Дело № 2- 1818/2013
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 декабря 2013 года г. Серпухов Московской области
Серпуховский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Купцовой Г.В., с участием:
представителя истца – Комитета лесного хозяйства МО Андреева А.А., действующего на основании доверенности <номер> от 24.07.2013 года,
ответчика Иванова О.Б.,
представителя ответчика – Администрации Серпуховского муниципального района МО – Трусовой Т.Ю., действующей на основании доверенности <номер> от 25.10.2013 года,
при секретаре судебного заседания Михиной К.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комитета лесного хозяйства Московской области к Иванову О. Б. и Администрации Серпуховского муниципального района об истребовании земельного участка из незаконного владения, признании недействительной постановки на кадастровый учет и снятии земельного участка с кадастрового учета, исключении записи из ЕГРП, признании незаконным постановления органа местного самоуправления,
У С Т А Н О В И Л :
Истец обратился в суд с иском, в котором, с учетом уточнения исковых требований, просит:
- истребовать из незаконного владения Иванова О.Б. земельный участок с кадастровым <номер> площадью <данные изъяты>, расположенный <адрес> (фактически частично <адрес>);
- признать недействительной постановку на кадастровый учет указанного земельного участка и снять их с кадастрового учета
- признать недействительной и исключить из ЕГРП запись о праве собственности Иванова О.Б. на указанный земельный участок,
- признать недействительным Постановление Главы Администрации Серпуховского района от <дата> <номер> «О предоставлении земельного участка в собственность Иванову О.Б.».
Свои требования мотивирует тем, что по имеющимся у истца материалам земельный участок, принадлежащий Иванову О.Б. частично накладывается на земли лесного фонда <адрес>, площадь наложения <данные изъяты>, следовательно, указанный участок незаконно находится в собственности Иванова О.Б. Земельный участок в собственность Иванову предоставлен постановлением Главы администрации Серпуховского муниципального района. Истец считает, что указанное постановление принято Главой Администрации с превышением полномочий, так как у органов местного самоуправления отсутствует право на распоряжение участками лесного фонда. Следовательно, постановление является недействительным.
В судебном заседании представитель истца поддержал заявленные требования, просил их удовлетворить в полном объеме, поскольку земельный участок площадью <данные изъяты> незаконно находится в собственности ответчика. Границы Туровского участкового лесничества были определены давно, что подтверждается представленными в дело планшетами лесоустройства. Земельный участок ответчику Иванову был предоставлен в 2005 году без учета границ земель лесного фонда.
Представителя ответчика – Администрации Серпуховского района МО – Трусова Т.Ю. возражала против удовлетворения заявления в полном объеме, указав, что Администрацией был законно предоставлен земельный участок в собственность Иванову, он был предоставлен как дополнительный, к ранее имеющемуся участку. Указанный участок был поставлен на кадастровый учет в 2005 году и никаких вопросов с указанного времени у Комитета лесного хозяйства не возникало. Считает, что истцом пропущен срок исковой давности, поскольку о том, что земельный участок ответчика накладывается на земли лесного фонда истец узнал в 2008 году, а исковое заявление было предъявлено в суд только в 2013 году.
Ответчик Иванов О.Б. исковые требования, заявленные истцом не признает, просил применить срок исковой давности и отказать в удовлетворении исковых требований. Представил письменный отзыв, в котором указал, что считает исковые требования неправомерными и необоснованными поскольку наличие леса на земельном участке и проведение в отношении его лесоустройства не является автоматическим условием отнесения такого земельного участка к категории земель «земли лесного фонда». Лесным признается земельный участок, в отношении которого проведено лесоустройство, при этом, как и любой земельный участок, чтобы считаться таковым он должен быть обязательно поставлен на государственный кадастровый учет в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Таким образом, в условиях отсутствия в материалах дела документов, обосновывающих иск, а именно представленного истцом соответствующего документа, подтверждающего постановку земельного участка на государственный кадастровый учет с отнесением его к категории «земли лесного фонда», и при наличии зарегистрированного в установленном законодательством порядке права собственности истца на спорный земельный участок с кадастровым <номер>, общей площадью <данные изъяты>, расположенный <адрес>, требования истца являются необоснованными и неправомерными. Вывод истца в отношении права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок, как на участок, входящий в состав земель лесного фонда, основывающийся на выписке из государственного лесного реестра <номер> неправомерен, так как: данная выписка из государственного лесного реестра не соответствует признакам (форма, информационные требования) установленным законодательством к документам о зарегистрированном праве. Право собственности истца на земельный участок с кадастровым <номер>, общей площадью <данные изъяты>, расположенный <адрес>, в установленном законодательством порядке зарегистрировано уполномоченным на то территориальным органом федерального органа в области государственной регистрации. В свидетельстве отсутствует указание на наличие ограничений (обременении) права в отношении земельного участка с кадастровым <номер>, что также свидетельствует о несостоятельности требований истца в отношении оспаривания права собственности истца на данный земельный участок. Глава Администрации Серпуховского района Московской области распорядился спорным земельным участком в пределах своей компетенции и без нарушения законодательства Российской Федерации, в связи с чем постановление главы Администрации Серпуховского района Московской области от <дата> <номер> правомерно и законодательству не противоречит. При отсутствии информации о проведении кадастровых работ в отношении спорного земельного участка лесного фонда и о их результатах, утверждение о том, что представленные доказательства наложения земельного участка Иванова О.Б. на лесной участок (выписка из государственного лесного реестра <номер>, карта-схема расположения и границы лесного участка, справка ФГУП «Рослесинфорг» Мослеспроект с приложением чертежа лесного участка с отображением земельного участка с кадастровым <номер> с достоверностью не подтверждают факт наложения земельного участка Иванова О.Б. на земли лесного фонда. Российская Федерация (как предполагаемый собственник) в лице Главного управления Федеральной регистрационной службы по Московской области и Федеральной службы лесного хозяйства России, при наличии выданного <дата> Свидетельства о государственной регистрации права собственности (<номер>) Иванова О.Б. на спорный (в рамках данного дела) земельный участок с кадастровым <номер> и данных государственного учета лесного фонда, узнала о данном факте в силу полномочий указанных органов. Таким образом, исковая давность по заявленным истцом требованиям прошла.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, представил заявление с просьбой рассмотрения дела в его отсутствии, поскольку Управление не владеет, не пользуется, не распоряжается и никаким образом не претендует на спорное имущество и заявленные требования не затрагивают интересов Управления.
Представитель третьего лица ФБУ «Кадастровая палата» по Московской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствие их представителя, и принять решение на усмотрение суда.
Представитель третьего лица - администрации сельского поселения «Данковское» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, уважительности причин неявки в суд не представил, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал.
При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц и их представителей в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав участников процесса, проверив представленные письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Спорным является земельный участок с кадастровым <номер>, площадью <данные изъяты>, расположенный <адрес>.
Собственником данного земельного участка является ответчик Иванов О.Б., что подтверждается выпиской из ЕГРП от <дата> (т. 1 л.д. 7), кадастровой выпиской о земельном участке (т. 1 л.д. 60-63), копией свидетельства о государственной регистрации права от <дата>.
Судом установлено, что заказчиком работ по формированию земельного участка являлся Иванов О.Б, что следует из дополнения к землеустроительному делу по установлению границ земельного участка (т. 1 л.д.65-92).
Постановлением Главы Серпуховского района <номер> от <дата> земельный участок площадью <данные изъяты> <адрес> предоставлен в собственность Иванову О.Б. за плату по договорной цене для ведения личного подсобного хозяйства, дополнительно к имеющемуся в собственности земельному участку (т. 1 л.д.45).
Из копии дела правоустанавливающих документов на земельный участок с кадастровым <номер> усматривается следующее: <дата> Иванов О.Б. обратился в Управление Федеральной регистрационной службы по Московской области с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, <адрес>, кадастровый <номер>, на регистрацию представлены следующие документы: постановление Главы администрации Серпуховского района от <дата> <номер> о предоставлении земельного участка в собственность Иванову О.Б., Постановление Главы Серпуховского района от <дата> <номер> о внесении изменений в п. 1 постановления Главы Серпуховского района от <дата> <номер>, Договор купли-продажи земельного участка от <дата> года, заключенный между Администрацией Серпуховского района Московской области и Ивановым О.Б., кадастровый план спорного земельного участка (т. 1 л.д. 34-48).
В материалы дела представлена выписка из государственного лесного реестра <номер>, из которой усматривается, что лесной участок, расположен в лесничестве «Русский лес», Туровское участковое лесничества <адрес>, площадью <данные изъяты>. Категория земель – земли лесного фонда, категория защитности – зеленые зоны, имеется карта-схема расположения и границы лесного участка (т.1 л.д. 4).
Согласно справки филиала ФГУП «Рослесинформ» «Мослеспроект» и чертежа лесного участка, часть площади спорного земельного участка – <данные изъяты> накладывается на земли лесного фонда, <адрес> (т. 1 л.д. 5-6).
Представленный истцом фрагмент планшета <номер> лесоустройства 2000 г. <адрес> содержит описание окружных границ лесного фонда. На данном планшете имеется отметка о том, что окружные границы согласованы с руководителем комитета по земельным ресурсам и землеустройству Серпуховского района Р. (т. 1 л.д. 59).
Также стороной истца представлены копии планшетов по состоянию на 1965г., 1980г. и 1990г., из которых усматривается, что по состоянию на 1965 г. <адрес> (где в настоящее время расположен спорный земельный участок) не существовало, по состоянию на 1980г. данный выдел указан без точного описания его границ, значился под №40, на 1990 год планшет содержит описание окружных границ лесного фонда, нахождение лесоустроительных знаков с указанием № точек, румбов и меры линий, спорный выдел на указанном планшете имеется, значится под № 42 (т. 1 л.д.56-58).
Согласно копии Книги отвода и приемки земель гослесфонда, за период с 1971 года отвод либо приемка земель гослесфонда в квартале 73 производилась в 1980 году площадью на основании распоряжения Совета Министроф РСФСР № 815 от 04.06.1980 года произведен отвод зеленого участка объединению «Русский лес» общей площадью <данные изъяты> из земель совхоза Серпуховского района для ведения лесного хозяйства, данных об отводе иных земель гослесфонда указанная Книга не содержит (т. 1 л.д. 94-96).
Из проекта организации и ведения лесного хозяйства ОЛХ «Русский лес» по состоянию на 2000-2002 года следует, что опытное лесное хозяйство «Русский лес» Министерства природных ресурсов РФ расположено в южной части Московской области на территории двух административных районов – <адрес> и <адрес>. В состав лесхоза входят следующие лесничества: <адрес> площадью <данные изъяты>, <адрес> – <данные изъяты>, <адрес> – <данные изъяты>, <адрес> – <данные изъяты>, <адрес> – <данные изъяты>, <адрес> – <данные изъяты>, <адрес> – <данные изъяты>, <адрес> – <данные изъяты>, <адрес> – <данные изъяты>. Первое лесоустройство на территории ОЛХ произведено в 1938 году по II разряду точности. Второе лесоустройство осуществлено в 1948 году по I разряду точности в пределах существовавших в то время <адрес> и <адрес> лесхозов. Третье лесоустройство произведено в 1957-1958 годах. Материалы этого лесоустройства частично сохранились и находятся в архиве ОЛХ. Лесоустройство 1965 года на территории бывшего управления «Русский лес» было произведено институтом «С.» на почвенно-типологической основе с проектированием программ лесов будущего. Детального почвенного обследования при лесоустройстве 1965 года не проводилось. Лесоустройство Серпуховского леспромхоза в 1969 году произведено Первой лесоустроительной экспедицией по методу классов возраста. В процессе разработки ТЭО были укрупнены лесничества без изменения планово-картографических материалов. Из 15 лесничеств образовано 10. Лесоустройство 1979-80 годов на территории объединения произведено Первой лесоустроительной экспедицией по методу целевых насаждений на почвенно-топологической основе с формированием постоянных хозяйственных участков. Геодезической основой для составления планшетов приняты материалы лесоустройства 1979-80 гг. и материалы землеустройства 1936 года. Накладка планшетов произведена по координатам. Все материалы лесоустройства 1990 года сохранились и находятся в удовлетворительном состоянии. Настоящее лесоустройство произведено ФГУП «Московское государственное лесоустроительное предприятие» (ФГУП «Мослеспроект») по 1 разряду точности в соответствии с Лесным кодексом РФ, принятым Госдумой 22.01.1997 года, Основными положениями организации и ведения лесного хозяйства Московской области, протоколами лесоустроительных и технических совещаний. Квартальная сеть почти вся оставлена без изменений, за исключением немногих квартальных просек, которые были приурочены к асфальтированным дорогам, трасам линий электропередач и газопроводов. Нумерация кварталов по всем лесничествам сохранена прежней, за исключением <адрес> лесничества, где нумерация кварталов произведена вновь. Границы со смежными землепользователями согласованы и заверены на планшетах районными Комитетами по земельным ресурсам и землеустройству Серпуховского и Ступинского районов. Геодезической основой для составления планшетов послужили планшеты предыдущего лесоустройства (1990 года), топокарты системы координат 1963 года и материалы аэрофотосъемки 1998 года залета. В указанном проекте содержится описание изменений площади земель лесного фонда в ревизионный период, из которого следует, что общая площадь ОЛХ, определенная настоящим лесоустройством, согласована с районным комитетом по земельным ресурсам и землеустройству с учетом расхождений. Расхождение площади с балансом земель Серпуховского района составило <данные изъяты>. Причина расхождения объясняется следующим: <данные изъяты> числятся городскими лесами г. Серпухова, а также на основании решения СМ РСФСР №815-р от 04.07.1980 года в состав ОЛХ «Русский лес» передано <данные изъяты> совхозных лесов Серпуховского района. Принятые участки были отражены на планово-картографических материалах, окружные границы со смежными землепользователями согласованы и заверены на планшетах в отделах землеустройства Серпуховского района лесоустройствами 1980 и 1990 г.г. Однако, комитет по земельным ресурсам и землеустройству в своих материалах внес изменения не в полном объеме, отдельные участки леса не были изъяты из состава совхозных лесов:
- АОЗТ «<адрес>» - <данные изъяты> (<данные изъяты> лесничество кв. <номер>),
- АОЗТ «<адрес>» - <данные изъяты> (<данные изъяты> лесничество <номер>),
- АОЗТ «<адрес>» - <данные изъяты> (<данные изъяты> лесничество <номер>),
- совхоз «<адрес>» - <данные изъяты> (<данные изъяты> лесничество <номер>).
Общая площадь не изъятых лесных участков составила <данные изъяты>. За прошедший период на основании соответствующих постановлений и распоряжений было передано и исключено из состава Гослесфонда <данные изъяты>, принято <данные изъяты> (т. 1 л.д. 97-109).
В материалах дела имеется Устав Серпуховского муниципального района Московской области, в приложении к которому имеется картографическое описание границ района и сельских поселений, в том числе сельского поселения <адрес>, в границах которого расположена <адрес> (т. 1 л.д. 123-163).
В материалы дела представлены: Решение Совета депутатов сельского поселения Данковское <номер> от <дата> года, картографические описания границ <адрес>.
Земельный кодекс РФ устанавливает, что все земли по целевому назначению подразделяются на самостоятельные категории в частности, земли поселений (населенных пунктов). Земли лесного фонда (статья 7).
В соответствии с положениями ст.3 Лесного Кодекса РФ, лесное законодательство регулирует лесные отношения. Для имущественных отношений в силу требований ст.3 Земельного Кодекса РФ и ст. 3 Лесного Кодекса РФ сохраняется приоритет за специальными федеральными законами по использованию конкретных природных ресурсов.
Участок лесного фонда представляет собой земельный участок с особым правовым режимом, входящий в состав земель лесного фонда. Отношения по предоставлению или передаче иным образом лесных участков, как ограниченных в обороте объектов, производится только на основании Лесного Кодекса РФ.
В соответствии со ст. 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В соответствии с положениями ст.7 Лесного кодекса РФ, действовавшей на период предоставления земельных участков, все леса, за исключением лесов расположенных на землях обороны и землях городских и сельских поселений, а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли), образуют лесной фонд.
Границы лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от земель иных категорий.
Статьей 9 указанного Кодекса было установлено, что к участкам лесного фонда относятся участки леса, а также участки лесных земель, не покрытых лесной растительность, и участки нелесных земель.
Границы участков лесного фонда должны быть обозначены в натуре с помощью лесохозяйственных знаков и (или) указаны в планово картографических материалах (лесных картах).
Согласно ст. 101 Земельного кодекса РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
Согласно п.2 ст.101 Земельного кодекса РФ, действовавшей на момент возникновения правоотношений между сторонами по делу, границы земель лесного фонда определялись путем отграничения земель лесного фонда от земель иных категорий в соответствии с материалами лесоустройства. Данные о границах земель лесного фонда подлежали занесению в государственный земельный кадастр.
Таким образом, по смыслу указанной нормы закона, земли лесного фонда, подлежат использованию исключительно для целей ведения лесного хозяйства, и не могут использоваться для иных целей, не предусмотренных законом.
Кроме того, в силу п. 2 ч. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда.
В соответствии с ч. 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Следовательно, земельные участки из состава земель лесного фонда, как подлежащие использованию исключительно для целей ведения лесного хозяйства, могут быть предоставлены в собственность граждан, лишь в случае наличия в федеральном законе прямого указания на возможность такого предоставления. Передача в собственность гражданина земельного участка, находящегося на землях лесного фонда федеральным законом прямо не предусмотрена, исходя из целевого назначения земель лесного фонда.
В соответствии с п. 2 ст. 9 Земельного кодекса РФ управление и распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности осуществляется Российская Федерация.
В соответствии в п. 2 ст. 11 Земельного кодекса РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение только земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии со ст. 7 Лесного кодекса РФ лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со ст.ст. 67, 69 и 92 Кодекса. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
На основании положений статей 3, 67 - 69 Лесного кодекса Российской Федерации, статей 4.1, 4.2, 4.4 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" границы земель лесного фонда считаются определенными даже без проведения процедуры постановки на кадастровый учет и процедуры определения границ.
В соответствии со статьей 4 Закона СССР от 17 июня 1977 года № 5906-IX "Об утверждении Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик" все леса в СССР образовывали единый государственный лесной фонд, который подразделялся на: леса государственного значения, то есть леса, находившиеся в ведении государственных органов лесного хозяйства, городские леса, закрепленные леса (в их число, в частности, входили леса, закрепленные за совхозами) и леса заповедников; колхозные леса, то есть леса, находящиеся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование.
Статьей 2 Основ лесного законодательства Российской Федерации, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации 6 марта 1993 года № 4616-1, подтверждалась принадлежность всех лесов и предоставленных для ведения лесного хозяйства земель к землям лесного фонда.
Также в силу статьи 2 Лесного кодекса Российской Федерации от 29 января 1997 года № 22-ФЗ все леса и предоставленные для ведения лесного хозяйства земли образуют лесной фонд Российской Федерации. В состав земель лесного фонда входят: лесные земли (покрытые лесом, а также не покрытые лесом - вырубки, гари, редины, прогалины и другие); нелесные земли (болота, дороги, квартальные просеки и другие).
В соответствии со статьей 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.
Согласно статье 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Таким образом, федеральная собственность на лесные участки признана в силу закона, а не в силу зарегистрированного права собственности Российской Федерации.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что на момент постановки на кадастровый учет земельного участка с кадастровым <номер>, принадлежащего Иванову О.Б., уже были проведены работы по лесоустройству, установлены границы лесного фонда.
Таким образом, территория земельного участка в части наложения спорного земельного участка и лесного участка относилась и относится к землям лесного фонда, распоряжение которыми осуществляет Российская Федерация. Следовательно, Глава Серпуховского муниципального района, издав постановления <номер> от <дата> «О предоставлении земельного участка в собственность Иванову О.Б.» и <номер> от <дата> «О внесении изменений в п. 1 Постановления <номер> от <дата> года» и передав указанный участок в собственность Иванову О.Б. на основании договора купли-продажи от <дата>, нарушил требования лесного законодательства, поскольку распорядился не принадлежащим муниципальному образованию имуществом в отсутствие необходимых полномочий.
В соответствии с разъяснениями Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 29 апреля 2010 г. № 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в случаях, когда между лицами отсутствуют договорные отношения или отношения, связанные с последствиями недействительности сделки, спор о возврате имущества собственнику подлежит разрешению по правилам статей 301, 302 ГК РФ.
Согласно ст. 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения. Таким образом, в силу указанной нормы закона лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика. Право собственности на движимое имущество доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца.
На основании Положения о Комитете лесного хозяйства Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 26.06.2012 года № 863/22, Комитет проводит государственную политику и осуществляет межотраслевое управление, координацию, а также функциональное регулирование в области лесных отношений. Таким образом, Мособлкомлес является полномочным органом от имени Российской Федерации по управлению лесным хозяйством на территории Московской области. Мособлкомлес уполномочен обращаться в суд в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных законодательством.
Оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что при рассмотрении дела нашел подтверждение факт расположения спорного земельного участка, расположенного <адрес> площадью <данные изъяты> с кадастровым <номер>, принадлежащего Иванову О.Б. на землях лесного фонда.
При рассмотрении дела судом назначалась землеустроительная экспертиза с целью определения границ и площади наложения спорного земельного участка с кадастровым <номер> на лесной участок. Однако, экспертами было возвращено гражданское дело без исполнения, с указанием на то, что в запланированное для осмотра участка время ответчик Иванов О.Б. на участок не прибыл, доступ на участок для осмотра и проведения замеров обеспечен не был, визуально на местности участок не идентифицируется, в связи с чем, ответить на поставленные перед судом вопросы не представляется возможным. Учитывая изложенное, а также положения ст. 79 ГПК РФ, суд возобновил производство по делу и счел возможным рассмотреть дело по существу исходя из имеющихся в деле доказательств.
Факт наложения границ спорного земельного участка и лесного участка подтвержден справкой, подготовленной филиалом ФГУП «Рослесинформ» «Мослеспроект» и чертежом лесного участка, из которых следует, что часть площади спорного земельного участка – <данные изъяты> накладывается на земли лесного фонда, квартал <номер> <адрес> участкового лесничества, лесничества «Русский лес» ГКУ МО «Мособллес» Комитета лесного хозяйства Московской области (л.д. 5-6 т.1).
Кроме того, в подтверждение факта наложения спорного участка на земли лесного фонда истцом представлены:
- копия апелляционного определения Московского областного суда от <дата> по гражданскому делу по иску Управления лесного хозяйства по МО и г. Москве к Н. и Администрации Серпуховского муниципального района о признании недействительным постановления Главы Администрации Серпуховского муниципального района МО, истребовании из незаконного владения земельного участка, признании права собственности на земельный участок отсутствующим, признании недействительной постановку земельного участка на кадастровый учет, и исключении записи о праве собственности из ЕГРП (т. 2 л.д. 7-11),
- копия экспертного заключения по гражданскому делу по иску Управления лесного хозяйства по МО и г. Москве к Н. и Администрации Серпуховского муниципального района о признании недействительным постановления Главы Администрации Серпуховского муниципального района МО, истребовании из незаконного владения земельного участка, признании права собственности на земельный участок отсутствующим, признании недействительной постановку земельного участка на кадастровый учет, и исключении записи о праве собственности из ЕГРП (т. 2 л.д. 12-28),
- копия решения Серпуховского городского суда от <дата> по гражданскому делу по иску Управления лесного хозяйства по МО и г. Москве к А. и Администрации Серпуховского муниципального района о признании недействительным постановления Главы Администрации Серпуховского муниципального района МО, истребовании из незаконного владения земельного участка, признании права собственности на земельный участок отсутствующим, признании недействительной постановку земельного участка на кадастровый учет, и исключении записи о праве собственности из ЕГРП (т. 2 л.д. 29-40),
- копия экспертного заключения по гражданскому делу по иску Управления лесного хозяйства по МО и г. Москве к А., Администрации Серпуховского муниципального района о признании недействительными в части торгов в форме аукциона по продаже земельных участков, признании недействительным договора купли-продажи земельного участка, признании права собственности на земельный участок отсутствующим, признании недействительным постановку земельного участка на кадастровый учет, и исключении записи о собственности из ЕГРП (т. 2 л.д. 41-54).
Истец указывает, что земельные участки Н. и А. являются смежными, спорный земельный участок, принадлежащий Иванову О.Б. располагается между двумя указанными участками.
Изложенное следует из представленных копий экспертных заключений (л.д. 26 и 50 т.2). Также данный факт не отрицает и сам Иванов О.Б.
Таким образом, судом достоверно установлено, что часть участка, принадлежащего Иванову О.Б., а именно площадью <данные изъяты> располагается на землях лесного фонда.
Иными доказательствами, опровергающими указанные сведения, суд не располагает.
Анализируя изложенное, суд находит подлежащими удовлетворению требования истца о признании недействительным Постановления Главы Администрации Серпуховского района от <дата> <номер> «О предоставлении земельного участка в собственность Иванову О.Б.»., а также об истребовании из незаконного владения ответчика Иванова О.Б. земельного участка входящий в состав земельного участка с кадастровым <номер> площадью <данные изъяты>, расположенный <адрес>.
Стороной ответчика заявлено ходатайство и применении правил исковой давности к заявленным истцом требованиям. Обсудив поступившие заявления стороны ответчика, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Как указано в ст.196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.
Ст. 199 ГК РФ закрепляет, что исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
В силу ст. 305 ГК РФ, права, предусмотренные статьями 301 - 304 настоящего Кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.
В соответствии со ст. 208 ГК РФ, исковая давность не распространяется на требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения (статья 304).
Таким образом, на заявленные требования срок исковой давности согласно ст. 208 ГК РФ распространяться не может.
Поскольку спорный земельный участок был сформирован и его отчуждение произведено с нарушением требований действующего законодательства, то сведения о данном участке должны быть исключены из государственного кадастра недвижимости и из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в полном объеме, так как земли лесного фонда разбивают участок на два самостоятельных, не смежных по отношению друг к другу участков, площадь которых значительно мала и оставшиеся части земельного участка не будут соответствовать виду его разрешенного использования. В связи с чем, требования истца о признании недействительной постановки на кадастровый учет указанного участка, а также требования о признании недействительными и подлежащими исключению из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи регистрации о праве собственности Иванова О.Б. на указанный участок, подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Комитета лесного хозяйства Московской области удовлетворить.
Признать недействительным Постановление Главы Администрации Серпуховского района от <дата> <номер> «О предоставлении земельного участка в собственность Иванову О.Б.».
Истребовать из незаконного владения Иванова О. Б. земельный участок, входящий в состав земельного участка с кадастровым <номер> площадью <данные изъяты>, расположенный <адрес>.
Признать недействительной постановку на кадастровый учет земельного участка с кадастровым <номер> площадью <данные изъяты>, расположенного <адрес> и снять указанный участок с кадастрового учета.
Признать недействительной и исключить из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о регистрации права собственности Иванова О. Б. на земельный участок с кадастровым <номер> площадью <данные изъяты>, расположенный <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца в Московский областной суд через Серпуховский городской суд со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья: Купцова Г.В.
Мотивированное решение изготовлено 10 февраля 2014 года.