Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 декабря 2015 г. Комсомольский районный суд г.Тольятти Самарской области в составе
председательствующего Головачевой О.В.,
при секретаре Сухановой Т.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2а-3062 по административному исковому заявлению Плотникова Павла Николаевича к Министерству юстиции Российской Федерации об обжаловании Распоряжения от ...г. ...-рн о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратился с административным исковым заявлением, указав, что .... Министерством юстиции РФ (далее Минюст России) в отношении него было вынесено Распоряжение о нежелательном пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы.
Указанное Распоряжение Минюста России ФИО1 считает незаконным, ущемляющим его право на свободу выбора места жительства; истец полагает, что оно противоречит Международной Конвенции по правам человека, поскольку он на территории РФ проживает с ...., вся его семья – родители, брат, сестра, переехали в РФ из Республики .... После смерти его отца в .... остался дом, в котором он намерен проживать после освобождения из мест лишения свободы.
ФИО1 намерен оформить гражданство РФ, и считает, что его пребывание на территории РФ не может нанести вред общественной безопасности, каким-либо образом стать причиной посягательства на охраняемые государством интересы, поскольку, несмотря на наличие у него судимости, он в содеянном раскаялся, и после освобождения будет вести законопослушный образ жизни.
Его депортация в Республику ... может повлечь разрыв семейных связей с матерью, сестрой и братом, которые остаются проживать на территории РФ, что является проявлением неуважения к нему и его семейной жизни.
По мнению административного истца, меры, принятые в отношении него Минюстом РФ не отвечают принципам разумности, и несоизмеримы с преследующей целью по охране правопорядка.
Представитель административного ответчика Минюста РФ заявленные требования не признал, ссылаясь на то, что ФИО1, являясь гражданином другого государства, совершил на территории РФ умышленное тяжкое преступление, и его дальнейшее пребывание после освобождения из мест лишения свободы территории РФ, создает реальную угрозу общественному порядку.
Считает, что имеются исключительные основания для признания нежелательности пребывания ФИО1 на территории РФ, и интересы всего общества должны быть поставлены в приоритет интересам административного истца и его семьи.
Суд, изучив представленные доказательства, не находит оснований для удовлетворения административного иска по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Судом установлено, что ФИО1 отбывает наказание в ФКУ ... УФСИН России по .... за совершение тяжкого преступления. Указанные обстоятельства подтверждены самим административным истцом.
Распоряжением Минюста РФ ...-рн от .... «О нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина и лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы, пребывание ФИО1, являющегося гражданином Республики ..., на территории РФ признано нежелательным сроком до ....
В соответствии с частью 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).
Конституция Российской Федерации гарантирует иностранным гражданам и лицам без гражданства признание в Российской Федерации их прав в сфере семейной жизни, охраны здоровья и защиты от дискриминации при уважении достоинства личности, права на судебную защиту согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (статья 7, часть 1 статьи 17, часть 2 статьи 19, статья 21, части 1, и 2 статьи 38, часть 1 статьи 41, статья 46).
При этом, исходя из общих принципов права, установление ответственности за нарушение порядка пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации и, соответственно, конкретной санкции, ограничивающей конституционные права граждан, должно отвечать требованиям справедливости, соразмерности конституционно закрепленным целям (часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации), а также отвечать характеру совершенного деяния.
Согласно статье 5 ФЗ от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации может быть соответственно продлен либо сокращен в случаях, если изменились условия или перестали существовать обстоятельства, в связи с которыми ему был разрешен въезд в Российскую Федерацию.
В соответствии с частью 4 статьи 25.10 ФЗ от 15.08.1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.
Иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых принято решение о не разрешении въезда в Российскую Федерацию или решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом (часть 4 статьи 25.10 Закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию").
При этом порядок принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать такие решения, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 апреля 2003 г. N 199 утверждено Положение о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и Перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, в соответствии с последним распоряжение о нежелательности пребывания (проживания) управомочено принимать, в том числе Министерство юстиции России.
Полномочия Министерства юстиции России по принятию решений о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, осужденных судами Российской Федерации к лишению свободы за совершение умышленных преступлений закреплены в Положении о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313.
Обеспечение государственной безопасности как комплекс целенаправленной деятельности общественных и государственных институтов и структур по выявлению, предупреждению и противодействию различным угрозам безопасности граждан России, российского общества и государства, являясь одним из основных национальных интересов России, выступает одновременно обязательным и непременным условием эффективной защиты всех ее остальных национальных интересов.
С учетом вышеприведенных норм и установленных обстоятельств, суд приходит к выводу об обоснованности принятия Минюстом РФ оспариваемого Распоряжения о нежелательном пребывании ФИО1 на территории РФ, поскольку последний судим Комсомольским районным судом от .... за совершение тяжкого преступления по ч.... УК РФ, что указывает на пренебрежение общепринятыми нормами и правилами социального поведения в Российской Федерации. Кроме того, ФИО1 не имеет на территории Российской Федерации какого-либо имущества, холост.
Доводы административного истца о том, что он имеет родственников – мать, брата и сестру, проживающих в России, и что обжалуемое Распоряжение ущемляет его право на уважение частной и семейной жизни, не свидетельствуют о нарушении прав истца.
Согласно ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции. При этом не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Кроме того, Конвенция о защите прав человека и основных свобод не гарантирует иностранным гражданам и лицам без гражданства право въезжать в определенную страну и проживать на ее территории и не быть высланными. Однако лежащая на государствах - участниках ответственность за обеспечение публичного порядка обязывает их контролировать въезд в страну при соблюдении баланса интересов права на уважение личной и семейной жизни (статья 8 Конвенции) и правомерной цели принимаемых государством решений.
Наличие у административного истца родственников, проживающих на территории Российской Федерации, не освобождает его от обязанности соблюдения законов Российской Федерации и от ответственности за их неисполнение, а также не влечет в безусловном порядке признания Распоряжения Минюста о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации нарушающим права, поскольку оно принято с соблюдением закона, уполномоченными органами государственной власти, в пределах полномочий, предоставленных действующим законодательством. Более того, такие решения являются необходимыми в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, служат цели предотвращения беспорядков или преступлений и направлены на охрану здоровья и защиты прав и свобод других лиц.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 227 КАС РФ, суд
р е ш и л :
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░1 ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ... ...-░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 11.12.2015░. ░░░░░-