Решение по делу № 2-66/2015 (2-839/2014;) ~ М-731/2014 от 29.12.2014

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 января 2015 года                                                                                 с. Хоринск

Хоринский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Цыбикдоржиевой О.В., единолично, при секретаре судебного заседания Намсараевой В.Ж., с участием помощника прокурора Хоринского района Очировой Н.Б., представителя ОАО « Читаэнергосбыт» Дугарова Г.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе ОАО «Читаэнергосбыт» о признании недействительным представления прокурора Хоринского района РБ <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ,

УСТАНОВИЛ:

Обращаясь в суд, ОАО «Читаэнергосбыт» просит признать представление прокурора Хоринского района Республики Бурятия <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства в отношении ОАО «Читаэнергосбыт» недействительным.

Жалоба мотивирована тем, что ч.1 ст. 13 Федерального закона № 261-ФЗ от 23 ноября 2009 года «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», закреплена обязанность совершать действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов как общедомовыми так и индивидуальными.

Пунктом 1 статьи 13 ФЗ «Об энергосбережении» предусмотрено, что требованиянастоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсовне распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу иликапитальному ремонту…

Из содержания указанной нормы следует, что на ветхий, аварийный, подлежащий капитальному ремонту жилой фонд не распространяется требование об учете энергетических ресурсов с применением приборов учета. Более того, указанная норма в императивном порядке запрещает установку приборов учета как общедомовых так и индивидуальных в таких домах.

Многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, включен в Республиканскую программу «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Бурятия, на 2014-2042 годы», что является доказательством того, что вышеуказанный дом, подлежит капитальному ремонту.

Общедомовые приборы учета относятся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, должны быть установлены по инициативе собственников помещений в многоквартирных домах на основании соответствующих договоров, регулирующих условия их установки, замены и (или) эксплуатации, составленных в простой письменной форме. Принудительная установка общедомовых приборов учета и ввод их в эксплуатацию со стороны ресурсоснабжающей организации в силу положений пункта 12 статьи 13 ФЗ «Об энергосбережении» возможна в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Общедомовой прибор учета электроэнергии в многоквартирном <адрес> установлен ДД.ММ.ГГГГ.

Прокуратура Хоринского района РБ вопросы о заключении такого договора на установку и эксплуатацию общедомового прибора учета в вышеуказанном многоквартирном доме, соблюдении установленного законодательством порядка по его заключению и установке общедомового прибора учета электрической энергии не исследовала. А выводы прокуратуры об отсутствии нарушений при установке общедомового прибора учета электрической энергии и признании его расчетным для использования его показаний при расчетах с потребителями, основаны на неправильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

Обоснованность позиции ОАО «Читаэнергосбыт» в данных вопросах подтверждается судебный практикой в отношении предыдущего гарантирующего поставщика - ОАО «МРСК Сибири».

Таким образом, у ОАО «Читаэнергосбыт» отсутствуют основания для расчета платы за общедомовые нужды по показаниям коллективного прибора учета.

Прокуратура Хоринского района Республики Бурятия, требуя от ОАО «Читаэнергосбыт» произвести перерасчет задолженности за электроэнергию по показаниям общедомового прибора учета, фактически обязывает ОАО «Читаэнергосбыт»» нарушить действующее законодательство РФ, а именно: ст. 157 ЖК РФ, ст. 13 Федерального закона №261, п.48 Правил предоставления коммунальных услуг и п. 17 Приложения №2 к Правилам предоставления коммунальных услуг.

Кроме того, УК ООО «РЭУ» и ОАО «Читаэнергосбыт» являются самостоятельными юридическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность на свой страх и риск и прокуратура не вправе требовать установления, изменения либо прекращения гражданских правоотношений между ними, более того, не вправе вмешиваться в их хозяйственную деятельность.

Проводя проверку и вынося представление в указанной части, прокуратура фактически подменила собой Республиканскую службу государственной жилищной инспекции Республики Бурятия, что является нарушением п.2 ст. 21, 26 Федерального закона «О прокуратуре РФ», которыми установлено, что при осуществлении надзора за исполнением законов, контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций.

В судебном заседании представитель ОАО «Читаэнергосбыт» Дугаров Г.Б., участвующий в деле по доверенности, доводы, указанные в жалобе поддержал, при этом пояснил, что многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, включен в Республиканскую программу «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, что является доказательством того, что вышеуказанный дом, подлежит капитальному ремонту. ОАО «Читаэнергосбыт» расчет общедомовых нужд гражданам осуществляет на основании п.48 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354 и п. 17 Приложения №2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, по формуле №15. Таким образом, у ОАО «Читаэнергосбыт» отсутствуют основания для расчета платы за общедомовые нужды по показаниям коллективного прибора учета.

Помощник прокурора Очирова Н.Б. считает представление прокурора района от ДД.ММ.ГГГГ законным и обоснованным, просила отказать в удовлетворении заявления ОАО «Читаэнергосбыт» по следующим основаниям: Довод ОАО «Читаэнергосбыт» об отсутствии возможности по снятию показаний приборов учета на внутридомовых сетях является не состоятельным. Указанные сведения у руководителя Хоринского сбытового участка ОАО «Читаэнергосбыт» фактически имелись, что подтверждается сопроводительными письмами начальника Хоринского РЭС. Довод ОАО «Читаэнергосбыт» об обязанности по своевременному заключению договора энергоснабжения с управляющей организации УК ООО «РЭУ» не может быть принят во внимание, так как данная норма распространяется на управляющую организацию, являющуюся исполнителем коммунальной услуги. До заключения договора энергоснабжения исполнителем коммунальной услуги является гарантирующий поставщик в лице ОАО «Читаэнергосбыт». Жилой дом по адресу: <адрес>, пригоден для проживания, общедомовой прибор учета исправен, с учетом технических характеристик и условий эксплуатации (подвалы сухие, освещенные) может использоваться для расчета платы за общедомовые нужды. Прокуратура района при осуществлении своей деятельности полномочна осуществлять надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина, и, рассмотрев коллективные обращения жителей села Хоринск, о нарушениях в социальной сфере, при начислении платы за коммунальные услуги, полномочия не превысила.

Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, приходит к следующему.

ДД.ММ.ГГГГ прокурором Хоринского района РБ А внесено представление начальнику Хоринского сбытового участка ОАО «Читаэнергосбыт» об устранении выявленных нарушений закона.

Прокуратурой района установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ статус гарантирующего поставщика электроэнергии приобретен ОАО «Читаэнергосбыт». В нарушение требований ст. 44 раздела II Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, регулирующие отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года №354, ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ, расчет платы за общедомовые нужды жильцам дома по <адрес>, ОАО «Читаэнергосбыт», в период с июня по сентябрь 2014 года, произведен без учета показаний указанного прибора. При этом показания общедомового прибора учета за <данные изъяты> года получены совместно ОАО «МРСК Сибири» - «Бурятэнерго» и УК ООО «РЭУ».

ОАО «Читаэнергосбыт» в лице Хоринского сбытового участка не исполнены полномочия исполнителя коммунальных услуг, в связи с чем не организован сбор показаний приборов учета электроэнергии, плата за общедомовые нужды в июне-сентябре начислена на основании норматива.

Кроме того, в нарушение ст. 21 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04 мая 2012 года №442 (далее – постановление №442) на момент проверки между ОАО «Читаэнергосбыт» и управляющей компанией ООО «РЭУ» не был заключен договор энергоснабжения, оферта о заключении указанного договора направлена в адрес управляющей компании только в <данные изъяты> года.

Согласно п. 155 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением №442, приборы учета подлежат периодической проверке. После проведения поверки прибора учета такой прибор учета должен быть установлен и допущен в эксплуатацию, с составлением акта допуска прибора в эксплуатацию.

Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ, в <адрес>, установлен общедомовой прибор учета электроэнергии. В соответствии со п. 155 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением №442, по итогам периодической проверки указанного прибора ДД.ММ.ГГГГ составлен акт о его исправности.

Согласно ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановление Правительства РФ от 06 мая 2011 года №354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, регулирующие отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных (далее - постановление №354).

Согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

В соответствии со ст. 44 раздела II постановления №354, размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения №2, которая предусматривает, которая предусматривает расчет платы за коммунальную услугу исходя из объем (количество) коммунального ресурса, предоставленного за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме

Статьей 2 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденных постановление Правительства РФ от 14 февраля 2012 года №124 (далее -постановление №124), определено, что к «исполнителям» относятся юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.

В соответствии со ст. 31 раздела IV Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением №354, исполнитель обязан при наличии коллективного (общедомового) прибора учета ежемесячно снимать показания такого прибора учета в период с 23-го по 25-е число текущего месяца и заносить полученные показания в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, обеспечивать сохранность информации о показаниях коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета в течение не менее 3 лет.

В связи с отсутствием заключенного с управляющей компанией договора энергоснабжения ОАО «Читаэнергосбыт» в лице Хоринского сбытового участка являлось исполнителем коммунальных услуг и должно было самостоятельно организовать сбор показаний приборов учета электроэнергии, установленных в <адрес>, в том числе ОДПУ.

Указанные полномочия ОАО «Читаэнергосбыт» не исполнены, плата за общедомовые нужды в июне-сентябре начислена на основании нормативов. В связи с чем довод ОАО «Читаэнергосбыт» об отсутствии возможности по снятию показаний приборов учета на внутридомовых сетях является не состоятельным. Кроме того, указанные сведения у руководителя Хоринского сбытового участка ОАО «Читаэнергосбыт» фактически имелись, что подтверждается сопроводительными письмами начальника Хоринского РЭС.

В соответствии со ст. 21 постановления №442, потребителям гарантирующий поставщик не позднее 20 рабочих дней со дня получения извещения, предусмотренного п. 17 указанного постановления, направляет предложения о заключении с ним не позднее 2 месяцев с даты, установленной в соответствии с абз. 4 п. 16 постановления №442, договора энергоснабжения или договора купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности).

Пунктом 27 постановления №442 установлено, что электрическая энергия реализуется на розничных рынках на основании договора энергоснабжения или договор купли-продажи (поставки) электрической энергии.

Анализ указанных норм свидетельствует о возложении законом на гарантирующего поставщика обязанности по направлению потребителям предложения о заключении с ним договора энергоснабжения с целью реализации на розничном рынке электрической энергии.

Кроме того, довод ОАО «Читаэнергосбыт» об обязанности по своевременному заключению договора энергоснабжения управляющей организации УК ООО «РЭУ» в соответствии с п. 5 Правил, утвержденных постановлением №124, не может быть принят во внимание, так как данная норма распространяется на управляющую организацию, являющуюся исполнителем коммунальной услуги. Как указано выше, до заключения договора энергоснабжения исполнителем коммунальной услуги является гарантирующий поставщик в лице ОАО «Читаэнергосбыт».

Частью 1 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрен перечень объектов-исключений, на которых учет используемых энергетических ресурсов может осуществляться без обязательного применения приборов учета. К ним относятся ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до ДД.ММ.ГГГГ.

Республиканская программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах республики, на которую ссылается ОАО «Читаэнергосбыт, утверждена постановлением Правительства Республики Бурятия от 28 февраля 2014 года №77 на период <данные изъяты> годы.

Согласно разделу IV указанной программы в соответствии со статьей 168 ЖК РФ, в адресный перечень многоквартирных домов программы, в которых запланирован ремонт общего имущества дома, включаются все многоквартирные дома, расположенные на территории Республики Бурятия, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащим сносу.

Согласно акту №429 обследования технического состояния жилого дома, по адресу: <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ следует, что указанный дом пригоден для проживания, общедомовой прибор учета исправен, с учетом технических характеристик и условий эксплуатации (подвалы сухие, освещенные) может использоваться для расчета платы за общедомовые нужды.

Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354, приняты во исполнение ст. 157 Жилищного кодекса РФ.

Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденные постановлением №442, приняты во исполнение ст. 21 Федерального закона от 26 марта 2003 года №35-Ф3.

Кроме того, согласно ст. 2 Федерального закона от 26 марта 2003 года №35-Ф3 «Об электроэнергетике» законодательство Российской Федерации об электроэнергетике основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, принимаемых в соответствии с указанными федеральными законами.

Таким образом, прокуратура района при осуществлении своей деятельности полномочна осуществлять надзор за исполнением требований, содержащихся в постановлениях правительства Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.

Согласно ст. 6 приказа Генпрокуратуры России от 07 декабря 2007 года №195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина», указано - проверки исполнения законов проводить на основании поступившей в органы прокуратуры информации (обращений граждан, должностных лиц, сообщений средств массовой информации и т.п.), а также других материалов о допущенных правонарушениях, требующих использования прокурорских полномочий, в первую очередь - для защиты общезначимых или государственных интересов, прав и законных интересов групп населения, трудовых коллективов, репрессированных лиц, малочисленных народов, граждан, нуждающихся в особой социальной и правовой защите.

Рассмотрев коллективные обращения жителей села Хоринск, о нарушениях в социальной сфере, при начислении платы за коммунальные услуги, полномочия, предусмотренные законом, прокуратура Хоринского района не превысила.

Указанная в заявлении ОАО «Читаэнергосбыт» судебная практика содержит судебные решения по вопросам установки приборов учета электроэнергии и расчета платы за оказанные услуги в аварийных и ветхих домах, к которым <адрес>, не относится, в представлении прокуратуры Хоринского района указанных выводов также не содержится.

Кроме того, ссылка заявителя на судебную практику является несостоятельной, поскольку в предоставленных копиях решений нет отметки о вступлении данных решений в законную силу. Копии апелляционных определений Верховного суда Республики Бурятия скачаны из интернета и заверены ОАО «Читаэнергосбыт» и не являются надлежащими документами, не являются доказательствами по делу, и судом не могут быть приняты во внимание.

ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «Читаэнергосбыт» и управляющей компанией ООО «РЭУ» заключен договор энергоснабжения. В связи с заключением указанного договора, полномочия исполнителя коммунальной услуги возложены на управляющую компанию. В настоящее время расчет платы за общедомовые нужды производится сотрудниками управляющей компании на основании показаний общедомового прибора учета, что подтверждается актами снятия показаний общедомовых приборов учета электрической энергии. Указанное свидетельствует о том, что ОАО «Читаэнергосбыт» согласилась с представлением прокуратуры Хоринского района и нарушения закона ОАО «Читаэнергосбыт» фактически устранены.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, об отказе в удовлетворении заявления ОАО «Читаэнергосбыт».

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░:                                                                                ░.░. ░░░░░░░░░░░░░

2-66/2015 (2-839/2014;) ~ М-731/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
ОАО "Читаэнергосбыт"
Другие
Прокурор Хоринского района РБ Анандаев А.Б.
Суд
Хоринский районный суд Республики Бурятия
Судья
Цыбикдоржиева Оюна Васильевна
Дело на сайте суда
horinsky--bur.sudrf.ru
29.12.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.12.2014Передача материалов судье
31.12.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
31.12.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.12.2014Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
13.01.2015Предварительное судебное заседание
15.01.2015Судебное заседание
15.01.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.01.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.05.2015Дело оформлено
28.05.2015Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее