, просит в удовлетворении требований, отказать.
Представитель администрации Антоновского сельсовета в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела уведомлен своевременно надлежащим образом, ходатайств об отложении дела слушанием и возражений относительно заявленных требований, не представил.
Представитель муниципального учреждения отдела по управлению муниципальным имуществом <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела уведомлен своевременно надлежащим образом, ходатайств об отложении дела слушанием и возражений относительно заявленных требований, не представил.
Судом, в порядке ст. 150 КАС РФ, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, принято решение о рассмотрении административного дела в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В силу ст. 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Для признания оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: нарушение оспариваемым решением, действием (бездействием) прав, свобод и законных интересов административного истца, а также не соответствие закону или иному нормативному правовому акту.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, признание незаконными действий (бездействия) и решений должностного лица возможно только при несоответствии обжалуемого решения нормам действующего законодательства, сопряженным с нарушением прав и законных интересов административного истца.
Как следует из материалов дела, гидротехническое сооружение «Целинное водохранилище» с кадастровым №, площадью 1 324 440 кв. м, инв. №, расположенное по адресу 1,6 км от <адрес> на северо-восток (ГТС), находится в собственности муниципального образования «<адрес>», что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии <адрес>; выпиской из Единого государственного реестра недвижимости, представленной ФГБУ «Федеральной кадастровой палатой Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно правоустанавливающим документам и технической документации, назначение гидротехнического сооружения – рекреация, орошение, водохранилище. Гидротехническое сооружение относится к водохозяйственному комплексу, является гидротехническим сооружением IV класса. Гидротехническое сооружение устраивалось в целях регулирования стока для орошения сельскохозяйственных культур, работа в каскаде гидротехнических не предусмотрена (Водохозяйственный паспорт водохранилища в совхозе «Целинный» <адрес>, 1984 год, Дальгипроводхоз).
На основании постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, совхоз «Целинный» реорганизован в производственный сельскохозяйственный кооператив, который, в свою очередь, на основании постановления администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, был ликвидирован, что подтверждается исторической справкой, представленной архивным сектором администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.
В связи с ликвидацией единственного водопользователя и эксплуатирующей организации, ГТС утратило свое функциональное предназначение.
В августе 2019 года на данном гидротехническом сооружении произошла гибель двух людей, в том числе, одного несовершеннолетнего. Ввиду переполнения уровня воды в водохранилище выше НПУ на поверхностном водном объекте образовалась воронка в месте, где оборудован сифонный сброс, в который затянуло граждан и повлекло их смерть, что подтверждается постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», охрана окружающей среды – деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
Согласно положениям ст. 43 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» при осуществлении мелиорации земель, эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений должны проводиться мероприятия в области охраны окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, охране водных объектов, земель, почв, лесов и иной растительности, животных и других организмов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду.
Отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, восстановлении, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», который также устанавливает обязанность собственников гидротехнических сооружений по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек. Безопасность гидротехнических сооружений – свойство гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов.
В силу ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании следующих общих требований: обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений; представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений; осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений; непрерывность эксплуатации гидротехнических сооружений; осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение; необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях; ответственность за действия (бездействие), которые повлекли за собой снижение безопасности гидротехнических сооружений ниже допустимого уровня.
Статья 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», определяет, что собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны:
обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт;
обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения;
обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией;
развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения;
систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения;
обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения;
создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую обязательным требованиям квалификацию работников эксплуатирующей организации;
создавать и поддерживать в состоянии готовности локальные системы оповещения на гидротехнических сооружениях I и II классов;
содействовать федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, в реализации их функций;
совместно с органами местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений;
финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения;
заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации, об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;
осуществлять капитальный ремонт, реконструкцию, консервацию и ликвидацию гидротехнического сооружения в случае его несоответствия обязательным требованиям;
обеспечивать внесение в Регистр сведений о гидротехническом сооружении.
Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.
Согласно ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 117-ФЗ декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности. Содержание декларации безопасности гидротехнического сооружения, порядок ее разработки и представления в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти устанавливает Правительство Российской Федерации с учетом специфики гидротехнического сооружения.
В соответствии с п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений» декларация безопасности составляется собственником гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующей организацией (далее именуются - декларанты).
Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация составляют и представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти декларацию безопасности гидротехнического сооружения при эксплуатации гидротехнического сооружения I, II или III класса, а также при консервации и ликвидации гидротехнического сооружения I, II, III или IV класса. При проектировании гидротехнического сооружения I, II, III или IV класса декларация безопасности гидротехнического сооружения составляется в составе проектной документации (ст. 10 Федерального закона № 117-ФЗ).
Приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена форма декларации безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений), в которой отражаются, в том числе и сведения, характеризующие безопасность гидротехнического сооружения (п. 10).
По инициативе собственников гидротехнических сооружений и (или) эксплуатирующих организаций, проводится государственная экспертиза деклараций безопасности гидротехнических сооружений. Уполномоченными федеральными органами исполнительной власти на основании заключения государственной экспертизы могут быть приняты решения об утверждении декларации безопасности гидротехнического сооружения, о выдаче соответствующего разрешения или об отказе в выдаче такого разрешения (ст. 11 Федерального закона № 117-ФЗ).
Согласно ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 117-ФЗ сведения о гидротехническом сооружении вносятся в Регистр и (или) обновляются в Регистре после утверждения федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнического сооружения (Ространснадзором), декларации безопасности гидротехнического сооружения. При внесении в Регистр сведений о гидротехническом сооружении ему присваивается один из четырех классов опасности в соответствии с критериями классификации гидротехнических сооружений, установленными Правительством Российской Федерации.
Внесение в Регистр сведений о гидротехническом сооружении является основанием для выдачи разрешения на эксплуатацию такого гидротехнического сооружения (ст. 10 Федерального закона № 117-ФЗ).
В ходе проведенной прокурором <адрес> проверки установлено, что в нарушение действующего законодательства администрацией <адрес>: не обеспечивается разработка и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения «Целинное водохранилище» с кадастровым №; не финансируются мероприятия по эксплуатации указанного гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения; не осуществляется оценка безопасности указанного гидротехнического сооружения, в том числе регулярная оценка безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности.
В соответствии с Правилами эксплуатации гидротехнического сооружения «Целинное», утвержденными постановлением главы района от ДД.ММ.ГГГГ №, собственник гидротехнического сооружения обязан в подготовительный период установить в верхнем бьефе водохранилища водомерную рейку. В период паводка: усилить контроль за состоянием гидротехнического сооружения, дежурство. Собственник также обязан содержать в исправном состоянии узлы и элементы гидротехнического сооружения; осуществлять визуальное регулярное обследование элементов сооружения на предмет определения и оценки технического состояния - плотины, водосборных сооружений, затворов, водоотводящего тракта, водоохранных зон, прибрежных защитных полос, берегов ложа водохранилища, крепление откосов. Результаты данного обследования заносить в журнал.
В процессе рассмотрения данного дела ответчиком установлена водомерная рейка для проведения мониторинга уровня воды в водохранилище.
В связи с чем, прокурор отказался от исковых требований в части возложения на администрацию <адрес> обязанности установить водомерную рейку из недеформируемого материалам с сантиметровыми делениями и отметкой критического уровня воды для проведения мониторинга уровня воды в водохранилище.
Данный отказ согласуется с нормой ч. 2 ст. 46 КАС РФ, согласно которой административный истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде первой инстанции или в суде апелляционной инстанции, отказаться от административного иска полностью или частично.
Согласно ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 117-ФЗ нарушениями законодательства о безопасности гидротехнических сооружений являются непринятие мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений при возросшем уровне вредных природных или техногенных воздействий, ухудшении показателей прочности и водонепроницаемости материалов, из которых возведены гидротехнические сооружения, и пород основания, неудовлетворительных условиях эксплуатации, технического оснащения гидротехнических сооружений и организации контроля (мониторинга) за их безопасностью.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения (далее Правила).
Согласно п. 3 Правил расчет вероятного вреда производится владельцем гидротехнического сооружения и согласовывается им с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых может быть причинен этот вред, в порядке, устанавливаемом указанными органами в соответствии с их полномочиями.
Согласно п. п. 4-6 указанных Правил величину финансового обеспечения ответственности определяет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в пределах своих полномочий федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений, на основании представляемых ему владельцем гидротехнического сооружения:
- расчета вероятного вреда, выполненного в соответствии с утвержденными методиками и порядком определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, и настоящими Правилами;
- документов, необходимых для обоснования величины финансового обеспечения ответственности (по усмотрению владельца гидротехнического сооружения).
Владелец гидротехнического сооружения представляет в орган надзора указанные в пункте 4 настоящих Правил документы вместе с декларацией безопасности гидротехнического сооружения, а при отсутствии такой декларации – вместе с обоснованием сценария аварии гидротехнического сооружения, в результате которой может быть причинен вероятный вред, в срок, согласованный с органом надзора.
Орган надзора в трехмесячный срок со дня поступления документов, указанных в пункте 4 настоящих Правил, определяет на срок не более 5 лет величину финансового обеспечения ответственности или направляет владельцу гидротехнического сооружения мотивированный отказ в определении этой величины.
Как установлено в ходе проведенной прокурором проверки, администрацией <адрес> произведен расчет размера вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лих в результате аварии гидротехнического сооружения «Целинное».
Распоряжением губернатора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р согласован данный расчет.
При этом, согласно материалам дела в нарушение п. 6 Правил администрацией <адрес> не актуализирован расчет вероятного вреда, в связи с чем, величина финансового обеспечения ответственности не установлена с 2016 года.
В связи с чем, суд находит обоснованными доводы прокурора <адрес> о том, что невыполнение администрацией <адрес> оценки безопасности гидротехнического сооружения не позволяет провести категорирование данного объекта, не позволяет установить требования к обеспечению безопасности объектов водоснабжения и водоотведения с учетом степени угрозы совершения террористического акта, значимости объектов водоснабжения и водоотведения для инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также возможных последствий совершения на них террористических актов.
Выявленные нарушения требований законодательства в части эксплуатации гидротехнического сооружения, влекут нарушение прав граждан на защиту их жизни, здоровья, а также на охрану окружающей среды и хозяйственных объектов.
В связи с выявленными нарушениями прокурором района в адрес главы <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, а также ДД.ММ.ГГГГ вносились представления об устранении нарушений федерального законодательства.
Однако, как следует из материалов дела, до настоящего времени данные нарушения фактически не устранены.
Доводы представителей административного ответчика о том, что критерии безопасности гидротехнических сооружений разрабатываются на стадии проектирования и уточняются на стадии эксплуатации, только в том случае, если гидротехническое сооружение подлежит декларированию, а гидротехническое сооружение «Целинное водохранилище» как объект IV класса, введённый в эксплуатацию в 1977 году, декларированию не подлежит, о том, что поскольку гидротехническое сооружение водохранилища «Целинное» грунтовая дамба IV класса, выполнение проводимых мероприятий по мониторингу является достаточным, данное гидротехническое сооружение в Реестре опасных производственных объектов не числится, а также о том, что действующее законодательство и нормативные документы в области обеспечения безопасности гидротехнического сооружения не регламентирует сроки актуализации расчета вероятного вреда, для гидротехнических сооружений, не подлежащих декларации, суд находит необоснованными.
Как уже указывалось выше, согласно ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 117-ФЗ декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 255-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности гидротехнических сооружений», сведения о гидротехническом сооружении, не внесенные в Российский регистр гидротехнических сооружений и (или) не обновленные в Российском регистре гидротехнических сооружений до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат обязательному внесению и (или) обновлению с присвоением гидротехническому сооружению соответствующего класса до ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с ч. 2 данной статьи в случае, если сведения о гидротехническом сооружении не внесены в Российский регистр гидротехнических сооружений и (или) не обновлены в Российском регистре гидротехнических сооружений с присвоением гидротехническому сооружению соответствующего класса, плановые проверки в отношении такого гидротехнического сооружения проводятся с периодичностью не чаще чем один раз в течение одного года.
В соответствии с ч. 3 данной статьи, утвержденные федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, до дня вступления в силу настоящего Федерального закона декларации безопасности гидротехнических сооружений сохраняют свое действие после дня вступления в силу настоящего Федерального закона и предоставляют собственнику гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующей организации право осуществлять эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с законодательством Российской Федерации в области безопасности гидротехнических сооружений до окончания срока действия таких деклараций безопасности.
В соответствии с ч. 4 данной статьи при отсутствии декларации безопасности гидротехнического сооружения на день вступления в силу настоящего Федерального закона декларация безопасности гидротехнического сооружения составляется и представляется на утверждение в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, в течение пяти лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 4 приложения № к Постановлению № (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части установления особенностей осуществления контрольно-надзорной и разрешительной деятельности в 2020 году») в 2020 году допускается эксплуатация гидротехнического сооружения без внесения и (или) обновления сведений в Российском регистре гидротехнических сооружений и соответствующего разрешения на эксплуатацию гидротехнического сооружения.
Специальное продление действия разрешений не требуется.
Вместе с тем организация вправе разработать декларацию безопасности гидротехнического сооружения и получить разрешение на его эксплуатацию по собственной инициативе.
Согласно п. 7 Положению о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, разработке декларации безопасности гидротехнических сооружений, находящихся в эксплуатации, консервируемых или ликвидируемых, предшествует обследование гидротехнических сооружений, которое организуется их собственником и (или) эксплуатирующей организацией.
Статьей 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 117-ФЗ установлено, что сведения о гидротехническом сооружения вносятся в Регистр и (или) обновляются в Регистре после утверждения федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнического сооружения (Ространснадзором), декларации безопасности гидротехнического сооружения.
Письмом Ространснадзора от ДД.ММ.ГГГГ № СС-9/8-195 «По вопросу организации и осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности судоходных и портовых гидротехнических сооружений, их классификации и планирования плановых проверок на 2018 год» обращено особое внимание на норму, предусмотренную пунктом 7 Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, которой установлено, что разработке декларации безопасности гидротехнических сооружений, находящихся в эксплуатации, консервируемых или ликвидируемых, предшествует обследование гидротехнических сооружений, которое организуется их собственником и (или) эксплуатирующей организацией, а в случае с бесхозяйным гидротехническим сооружением, - органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области безопасности гидротехнических сооружений, на территории которого находятся указанные сооружения, с обязательным участием представителей органа надзора.
В случае если участниками обследования установлено, что возможные повреждения гидротехнического сооружения не приведут к возникновению чрезвычайной ситуации, декларирование безопасности таких гидротехнических сооружений не проводится, сведения о них не вносятся в Регистр и разрешение на эксплуатацию гидротехнических сооружений не требуется.
Как следует из материалов дела, установлено судом, преддекларационное обследование гидротехнического сооружения «Целинное водохранилище» собственником – администрацией <адрес> не организовывалось.
Доводы представителей ответчика о том, что мероприятия, направленные на обеспечение безопасной работы гидротехнического сооружения финансируются за счёт средств местного бюджета, ежегодно проводятся подготовительные работы, связанные с подготовкой к паводковому периоду: формируется паводковая комиссия; осуществляется визуальный осмотр состояния гидротехнического сооружения; проводятся планировочные работы по подъездным дорогам к гидротехнического сооружения; в случае возникновения необходимости проводятся мероприятия по обеспечению безопасности. В ходе судебного заседания нашли лишь частичное подтверждение.
Так, в соответствии с решением комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, протокол №, на 2020 финансовый год были запланированы мероприятия на обеспечении безопасности гидротехнического сооружения.
В 2020 году были внесены изменения в муниципальную программу «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также обеспечение безопасности населения <адрес> на 2015-2020 годы» в части включения финансирования мероприятий на сумму 106,7 тысяч рублей, предусматривающих проведение ремонта входного оголовка шахтного водосброса гидротехнического сооружения «Целинное водохранилище» в целях обеспечения безопасности сооружения и обеспечения безопасности на водных объектах.
В результате проведенных мероприятий была установлена дополнительная металлическая сороудерживающая решетка, конструкция которой исключает полное закрытие оголовка шахтного водосброса мусором и растительностью, а также проникновение людей в данный шахтный водосброс, что подтверждается контрактом от ДД.ММ.ГГГГ о выполнении работы на техническое оборудование и установку защитной решетки на ГТС « Целинное водохранилище» <адрес>; Актом сдачи-приемки работ, выполненных по договору от ДД.ММ.ГГГГ; Актом обследования гидротехнического сооружения « Целинное водохранилище» перед прохождением паводка от ДД.ММ.ГГГГ.
Данный факт является единичным случаем финансирования. Иное финансирование не проводится, и не проводилось. Доказательств обратного, ответчиком не представлено.
<адрес> не представлены документы в подтверждение выделения из бюджета и расходования денежных средств на содержание гидротехнического сооружения в соответствии с требованиями Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» и иных нормативных актов.
Также из представленных в судебное заседание доказательств (журнала мониторинга безопасности гидротехнического сооружения «Целинное», начатого ДД.ММ.ГГГГ) следует, что мониторинг безопасности проводится нерегулярно.
Административный ответчик не предоставил доказательств выполнения либо причин невозможности выполнения требований законодательства в области безопасности гидротехнических сооружений, обязательных для собственника.
Бездействие администрации <адрес> в непринятия мер по устранению нарушений требований законодательства о безопасности и эксплуатации гидротехнического сооружения « Целинное водохранилище» нарушает права граждан на защиту их жизни, здоровья, а также на охрану окружающей среды и хозяйственных объектов.
В связи с чем, требования прокурора <адрес> к администрации <адрес> о признании незаконным бездействия по непринятию мер для устранения нарушений требований законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, возложении обязанности совершить действия, направленные на обеспечение безопасности гидротехнического сооружения «Целинное водохранилище», подлежат удовлетворению.
Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных прокурором <адрес> требований в полном объеме.
В соответствии со ст. 178 ч.2 КАС РФ, при принятии решения суд при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения. Относительно предлагаемого прокурором срока исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ, суд считает его разумным.
Поскольку требования о возложении обязанности совершить действия, направленные на обеспечение безопасности гидротехнического сооружения «Целинное водохранилище», должны быть исполнены администрацией <адрес>, суд находит необходимым возложить на администрацию <адрес> совершить действия, направленные на обеспечение безопасности гидротехнического сооружения «Целинное водохранилище», в срок до ДД.ММ.ГГГГ, который является достаточным и разумным для исполнения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Требования прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации <адрес> о признании незаконным бездействия по непринятию мер для устранения нарушений требований законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, возложении обязанности совершить определенные действия, направленные на обеспечение безопасности гидротехнического сооружения «Целинное водохранилище».
Признать незаконным бездействие администрации <адрес>, выразившееся в непринятии мер для устранения нарушений требований законодательства о безопасности гидротехнических сооружений.
Возложить на администрацию <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ обязанности:
- обеспечить разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения «Целинное водохранилище» с кадастровым №;
-обеспечить финансирование мероприятий по эксплуатации гидротехнического сооружения «Целинное водохранилище», обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения;
-обеспечить регулярную оценку безопасности указанного гидротехнического сооружения «Целинное водохранилище», в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности;
- актуализировать расчет вероятного вреда, выполненного в соответствии с утвержденными методиками и порядком определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения «Целинное водохранилище»;
-представить в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в пределах своих полномочий федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений указанный расчет и документы, необходимые для обоснования величины финансового обеспечения ответственности, в целях определения указанным органом величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Архаринский районный суд в течение одного месяца, со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: Т.Н. Лобань
Решение суда в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.
Копия верна: судья Т.Н. Лобань