Дело № 2-11780/2016
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Красноярск 5 декабря 2016 года
Октябрьский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Майко П.А.
при секретаре Дивеевой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Никитина Т.А. к администрации г. Красноярска, Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о признании права собственности на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Никитина Т.А. обратился в суд с иском к администрации г. Красноярска, ДМИиЗО администрации г. Красноярска, администрации г. Красноярска о признании права собственности на земельный участок.
Требования мотивировала тем, что на основании договора купли-продажи от 30 августа 2006 года приобрела в собственность жилой дом по адресу: г. Красноярск, ул. Овражная, д. 35, общей площадью 47,5 кв.м., в том числе жилой 41,5 кв.м. В декабре 2011 года истец получила межевой план на спорный земельный участок, на кадастровый учет земельный участок поставлен 16.11.2005. В мае 2012 года ООО «Крастехинвентаризация» в связи с проведением работ по межеванию направило в ДМИиЗО Администрации города заявление о снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:149863, зарезервированного для муниципальных нужд, для оформления истцом прав на спорный земельный участок с кадастровым номером 24:50:0100392:117, а ранее 19 апреля 2012 года проведено совещание в Управлении архитектуры администрации г. Красноярска с участием истца, ООО «Крастехинвентаризация», ДМИиЗО, МКУ УКС по вопросу оформления права собственности Никитиной Т.А. на спорный земельный участок. В удовлетворении заявления было отказано со ссылкой на то, что испрашиваемый земельный участок входит в проект границ территории, признанной распоряжениями администрации города от 04.08.2011 № 827-ж «О резервировании земель», от 04.04.2011 № 279-ж «О предварительном согласовании МКУ города Красноярска «УКС» места размещения объекта», от 05.10.2011 № 1150-ж «Об изъятии земельных участков» муниципальной нуждой для строительства 4-го моста и подходов к нему.
Истец просит признать за ней право собственности на земельный участок с кадастровым номером 24:50:0100392:117, т.к. ДМИЗО отказывает ей в этом, ввиду зарезервирования земли для муниципальных нужд.
В судебном заседании истец Никитина Т.А. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным выше.
Ответчики администрация г. Красноярска, ДМИиЗО администрации г. Красноярска, третье лицо РОСРЕЕСТР в судебное заседание представителей не направили, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не известили, о рассмотрении дела в своё отсутствие не просили.
В силу ч. 1 ст. 233 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
С учетом согласия истца, дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчиков в порядке заочного производства.
Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу статьи 15 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с указанным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 35 ЗК РФ при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
В случае перехода права собственности на здание, строение, сооружение к нескольким собственникам порядок пользования земельным участком определяется с учетом долей в праве собственности на здание, строение, сооружение или сложившегося порядка пользования земельным участком.
Согласно ч. 1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В силу положений ч. 2 ст. 28 и ч. 6 ст. 36 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность граждан бесплатно в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В силу ч. 4 ст. 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
При исследовании материалов дела судом установлено, что по договору купли-продажи от 30 августа 2006 года истец приобрел в собственность жилой дом по адресу: г. Красноярск, ул. Овражная, 35. Право собственности истца на жилой дом зарегистрировано в установленном законом порядке, о чем 25 сентября 2006 года выдано соответствующее свидетельство о государственной регистрации права (л.д. 17).
Прежнему собственнику Бальдясову Г.А. жилой дом по адресу: г. Красноярск, ул. Овражная, д. 35 принадлежал на праве собственности в порядке наследования. Ранее 03 сентября 1982 года Гусева Е.И. приобрела у Тузова В.И. домовладение по адресу: г. Красноярск, ул. Овражная, 35.
В соответствии с кадастровым паспортом земельный участок, на котором расположен вышеуказанный жилой дом, имеет площадь 697 кв. м, категории земель: земли населенных пунктов, разрешение использование: жилая застройка: индивидуальная. В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о праве собственности на спорный земельный участок не имеется.
Проанализировав представленные по делу доказательства, доводы и возражения сторон, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям. Вышеприведенные нормы права, а также обстоятельства по делу не содержат оснований к ограничению права истца на получение в собственность земельного участка, на котором находится принадлежащий ей на праве собственности объект недвижимости, в случае планируемого отнесения его к земельным участкам общего пользования.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" граждане Российской Федерации, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенные ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР от 6 марта 1990 г. N 1305-1 "О собственности в СССР", но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, имеют право бесплатно приобрести право собственности на указанные земельные участки в соответствии с правилами, установленными статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Закона Красноярского края от 04.12.2008 года N 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае" право на однократное бесплатное получение в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют следующие собственники расположенных на данных земельных участках жилых домов, в том числе граждане Российской Федерации, к которым право собственности на жилые дома перешло в результате совершения сделок, в случае, если до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации на основании решений органов местного самоуправления земельные участки были предоставлены в аренду прежним собственникам жилых домов.
Принимая во внимание, что право собственности истца на жилое помещение по адресу: г. Красноярск, ул. Овражная, д. 35 перешло к истцу на законных основаниях по договору купли-продажи, с учетом установленного п. 5 ч. 1 ст. 1 ЗК РФ принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости, с момента перехода права собственности на жилой дом к истцу перешло право на приобретение данного земельного участка, границы которого установлены в соответствии с материалами межевания, в собственность в соответствии с правилами, установленными Земельным кодексом РФ.
При разрешении спора ответчиками в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представлено доказательства того, что земельный участок подлежит ограничению в обороте либо относится к землям, приватизация которых запрещена согласно ст. 27 ЗК РФ, а также к землям, не подлежащим отчуждению в соответствии с п. 12 ст. 85 ЗК РФ.
Нормы п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ также не допускают приватизации земельных участков общего пользования уже занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования.
Материалами дела не установлено наличие каких-либо объектов общего пользования на спорном земельном участке.
Действующее законодательство не содержит запрета на передачу собственность земельных участков, на которых расположены находящиеся в частной собственности жилые помещения, в том числе и в случае резервирования данных участком под муниципальные нужды.
То обстоятельство, что в настоящий момент спорный земельный участок имеет статус зарезервированного для муниципальных нужд, не препятствует признанию права собственности истца на спорный участок, в том числе ив силу нижеизложенного -
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 года N 561 утверждено Положение о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд.
Согласно пункту 5 Положения решение о резервировании земель должно содержать: цели и сроки резервирования земель; реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется резервирование земель - ограничения прав на зарезервированные земельные участки, устанавливаемые в соответствии с Земельным кодексом и другими федеральными законами, необходимые для достижения целей резервирования земель, сведения о месте и времени ознакомления заинтересованных лиц со схемой резервируемых земель, а также перечнем кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель.
К решению о резервировании земель прилагается схема резервируемых земель, а также перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель. Данные решение и схема должны содержать необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельных участка (их частях), права на которые ограничиваются решением о резервировании земель (пункт 6 Положения).
Согласно п. 7 Положения решение о резервировании земель, принятое органами государственной власти, подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации субъекта Российской Федерации, на территории которого расположены резервируемые земельные участки.
Решение о резервировании земель, принятое органами местного самоуправления, подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации органов местного самоуправления по месту нахождения резервируемых земельных участков.
Пунктом 8 Положения установлено, что орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение о резервировании земель, направляют копию решения о резервировании земель и прилагаемую к нему схему резервируемых земель в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном статьей 15 Федерального закона от 24 июля 2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Государственная регистрация ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, а также прекращения таких ограничений в силу пункта 9 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 N 561 "О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных и муниципальных нужд" осуществляется в соответствии с Федеральным законом N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
В силу пункта 6 статьи 56 Земельного кодекса РФ ограничения прав на землю подлежат государственной регистрации в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". В соответствии с пунктом 1 статьи 4 приведенного Федерального закона ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, возникающие на основании договора либо акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом.
Доказательства регистрации обременения на испрашиваемый земельный участок в виде резервирования земель для государственных или муниципальных нужд, внесения в кадастр недвижимости сведений об этом, наличия на испрашиваемом земельном участке объектов общего пользования в материалах дела отсутствуют, ответчиком суду не представлены.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что отказ истцу в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка является необоснованным, поскольку каких-либо объектов общего пользования на спорном земельном участке не существует, земельный участок из оборота не изъят, какие-либо ограничения предоставления в собственность испрашиваемого земельного участка отсутствуют.
Согласно решения суда, вступившего в законную силу от 24 сентября 2014 года, за истцом признано право на получение в собственность спорного земельного участка. Данное решение имеет преюдициальное значение и обязательно для всех.
В свою очередь, как видно из выписки из ЕГРП, резервирование произведено на основании распоряжения администрации Красноярска от 23.5.2014 года, а зарегистрирован данный акт только 12.3.2015 года.
В силу того факта, что регистрация в органах регучета резервирования было произведено после вынесения решения судом, то суд полагает возможным указать, что резервирование не может препятствовать истцу в получении в собственность земельного участка.
Кроме того, согласно п. 9.1 ст. 3 Федерального закона N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", если в документе устанавливающем право гражданина на земельный участок для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, или невозможно определить вид права, на котором предоставлен такой участок, то такой участок считается предоставленным гражданину на праве собственности.
Как видно из решения исполкома Красноярского горсовета от 17 июля 1956 года № 426, земельный участок по адресу Овражная 35 в квартале №610 предоставлен для строительства Пахомову А.И..
Т.е. право, первоначального правообладателя на земельный участок не оговорено, что позволяет суду установить, что земельный участок был предоставлен на праве собственности всем правообладателям домовладения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-235 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Признать за Никитина Т.А., 00.00.0000 года года рождения, право собственности на земельный участок по адресу: Х, имеющего кадастровый У.
Решение считать заочным. Ответчик вправе подать в Октябрьский районный суд г. Красноярска заявление об отмене заочного решения в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий Майко П.А.