Дело № 2-271/2020
УИД 13RS0023-01-2019-005236-64
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Саранск, ул. Республиканская, д.94 19 февраля 2020 г.
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе судьи Скуратович С.Г.,
при секретаре Сиушовой Д.А.,
с участием в деле:
истца Рябчинской А. П.,
ответчика Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия, в лице представителя Чибиркиной И. Ф., действующей на основании доверенности от 9 декабря 2019 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рябчинской А. П. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия о возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы, произвести перерасчет пенсии,
установил:
Рябчинская А.П. обратилась в суд с иском к УПФР в городском округе Саранск Республики Мордовия о возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы, произвести перерасчет пенсии.
В обоснование исковых требований указано, что с 15 января 2002 г. на основании подпункта 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» она является пенсионером, на момент обращения за назначением пенсии ей установлен специальный трудовой стаж - 30 лет 1 день. Трудовая деятельность по окончании Саранского медицинского училища Минздрава Мордовской АССР, началась с работы заведующей Н. Федоровским медицинским пунктом по 4 мая 1971 г. С 25 мая 1971 г. она принята на должность медсестры здравпункта завода «Центролит», с указанием в трудовой книжке как работницы 3 разряда, т.к. медсанчасти на заводе «Центролит» не было. На основании приказа Горздрава от 5 июля 1972 г. №136 в соответствии с решением Исполкома Саранского горсовета депутатов трудящихся от 30 июня 1972 г. с 10 июля 1972 г. открыта МСЧ при заводе «Центролит». Продолжая работу в здравпункте завода, по 1,0 ставке, с 1 августа 1972 г. работала на 0,5 ставки совместительства санитарки ФИО1 в автоклавной, что подтверждается выпиской из приказа № 13 по МСЧ-З-да «Центролит» от 3 августа 1972 г. С 29 сентября 1973 г. проработала в должности медсестры здравпункта до 13 мая 1980 г. Согласно сообщению ответчика № 09/20839 в специальный стаж не был включен период работы с 25 мая 1971 г. по 29 сентября 1973 г. в качестве работницы 3 разряда в ремонтно-механическом цехе на заводе «Центролит», периоды повышения курсов повышения квалификации с 21 ноября 1993 г. по 21 января 1994 г., с 11 января 1999 г. по 20 февраля 1999 г. в МРБУНК г. Саранск.
На основании вышеизложенного и положений Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), просит включить в специальный трудовой стаж период работы с 25 мая 1971 г. по 28 сентября 1973 г. в здравпункте завода «Центролит», курсы повышения квалификации с 29 ноября 1993 г. по 21 января 1994 г., с 11 января 1999 г. по 21 февраля 1999 г., обязать УПФР в городском округе Саранск Республики Мордовия произвести перерасчет назначенной пенсии с учетом зачисления в специальный трудовой стаж указанных периодов.
В судебном заседании истец Рябчинская А.П. исковые требования поддержала в полном объеме и по тем же основаниям, пояснив, что включение в специальный трудовой стаж периодов работы повлечет повышение размера пенсии.
В судебном заседании представитель ответчика УПФР в городском округе Саранск Республики Мордовия Чибиркина И.Ф. исковые требования не признала.
Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования Рябчинской А.П. не подлежащими удовлетворению.
С 15 января 2002 г. на основании заявления Рябчинской А.П. назначена пенсия по старости в соответствии со статьей 28.1.11 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения (решение от 5 ноября 2002 г. о назначении пенсии Рябчинской А.П.).
15 октября 2019 г. Рябчинская А.П. обратилась к ответчику с заявлением о перерасчете размера пенсии.
3 октября 2019 г. УПФР в городском округе Саранск Республики Мордовия известило Рябчинскую А.П. о том, что её общий трудовой стаж составил 32 года 3 месяца 9 дней (с учетом периода работы с 25 мая 1971 г. по 28 сентября 1973 г. в качестве работницы по 3 разряду в ремонтно-механическом цехе на заводе «Центролит»), специальный стаж – 30 лет 1 день. Указанный период работы не включен в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья в учреждениях здравоохранения, поскольку наименование должности и учреждения не предусмотрены Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденным Постановлением Правительства Российской федерации от 29 октября 2002 г. № 781. Расчет размера страховой пенсии произведен из общего трудового стажа 32 года 3 месяца 1 день (т.е. с учетом периода работы с 25 мая 1971 г. по 28 сентября 1973 г. в качестве работницы по 3 разряду в ремонтно-механическом цехе на заводе «Центролит») и по состоянию на 1 октября 2019 г. составил 13 782 руб. 60 коп. (л.д.23-24).
9 декабря 2019 г. УПФР в городском округе Саранск Республики Мордовия, дополнительно к вышеуказанному, сообщило истцу Рябчинской А.П., что периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 29 ноября 1993 г. по 21 января 1994 г. и с 11 января 1999 г. по 20 февраля 1999 г. не включены в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья в учреждениях здравоохранения, поскольку Правилами исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона от 11 июля 2002 г. № 516 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не предусмотрено включение периодов нахождения на курсах повышения квалификации в стаж на соответствующих видах работ ни в календарном, ни в льготном исчислении. Совмещение должности по 0,5 ставки санитарки с 1 августа 1972 г. не включено в общий трудовой стаж в связи с тем, что в это время имел место период работы по основной должности с 25 мая 1971 г. по 28 сентября 1973 г. в качестве работницы по 3 разряду в ремонтно-механическом цехе на заводе «Центролит» (л.д.21-22).
Таким образом, при назначении пенсии истцу Рябчинской А.П. в специальный стаж не включены следующие периоды её работы:
с 25 мая 1971 г. по 28 сентября 1973 г. в качестве работницы по 3 разряду в ремонтно-механическом цехе на заводе «Центролит»;
с 29 ноября 1993 г. по 21 января 1994 г. и с 11 января 1999 г. по 20 февраля 1999 г. - нахождение на курсах повышения квалификации.
Частью первой статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Отношения в сфере пенсионного обеспечения последовательно регулировались Законом СССР от 14 июля 1956 г. «О государственных пенсиях», Законом СССР от 15 мая 1990 г. «О пенсионном обеспечении граждан в СССР», Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с пунктом 11 части первой статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», вступившего в силу с 1 января 2002 г. (в редакции, действующий в период возникновения права), трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществляющим лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения в государственных или муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности, поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа, либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно абзацу первому пункта 2 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Закрепляя в Федеральном законе «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» правовые основания и условия назначения пенсий, и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии до достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, влияющими на утрату профессиональной трудоспособности, при этом учитываются и различия в характере работы, функциональных обязанностях лиц, работающих на разных должностях.
Аналогичное правовое регулирование закреплено в настоящее время в части первой статьи 8, пункте 20 части первой, второй статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», введенного в действие с 1 января 2015 г. (далее - Федеральный закон «О страховых пенсиях»), устанавливающий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии.
Статьей 30 названного федерального закона предусмотрено сохранение права на досрочное назначение страховой пенсии определенным категориям граждан.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. При этом такие периоды работы (деятельности) могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (части третья и четвертая статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
В силу части восьмой статьи 13 Федерального закона «О страховых пенсиях» при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу этого федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях» Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
В силу подпункта «н» пункта 1 данного постановления при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяется при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
-список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 (в редакции от 26 мая 2009 г.) «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
-список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
-список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
-перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
В соответствии с Приказом Минздрава России от 15 октября 1999 г. № 377, утвердившим Номенклатуру должностей медицинского и фармацевтического персонала (действовала до 1 декабря 2008 г.), к числу младшего медицинского персонала отнесены санитарки, младшие медицинские сестры по уходу за больными и сестры-хозяйки.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464 было установлено, что право на пенсию за выслугу лет имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Как усматривается из Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», право на указанную пенсию имели врачи, зубные врачи, техники, фельдшеры, помощники врача, акушерки, массажисты, лаборанты и медицинские сестры - все независимо от наименования должности, работавшие в амбулаторно-поликлинических учреждениях всех типов и наименований, в том числе и в здравпунктах.
Исходя из смысла вышеназванных правовых норм право на досрочное пенсионное обеспечение в связи с лечебной деятельностью, возникает исключительно при наличии у гражданина стажа лечебной работы, установленной нормами действующего законодательства продолжительности. Сами по себе периоды лечебной деятельности, не дающие в совокупности требуемого по закону стажа, не являются основанием для назначения пенсии по старости, ранее установленного законодательством возраста.
Согласно пункту 6 Раздела 2 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 г. № 555, основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
В соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Согласно трудовой книжке Рябчинская (Ешонкова) А.П., 25 мая 1971 г. принята работницей по 3 разряду в ремонтно-механический цех «Центролит», уволена с указанной должности по собственному желанию 28 сентября 1973 г. (записи № 3-4)(л.д.7-оборот).
С 12 октября 1983 г. принята в поликлинику № 5 на должность заведующей здравпункта завода цветных телевизоров. С 14 сентября 1992 г. переведена на должность акушерки в женскую консультацию, где продолжала работать по состоянию на 31 января 2011 г.
Из протокола – представления заседания комиссии по назначению пенсий от 20 января 2002 г. № 9 следует, что общая продолжительность стажа работы Рябчинской А.П. составила 32 года 4 месяца 3 дня, стаж на льготных условиях 30 лет.
Согласно данным о стаже Рябчинской А.П. от 5 ноября 2002 г., периоды ее работы с 25 мая 1971 г. по 28 сентября 1973 г., с 29 ноября 1993 г. по 21 января 1994 г, с 11 января 1999 г. по 20 февраля 1999 г. относятся к обычным условиям труда, то есть включены в общий трудовой стаж.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к убеждению, что выполняемая истцом Рябчинской А.П. в период с 25 мая 1971 г. по 28 сентября 1973 г. в качестве работницы по 3 разряду в ремонтно-механическом цехе на заводе «Центролит» не связана с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, поскольку должность и учреждение не поименованы в указанных нормативных актах, а, следовательно, данный период не подлежал включению в специальный стаж.
Кроме того, Рябчинской А.П. заявлены требования о включении в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 29 ноября 1993 г. по 21 января 1994 г. и с 11 января 1999 г. по 20 февраля 1999 г.
Как указывалось, согласно данным трудовой книжки в период с 14 сентября 1992 г. по 31 января 2011 г. Рябчинская работала в должности акушерки женской консультации Городской поликлиники № 5.
При назначении пенсии период работы Рябчинской А.П. с 14 сентября 1992 г. по 15 января 2002 г. включен в специальный стаж в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения за исключением спорных периодов с 29 ноября 1993 г. по 21 января 1994 г. и с 11 января 1999 г. по 20 февраля 1999 г. нахождения на курсах повышения квалификации.
Из справки МУЗ «Городская поликлиника №5» следует, что за время работы Рябчинская А.П. проходила усовершенствование в периоды с 29 ноября 1993 г. по 21 января 1994 г., с 11 января 1999 г. по 20 февраля 1999 г. в МРБУПК г. Саранска.
Данные обстоятельства подтверждаются свидетельством от 21 января 1994 г. № 7197 на имя Рябчинской А.П.
Согласно статья 187 Трудового кодекса Российской Федерации (ранее статья 112 КЗоТ РСФСР) в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
В соответствии с Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам здравоохранения, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1379 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», предусмотрено включение в специальный стаж для назначения льготной пенсии времени обучения на курсах повышения квалификации по специальности, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала соответствующая деятельность.
Таким образом, периоды нахождения истца Рябчинской А.П. на курсах повышения квалификации и усовершенствования являются периодами работы с сохранением ей средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, с учетом положений действующего законодательства, а также законодательства, регулировавшего спорные правоотношения, суд приходит к выводу о том, что спорные периоды с 29 ноября 1993 г. по 21 января 1994 г., с 11 января 1999 г. по 20 февраля 1999 г. (3 месяца 5 дней) должны быть включены в стаж работы в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Между тем, суд не усматривает оснований для возложения на ответчика обязанности по пересмотру пенсионных прав истца, по следующим основаниям.
Истец Рябчинская А.П., обращаясь с требования о включении спорных периодов в специальный стаж в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, считает, что не включение пенсионным органом в специальный стаж спорных периодов работы влечет уменьшение размера страховой пенсии по старости.
С 15 января 2002 г., Рябчинской А.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, назначена пенсия по старости досрочно, с даты обращения.
В соответствии с частью первой статьи 29 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» размеры трудовых пенсий, установленных до вступления в силу данного Закона, по нормам Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. «О государственных пенсиях в Российской Федерации» пересчитываются в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Данный перерасчет предусматривает преобразование пенсионных прав граждан, приобретенных до 1 января 2002 г., в расчетный пенсионный капитал.
Пунктом 4 статьи 29 указанного Закона установлено, что если при перерасчете трудовой пенсии в соответствии с нормами, предусмотренными Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», размер указанной пенсии не достигает размера, получаемого пенсионером на день его вступления в силу, пенсионеру выплачивается пенсия в прежнем, более высоком размере, то есть, предусмотрен порядок, не допускающий снижения размера пенсионного обеспечения.
Расчетный размер трудовой пенсии в силу пункта 2 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» определяется по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 названной статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 названной статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 названной статьи.
Пунктом 3 указанной статьи устанавливается, что расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) по следующей формуле:
РП = СК x ЗР / ЗП x СЗП, где РП - расчетный размер трудовой пенсии;
СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц из числа лиц, имеющих страховой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ, которые требуются для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (статьи 27 - 28 настоящего Федерального закона), составляет 0,55 при продолжительности общего трудового стажа, равного продолжительности страхового стажа, указанной в статьях 27 - 28 настоящего Федерального закона, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0,20.
Положения пункта 3 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», устанавливая порядок исчисления стажевого коэффициента для застрахованных лиц, имеющих общий трудовой стаж, а также для застрахованных лиц, имеющих страховой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ, которые требуются для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, обеспечивают исчисление расчетного размера трудовой (с 1 января 2015 г. - страховой) пенсии, исходя из продолжительности общего трудового стажа (при условии, что такой вариант является наиболее благоприятным для застрахованного лица).
По документам выплатного дела общий трудовой стаж Рябчинской А.П. на 1 января 2002 г. составил 32 года 2 месяца 26 дней. Общий трудовой стаж, исчисленный по состоянию на 1 января 1991 г. для расчета валоризации (за трудовой стаж, приобретенный за работу в СССР), составил 21 год 2 месяца 26 дней, специальный стаж в связи с осуществлением лечебной деятельности составил 30 лет 00 месяцев 1 день.
При исчислении размера пенсии учтена заработная плата за период работы с 1 декабря 1984 г. по 31 декабря 1988 г. Отношение заработной платы Рябчинской А.П. к заработной плате по стране за аналогичный период составило 0,873.
Размер пенсии Рябчинской А.П. исчислен из общего трудового стажа в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Расчет пенсии на 15 января 2002 г. произведен следующим образом: (0,67 х 0,873 х 1 671) = 977 руб. 38 коп.;
0,67 - стажевый коэффициент (0,55 плюс 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх 20 лет, но не более чем на 0,20);
0,873 - отношение заработной платы за период с 1 января 1984 г. по 31 декабря 1988 г.;
1 671 руб. - средняя заработная плата по стране принятая для расчета пенсии на 15 января 2002 г.
Таким образом, размер пенсии по старости на дату назначения (15 января 2002 г.) составил 977 руб. 38 коп. (450 руб. 00 коп. - базовая часть трудовой пенсии, 527 руб. 38 коп. - страховая часть трудовой пенсии).
В результате последующих индексаций пенсий на основании постановлений Правительства Российской Федерации и с учетом произведенных перерасчетов по страховым взносам размер пенсии Рябчинской А.П. с 1 января 2020 г. составил 14 692 руб. 46 коп. (5 686 руб. 25 коп. - фиксированная выплата к страховой пенсии, 9 006 руб. 21 коп. - страховая пенсия).
Сумма к выплате как работающему пенсионеру без учета индексации составила 11 299 руб. 01 коп. (4 383 руб. 59 коп. фиксированная выплата к страховой пенсии + 6 915 руб. 42 коп. - страховая пенсия)
В пункте 9 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» указано, что конвертация (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц, указанных в пункте 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, в том числе лицам, в отношении которых при назначении досрочной трудовой пенсии по старости применяются положения статьи 28.1 настоящего Федерального закона, и застрахованных лиц, указанных в статье 27.1 настоящего Федерального закона, может осуществляться по их выбору в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного).
Как разъяснено в подпункте 7 пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав гражданам на трудовые пенсии», право на конвертацию (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал с применением по выбору гражданина вместо общего трудового стажа на соответствующих видах работ имеют граждане, которым трудовая пенсия по старости назначается ранее общеустановленного пенсионного возраста, названные в пункте 1 статьи 27 и статье 27.1, при условии наличия по состоянию на 1 января 2002 г. у этих лиц страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ, требуемых для назначения досрочной трудовой пенсии (пункт 9 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).
Так как оценка пенсионных прав осуществляется на 1 января 2002 г., то стаж указанного вида и указанной продолжительности должен быть выработан на эту дату.
С учетом периода нахождения истца Рябчинской А.П. на курсах повышения квалификации и усовершенствования с 29 ноября 1993 г. по 21 января 1994 г., с 11 января 1999 г. по 20 февраля 1999 г. специальный стаж составит 30 лет 3 месяца 7 дней.
Таким образом, в силу пункта 3 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» расчетного размера страховой пенсии определяется с применением стажевого коэффициента 0,55.
Согласно расчету УПФР в городском округе Саранск Республики Мордовия размер страховой пенсии (из льготного стажа) по состоянию на 15 января 2002 г. (дату назначения) составил 802 руб. 33 коп (450 руб. 00 коп. - базовая часть трудовой пенсии, 352 руб. 33 коп. - страховая часть трудовой пенсии).
С учетом последующих индексаций пенсий на основании постановлений Правительства Российской Федерации и с учетом произведенных перерасчетов по страховым взносам размер пенсии по состоянию на 1 января 2020 г. составит 9 545 руб. 89 коп. (5 686 руб. 25 коп.- фиксированная выплата к страховой пенсии + 3 859 руб. 64 коп. - страховая пенсия).
Сумма к выплате как работающему пенсионеру без учета индексации составила 11 299 руб. 01 коп. (4 383 руб. 59 коп. фиксированная выплата к страховой пенсии + 2 964 руб. 10 коп. - страховая пенсия).
Данный расчет проверен и не вызывает сомнений, поскольку составлен с учетом вышеуказанных правовых норм.
Таким образом, суд приходит к выводу, что расчетный размер трудовой (с 1 января 2015 г. - страховой) пенсии исходя из продолжительности общего трудового стажа является наиболее благоприятным для застрахованного лица Рябчинской А.П.
В соответствии с частью первой статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Оценив представленные доказательства в соответствии с приведенными правовыми нормами, суд приходит к выводу о недоказанности нарушения ответчиком пенсионных прав истца, подлежащих защите в судебном порядке.
При оценке пенсионных прав истца ответчиком учтен больший расчетный размер пенсии, определенный по пункту 3 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который является более выгодным для истца.
Оценка пенсионных прав истца была произведена на основании пункта 3 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» по общему стажу. Данным законом предусмотрено право пенсионера выбирать назначение пенсии по одному из двух вариантов, наиболее выгодному для него (по пункту 3 статье 30 или по пункту 4 статьи 30 Федерального закона), при этом не допускается применение метода расчета пенсии, уменьшающего размер пенсии пенсионера.
Заявление истца о применении иного порядка расчета размера пенсии в порядке, предусмотренном пенсионным законодательством, ответчику не поступало.
Принимая во внимание, что включение спорных периодов в специальный стаж не влияет на размер пенсии, а только на возраст, с которого она назначается, кроме того, указанные периоды уже включены в общий трудовой стаж истца и учтены при расчете размера её пенсии по наиболее оптимальному и выгодному варианту, и их включение в специальный стаж уже не влияет на пенсионные права истца на досрочный выход на пенсию, суд не находит оснований для включения периодов работы в специальный стаж Рябчинской А.П., и перерасчета пенсии с учетом этих периодов не имеется.
Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Рябчинской А. П. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия о возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы, произвести перерасчет пенсии, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия.
Судья Ленинского районного суда
г. Саранска Республики Мордовия С.Г. Скуратович
Мотивированное решение суда составлено 27 февраля 2020 г.