РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Поярково 28 января 2019 года
Михайловский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Ситниковой Е.В.,
при секретаре Журавлёвой Л.Ю.,
с участием представителя административного истца администрации Михайловского района Амурской области – Тыриной С.А., представителя административного ответчика судебного пристава-исполнителя ОСП по Михайловскому району УФССП по Амурской области- Нестеренко Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску администрации Михайловского района Амурской области к отделу судебных приставов по Михайловскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Амурской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Михайловского района Амурской области обратилась в суд с административным иском к отделу судебных приставов по Михайловскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Амурской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора, указывая следующее.
Судебным приставом-исполнителем Федеральной службы судебных приставов УФССП России по Амурской области на основании исполнительного листа Михайловского районного суда Амурской области по делу № от 12.02.2018 года было возбуждено исполнительное производство № от 01.03.2018 в отношении должника администрации Михайловского района Амурской области об обязании предоставить жилое помещение Шатиной (Весниной) Анастасии Олеговне. 27.12.2018 года судебным приставом-исполнителем Федеральной службы судебных приставов УФССП России по Амурской области Нестеренко Н.С. вынесено постановление о взыскании с администрации Михайловского района Амурской области исполнительского сбора в размере 50 000 рублей. В целях реализации государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городских округов и муниципальных районов по Закону Амурской области от 11.04.2015 №472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в районный бюджет Михайловского района Амурской области были доведены ассигнования на 2017 год в сумме 1 612 842 тысячи рублей. На указанные средства администрацией Михайловского района по результатам состоявшихся аукционов были приобретены 2 жилых помещения, которые оформлены в собственность Михайловского района и предоставлены по договору специализированного найма гражданам категории «дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей и лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в соответствии с ранее возбужденными исполнительными производствами. В 2018 году произошло уменьшение объема субвенции на реализацию полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, практически на 50%, Министерством социальной защиты населения Амурской области Михайловскому району были выделены денежные средства на приобретение одного жилого помещения в размере 806 421,00 рублей. Указанные средства потрачены на обеспечение жилым помещением лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Таким образом, администрация Михайловского района предпринимает все необходимые действия для исполнения требований исполнительного документа, а именно предоставления жилья Шатиной (Весниной) Анастасии Олеговне. Администрация Михайловского района просит освободить от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 тысяч рублей по исполнительному документу № от 01.03.2018.
В судебном заседании представитель администрации Михайловского района Амурской области Тырина С.А. поддержала доводы, изложенные в заявлении, просила освободить администрацию Михайловского района от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по исполнительному производству №-ИП от 01.03.2018. Дополнительно пояснила, что администрацией района периодически направляется информация о необходимости выделения дополнительных денежных средств на обеспечение детей-сирот жилыми помещениями, а также расчет необходимых средств для обеспечения жилыми помещениями граждан указанной категории. Администрацией предпринимались и предпринимаются все меры заботливости и осмотрительности, какие требуются в целях надлежащего исполнения обязательств.
В судебном заседании судебный пристав-исполнитель ОСП по Михайловскому району УФССП по Амурской области Нестеренко Н.С. возражала против удовлетворения заявления администрации Михайловского района об освобождении от уплаты исполнительского сбора.
Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
В соответствии со ст. 14 КАС РФ, административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В силу ст. 62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено Законом об исполнительном производстве. При этом постановление о возбуждении исполнительного производства должно содержать срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа. Срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В соответствии со статьей 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с разъяснениями, данными в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 N 13-П, исполнительский сбор является не правовосстановительной санкцией, т.е. санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов, а представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Из материалов дела следует, что решением Михайловского районного суда Амурской области от 20.10.2017 года на администрацию Михайловского района Амурской области возложена обязанность предоставить Шатиной (Весниной) Анастасии Олеговне благоустроенное жилое помещение, соответствующее санитарно-техническим нормам, общей площадью не менее 33 КВ.М. на территории <адрес> по договору найма специализированного жилого помещения.
Указанное решение вступило в законную силу 29.01.2018г.
01.03.2018 года судебным приставом-исполнителем ОСП по Михайловскому району УФССП по Амурской области Нестеренко Н.С. возбуждено исполнительное производство №. В данном постановлении должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии настоящего постановления (п.2), также должник предупрежден, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор (п.3).
27.12.2018 года судебным приставом-исполнителем ОСП по Михайловскому району УФССП по Амурской области Нестеренко Н.С. вынесено постановление о взыскании с администрации Михайловского района исполнительского сбора в сумме 50 000 рублей.
Положениями ч.6, 7 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» установлено, должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Основания ответственности за нарушения обязательств установлены статьей 401 ГК РФ, согласно которой лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Следовательно, в силу прямого предписания в законе вопросы об имущественном положении должника, степени его вины в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом иска должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.
Как следует из материалов дела 10.05.2017г. администрацией Михайловского района в Министерство социальной защиты населения Амурской области было направлено письмо о необходимости выделения дополнительных средств на реализацию переданных государственных полномочий по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
08.06.2017г. из Министерства социальной защиты населения Амурской области получен ответ о невозможности увеличения объема на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот для Михайловского района.
05.12.2017г. администрацией Михайловского района было вновь направлено письмо в Министерство социальной защиты населения Амурской области с просьбой увеличить в 2018 году объем средств на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот. Ответ на данное письмо не получен.
23.05.18г. и 24.07.2018г. администрацией Михайловского района направлялись запросы в Министерство социальной защиты населения Амурской области об увеличении денежных средств, для приобретения и предоставления жилых помещений специализированного жилого фонда нуждающимся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Рассмотрев обращения, Министерство социальной защиты населения Амурской области сообщило, что выделение бюджетных ассигнований на выполнение государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам в 2018 году в объеме потребности невозможно в виду отсутствия финансовых ресурсов областного бюджета по его обеспечению.
30.11.2018 года администрацией района вновь направлено обращение в Министерство социальной защиты населения Амурской области с просьбой решить вопрос об увеличении объема средств на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот. До настоящего времени ответ не получен.
Учитывая изложенное, суд полагает, что в действиях администрации Михайловского района Амурской области отсутствует виновное неисполнение в установленный срок требований Федерального закона "Об исполнительном производстве", являющееся необходимым условием для наступления ответственности и применения санкций в виде взыскания исполнительского сбора.
Принимая во внимание, что финансирование истца осуществляется за счет средств бюджета, исполнение решения суда возможно на основании заключенных государственных контрактов на приобретение жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда, заключение которых требует соблюдения установленных процедур, порядка и сроков, и истцом представлены доказательства совершения действий, направленных на исполнение требований исполнительного документа, суд приходит к выводу о том, что неисполнение судебного решения вызвано объективными причинами в отсутствие вины должника, в связи с чем, заявленные административным истцом требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление администрации Михайловского района Амурской области к отделу судебных приставов по Михайловскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Амурской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора, удовлетворить.
Освободить администрацию Михайловского района Амурской области от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по исполнительному производству № от 01.03.2018г.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Михайловский районный суд Амурской области в течение одного месяца со дня его вынесения.
Судья Е.В. Ситникова