Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 июня 2020 года город Кинель
Кинельский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи БРИТВИНОЙ Н.С.,
при секретаре СЕРЕБРЯКОВЕ И.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кинеле
административное дело № 2а-813 по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Самарской области к Сараевой Г. М. о взыскании страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за ДД.ММ.ГГГГ года в размере 3.677 руб. 74 коп., пени в размере 95 руб. 15 коп. и о восстановлении пропущенного срока,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец Межрайоная инспекция Федеральной налоговой службы № 7 по Самарской области (далее Межрайоной ИФНС России № 7 по Самарской области) обратилась в суд с административным иском к Сараевой Г.М. о взыскании страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за ДД.ММ.ГГГГ года в размере 3.677 руб. 74 коп., пени в размере 95 руб. 15 коп. и о восстановлении пропущенного срока.
В судебное заседание представитель Межрайоной ИФНС России № 7 по Самарской области не явился, хотя был надлежаще извещен о времени и месте рассмотрения дела, в материалах дела имеется ходатайство за подписью начальника Межрайоной ИФНС России № 7 по Самарской области о рассмотрении дела в отсутствии представителя инспекции.
Из административного иска Межрайоной ИФНС России № 7 по Самарской области следует, что в соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органом полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда Социального страхования Российской Федерации. Настоящий Федеральный закон вступил в силу 01.01.2017 года. В соответствии с порядками информационного взаимодействия отделения ПФР представляют в Управления ФНС России по субъектам Российской Федерации в электронном виде сальдо расчетов по взносам, пени, штрафам по состоянию на 1 января 2017 г. В том случае, если органы ПФР не представят в органы ФНС такое сальдо, у плательщика страховых взносов возникнет недоимка, которую налоговые органы могут взыскать при помощи подачи заявления о выдаче судебного приказа мировому судье. В соответствии со ст. 18.1. Налогового кодекса Российской Федерации в Российской Федерации настоящим Кодексом устанавливаются страховые взносы, которые являются федеральными и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации. Страховые взносы отменяются настоящим Кодексом. В соответствии со ст. 18.2. НК РФ при установлении страховых взносов определяются в соответствии с главой 34 настоящего Кодекса плательщики и следующие элементы обложения: 1) объект обложения страховыми взносами; 2) база для исчисления страховых взносов; 3) расчетный период; 4) тариф страховых взносов; 5) порядок исчисления страховых взносов; 6) порядок и сроки уплаты страховых взносов. Элементы обложения страховыми взносами, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, могут определяться применительно к отдельным категориям плательщиков страховых взносов. Согласно ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: 1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями; 2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам). Согласно п. 1 ст. 420 Кодекса объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в абзацах втором и третьем пп. 1 п. 1 ст. 419 Кодекса, признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса). В соответствии со ст. 423 НКРФ расчетным периодом признается календарный год, отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять, двенадцать месяцев календарного года. В соответствии со ст. 425 НК РФ тариф страхового взноса представляет собой величину страхового взноса на единицу измерения базы для исчисления страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящей главой. Тарифы страховых взносов устанавливаются в следующих размерах, если иное не предусмотрено настоящей главой: 1) на обязательное пенсионное страхование в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования - 26 процентов; 2) на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования - 2,9 процента; на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в Российской Федерации (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»), в пределах установленной предельной величины базы по данному виду страхования - 1,8 процента; 3) на обязательное медицинское страхование - 5,1 процента. Статья 426 НК РФ в 2017 - 2020 годах для плательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса (за исключением плательщиков, для которых установлены пониженные тарифы страховых взносов), применяются следующие тарифы страховых взносов: 1) на обязательное пенсионное страхование: в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - 22 процента; свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - 10 процентов; 2) на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования - 2,9 процента; на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в Российской Федерации (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»), в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования - 1,8 процента; 3) на обязательное медицинское страхование - 5,1 процента. В соответствии со статьей 430 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики, не производящие выплат и иных вознаграждений физическим лицам, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование. Порядок исчисления и уплаты страховых взносов, уплачиваемых плательщиками, установлен статьей 432 Кодекса. Таким образом, налогоплательщиком не исполнена в установленный срок обязанность об уплате страховых взносов, сумма налога не уплачена. В соответствии со ст. 75 Кодекса налогоплательщику начислены пени за каждый календарный день просрочки налоговых платежей. Согласно ст. 69 Кодекса налогоплательщику при наличии у него задолженности по налоговым платежам направляется требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. В соблюдение положений ст. 69 Кодекса в адрес Сараевой Г.М. направлено требование № об уплате налога по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, срок уплаты согласно которому - не позднее ДД.ММ.ГГГГ. Данное требование об уплате налога получено налогоплательщиком в соответствии с положениями п. 4 ст. 31 Кодекса и п. 6 ст. 69 Кодекса. В установленный срок ответчик оставил указанное требование об уплате налога не исполнил, в связи с чем, взыскание налога, а также пеней, начисленных за каждый календарный день просрочки, производится налоговым органом в судебном порядке согласно п. 1 ст. 48 НК РФ. На настоящий момент задолженность ответчика по обязательным платежам указанным в требовании № от ДД.ММ.ГГГГ составляет 3772,89 руб. с учетом произведенных ранее оплат. Согласно правовой позиции Верховного суда Российской Федерации изложенной в обзоре за третий квартал 2011 года в соответствии с п.3 ст. 48 Налогового Кодекса Российской Федерации рассмотрение дел о взыскании налога, сборов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации. Требование о взыскании налога, сбора пеней, штрафов за счет имущества физического лица зачастую носят бесспорный характер. В соответствии с пунктом 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 № 43, исковая давность применяется только по заявлению стороны в споре, которая несет бремя доказывания обстоятельств, свидетельствующих об истечении срока исковой давности. Обращаем также внимание на то, что инспекцией были предприняты все предусмотренные налоговым законодательством меры по урегулированию спора в досудебном порядке. Согласно п. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. На основании вышеизложенного, Межрайоная ИФНС России № 7 по Самарской области просит восстановить пропущенный процессуальный срок и принять административное исковое заявление к производству, взыскать с Сараевой Г.М., ИНН №, задолженность по налогам, сборам, пени на общую сумму 3.772 руб. 89 коп., в том числе, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за ДД.ММ.ГГГГ год в сумме 3.677 руб. 74 коп., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 95 руб. 15 коп..
Административный ответчик Сараева Г.М. в судебное заседание не явилась, хотя судом принимались меры к надлежащему извещению административного ответчика о времени и месте рассмотрения дела, судебная повестка возвращена в суд почтовой службой за истечением срока хранения, вследствие чего суд считает административного ответчика извещенного надлежащим образом.
Изучив материалы дела, суд считает административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу части 5 статьи 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
В силу пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В силу пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Согласно части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций; пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Из материалов дела следует, что налоговым органом ДД.ММ.ГГГГ административному ответчику Сараевой Г.М., как плательщику страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, выставлено требование № об уплате налогов, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) со сроком исполнения данного требования до ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, право на обращение в суд с заявлением о взыскании задолженности по налогу возникло с ДД.ММ.ГГГГ, вследствие чего последним днем для подачи заявления является ДД.ММ.ГГГГ.
Из материалов дела следует, что административный истец Межрайоная ИФНС России № 7 по Самарской области обратилась в суд с административным иском о взыскании с Сараевой Г.М. задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и пени только ДД.ММ.ГГГГ.
Указанные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что административный истец обратился в суд с административным иском за пределами шестимесячного срока, установленного пунктом 2 статьи 48 Налогового Кодекса Российской Федерации.
В силу абзаца 4 пункта 2 статьи 48 Налогового Кодекса Российской Федерации пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В связи с тем, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может и несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков и порядка взыскания налога является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления, установленный факт несоблюдения налоговым органом установленного законом шестимесячного срока для обращения в суд с заявлением о взыскании недоимки по налогу и задолженности по пеням со дня истечения срока, установленного для исполнения требования об уплате налога и пеней, является основанием для вынесения на обсуждение обстоятельств, связанных с причинами пропуска этого срока и основаниями для его восстановления.
Бремя доказывания уважительности причин пропуска срока возложено на административного истца в силу общего правила распределения обязанности по доказыванию, установленного статьей 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 18 ноября 2004 года № 367-О и от 18 июля 2006 года № 308-О, право судьи рассмотреть заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия.
Признание тех или иных причин пропуска срока уважительными относится к компетенции суда, рассматривающего вопрос о восстановлении указанного срока, возможность восстановления процессуального срока закон ставит в зависимость от усмотрения суда.
Выводы суда относительно указанных обстоятельств формируются в каждом конкретном случае исходя из представленных документов по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном, непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, и не подлежат переоценке вышестоящим судом по мотиву несогласия с данной судебной оценкой.
Вместе с тем, суд считает, что соответствующие доказательства уважительности пропуска срока административным истцом не представлены.
Межрайоная ИФНС России № 7 по Самарской области, заявляя требование о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд, не указывает какие-либо причины уважительности пропуска срока, установленного для взыскания задолженности по налогам, пени и штрафам.
Данные о том, что Межрайоная ИФНС России № 7 по Самарской области обращалась к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа, в материалах дела также отсутствуют.
Таким образом, оснований для восстановления административному истцу пропущенного срока для обращения в суд с административным иском к Сараевой Г.М. о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и пени за 2017 год, не имеется, вследствие чего, ходатайство Межрайоной ИФНС России № 7 по Самарской области о восстановлении пропущенного срока для подачи заявления о взыскании обязательных платежей, удовлетворению не подлежит.
При этом является несостоятельной ссылка административного истца о том, что исковая давность применяется только по заявлению стороны в споре.
Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1-3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации и части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пени, штрафов. При пропуске установленных сроков судебная процедура взыскания недоимки не может быть реализована без восстановления срока для обращения в суд.
Вместе с тем, как уже указывалось, оснований для восстановления срока для обращения в суд не имеется.
При таких обстоятельствах, административный иск Межрайоной ИФНС России № 7 по Самарской области о восстановлении пропущенного срока для подачи заявления о взыскании страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также о взыскании с Сараевой Г.М. задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2017 год и пени, удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 178-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административного иска Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Самарской области к Сараевой Г. М. о взыскании страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 3.677 руб. 74 коп., пени и о восстановлении пропущенного срока для подачи административного иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Кинельский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 26 июня 2020 года.
председательствующий –