Решение по делу № 2а-2763/2019 от 01.03.2019

46RS0030-01-2019-002610-53

Дело № 2а-2745/27-2019 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 мая 2019 года         г. Курск

Ленинский районный суд города Курска в составе:

председательствующего судьи Токмаковой Е.В.,

при секретаре Вагиной Т.Г.,

с участием:

представителя административного истца - помощника прокурора г. Курска Осиповой А.Д.,

представителя административного ответчика Комитета ЖКХ г.Курска – Крылова А.Ю., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, имеющего высшее юридическое образование,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора города Курска, поданное в интересах неопределенного круга лиц к административному ответчику Комитету жилищно-коммунального хозяйства г.Курска о возложении обязанности провести паспортизацию автомобильных дорог общего пользования местного значения,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора города Курска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Ленинский районный суд г. Курска с административным исковым заявлением к Комитету ЖКХ г.Курска о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер к проведению технического учета и паспортизации автомобильных дорог общего пользования местного значения и о возложении обязанности провести технический учет и паспортизацию автомобильных дорог общего пользования местного значения, проходящих: по ул. Дмитриевская г.Курска, протяженностью 1340,0 м., по пер. 3-й Любажский г. Курска, протяженностью 290,0 м., по ул. Любажская г. Курска, протяженностью 578,0 м., по ул. Линецкая г. Курска, протяженностью 632,0 м., мотивируя свои требования тем, что в соответствии с п.5 ст.13 Устава г.Курска, утвержденного решением Курского городского Собрания от 12.04.2007 года №332-3-РС, к вопросам местного значения г.Курска относятся, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах г.Курска и обеспечение безопасности дорожного движение на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах г.Курска, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ. Пунктом 1.1 Положения о комитете ЖКХ г.Курска, утвержденного Решением Курского городского собрания от 29.05.2008 года № 32-4-РС установлено, что Комитет ЖКХ г.Курска является отраслевым органом Администрации г.Курска, обеспечивающим реализацию полномочий исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления по вопросам управления жилищно-коммунальным хозяйством г. Курска, содержания и эксплуатации муниципального жилищного фонда, городского коммунального хозяйства, объектов внешнего благоустройства, осуществляющим функции муниципального заказчика, распорядителя бюджетных средств по отрасли «Жилищно-коммунальное хозяйство города Курска». Постановлением Администрации г.Курска от 13.03.2013 года № 813 утвержден Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования – городского округа «Город Курск», согласно которого, автомобильные дороги, проходящие по: ул. Дмитриевская г.Курска, протяженностью 1340,0 м., по пер. 3-й Любажский г. Курска, протяженностью 290,0 м., по ул. Любажская г. Курска, протяженностью 578,0 м., по ул. Линецкая г. Курска, протяженностью 632,0 м., являющиеся муниципальной собственностью, включены в Перечень, как автомобильные дороги общего пользования местного значения муниципального образования «Город Курск» с асфальтовым покрытием, на которые отсутствуют технические паспорта, которые являются единственным документом учета дорог, в связи с чем, 01.06.2017 года прокуратурой г.Курска в адрес Главы администрации города Курска внесено представление об устранении нарушений законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности. ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру г.Курска поступил ответ администрации г.Курска, согласно которому выявленные нарушения фактически не устранены, паспортизация автомобильных дорог общего пользования местного значения МО «Город Курск» не проведена, меры, направленные на ее проведение по результатам рассмотрения представления не приняты. Таким образом, технический паспорт определяет фактическое состояние автомобильной дороги и необходим для обеспечения безопасности дорожного движения, а вышеперечисленные нарушения свидетельствуют о ненадлежащей реализации органами местного самоуправления полномочий по проведению паспортизации дорог общего пользования местного значения, а также перечисленные нарушения могут повлечь дорожно-транспортное происшествие с участием неопределенного круга лиц – участников дорожного движения, и как следствие, причинение вреда жизни, здоровью, а также имуществу указанных лиц. Учитывая, что участником дорожно-транспортных происшествий может стать любой гражданин, определить круг лиц, в интересах которых может быть заявлено требование прокурора, не представляется возможным, в связи с чем, прокурор и обращается в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц.

В Ленинский районный суд г. Курска поступили четыре административных исковых заявления заместителя прокурора города Курска, поданные в интересах неопределенного круга лиц к административному ответчику Комитету жилищно-коммунального хозяйства г.Курска о возложении обязанности провести паспортизацию автомобильных дорог общего пользования местного значения, которые на основании определения от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со ст. 136 КАС РФ соединены в одно производство дело № 2а-2745/27-2019г.

В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора г. Курска Осипова А.Д. полагала, что административное исковое заявление, подлежит удовлетворению по изложенным основаниям.

Представитель административного ответчика комитета ЖКХ г. Курска Крылов А.Ю. в судебном заседании административный иск не признал, поддержал правовую позицию, изложенную в отзыве, который приобщен к материалам дела.

Представитель заинтересованного лица УМВД России по г.Курску в судебное заседание не явился, о месте, дате и времени судебного заседания извещен андлежащим образом.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.

Аналогичные нормы содержаться и в п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации».

Федеральным законом от 17.01.1992 года № 2201-01 «О прокуратуре Российской Федерации» предусмотрено, что в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура РФ осуществляет надзор за исполнением законов органами местного самоуправления, а также за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами местного самоуправления.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии с ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ (ред. от 05.12.2017) «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

Дорожная деятельность в силу п. 6 ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» включает деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Понятие «содержание автомобильной дороги» раскрыто в п. 12 ст. 3 данного Закона и определяется как комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Согласно ч. 9 ст. 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

В соответствии с ч. 10 ст. 5 вышеуказанного Закона автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района.

Как следует из п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Аналогичные положения закреплены также в ч. 6 ст. 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которым к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

Согласно ч.1 ст.34 Федерального закона от 08.11.2007 года (ред. от 07.02.2017) «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством РФ источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством РФ о концессионных соглашениях.

В соответствии с ч. 3 ст. 17 Федеральный закон от 08.11.2007 года №257-ФЗ (ред. от 05.12.2017) «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.

Приказом Минтранса России от 16.11.2012 года № 402 утверждена классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

В силу подпункта 4 пункта 9 раздела IV Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной Приказом Минтранса России от 16.11.2012 №402 паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений входит в прочие виды работ по содержанию автомобильных дорог.

Пунктом 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 27.08.2009 года №150 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 25.12.2009 №15860), установлено, что оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения - органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности либо уполномоченной им организацией.

В соответствии ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с пунктом 5 статьи 13 Устава города Курска, утвержденного решением Курского городского Собрания от 12.04.2007 N 332-3- РС, к вопросам местного значения города Курска относятся, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Курска и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города Курска, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 1.1. Положения о комитете жилищно-коммунального хозяйства города Курска, утвержденного Решением Курского городского Собрания от 29.05.2008 № 32-4-РС (далее - Положение) установлено, что Комитет жилищно- коммунального хозяйства города Курска (далее - Комитет) является отраслевым органом Администрации города Курска, обеспечивающим реализацию полномочий исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления по вопросам управления жилищно-коммунальным хозяйством города Курска, содержания и эксплуатации муниципального жилищного фонда, городского коммунального хозяйства, объектов внешнего благоустройства, осуществляющим функции муниципального заказчика, распорядителя бюджетных средств по отрасли «Жилищно-коммунальное хозяйство города Курска».

В соответствии с п. 2.2.2. Положения Комитет ЖКХ г. Курска выступает муниципальным заказчиком по проектированию, строительству, реконструкции, текущему и капитальному ремонту и содержанию объектов жилищно-коммунального хозяйства и внешнего благоустройства города Курска.

В силу п. 3.8.5. Правил благоустройства территории муниципального образования «Город Курск», утвержденных Решением Курского городского Собрания от 21.05.2013 года №22-5-РС обязательный перечень элементов благоустройства на территории улиц и дорог включает твердые виды покрытия дорожного полотна и тротуаров.

В соответствии с п. 3 Правил организации и проведения работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования «Город Курск», утвержденных Постановлением Администрации г. Курска от 19.12.2012 года №4549 организация работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог осуществляется комитетом жилищно-коммунального хозяйства города Курска.

Кроме того, в соответствии с п. 3 Постановления Совмина СССР от 09.09.1980 года №777 «О классификации автомобильных дорог СССР» установлено, что Совет Министров СССР в целях улучшения планирования развития сети автомобильных дорог и использования средств, направляемых на их строительство, реконструкцию, ремонт и содержание поручил Министерству автомобильных дорог РСФСР с участием органов управления дорожным хозяйством других союзных республик разработать и утвердить типовую инструкцию по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования.

На основании указанного выше поручения Совета Министров СССР Министерством автомобильных дорог РСФСР 05.02.1982 г. была утверждена инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования.

Согласно п. 1.1. Ведомственных строительных норм ВСН 1-83 «Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог тощего пользования» (утв. Министерством автомобильных дорог РСФРС 05.02.1982) технический учет и паспортизация автомобильных дорог производятся с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности и техническом состоянии для рационального планирования работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог.

В силу п. 1.2. Ведомственных строительных норм ВСН 1-83 техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности.

В соответствии с п. 1.3. Ведомственных строительных норм ВСН 1-83 элементами дороги, подлежащими техническому учету, являются: полоса отвода, земляное полотно, проезжая часть, искусственные сооружения, здания дорожной службы, дорожные инженерные устройства и обстановка дороги, озеленение дороги, здания автотранспортной службы.

Из материалов дела усматривается, что прокуратурой города Курска проведена проверка соблюдения требований действующего законодательства об автомобильных дорогах, дорожной деятельности, а также в сфере безопасности дорожного движения.

Постановлением Администрации г.Курска от 13.03.2013 года №813 утвержден Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования- городского округа «Город Курск».

Автомобильные дороги, проходящая по: ул. Дмитриевская г.Курска, протяженностью 1340,0 м., по пер. 3-й Любажский г. Курска, протяженностью 290,0 м., по ул. Любажская г. Курска, протяженностью 578,0 м., по ул. Линецкая г. Курска, протяженностью 632,0 м., являющиеся муниципальной собственностью, включены в Перечень, как автомобильные дороги общего пользования местного значения муниципального образования «Город Курск» с асфальтовым покрытием.

В ходе проведенной прокуратурой города Курска было проверки установлено, что технические паспорта на указанные дороги отсутствует.

ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой города Курска в адрес главы Администрации города Курска внесено представление об устранении нарушений законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности.

28.09.2017 года в прокуратуру города Курска поступил ответ администрации города Курска, согласно которому выявленные нарушения фактически не устранены, паспортизация автомобильных дорог общего пользования местного значения МО «Город Курск» не проведена, меры направленные на ее проведение по результатам рассмотрения представления не приняты.

Перечисленные обстоятельства свидетельствуют о ненадлежащей реализации органами местного самоуправления полномочий по проведению паспортизации дорог общего пользования местного значения.

Кроме того, перечисленные нарушения могут повлечь дорожно-транспортное происшествие с участием неопределенного круга лиц – участников дорожного движения, и как следствие причинение вреда жизни, здоровью, а также имуществу указанных лиц.

Принимая во внимание, что технический паспорт определяет фактическое состояние автомобильной дороги и необходим для обеспечения безопасности дорожного движения, а безопасность дорожного движения затрагивает интересы граждан, прокурор обоснованно предъявил указанные требования в суд в интересах неопределенного круга лиц.

Поскольку Комитетом ЖКХ г. Курска не исполняются свои полномочия в полной мере, что свидетельствует о нарушении прав неопределенного круга лиц - граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации, не отвечает задачам охраны их жизни и здоровья, а также имущества физических и юридических лиц, что может привести к росту аварийности, суд полагает возможным заявленные административные исковые требования заместителя прокурора г. Курска удовлетворить.

Руководствуясь ст.ст. 39, 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление административного истца заместителя прокурора города Курска, поданное в интересах неопределенного круга лиц к административному ответчику Комитету жилищно-коммунального хозяйства г.Курска о возложении обязанности провести паспортизацию автомобильных дорог общего пользования местного значения, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Комитета жилищно-коммунального хозяйства г.Курска, выразившееся в непринятии мер к проведению технического учета и паспортизации автомобильной дороги общего пользования местного значения, проходящей по ул. Дмитриевская г. Курска, протяженностью 1340,0 метров.

Возложить на Комитет жилищно-коммунального хозяйства г.Курска обязанность в срок в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу провести технический учет и паспортизацию автомобильной дороги общего пользования местного значения, проходящей по ул. Дмитриевская г. Курска, протяженностью 1340,0 метров.

Признать незаконным бездействие Комитета жилищно-коммунального хозяйства г.Курска, выразившееся в непринятии мер к проведению технического учета и паспортизации автомобильной дороги общего пользования местного значения, проходящей по переулку 3-й Любажский г. Курска, протяженностью 290,0 метров.

Возложить на Комитет жилищно-коммунального хозяйства г.Курска обязанность в срок в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу провести технический учет и паспортизацию автомобильной дороги общего пользования местного значения, проходящей по переулку 3-й Любажский г. Курска, протяженностью 290,0 метров.

Признать незаконным бездействие Комитета жилищно-коммунального хозяйства г.Курска, выразившееся в непринятии мер к проведению технического учета и паспортизации автомобильной дороги общего пользования местного значения, проходящей по ул. Любажская г. Курска, протяженностью 578,0 метров.

Возложить на Комитет жилищно-коммунального хозяйства г.Курска обязанность в срок в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу провести технический учет и паспортизацию автомобильной дороги общего пользования местного значения, проходящей по ул. Любажская г. Курска, протяженностью 578,0 метров.

Признать незаконным бездействие Комитета жилищно-коммунального хозяйства г.Курска, выразившееся в непринятии мер к проведению технического учета и паспортизации автомобильной дороги общего пользования местного значения, проходящей по ул. Линецкая г. Курска, протяженностью 632,0 метров.

Возложить на Комитет жилищно-коммунального хозяйства г.Курска обязанность в срок в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу провести технический учет и паспортизацию автомобильной дороги общего пользования местного значения, проходящей по ул. Линецкая г. Курска, протяженностью 632,0 метров.

Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Ленинский районный суд г.Курска в течение месяца со дня изготовления его в окончательной форме.

Решение в окончательной форме составлено 28 мая 2019 года.

Судья:    

2а-2763/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Заместитель Прокурора г.Курска
Информация скрыта
Ответчики
Информация скрыта
Комитет жкх г.Курска
Другие
УМВД России по г.Курску
Информация скрыта
Суд
Ленинский районный суд г. Курск
Судья
Токмакова Елена Валерьевна
Дело на странице суда
lensud.krs.sudrf.ru
01.03.2019Регистрация административного искового заявления
01.03.2019Передача материалов судье
04.03.2019Решение вопроса о принятии к производству
04.03.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.03.2019Подготовка дела (собеседование)
19.03.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
03.04.2019Предварительное судебное заседание
03.04.2020Регистрация административного искового заявления
03.04.2020Передача материалов судье
03.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
03.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.04.2020Подготовка дела (собеседование)
03.04.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
03.04.2020Предварительное судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее