Дело № 2-148/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Корткерос. 07 апреля 2015 года
Корткеросский районный суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Буян Э.Ф.,
при секретаре Сивкове Д.Н.,
с участием представителя администрации муниципального района «Корткеросский» Мальцева В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чернова И.Н. к администрации муниципального района «Корткеросский», администрации сельского поселения «Усть - Лэкчим» об обязании предоставления жилого помещения,
установил:
Чернов И.Н. обратился в суд с заявлением, в котором указал, что является нанимателем жилого помещения по адресу: <адрес> на основании договора социального найма с МУП «ЖЭУ» <адрес>. Кроме него в жилом помещении проживает его несовершеннолетний сын - ФИО1, <дата> Ответчик является наймодателем жилого помещения и, согласно заключению ответчика ХХХ от <дата>, жилой дом, состоящий на балансе администрации СП «Усть - Лэкчим», признан ветхим и непригодным для проживания. <дата> Межведомственной комиссией, утвержденной постановлением администрации СП «Усть - Лэкчим», проведено обследование жилого дома, в результате которого дом снова признан аварийным и подлежащим сносу в связи с физическим износом (заключение ХХХ). <дата> администрацией СП «Усть - Лэкчим» вынесено постановление ХХХ, согласно которому дом признан аварийным и подлежащим сносу. Однако на протяжении всего времени ответчик не принимает никаких мер по переселению его семьи из спорного дома. На учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий он не состоит. <дата> он направил в администрацию СП «Усть - Лэкчим» заявление о предоставлении справок о составе семьи и статусе жилого дома, но ответа не получил. Истец просит обязать: ответчика - администрацию муниципального района «Корткеросский» предоставить ему другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, с учетом всех членов семьи, соответчика - администрацию сельского поселения «Усть - Лэкчим» предоставить в суд копии справок о составе семьи и статусе жилого дома.
Истец Чернов И.Н., соответчик администрация СП «Усть - Лэкчим», прокурор, надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились, своих представителей в суд не направили.
Представитель администрации СП «Усть - Лэкчим» Турьева Л.И. в предварительном судебном заседании <дата> по заявлению истца выразила не согласие, суду пояснила, что в жилом доме по адресу: <адрес>, истец не проживал, в том числе на <дата> год, когда она была назначена главой администрации сельского поселения, истец выехал из <адрес> в <адрес>, и по настоящее время фактически в поселке не проживает, только остается прописанным в <адрес> указанного им дома. Ранее в данной квартире проживал умерший брат истца со своей семьей, которые выписались и проживают по другому адресу. В данном жилом доме проживать невозможно, он признан аварийным и подлежащим сносу. Дом вошел в программу «Переселение граждан». На доме висит табличка, где указан срок расселения граждан. Чернов не приезжал и не видел этого, в администрацию поселения с таким вопросом не обращался. Также истец не обращался в администрацию с заявлением о предоставлении жилья, в том числе как нуждающийся в улучшении жилищных условий. В <дата> году администрацией сельского поселения полномочия по переселению граждан были переданы администрации МР «Корткеросский». Документы, истребуемые истцом для суда, направлялись Чернову заказным письмом с уведомлением, однако были возвращены за не получением. Кроме того, документы были истцом получены лично ранее до поступления письменного обращения.
Представитель АМР «Корткеросский» Мальцев В.А. с иском Чернова И.Н. не согласился, суду пояснил, что дом включен в программу «Переселение граждан» и, в установленный данной программой срок по переселению граждан из аварийного жилья, вопрос будет решен, права истца не нарушены.
Заслушав участников процесса, изучив материалы дела в совокупности, суд считает исковые требования истца не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Судом установлено, что истец Чернов И.Н. является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, на основании договора социального найма жилого помещения № ХХХ, заключенного <дата> с МУП «ЖЭУ». Членом семьи нанимателя по договору значится ФИО2, брат истца, умерший <дата> в <адрес> Республики Коми, после смерти которого наследственных дел ни по месту смерти, ни по месту регистрации, согласно материалам дела, не заводилось. По сведениям АСП «Усть - Лэкчим» от <дата> и Отделения УФМС по РК в <адрес> от <дата>, и паспортным данным истца, в квартире по указанному выше адресу зарегистрированы: истец Чернов И.Н. с <дата>, его сын - ФИО1, <дата> г.р., с <дата>, и ФИО3, не являющаяся родственником Чернову И.Н.
Решением Совета муниципального района «Корткеросский» от <дата> № ХХХ утвержден перечень объектов муниципальной собственности муниципального района «Корткеросский», передаваемый в муниципальную собственность муниципального образования сельского поселения «Усть - Лэкчим», куда включена <адрес> по <адрес>.
После передачи данного имущества в собственность администрации СП «Усть - Лэкчим» договор социального найма жилого помещения с Черновым И.Н. от <дата> не перезаключался, не был отменен и является действующим.
Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее - Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).
В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Заключением межведомственной комиссии администрации МО МР «Корткеросский» от <дата> ХХХ, на основании акта обследования ХХХ от <дата>, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> Республики Коми, признано ветхим, непригодным для постоянного проживания, в связи с несоответствием помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению по п. 10,11,12,14,15,16 Постановления Правительства РФ от 28.03.2006 № 47, ввиду физического износа в процессе эксплуатации здания уровню надежности, прочности и устойчивости строительных конструкций. Капитальному ремонту не подлежит.
В последующем, <дата>, межведомственная комиссия, утвержденная постановлением администрации сельского поселения «Усть - Лэкчим» от <дата> ХХХ, составляет заключение ХХХ, на основании акта обследования, о признании многоквартирного жилого дома по указанному выше адресу аварийным и подлежащим сносу в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания, снижения уровня надежности, прочности строительных конструкций.
Из акта обследования технического состояния жилого дома для проживания в нем от <дата> следует, что здание жилого дома одноэтажное в деревянном (щитовом) исполнении, состоит из шести квартир, <дата> года постройки, капитальный ремонт дома не проводился, необходимо принять меры по расселению жильцов жилого дома в целом.
Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47, к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 49).
В силу указанных норм определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.
На основании акта обследования жилого дома и заключения межведомственной комиссии от <дата> администрацией сельского поселения «Усть - Лэкчим» принято постановление от <дата> ХХХ о признании многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим сносу, установлен срок отселения физических лиц, зарегистрированных по данному адресу, до <дата>.
Постановлением администрации МР «Корткеросский» от <дата> ХХХ утверждена муниципальная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилого фонда на 2013 – 2017 годы». Цель данной программы - финансовое и организационное обеспечение переселения граждан из аварийных многоквартирных жилых домов. Перечнем аварийных многоквартирных домов, признанных аварийными до <дата> г., аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом (Приложение 2 к муниципальной адресной программе), определена планируемая дата окончания переселения граждан из <адрес> - <дата>.
Решением Совета сельского поселения «Усть - Лэкчим» от <дата> № ХХХ определено передать муниципальному образованию муниципального района «Корткеросский» осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения за счет иных межбюджетных трансфертов, выделяемых из бюджетов сельских поселений в бюджет муниципального района «Корткеросский» согласно приложению к данному решению. В перечень передаваемых полномочий в отношении вопроса владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения Советом сельского поселения «Усть - Лэкчим», отнесено финансирование работ по осуществлению мероприятий переселения граждан из аварийного жилищного фонда, контроль за полным, своевременным и целевым использованием средств в соответствии с муниципальной адресной программой «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2015 годы», утвержденной постановлением администрации МР «Корткеросский» от <дата> № ХХХ
<дата> Советом сельского поселения «Усть - Лэкчим» решено передать полномочия, в том числе по организации финансирования работ по осуществлению мероприятий переселения граждан из аварийного жилищного фонда, контроля за своевременным и целевым использованием средств в соответствии с муниципальной адресной программой «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2015 годы»
При этом, если дальнейшее проживание в аварийном жилом помещении, предоставленном по договору социального найма, создает угрозу для жизни и здоровья нанимателя и членов его семьи, суд вправе обязать орган местного самоуправления предоставить указанным лицам другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 ЖК РФ, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (часть 2 статьи 15 ЖК РФ).
Как установлено в судебном заседании, проживание в жилом доме с <дата> года невозможно. Истец Чернов И.Н. фактически не проживал в квартире по месту жительства с момента регистрации по адресу: <адрес>, выехал из <адрес>. В настоящее время Чернов И.Н. проживает в <адрес>. Соответственно отсутствует какая - либо реальная угроза для жизни и здоровья истцу Чернову И.Н., как нанимателю жилого помещения в жилом доме признанном аварийным и подлежащим сносу, а также членам его семьи, то есть сыну ФИО1
Учитывая изложенное, суд считает, что оснований для удовлетворения требований истца Чернова И.Н. о предоставлении во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения не имеется. Само по себе обращение истца в настоящее время является преждевременным, поскольку установленная Перечнем аварийных многоквартирных домов, признанных аварийными до <дата> г., аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом (Приложение 2 к муниципальной адресной программе) планируемая дата переселения граждан из <адрес>, - <дата> года, органом местного самоуправления, утвердившим муниципальную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилого фонда на 2013 – 2017 годы», не откладывалась.
В соответствии с частью 1 статьи 57 ГПК РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Суд вправе предложить им представить дополнительные доказательства. В случае если представление дополнительных доказательств для этих лиц затруднительно, суд по их ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств.
Требования истца об обязании соответчика - администрацию сельского поселения «Усть - Лэкчим» предоставить в суд копии справок о составе семьи и статусе жилого дома по существу заявлено в виде ходатайства об истребовании судом от указанного органа соответствующих документов, как доказательств по делу.
При рассмотрении дела представителем администрации сельского поселения «Усть - Лэкчим» Турьевой Л.И. представлены документы, в подтверждение своих доводов и возражений по иску Чернова И.Н., в том числе справка о зарегистрированных лицах в <адрес>, подлежащих переселению, и о статусе данного жилого дома, относящегося к муниципальной собственности муниципального образования сельского поселения «Усть - Лэкчим».
На основании изложенного, руководствуясь ст. 197, 198 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Чернова И.Н. отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение месяца со дня его вынесения через Корткеросский районный суд.
Судья Буян Э.Ф.