Дело №2-1255/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 июля 2015 года п. Емельяново
Емельяновский районный суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Горбачевой Е.Н.
при секретаре Рудикове С.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Тихонов В.В. о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес>, возложении обязанности произвести перерасчет налога,
У С Т А Н О В И Л:
Тихонов В.В. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес>, возложении обязанности произвести перерасчет налога.
Требования мотивировал тем, что является собственником <данные изъяты> земельных участок с кадастровыми номерами с № по №, расположенных в <адрес>, которые были поставлены на кадастровый учет с видом разрешенного использования «для ведения дачного хозяйства». ДД.ММ.ГГГГ вид использования указанных земельных участков был изменен на «для ведения личного подсобного хозяйства». ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ заявителем в адрес Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес> были направлены заявления о перерасчете земельного налога за ДД.ММ.ГГГГ год с учетом внесенных изменений, однако в перерасчете было отказано. Просит признать незаконными решения Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № по <адрес> 2№ от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ; обязать Межрайонную инспекцию федеральной налоговой службы России № по <адрес> произвести перерасчет налога за 2013 год по земельным участкам с кадастровыми номерами с № по №, расположенных в <адрес>, с учетом кадастровой цены на ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании заявитель Тихонов В.В. поддержал заявленные требования, дав пояснения соответствующие вышеизложенному.
В судебном заседании представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес> ФИО3 (действующая по доверенности) возражала против заявленных требований, пояснив суду, что в компетенцию налоговых органов не входит определение стоимости земельных участков, налоговые органы производят начисление налога исходя из стоимости, получаемых из органов, осуществляющий кадастровый учет, изменить которую не вправе. Кроме того, начисление налога с учетом изменившейся кадастровой стоимости возможен только с ДД.ММ.ГГГГ с учетом налогового периода.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Тихонов В.В. принадлежат земельные участки, расположенные в <адрес>, с кадастровыми номерами №, всего 64 участка.
Данные участки образованы из земельного участка с кадастровым номером №, право собственности по которому прекращено ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно сведений, представленных органами Росреестра до ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанные 64 участка имели вид разрешенного использования «для дачного хозяйства», с ДД.ММ.ГГГГ вид разрешенного использования изменен на «для ведения личного подсобного хозяйства».
ДД.ММ.ГГГГ в адрес заявителя направлено налоговое уведомление № об уплате земельного налога за 2013 год за вышеуказанные земельные участки в размере <данные изъяты>
Обращаясь в суд с заявленными требованиями, Тихонов В.В. указывал на то, что сумма земельного налога за земельные участки с кадастровыми номерами с № по № расположенные по адресу: <адрес> исчислена инспекцией неправильно. Считает, что поскольку вид разрешенного использования земельных участков был изменен, удельный показатель кадастровой стоимости составил <данные изъяты> руб. /м2, соответственно изменилась и кадастровая стоимость на ДД.ММ.ГГГГ год.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Тихонов В.В. представил в инспекцию заявления, согласно которым сумма подлежащего уплате налога, начисленного в отношении земельных участков, принадлежащих ему на праве собственности, составила 10 484 руб. При этом, в отношении земельных участков заявителем применена с января 2013 года кадастровая стоимость <данные изъяты> рубля, и за период с февраля по декабрь 2013 года <данные изъяты> рубля.
Расчет выполнен заявителем на основании удельного показателя кадастровой стоимости земли на ДД.ММ.ГГГГ и изменений, внесенных в кадастровые паспорта Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, а также суммарной площади земельных участков равной <данные изъяты> кв.м.
Из материалов дела также следует, что в сведениях ГКН, на основании постановления администрации Тальского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №117-П, в соответствии с решениями об учете изменений объекта недвижимости, вид разрешенного использования изменен с «ведения дачного хозяйства» на «для ведения личного подсобного хозяйства». В связи с изменением сведений о виде разрешенного использования кадастровая стоимость указанных земельных участков была пересчитана и внесена в сведения ГКН. Указанные земельные участки по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ были включены в перечень объектов недвижимости подлежащих государственной кадастровой оценке, результаты которой утверждены постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №№
Оценив представленные доказательства, суд исходит из того, что заявителем при определении кадастровой стоимости земельных участков за период с февраля 2013 года не нарушены требования земельного законодательства.
Отсутствие в главе 31 Кодекса нормы, регулирующей определение налоговой базы по земельному налогу при изменении вида разрешенного использования земельных участков, не препятствует налогоплательщику исчислять налог с учетом кадастровой стоимости, рассчитанной за соответствующий период исходя из измененного вида разрешенного использования земельного участка.
В силу пункта 1 статьи 52, пункта 1 статьи 53 Кодекса налогоплательщик исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, представляющей собой стоимостную характеристику объекта налогообложения.
Кадастровая стоимость земельного участка исчисляется путем умножения его площади на средний удельный показатель кадастровой стоимости в кадастровом квартале применительно к соответствующему виду разрешенного использования.
Согласно ст. 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», сведения о кадастровой стоимости используются для предусмотренных законодательством целей только с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Согласно пункту 1 статьи 390 и пункту 1 статьи 391 Налогового кодекса налоговая база для исчисления земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
По результатам проведения кадастровой оценки земель в предусмотренном пунктом 14 статьи 396 Налогового кодекса порядке кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года доводится до сведения налогоплательщиков и налоговых органов в порядке, предусмотренном пунктами 11 - 14 ст. 396 Налогового кодекса.
Таким образом, для целей налогообложения в соответствующем налоговом периоде применяется кадастровая стоимость земли по оценке, определенной по состоянию на 1 января календарного года, являющегося налоговым периодом.
Поэтому если правообладатель земельного участка в налоговом периоде не меняется, то при изменении вида разрешенного использования земельного участка и его кадастровой стоимости в течение налогового (отчетного) периода, для целей налогообложения в течение данного налогового (отчетного) периода кадастровая стоимость и ставка налога должны применяться исходя из данных государственного земельного кадастра (государственного кадастра объектов недвижимости) и документов на земельный участок, действующих на 1 января налогового периода.
Кроме того, согласно разъяснениям Министерства финансов Российской Федерации, если в результате судебного решения кадастровая стоимость земельного участка, утвержденная субъектом Российской Федерации и установленная на начало налогового периода, признается равной рыночной стоимости земельного участка, применение которой улучшает положение налогоплательщика, то ранее уплаченная сумма земельного налога подлежит перерасчету (письма от 30 августа 2012 года N 03-05-05-02/89 и от 1 ноября 2012 года N 03-05-05-02/112). Сложилась и практика применения кадастрового законодательства, когда изменение кадастровой стоимости земельного участка, обусловленное, в частности, изменением вида его разрешенного использования, дает основание исчислять земельный налог из налоговой базы, определяемой по заново определенной кадастровой стоимости со времени изменения вида разрешенного использования, а не со следующего налогового периода.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 16485/11 определена правовая позиция, в соответствии с которой реализация налогоплательщиком права на уплату земельного налога, исходя из кадастровой стоимости, исчисленной с учетом измененного вида разрешенного использования, не может быть поставлена в зависимость от момента исполнения указанного решения об изменении вида разрешенного использования и внесения в кадастр управлением Росреестра соответствующих сведений. В государственном земельном кадастре лишь отражается, а не устанавливается вид разрешенного использования земельного участка.
Правительство Красноярского края постановлением от 27 ноября 2013 года №618-П утвердило результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Красноярского края в границах кадастрового района в виде таблицы конкретных значений средних удельных показателей кадастровой стоимости земель в кадастровых кварталах.
Определяя кадастровую стоимость земельных участков после изменения вида разрешенного использования, заявитель применил соответствующий данному измененному виду использования средний удельный показатель кадастровой стоимости, утвержденный постановлением N 618-П.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что отсутствие в главе 31 Кодекса нормы, регулирующей определение налоговой базы по земельному налогу при изменении вида разрешенного использования земельных участков, не препятствует налогоплательщику исчислять налог с учетом кадастровой стоимости, рассчитанной за соответствующий период исходя из измененного вида разрешенного использования.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Тихонов В.В., удовлетворить.
Признать незаконными действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес> по применению кадастровой стоимости по виду разрешенного использования «для дачного хозяйства» при исчислении суммы земельного налога Тихонов В.В. в отношении земельных участков, расположенных по адресу: <адрес> с кадастровыми номерами № за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № по <адрес> исчислить сумму земельного налога Тихонов В.В. в отношении земельных участков, расположенных по адресу: <адрес> с кадастровыми номерами № исходя из кадастровой стоимости по виду разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства» за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года.
Председательствующий: Е.Н. Горбачева