РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 января 2015 года
Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:
председательствующего Панкратовой Т.В.
при секретаре Пинчук А.С.
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело № по иску Габруся А.А. к мэрии городского округа Тольятти о восстановлении статуса сироты и предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке,
установил:
Истец обратился в суд с указанным иском.
В судебном заседании истец иск поддержал, пояснив, что истец, ДД.ММ.ГГГГ г. рождения, является лицом, оставшимся без попечения родителей и имеет право на получение жилого помещения вне очереди. На учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий он не стоит и не мог встать до настоящего времени, т.к. начиная с 14 летнего возраста до весны 2014 г. почти все время находился в местах лишения свободы, не имел паспорта. Просит восстановить статус сироты, как гражданина, находящегося на полном государственном обеспечении и обязать Мэрию городского округа Тольятти предоставить во внеочередном порядке жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.
Представитель мэрии городского округа Тольятти Чинаева Ю.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что истец не стоит на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и никогда не обращался с заявлением о постановке на учет до достижения 23-летнего возраста. Кроме того, он не предоставил достоверных доказательств того, что являлся лицом, оставшимся без попечения родителей. В настоящее время в связи с превышением 23-летнего возраста он утратил статус лица, оставшегося без попечения родителей.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющего закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно п. 1 к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей относятся лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Судом установлено, что истцу, родившемуся ДД.ММ.ГГГГ г. рождения, на день обращения с иском в суд исполнилось <данные изъяты> лет.
Из пояснений сторон видно, что истец не состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, и не обращался с заявлением о постановке его на учет в возрасте до 23 лет.
Доводы истца о том, что ему должно предоставляться жилое помещение без признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий и без постановки на соответствующий учет, т.к. он не имел возможности из-за отсутствия паспорта и регистрации по месту жительства встать на учет не основаны на законе.
Согласно ст. 6 ФЗ РФ № 189 от 29 декабря 2004 года «О введении в действие ЖК РФ» с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ.
В соответствии со п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии со ст. 28 ЖК РСФСР и ст. 30 ЖК РСФСР граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий подлежат учету органами местного самоуправления, как правило, по месту жительства.
Согласно ч. 3 ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Такие решения служат основанием заключения договора социального найма.
Статья 57 ЖК РФ, предусматривающая внеочередное предоставление жилья детям-сиротам, регулирует порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениям, о чем свидетельствует название статьи.
Постановлением Правительства Самарской области от 29 октября 2008 года № 421 утвержден Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно которому учет, формирование списков, обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляются органами местного самоуправления, наделенными отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями указанной категории граждан.
В соответствии со ст. 172 Бюджетного кодекса РФ проект бюджета составляется финансовыми органами на основании сведений, представляемых от иных органов государственной власти. Списки указанных лиц, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляются в министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, министерство управления финансами Самарской области составляет проект областного бюджета с учетом сведений, предоставляемых министерством экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством и законодательством, действовавшим до достижения истцу возраста 23 лет, жилые помещения по договорам социального найма, в том числе детям, оставшимся без попечения родителей, предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Только в случае общего порядка учитывается очередность исходя из времени принятия граждан на учет, а применительно к данной категории граждан предоставление жилья с предусмотренным выше условием не связано.
Суд не может принять во внимание доводы истца о том, что нормы законодательства, регулирующие постановку на учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий не распространяются на истца, т.к. он нуждался не в улучшении жилищных условий, а в предоставлении жилого помещения, поскольку данные положения закона распространяются на лиц, имеющих жилые помещения ниже установленных норм и не имеющих никаких жилых помещений.
Суд не может принять во внимание доводы истца о том, что принять меры для постановки на учет он не мог, т.к. находился в местах лишения свободы, т.к. в судебном заседании установлено, что впервые из мест лишения свободы он освободился в 20 летнем возрасте и мог данное право реализовать.
Таким образом, поскольку истец в установленном законодательством порядке не обращался с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий ни до достижения 23-летнего возраста, ни позднее, не состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, основания для удовлетворения его требований о предоставлении ему во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма отсутствуют.
Кроме того, суд считает обоснованными доводы ответчика о том, что истцом не предоставлено достоверных доказательств того, что он относится к категории лиц, оставшихся без попечения родителей, т.к. в материалах дела сведения об отце отсутствуют.
Кроме того, в соответствии с действующим законодательством статус ребенка, оставшегося без попечения родителей или лица, оставшегося без попечения родителей устанавливается до достижения определенного возраста и утрачивается по достижении 23 лет. Даже, с учетом мнения истца о наличии у истца статуса лица оставшегося без попечения родителей в возрасте до 23 лет, данный статус им утрачен в силу возраста и не может быть восстановлен в судебном порядке.
Суд считает доводы истца о том, что достижение 23 летнего возраста не является основанием для отказа в предоставлении жилого помещения вне очереди не основаны на законе.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12,194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В иске Габрусю <данные изъяты> отказать.
Решение суда может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти.
Решение в окончательной форме принято 2 февраля 2015 г.
Председательствующий: