судья – Медоева Е.Н. дело № <...>
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«7» апреля 2015 г. г. Краснодар
судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Агибаловой В.О.
судей Диянова С.П. и Диденко И.А.
при секретаре Жданове Е.В.
рассмотрела в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ дело по заявлению Сергеева А.Б. об оспаривании действий органа местного самоуправления
по апелляционной жалобе представителя Попова М.Г., действующего по доверенности администрации муниципального образования город Краснодар, на решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 1 декабря 2014 г.
заслушав доклад судьи Краснодарского краевого суда Диянова С.П., объяснения Сергеева А.Б., просившего заявление удовлетворить, судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда
установила:
Сергеев А.Б. обратился в суд с названным выше заявлением, в котором просил признать незаконным отказ департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар (далее – ДМСиГЗ АМО город Краснодар), изложенный в письме от <...> (исх. № <...>), предоставить в аренду земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства в границах муниципального образования город Краснодар и обязать администрацию муниципального образования город Краснодар (далее – АМО город Краснодар) и ДМСиГЗ АМО город Краснодар устранить допущенные нарушения его прав и свобод путем предоставления в аренду земельного участка в границах муниципального образования город Краснодар для ведения личного подсобного хозяйства с проведением работ по формированию земельного участка и подписания договора аренды земельного участка на основании пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса РФ.
В обоснование заявленных требований указано, что заявитель является инвалидом 2 группы, что подтверждается справкой <...>. Реализуя, предоставленное Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ» право на первоочередное получение земельного участка под ведение личного подсобного хозяйства, Сергеев А.Б. обращался в ДМСиГЗ АМО Краснодар с заявлением о предоставлении земельного участка. Однако, письмом от <...> ему в этом было отказано со ссылкой на решение Городской Думы Краснодар от 24сентября 2009 г. № 61 п. 26 «Об утверждении Порядка распоряжения земельными участками на территории муниципального образования г.Краснодар».
Сергеев А.Б. полагает данный отказ незаконным, не соответствующим нормам действующего законодательства и нарушающим его права и законные интересы.
Обжалуемым решением Первомайского районного суда г. Краснодара от 1 декабря 2014 г. заявление Сергеева А.Б. удовлетворено.
Суд постановил: признать незаконным отказ АМО Краснодар от <...> в предоставлении Сергееву А.Б. земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в аренду и обязал АМО Краснодар и ДМСиГЗ АМО Краснодар устранить в полном объеме допущенные нарушения прав Сергеева А.Б., <...> рождения, путем предоставления в аренду земельного участка в границах муниципального образования город Краснодар для ведения личного подсобного хозяйства без проведения торгов.
В апелляционной жалобе представителя Попова М.Г., действующего по доверенности АМО Краснодар, ставится вопрос об отмене состоявшегося по делу судебного постановления, как вынесенного с нарушением требований закона, и вынесении нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 24 марта 2015 г. дело по заявлению Сергеева А.Б. об оспаривании действий органа местного самоуправления передано на рассмотрение по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Сергеев А.Б. возражал относительно доводов апелляционной жалобы. Считает решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 1 декабря 2014 г. обоснованным. Просил заявление удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом, о причинах не сообщили и об отложении судебного разбирательства не просили, в связи с чем, судебная коллегия, исходя из положений части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие этих лиц.
Обсудив доводы заявления, апелляционной жалобы, проверив материалы дела в пределах этих доводов, заслушав пояснения Сергеева А.Б., судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 330 ГПК РФ основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Из материалов дела усматривается, что оно было рассмотрено в отсутствие представителя ДМСиГЗ АМО Краснодар – лица, участвующего в деле, что в данном случае является недопустимым, поскольку суд рассмотрел дело в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Материалы дела не содержат никаких сведений о том, кому из участников процесса и каким образом было сообщено о времени и месте судебного заседания назначенного на 1 декабря 2014 г.
При этом представитель Попов М.Г. действовал только в интересах АМО Краснодар, что подтверждается соответствующей доверенностью от 27 декабря 2013 г. (л.д. <...>).
Доверенность, которая бы уполномочивала представителя Попова М.Г. одновременно представлять интересы и ДМСиГЗ АМО Краснодар – самостоятельного участника процесса, не извещенного о времени и месте судебного заседания, в материалах дела не имеется.
Таким образом, вынося обжалуемое решение, суд фактически лишил это лицо возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 35 ГПК РФ, в том числе защищать свои права и законные интересы, представлять доказательства в подтверждение своих доводов и возражений.
Вместе с тем, как усматривается из материалов дела, удовлетворяя заявленные требования, суд, прежде всего, исходил из того, что Сергеев А.Б. в соответствии с Федеральным законом РФ от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» обладает правом на предоставление земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства.
С такими выводами суда можно согласиться.
Из материалов дела усматривается, что заявитель является инвалидом 2 группы, что подтверждается справкой <...> (л.д. <...>).
Вместе с членами своей семьи в составе < Ф.И.О. >13 (супруга), < Ф.И.О. >12 (сын) и < Ф.И.О. >14. (дочь) владеет на праве общей собственности жилым помещением общей площадью <...> кв.м, жилой – <...> кв.м, состоящим из одной жилой комнаты, расположенным по адресу: <...> в котором проживает постоянно с 23 мая 1987 г., что подтверждается паспортом и выпиской из лицевого счета владельца, выданной ООО «Городская управляющая компания-Краснодар» (л.д. <...>).
Реализуя, предоставленное Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ» право на первоочередное получение земельного участка под ведение личного подсобного хозяйства, Сергеев А.Б. обращался в ДМСиГЗ АМО Краснодар с заявлением о предоставлении земельного участка.
Однако, письмом от <...> ему в этом было отказано со ссылкой на решение Городской Думы Краснодар от 24сентября 2009 г. № 61 п. 26 «Об утверждении Порядка распоряжения земельными участками на территории муниципального образования г.Краснодар» (л.д. <...>).
Статьей 7 Конституции РФ установлено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Определением Конституционного Суда РФ от 13 октября 2009 г. №1127-0-0, разъяснено, что статья 7 Конституции РФ, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
К числу таких гарантий относится и положение части 14 статьи 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», закрепляющее право инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Как указал Конституционный Суд РФ в Определении от 20 ноября 1998 г. № 155-0, конституционный принцип равенства перед законом должен сопрягаться с социальным характером государства, что находит отражение в создании более благоприятных условий для лиц, нуждающихся в социальной поддержке.
В соответствии с требованиями статьи 17 Федерального закона РФ от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Из материалов дела усматривается, что Сергееву А.Б, отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка на том основании, что решением Городской Думы Краснодар от 24 сентября 2009 г. № 61 п. 26 «Об утверждении Порядка распоряжения земельными участками на территории муниципального образования г.Краснодар» не предусмотрен порядок предоставления земельных участков без проведения торгов такой категории граждан, как инвалиды.
В соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Особенности предоставления земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, содержатся в статье 30.1 Земельного кодекса РФ.
Согласно части 2 статьи 30.1 Земельного кодекса РФ, продажа земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства осуществляется на аукционах, за исключением случая, установленного пунктом 27 статьи 38.1 Земельного кодекса РФ (если аукцион признан несостоявшимся по причине участия в нем менее двух участников).
Аукцион представляет собой продажу, в частности имущества, с публичных торгов, при которой продаваемое имущество приобретается лицом, предложившим наивысшую цену, тогда как право на первоочередное получение чего-либо предполагает безусловное предоставление при отсутствии торгов. Действующим законодательством не предусмотрены какие-либо льготы для лиц, участвующих в аукционе.
В рамках аукциона, проведение которого предполагает соблюдение определенных условий (внесение задатка, «шаг аукциона» и т.д.) а также обязательное участие нескольких лиц, невозможна реализация принципа первоочередности предоставления гражданам земельных участков, права на которое предусмотрено статьей 17 Федерального закона № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Поэтому при предоставлении инвалиду земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в соответствии со статьей 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» по договору купли-продажи торги не проводятся.
Кроме этого, статьей 8 закона Краснодарского края от 5 ноября 2002 г. № 532-K3 «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае» предусмотрено, что предоставление земельных участков гражданам, имеющим право на бесплатное предоставление или предоставление в первоочередном порядке земельных участков в собственность, производится соответственно решением высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края или уполномоченного органа без проведения торгов (аукционов, конкурсов).
Таким образом, реализация инвалидом права на первоочередное получение земельного участка под ведения личного подсобного хозяйства предусматривает заключение договора купли-продажи или договора аренды без проведения торгов.
Данная позиция суда согласуется с Обзором законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2008 г., утвержденным Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 17 сентября 2008 г.
Также Федеральным законом № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлено право инвалида на первоочередное получение земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства без отнесения его к какой-либо группе инвалидности.
Пунктом 17 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 июля 1996 г. № 901, предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что, несмотря на отсутствие разработанного порядка предоставления льгот инвалидам в части предоставления земельных участков, это обстоятельство само по себе не может служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований и, тем самым, ущемления прав заявителя, поскольку обязанность по определению порядка первоочередного предоставления в аренду земельных участков лежит на органах местного самоуправления в силу части 2 статьи 11 и статьи 29 Земельного кодекса РФ.
Кроме того, отсутствие разработанного порядка предоставления инвалидам в аренду земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства, также не может свидетельствовать о том, что инвалиды не могут воспользоваться своим правом, закрепленным статьей 17 Федерального закона № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» на получение в первоочередном порядке земельных участков в пользование и, таким образом, умалять права граждан, закрепленные Федеральным законом.
В силу пункта 2 статьи 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления прокурора суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Таким образом, по вышеизложенным основаниям судебная коллегия считает, что решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 1декабря 2014 г. следует отменить и принять по настоящему делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда
определила:
решение Первомайского районного суда г. Краснодар от 1 декабря 2014 г. отменить.
Заявление Сергеева А.Б. удовлетворить.
Признать незаконным отказ администрации муниципального образования город Краснодар от <...> предоставлении Сергееву А.Б. в аренду без проведения торгов земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства.
Обязать администрацию муниципального образования город Краснодар и департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар устранить в полном объеме допущенные нарушения прав Сергеева А.Б., <...> г. рождения, путем предоставления ему в аренду без проведения торгов земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в границах муниципального образования город Краснодар.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения.
председательствующий
судьи