Дело <Номер обезличен>
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Зея Амурской области 21 декабря 2017 года
Зейский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Клаус Н.В.,
при секретаре Тарасовой О.А.,
с участием помощника прокурора Зейского района Парыгина С.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Зейского района в интересах Кузиной Ирины Юрьевны к муниципальному дошкольному образовательному бюджетному учреждению детский сад № <Номер обезличен> общеразвивающего вида о перерасчете заработной платы,
УСТАНОВИЛ:
Стороны состоят в трудовых правоотношениях. Кузина И.Ю. работает в МДОБУ д/с <Номер обезличен> общеразвивающего вида в должности <данные изъяты> на основании трудового договора <Номер обезличен> от <Дата обезличена> и дополнительного соглашения к нему.
Прокурор Зейского района с учетом последующего уточнения исковых требований обратился в суд в интересах Кузиной И.Ю. с вышеназванным иском, просит обязать ответчика произвести перерасчет заработной платы Кузиной И.Ю. за июль, август, сентябрь и октябрь 2017 года исходя из установленного минимального размера оплаты труда с начислением на него районного коэффициента и надбавки за стаж работы в местности, приравненной к Крайнему Северу и выплатить Кузиной И.Ю. недоначисленную заработную плату за указанные месяцы, обязать ответчика с 01 ноября 2017 года выплачивать Кузиной И.Ю. заработную плату в размере не менее установленного минимального размера оплаты труда с начислением на него районного коэффициента и надбавки за стаж работы в местности, приравненной к Крайнему Северу, при условии полного выполнения норм рабочего времени и норм труда (трудовых обязанностей).
В судебном заседании помощник прокурора Зейского района Парыгин С.П. на удовлетворении исковых требований настаивал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Истец Кузина И.Ю. в судебное заседание не явилась, ходатайствовав о рассмотрении дела в ее отсутствие, на удовлетворении исковых требований настаивает.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом, согласно поступившей телефонограммы просит дело рассмотреть в его отсутствие, из представленного в суд отзыва на иск следует, что ответчик просит в удовлетворении требований прокурора Зейского района, действующего в интересах Кузиной И.Ю. отказать, поскольку выплачиваемая ей заработная плата превышает установленный прожиточный минимум и полностью соответствует действующему законодательству.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, финансового управления администрации города Зеи и отдела образования администрации города Зеи в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, согласно поступивших телефонограмм просят дело рассмотреть в их отсутствие.
Из отзыва на иск, представленного финансовым управлением администрации города Зеи следует, что исковые требования прокурора Зейского района третье лицо считает не подлежащими удовлетворению, поскольку заработная плата истца Кузиной И.Ю. существенно превышает прожиточный минимум и начисляется в полном соответствии с действующим законодательством. Начисление заработной платы истцу с июля 2017 года в имеющемся размере не нарушает ее трудовых прав, вследствие чего отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований. Кроме того, указывает, что при распределении из областного бюджета дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов, дополнительно понесенные расходы на выплаты МРОТ с начислением на него районного коэффициента и северной надбавки не учитываются.
В силу ст.167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Изучив и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему:
В соответствии со ст.45 ч. 1 ГПК РФ прокурор Зейского района уполномочен на обращение в суд в защиту прав, свобод и законных интересов истца, поскольку в материалах дела имеется подписанное ею обращение к прокурору Зейского района о защите трудовых прав.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (ч.2 ст.7); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ч.3 ст.37).
По смыслу приведенных конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.
Часть 3 ст.133 ТК РФ предусматривает, что месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
При этом согласно ст.2 ТК РФ обеспечивается право каждого работника на справедливые условия труда, которое в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах включает справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности (ст.7).
Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями Трудового кодекса РФ, предусматривающими обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (ст. 22), зависимость заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, запрещение какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (ст. 132); основные государственные гарантии по оплате труда работника (ст. 130); повышенную оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями (ст. 146).
Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (чч. 1 и 2 ст. 135 ТК РФ) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда.
При этом оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (ст. ст. 148, 315, 316 и 317 ТК РФ).
Из этого следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен установить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. В соответствии с международными нормами и требованиями российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях.
Изменения, внесенные в ст. ст. 129 и 133 ТК РФ Федеральным законом от 20 апреля 2007 г. N 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации", не затрагивают правил определения заработной платы работника и системы оплаты труда. При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила ст. ст. 2, 130, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 ТК РФ, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях.Нормы главы 50 ТК РФ устанавливают особенности оплаты труда работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, направленные на обеспечение государственных гарантий повышенной по сравнению со всеми остальными категориями работников оплаты труда, и не были изменены законодателем при внесении изменений в ст. ст. 129 и 133 ТК РФ.
Таким образом, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со ст. ст. 315, 316 и 317 ТК РФ должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате.
К заработной плате работника организации, расположенной в районе Крайнего Севера или приравненной к районам Крайнего Севера местности, установленной в размере МРОТ, начисляются районный коэффициент и процентная надбавка за стаж работы в данных районах и местностях.
Такая позиция сформулирована Верховным судом РФ в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с осуществлением гражданами трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.02.2014).
В п. 4.2 Постановления Конституционного суда РФ от 7 декабря 2017 года указано,
что в силу прямого предписания Конституции Российской Федерации (статья 37, часть 3) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с частью первой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей
территории Российской Федерации, т.е. без учета природно-климатических условий различных регионов страны. Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда.
Федеральным законом от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ (ред. от 19.12.2016) "О минимальном размере оплаты труда" с 1 июля 2017 года установлен минимальный размер оплаты труда в сумме 7800 рублей в месяц.
Согласно Перечню районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. и от 26 сентября 1967 г. о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях, утверждённому постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. №1029, город Зея Амурской области относится к местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
Кроме того, ст.2 Закона Амурской области от 11 апреля 2005 года № 471-ОЗ «О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих на территории Амурской области» определено, что на территории области к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, отнесены Зейский, Селемджинский, Тындинский районы, города Зея и Тында и подчиненные его администрации населенные пункты.
В судебном заседании установлено, что истец работает в МДОБУ д/с <Номер обезличен> общеразвивающего вида, которое находится в городе Зея Амурской области, то есть в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
Согласно имеющегося в материалах дела трудового договора, заключенного с Кузиной И.Ю, и дополнительного соглашения к нему, приказа о приеме работника на работу <Номер обезличен> л/с от <Дата обезличена>, ей установлен районный коэффициент в размере 70% и северная надбавка в размере 50%.
Таким образом, заработная плата Кузиной И.Ю. при условии полного выполнения норм рабочего времени и норм труда (трудовых обязанностей), с учетом установленного минимального размера оплаты труда, с 01 июля 2017 года – 7 800 руб., должна быть не менее 17 160 руб. (7 800 х 50% х 70%).
Истец просит обязать ответчика произвести перерасчет заработной платы Кузиной И.Ю. за июль, август, сентябрь и октябрь 2017 года исходя из установленного минимального размера оплаты труда с начислением на него районного коэффициента и надбавки за стаж работы в местности, приравненной к Крайнему Северу и выплатить ей недоначисленную заработную плату за указанные месяцы.
Из расчетных листков Кузиной И.Ю. за июль, август, сентябрь, октябрь 2017 года по месту работы - в МДОБУ д/с <Номер обезличен> общеразвивающего вида следует, что в указанные месяцы ей начислена заработная плата в размере менее установленного законом минимального размера оплаты труда с начислением на него районного коэффициента в размере 70% и северной надбавки в размере 50%.
Поскольку в судебном заседании установлено, что заработная плата Кузиной И.Ю. за июль, август, сентябрь и октябрь 2017 года начислялась и выплачивалась ответчиком не в полном объеме, суд удовлетворяет требования истца о перерасчете заработной платы Кузиной И.Ю. и обязывает ответчика произвести перерасчет ее заработной платы за июль, август, сентябрь, октябрь 2017 года, исходя из установленного минимального размера оплаты труда с начислением на него районного коэффициента и надбавки за стаж работы в местности, приравненной к Крайнему Северу и выплатить истцу недоначисленную заработную плату за указанные месяцы.
Поскольку трудовым законодательством установлено, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, при условии полного выполнения норм рабочего времени и норм труда (трудовых обязанностей) должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях, суд считает подлежащими удовлетворению требования о возложении на ответчика обязанности выплачивать Кузиной И.Ю. с 1 ноября 2017 года заработную плату в размере не менее установленного минимального размера оплаты труда с начислением на него районного коэффициента и надбавки за стаж работы в местности, приравненной к Крайнему Северу при условии полного выполнения норм рабочего времени и норм труда (трудовых обязанностей).
На основании ст.103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в сумме 600 рублей.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Зейского района в интересах Кузиной И.Ю. удовлетворить.
Обязать муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад <Номер обезличен> общеразвивающего вида произвести перерасчет заработной платы Кузиной И.Ю. за июль, август, сентябрь и октябрь 2017 года, исходя из установленного минимального размера оплаты труда с начислением на него районного коэффициента и надбавки за стаж работы в местности, приравненной к Крайнему Северу, и выплатить Кузиной И.Ю. недоначисленную заработную плату за указанные месяцы.
Обязать муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад <Номер обезличен> общеразвивающего вида выплачивать Кузиной И.Ю. с 01 ноября 2017 года заработную плату в размере не менее установленного минимального размера оплаты труда с начислением на него районного коэффициента и надбавки за стаж работы в местности, приравненной к Крайнему Северу, при условии полного выполнения норм рабочего времени и норм труда (трудовых обязанностей).
Взыскать с муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения детский сад <Номер обезличен> общеразвивающего вида государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 600 (шестьсот) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Зейский районный суд Амурской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Клаус Н.В.
Мотивированное решение составлено 21 декабря 2017 года.
Судья Клаус Н.В.