Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-227/2013 ~ М-35/2013 от 09.01.2013

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 марта 2013 года с. Красный Яр

Красноярский районный суд Самарской области в составе :

судьи Больсунов А.М.,

при секретаре Лятифовой Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2 – 227/2013 по заявлению Самарского межрайонного природоохранного прокурора в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконными бездействия администрации сельского поселения <данные изъяты> муниципального района Красноярский Самарской области и возложении обязанности обратиться с заявлением по принятию на учет как бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнических сооружений – водохранилища в с. <данные изъяты>,

УСТАНОВИЛ:

Самарский межрайонный природоохранный прокурор обратился в Красноярский районный суд Самарской области в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц с заявлением о признании незаконными бездействия администрации сельского поселения <данные изъяты> муниципального района Красноярский Самарской области и возложении обязанности обратиться с заявлением по принятию на учет как бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнических сооружений – водохранилища в с. <данные изъяты>.

Свои требования заявитель мотивирует тем, что Самарской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения природоохранного законодательства при эксплуатации гидротехнических сооружений на территории сельского поселения <данные изъяты> муниципального района Красноярский Самарской области. Проведенной проверкой установлено, что на территории указанного сельского поселения находится водохранилище в с. <данные изъяты> (данный гидроузел расположен в 0,5 км юго - ападнее с. <данные изъяты> полный объем водохранилища – 2,54 млн. м3), в составе которого имеются гидротехнические сооружения: плотина, паводковый водосброс. Данные гидротехнические сооружения являются бесхозяйными.

Отсутствие собственника указанных гидротехнических сооружений влечёт неисполнение предусмотренных ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» обязанностей по обеспечению безопасности ГТС, созданию финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии сооружения, организации его эксплуатации.

Согласно пункту 8 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

Пунктом 24 статьи 7 Устава сельского поселения Коммунарский к вопросам местного значения поселения отнесена организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В данной связи, отсутствие собственника гидротехнического сооружения влечёт неисполнение установленных законом обязанностей по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения и, следовательно, обязанности органа местного самоуправления по предупреждению чрезвычайных ситуаций.

Частью 3 статьи 225 Гражданского кодекса РФ установлено, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учёт органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Поскольку вышеназванные гидротехнические сооружения расположены в административных границах сельского поселения <данные изъяты> Красноярского района Самарской области, факт не обращения администрации сельского поселения <данные изъяты> в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области с заявлением о принятии гидротехнического сооружения на учёт как бесхозяйного имущества свидетельствует, по мнению заявителя о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений части 3 статьи 225 Гражданского кодекса РФ.

Как с читает заявитель, указанным бездействием нарушаются права граждан на благоприятную окружающую среду, гарантированные статьёй 42 Конституции Российской Федерации, а также права граждан на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, предусмотренные пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Данные права являются неотчуждаемыми, непосредственно действующими, защищаются гражданским законодательством и обеспечиваются правосудием на основании статей 17, 18 Конституции России, статей 1, 2 Гражданского кодекса Российской Федерации

Заявитель просит суд признать незаконным бездействие администрации сельского поселения <данные изъяты> муниципального района Красноярский Самарской области по постановке на учёт бесхозяйного имущества - гидротехнических сооружений - плотины, паводкового водосброса водохранилища в с. <данные изъяты>, находящихся на территории этого муниципального образования и возложить на администрацию сельского поселения <данные изъяты> муниципального района Красноярский Самарской области обязанность обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области с заявлением о принятии на учёт как бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнических сооружений - плотины, паводкового водосброса пруда на р. <данные изъяты> у с. <данные изъяты>, находящихся на территории этого муниципального образования.

В судебном заседании помощник Самарского межрайонного природоохранного прокурора Петров ФИО8 действующий на основании доверенности, уточнил требования, просил признать незаконным бездействие администрации сельского поселения <данные изъяты> муниципального района Красноярский Самарской области по постановке на учет бесхозяйного имущества - гидротехнических сооружений - плотины, паводкового водосброса водохранилища в с. <данные изъяты>, находящихся на территории этого муниципального образования. Возложить на администрацию сельского поселения <данные изъяты> муниципального района Красноярский Самарской области обязанность обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнических сооружений - плотины, паводкового водосброса водохранилища в с. <данные изъяты>, находящихся на территории этого муниципального образования с приложением всех необходимых документов, предусмотренных Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2003 года №580 в срок до 11.09.2013г.

Представитель заинтересованного лица – Администрации сельского поселения <данные изъяты> муниципального района Красноярский Самарской области – Глава сельского поселения Волгушев <данные изъяты> уточненные требования Самарского межрайонного природоохранного прокурора не признал и пояснил, что занимается постановкой на кадастровый учет указанного водохранилища, но все обращения по этому вопросу были отклонены. Считает это гидротехническое сооружение опасным для сельского поселения, во время паводкового сброса может смыть около 15 дворов, была ситуация когда в результате просачивания произошел обвал пруда, в связи с чем были проведены частичные аварийные работы на сумму 85 000 рублей. Сам он являлся инициатором слива указанн6ого водохранилища, был проведен сход граждан, но жители поселения его не поддержали. Просил приобщить к материалам дела всю переписку, которая была им проведена по постановке на кадастровый учет указанного гидротехнического сооружения.

Представитель заинтересованного лица – Администрации муниципального района Красноярский Самарской области по доверенности Керов ФИО7 с заявлением Самарского межрайонного природоохранного прокурора не согласился и пояснил, что не считают, что имеется бездействие со стороны администрации сельского поселения <данные изъяты> муниципального района Красноярский Самарской области, так как работа по постановке на учет гидротехнического сооружения ведется.

Представитель заинтересованного лица - Средне-Поволжского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, направил в адрес суда письменный отзыв на заявление Самарского межрайонного природоохранного прокурора, из содержания которого не усматривается позиция относительно доводов Самарского межрайонного природоохранного прокурора, но просили рассмотреть данное дело без участия представителя Управления.

Выслушав в судебном заседании помощника Самарского межрайонного природоохранного прокурора Петрова ФИО9 представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к выводу, что заявление Самарского межрайонного природоохранного прокурора в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконными бездействия администрации сельского поселения ФИО10 муниципального района Красноярский Самарской области и возложении обязанности обратиться с заявлением по принятию на учет как бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнических сооружений – водохранилища в с. <данные изъяты> подлежит удовлетворению.

В судебном заседании установлено, что исходя из положений ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратится в суд с заявлением в защиту прав свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

В соответствии со статьёй 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают исковые дела по спорам, вытекающим из экологических и иных правоотношений.

Самарской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения природоохранного законодательства при эксплуатации гидротехнических сооружений на территории сельского поселения <данные изъяты> муниципального района Красноярский Самарской области. Проведенной проверкой установлено, что на территории указанного сельского поселения находится водохранилище в с. <данные изъяты> (данный гидроузел расположен в 0,5 км юго -западнее с. <данные изъяты>, полный объем водохранилища – 2,54 млн. м3), в составе которого имеются гидротехнические сооружения: плотина, паводковый водосброс. Данные гидротехнические сооружения являются бесхозяйными.

Отсутствие собственника указанных гидротехнических сооружений влечёт неисполнение предусмотренных ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» обязанностей по обеспечению безопасности ГТС, созданию финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии сооружения, организации его эксплуатации.

Согласно пункту 8 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

Пунктом 24 статьи 7 Устава сельского поселения Коммунарский к вопросам местного значения поселения отнесена организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В соответствии со статьями 3, 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 117-Ф «О безопасности гидротехнических сооружений» под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения. Собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации, обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения и др.

Вышеперечисленные меры, установленные ФЗ № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», не могут быть реализованы по причине неопределённости балансовой принадлежности гидротехнического сооружения, представляющего угрозу для возникновения чрезвычайной ситуации, поскольку они разрабатываются и предписываются для исполнения лицу или руководителю органа, которому принадлежит гидротехническое сооружение.

В данной связи отсутствие собственника гидротехнического сооружения влечёт неисполнение установленных законом обязанностей по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения и, следовательно, обязанности органа местного самоуправления по предупреждению чрезвычайных ситуаций.

Частью 3 статьи 225 Гражданского кодекса РФ установлено, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учёт органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Поскольку вышеназванные гидротехнические сооружения расположены в административных границах сельского поселения <данные изъяты> Красноярского района Самарской области, факт не обращения администрации сельского поселения Коммунарский в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области с заявлением о принятии гидротехнического сооружения на учёт как бесхозяйного имущества свидетельствует, по мнению заявителя о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений части 3 статьи 225 Гражданского кодекса РФ.

Как с читает заявитель, указанным бездействием нарушаются права граждан на благоприятную окружающую среду, гарантированные статьёй 42 Конституции Российской Федерации, а также права граждан на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, предусмотренные пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Данные права являются неотчуждаемыми, непосредственно действующими, защищаются гражданским законодательством и обеспечиваются правосудием на основании статей 17, 18 Конституции России, статей 1, 2 Гражданского кодекса Российской Федерации

Способы защиты гражданских прав перечислены в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, одним из способов защиты этих прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.

Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003г. №580 утверждено положение о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей.

Изучив переписку, которая была проведена сельским поселением <данные изъяты> муниципального района Красноярский Самарской области по постановке на кадастровый учет спорного гидротехнического сооружения, суд пришел к выводу о том, что в данной ситуации усматривается бездействие администрации сельского поселения <данные изъяты> муниципального района Красноярский Самарской области по постановке на учет бесхозяйного имущества - гидротехнических сооружений - плотины, паводкового водосброса водохранилища в с. <данные изъяты>, находящихся на территории этого муниципального образования, поскольку хотя работа и по постановке указанного гидротехнического сооружения сельским поселением <данные изъяты> проводилась, однако обращение в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнических сооружений - плотины, паводкового водосброса водохранилища в с. <данные изъяты>, находящихся на территории этого муниципального образования без приложения всех необходимых документов, предусмотренных Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2003 года № 580, приводит к затягиванию самой постановке на учет как бесхозяйного недвижимого имущества вышеуказанного гидротехнического сооружения. Кроме того, данное гидротехническое сооружение является опасным для сельского поселения.

Таким образом, доводы Самарского межрайонного природоохранного прокурора, изложенные в заявлении нашли свое подтверждение в судебном заседании, в связи с чем, уточненные требования подлежат удовлетворению.

На основании ст. ст. 1, 2, 12, ч. 3 ст. 225 ГК РФ, п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Постановления Правительства Российской Федерации от 17.09.2003 года № 580 «Об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйных вещей», руководствуясь ст. ст. 194 – 198, 257 - 258 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Уточненное заявление Самарского межрайонного природоохранного прокурора в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконными бездействия администрации сельского поселения <данные изъяты> муниципального района Красноярский Самарской области и возложении обязанности обратиться с заявлением по принятию на учет как бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнических сооружений – водохранилища в с. <данные изъяты> удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации сельского поселения <данные изъяты> муниципального района Красноярский Самарской области по постановке на учет бесхозяйного имущества - гидротехнических сооружений - плотины, паводкового водосброса водохранилища в с. <данные изъяты>, находящихся на территории этого муниципального образования.

Возложить на администрацию сельского поселения <данные изъяты> муниципального района Красноярский Самарской области обязанность обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнических сооружений - плотины, паводкового водосброса водохранилища в с. <данные изъяты> находящихся на территории этого муниципального образования с приложением всех необходимых документов, предусмотренных Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2003 года № 580 в срок до 11.09.2013г.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Красноярский районный суд в 30 дневный срок.

Судья: Больсунов А. М.

2-227/2013 ~ М-35/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Самарский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
Администрация с.п. Коммунарский
Другие
Средне-Поволжское Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
Суд
Красноярский районный суд Самарской области
Судья
Больсунов А.
Дело на странице суда
krasnoiarsky--sam.sudrf.ru
09.01.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.01.2013Передача материалов судье
11.01.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.01.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.01.2013Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
30.01.2013Предварительное судебное заседание
13.02.2013Предварительное судебное заседание
28.02.2013Предварительное судебное заседание
11.03.2013Предварительное судебное заседание
11.03.2013Судебное заседание
14.03.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.05.2013Дело оформлено
29.05.2013Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее