РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
6 сентября 2019 года город Ижевск
Уфимский гарнизонный военный суд в составе:
председательствующего Вялых А.А.,
при секретаре Сырых С.В., с участием представителя ответчика Старкова П.В. – адвоката Щенина Н.К., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора <данные изъяты> военной прокуратуры гарнизона (в интересах Российской Федерации) о взыскании с бывшего военнослужащего войсковой части 00000 ефрейтора запаса Старкова Павла Валерьевича денежных средств в счёт возмещения стоимости выданного ему вещевого имущества,
установил:
в военный суд обратился в защиту интересов Российской Федерации в лице войсковой части 00000 военный прокурор <данные изъяты> военной прокуратуры гарнизона, войсковая часть 00001 с исковым заявлением, в котором просил привлечь к материальной ответственности Старкова П.В.
В обоснование этого военный прокурор указал, что Старков проходил военную службу по контракту в войсковой части 00000, но приказом командира названной воинской части от 11 августа 2018 года № досрочно уволен с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта, а приказом того же воинского должностного лица от 21 августа 2018 года № исключён из списков личного состава части и всех видов обеспечения.
Во время прохождения службы ответчик был обеспечен вещевым инвентарным имуществом, однако при увольнении и исключении из списков личного состава части установленным порядком на вещевой склад воинской части его не сдал.
Учитывая данное обстоятельство, ссылаясь на положения Федерального закона от 12 июля 1999 года № 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих» и постановления Правительства Российской Федерации от 22 июня 2006 года № 390, которым утверждены Правила владения, пользования и распоряжения вещевым имуществом, а также банно-прачечного обслуживания в мирное время, военный прокурор <данные изъяты> военной прокуратуры гарнизона просил суд взыскать со Старкова в пользу войсковой части 00000 в счёт возмещения материального ущерба стоимость инвентарного вещевого имущества, не сданного им после увольнения, составляющую 12 770 рублей 80 копеек.
Надлежаще извещённые о времени и месте судебного заседания военный прокурор, представители истца – войсковой части 00000 и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца – федерального казённого учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Республике <данные изъяты>», в суд не прибыли, о причинах неявки суду не сообщили.
Ответчик Старков, место жительства которого неизвестно, своего представителя не имел, поэтому в соответствии со ст. 50 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд назначил ему в качестве представителя адвоката Щенина Н.К., который в судебном заседании иск не признал и просил в его удовлетворении отказать, так как ему неизвестна позиция и отношение ответчика к иску.
Выслушав мнение представителя ответчика Щенина Н.К., исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 1 ст. 28 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащий в зависимости от характера и тяжести совершённого им правонарушения привлекается к дисциплинарной, административной, материальной, гражданско-правовой и уголовной ответственности в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 12 июля 1999 года № 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих» военнослужащие несут материальную ответственность только за причинённый по их вине реальный ущерб.
Статьёй 5 названного Федерального закона установлено, что военнослужащие несут материальную ответственность в полном размере ущерба в случае, когда ущерб причинён военнослужащим, которому имущество было передано под отчёт для хранения, перевозки, выдачи, пользования и других целей.
Как определено статьёй 2 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих», к имуществу воинской части отнесены все виды вооружения, вещевое имущество и иные виды военного имущества, деньги и ценные бумаги, другие материальные средства, являющиеся федеральной собственностью и закреплённые за воинской частью.
Согласно п. 2 ст. 14 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие обеспечиваются вещевым имуществом в зависимости от условий прохождения военной службы по нормам и в сроки, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, в порядке, определяемом Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба). Порядок владения, пользования и распоряжения вещевым имуществом определяется Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 25 Правил владения, пользования и распоряжения вещевым имуществом, а также банно-прачечного обслуживания в мирное время, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2006 г. № 390, вещевое имущество, за исключением расходных материалов, передаётся во владение и безвозмездное пользование военнослужащим с момента его получения; вещевое имущество личного пользования, срок носки которого не истёк, выданное военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, в случае их увольнения с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами «д» - «з» пункта 1 и подпунктами «в» - «е(2)» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», подлежит возврату. Также подлежит возврату инвентарное имущество, за исключением отдельных предметов, предусмотренных нормами снабжения.
Как усматривается из выписки из приказа командира 000 гвардейской отдельной <данные изъяты> бригады (по личному составу) от 11 августа 2018 года № и выписки из приказа командира войсковой части 00000 (по строевой части) от 21 августа 2018 года №, Старков досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с невыполнением им условий контракта, то есть по основанию, предусмотренному подпунктом «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», с 22 августа 2018 года полагается сдавшим дела и должность, а с 6 октября 2018 года исключён из списков личного состава воинской части и всех видов обеспечения.
Во время прохождения военной службы по контракту ответчику было выдано положенное ему согласно нормам снабжения вещевое имущество, в том числе инвентарное, что подтверждается копиями исследованных в судебном заседании требования-накладной № от 10 октября 2017 года, требования-накладной № от 7 сентября 2017 года, карточки учёта материальных ценностей личного пользования, требования-накладной № от 29 января 2018 года, в которых имеются его подписи.
Учитывая основание увольнения с военной службы, он обязан был возвратить воинской части вещевое имущество личного пользования и инвентарное имущество, но не сделал этого, что было выявлено в ходе проведённой <данные изъяты> военной прокуратурой гарнизона проверки в сфере исполнения законодательства должностными лицами войсковой части 00000 о сохранности государственной собственности.
При таких данных суд находит исковые требования к ответчику обоснованными, так как они подтверждены совокупностью представленных истцом доказательств.
Решая вопрос о размере денежных средств, подлежащих взысканию со Старкова, суд исходит из сведений, содержащихся в справке-расчёте №, составленной временно исполняющим обязанности начальника вещевой службы войсковой части 00000, согласно которой стоимость выданного ответчику и не сданного им на вещевой склад вещевого инвентарного имущества с учётом износа составляет 12 770 рублей 80 копеек.
Таким образом, с учётом сроков носки выданных ответчику предметов вещевого имущества и представленных расчётов суд считает, что иск военного прокурора <данные изъяты> военной прокуратуры гарнизона о взыскании со Старкова стоимости предметов вещевого имущества подлежит удовлетворению в полном объёме.
На основании статьи 103 ГПК Российской Федерации (далее – ГПК Российской Федерации) взысканию с ответчика подлежит также и государственная пошлина, от уплаты которой, в силу подпункта 9 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, военный прокурор освобождён, а её размер, исходя из положений подпункта 1 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, составляет 510 рублей 83 копейки.
Данная государственная пошлина, с учётом положений статей 50, 61.1 и 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подлежит взысканию в доход бюджета городского округа город Уфа.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 103, 194-199 ГПК Российской Федерации, Уфимский гарнизонный военный суд
р е ш и л:
иск военного прокурора <данные изъяты> военной прокуратуры гарнизона (в интересах Российской Федерации) о взыскании с бывшего военнослужащего войсковой части 00000 ефрейтора запаса Старкова Павла Валерьевича денежных средств в счёт возмещения стоимости выданного ему вещевого имущества удовлетворить.
Взыскать со Старкова Павла Валерьевича в пользу федерального казённого учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Республике <данные изъяты>» в счёт возмещения стоимости вещевого имущества 12 770 (двенадцать тысяч семьсот семьдесят) рублей 80 (восемьдесят) копеек.
Взыскать со Старкова Павла Валерьевича государственную пошлину в размере 510 (пятьсот десять) рублей 83 (восемьдесят три) копейки в доход бюджета городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
На решение могут быть поданы апелляционные жалоба, представление в Приволжский окружной военный суд через Уфимский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме 11 сентября 2019 года.
Председательствующий по делу А.А. Вялых