Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1261/2020 ~ М-1809/2020 от 29.07.2020

Дело № 2а-1261/2020

УИД 70RS0002-01-2020-004452-83

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 сентября 2020 года Ленинский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи Родичевой Т.П.,

при секретаре Ильиной И.Н.,

с участием представителя административного истца Филиппова В.П., представителей административных ответчиков - администрации Города Томска – Афрюткиной А.А., департамента архитектуры и градостроительства администрации Города Томска – Герасимова В.В., представителя заинтересованного лица ООО «Горсети» Бирючевской Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске дело по административному исковому заявлению Третьяковой Е.В. к муниципальному образованию «Город Томск» в лице департамента архитектуры и градостроительства администрации Города Томска, администрации Города Томска о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании предоставлении бесплатно земельного участка и обязании повторно рассмотреть вопрос о предварительном согласовании предоставления бесплатно земельного участка,

установил:

Третьякова Е.В. обратилась в суд с административным иском к администрации Города Томска, департаменту архитектуры и градостроительства администрации Города Томска, в котором просит признать незаконным отказ, выраженный в письме департамента архитектуры и градостроительства администрации Города Томска от 27.07.2020 № 02-19/7101, в предварительном согласовании представления в собственность Третьяковой Е.В. земельного участка по адресу: <адрес обезличен>; обязать администрацию Города Томска, департамент архитектуры и градостроительства администрации Города Томска рассмотреть в установленном порядке заявление Третьяковой Е.В. от 26.06.2020 о предварительном согласовании представления земельного участка по адресу: <адрес обезличен>.

В обоснование заявленных требований указано, что 26.06.2020 Третьякова Е.В. обратилась в администрацию Города Томска с заявлением о получении предварительного согласования представления земельного участка по адресу: <адрес обезличен>, в связи с тем, что с середины 50-х годов Третьякова Е.В. владеет, пользуется и распоряжается жилым домом на земельном участке по адресу: <адрес обезличен>, право собственности на который в установленном законом порядке не зарегистрировано. 27.07.2020 департамент архитектуры и градостроительства администрации Города Томска принял решение об отказе в удовлетворении заявления, поскольку испрашиваемый земельный участок частично расположен в охранной зоне объектов электросетевого хозяйства, что нарушает положения Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 № 160, и Правил устройства электроустановок, утвержденных Приказом Минэнерго России от 20.05.2003 № 187, образование земельного участка нарушает требования в части обеспечения минимальной ширины улицы, что нарушает СП 42.13330.2011 "СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", утвержденного приказом Министерства регионального развития РФ от 28.12.2010 № 820. Административный истец полагает данный отказ незаконным, поскольку Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, не распространяются на объекты, размещенные в границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства до даты вступления в силе данных правил. Правилами устройства электроустановок установлено нормативное предписание только для вновь сооружаемых высоковольтных линий. СП 42.13330.2011 "СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" не содержит каких-либо императивных предписаний, обязательных к исполнению в части минимальной ширины улиц, данный документ распространяется на проектирование новых и реконструкцию существующих городских и сельских поселений и включает основные требования к их планировке и застройке.

Определением Ленинского районного суда г. Томска от 27.08.2020 (протокольным) к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ООО "Горсети".

Административный истец Третьякова Е.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в свое отсутствие.

Представитель административного истца Третьяковой Е.В. – Филиппов В.П., действующий на основании доверенности 70АА1365122 от 12.05.2020, в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме по изложенным в административном иске основаниям, дополнительно пояснив, что для предоставления земельного участка не имеет значение, установлена или нет охранная зона, нахождение земельного участка в охранной зоне не является основанием для отказа в его предоставлении. Норма относительно ширины дороги является диспозитивной, в связи с чем ширина дороги может быть любая, и это будет соответствовать закону.

Представитель административного ответчика администрации Города Томска Афрюткина А.А., действующая на основании доверенности № 84 от 14.01.2020, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требования, дала пояснения аналогичные представленному в материалы дела письменному отзыву, согласно которому администрация Города Томска является ненадлежащим административным ответчиком, поскольку заявление административного истца не рассматривала и оспариваемое решение на принимала. Отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка является законным и обоснованным, поскольку образование земельного участка в предложенных административным истцом границах повлечет за собой уменьшение ширины полосы отвода автомобильной дороги, в непосредственной близости образуемого земельного участка находятся ЛЭП высокого напряжения.

Представитель административного ответчика департамента архитектуры и градостроительства администрации Города Томска Герасимов В.В., действующий на основании доверенности № 159 от 09.01.2020, в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требования, дал пояснения аналогичные представленному в материалы дела письменному отзыву, согласно которому отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка является законным и обоснованным, поскольку образование земельного участка в границах, указанных в представленной административным истцом схеме расположения земельного участка, повлечет за собой уменьшение ширины полосы отвода автомобильной дороги общего пользования местного значения, что будет препятствовать организации нормативного проезда, затруднять дорожное движение, и, как следствие, является причиной нерационального использования земель. В непосредственной близости от земельного участка находится ЛЭП высокого напряжения, что нарушает запрет на нахождение земельных участков в границах охранной зоны объектов электросетевого хозяйства.

Представитель заинтересованного лица ООО "Горсети" Бирючевская Ю.А., действующая на основании доверенности № 54 от 16.09.2019, в судебном заседании полагала заявленные требования обоснованными, представила письменный отзыв, согласно которому в непосредственной близости от земельного участка административного истца проходит воздушная линия электропередачи 10 кВ, находящаяся на обслуживании и в эксплуатации ООО "Горсети", однако участок административного истца в охранную зону ЛЭП не попадает.

Учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), суд, определив рассмотреть дело в отсутствие неявившегося административного истца, заслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Частью 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации установлено право каждого обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Порядок реализации данного права предусмотрен Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч. 1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Отказ департамента архитектуры и градостроительства администрации Города Томска об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка по адресу: <адрес обезличен>, изложен в письме от 27.07.2020 № 20-19/7101, следовательно, течение процессуального срока для оспаривания названного решения начинается с 28.07.2020 и заканчивается 28.10.2020.

Административное исковое заявление поступило в суд 29.07.2020 посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Таким образом, срок на подачу административного искового заявления в суд не пропущен, данные обстоятельства представителями административных ответчиков не оспаривались.

Положениями ч. 8 ст. 226 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

В силу ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

На основании ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Суд определяет значимые по делу обстоятельства, подлежащие доказыванию (опровержению) и оценке: соответствие (несоответствие) оспариваемых решений закону; нарушение решениями прав и свобод гражданина; полномочия органа (должностного лица) на принятие оспариваемого решения; соблюдение процедуры его принятия.

Согласно ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Таким образом, исходя из положений п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, действия и решения могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Согласно статье 36 Конституции Российской Федерации, граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.

Вместе с тем, статья 36 Конституции Российской Федерации, гарантируя каждому право иметь землю в частной собственности (часть 1), одновременно закрепляет, что условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (часть 3). Исходя из данных конституционных предписаний и требования статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, а также учитывая необходимость обеспечения справедливого баланса между общественными интересами и правами частных лиц, законодатель вправе определить условия отчуждения земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частную собственность.

Подпунктами 6 и 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

На территории Томской области особенности регулирования земельных отношений по вопросам, отнесенным в соответствии с законодательством Российской Федерации к полномочиям субъектов Российской Федерации, а также по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в сфере земельных отношений, за исключением отношений в сфере оборота земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения на территории Томской области, регулируемых специальными законодательными актами Томской области, предусмотрены Законом Томской области от 09.07.2015 № 100-ОЗ «О земельных отношениях в Томской области».

В соответствии со статьей 5 указанного Закона Томской области от 09.07.2015 № 100-ОЗ органы местного самоуправления осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (пункт 1); предоставляют гражданам и юридическим лицам земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в пределах предоставленных полномочий (пункт 2-1).

На основании части 1 статьи 6 приведенного Закона Томской области предоставление земельных участков в собственность гражданам для целей, не связанных со строительством, осуществляется бесплатно гражданам, в фактическом владении и пользовании которых находятся объекты индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три) (далее - жилые дома), созданные до 31 декабря 2001 года включительно и расположенные на земельных участках, свободных от прав третьих лиц, - при условии отсутствия права собственности на такие жилые дома на дату принятия решения уполномоченного органа о предоставлении земельного участка (пункт 5-1).

В силу подпункта 1.35 пункта 1 статьи 40 Устава Города Томска, принятого решением Думы Города Томска от 04.05.2010 № 1475, администрация Города Томска осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Города Томска, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, если иное не установлено действующим законодательством.

Распоряжением мэра Города Томска от 01.02.2018 № р 70 департамент архитектуры и градостроительства администрации Города Томска наделен полномочиями по принятию решений о предварительном согласовании предоставления земельных участков в порядке, установленном статьей 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, по заявлениям граждан о предоставлении земельных участков в собственность бесплатно в случае, указанном в пункте 5-1 части 1 статьи 6 Закона Томской области от 09.07.2015 № 100-ОЗ «О земельных отношениях в Томской области».

Порядок бесплатного предоставления гражданам земельных участков в собственность для целей, не связанных со строительством, в случаях, указанных, в том числе в пункте 5-1 части 1 статьи 6 Закона Томской области от 09.07.2015 № 100-ОЗ «О земельных отношениях в Томской области», установлен Законом Томской области от 11.11.2015 № 169-ОЗ «О порядке бесплатного предоставления в собственность отдельным категориям граждан земельных участков для целей, не связанных со строительством».

Статьей 2 названного Закона Томской области от 11.11.2015 № 169-ОЗ предусмотрено, что предоставление земельного участка осуществляется в следующем порядке: 1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; 2) подача в уполномоченный орган гражданином заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или местоположение границ земельного участка подлежит уточнению в соответствии с законодательством о кадастровой деятельности, с приложением схемы расположения земельного участка, указанной в пункте 1 настоящей статьи; 3) принятие уполномоченным органом решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если земельный участок предстоит образовать или местоположение границ земельного участка подлежит уточнению в соответствии с законодательством о кадастровой деятельности; 4) обеспечение гражданином выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка, либо кадастровых работ, необходимых для уточнения местоположения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка; 5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением местоположения границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена; 6) подача в уполномоченный орган гражданином заявления о предоставлении земельного участка; 7) принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно либо об отказе в предоставлении земельного участка.

Из анализа приведенных правовых предписаний следует, что решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка представляет собой промежуточное решение органа местного самоуправления и является по существу предварительным одобрением и поводом для совершения заинтересованным лицом дальнейших действий, направленных на возможное получение земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, 23.06.2020 Третьякова Е.В. в лице представителя по доверенности Е.Е.А. обратилась в департамент архитектуры и градостроительства администрации Города Томска с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, для эксплуатации индивидуального жилого дома.

Как следует из письма департамента архитектуры и градостроительства администрации Города Томска от 27.07.2020 № 02-19/7101, Третьяковой Е.В. отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, в связи с тем, что образование земельного участка в предлагаемых административным истцом границах повлечет за собой уменьшение ширины полосы отвода автомобильной дороги общего пользования местного значения по характерным точкам н7- н8 от 4 м. до 7 м., что не соответствует требованиям таблицы 8 п. 11.5 СП 42.13330.2011 и является нарушением п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ, так как ширина улицы будет составлять менее 15 м., что будет препятствовать организации нормативного проезда, затруднять дорожное движение и, как следствие, являться причиной нерационального использования земель; испрашиваемый административным истцом земельный участок частично расположен в охранной зоне инженерных коммуникаций ВЛ-110 кВ, что является нарушением п. 2.5.217 приказа Минэнерго РФ от 20.05.2003 № 187 «Об утверждении глав правил устройства электроустановок» (вместе с «Правилами устройства электроустановок (ПУЭ). Издание седьмое. Раздел 2. Передача электроэнергии. Главы 2.4, 2.5»), п. 8 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 № 160.

Разрешая заявленные административным истцом требования о признании незаконным указанного выше отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, суд находит их обоснованными, исходя из следующего.

Так, в качестве основания к отказу в предварительном согласовании предоставления земельного участка указано о невозможности образования земельного участка в границах, обозначенных в схеме расположения участка, поскольку это приведет к уменьшению ширины полосы отвода автомобильной дороги общего пользования, так как ширина улицы будет составлять менее 15 м.

Согласно СП 42.13330.2011. «СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» расчетные параметры улиц и дорог городов следует принимать по таблице 8, где в пункте 1 примечаний указано, что ширина улиц и дорог определяется расчетом в зависимости от интенсивности движения транспорта и пешеходов, состава размещаемых в пределах поперечного профиля элементов (проезжих частей, технических полос для прокладки подземных коммуникаций, тротуаров, зеленых насаждений и др.), с учетом санитарно-гигиенических требований и требований гражданской обороны. Как правило, ширина улиц и дорог в красных линиях для улиц и дорог местного значения принимается 15–25 м (пункт 11.5).

Суд полагает, что исходя из обстоятельств рассматриваемого дела в данном случае положения СП 42.13330.2011 не подлежат применению, поскольку названный свод правил распространяется на проектирование новых и реконструкцию существующих городских и сельских поселений и включает основные требования к их планировке и застройке, конкретизация которых осуществляется при разработке региональных и местных нормативов градостроительного проектирования (пункт 1.1).

Для целей градостроительной деятельности под территориями общего пользования понимаются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары) (пункт 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Как следует из пункта 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов, обозначаются красными линиями.

В соответствии со схемой расположения земельного участка, на данном участке разработанные и утвержденные красные линии отсутствуют. Каких-либо иных данных о том, что в отношении существующей автомобильной дороги общего пользования местного значения по пос. Северо-Каштачный в г. Томске запланирована реконструкция с приведением её ширины до нормативов, установленных СП 42.13330.2011, в материалы дела не представлено.

Между тем, в соответствии с техническим паспортом на сооружение – улицу в жилой застройкепоселок Северо-Каштачный, составленным по состоянию на 08.09.2015, назначением данного сооружения указано – сооружение дорожного транспорта (улично-дорожная сеть), технической категорией - улица в жилой застройке 1983 года постройки, протяженность составляет 953,0 м, ширина проезжей части 5,5 – 6,0 м.

В этой связи ссылки уполномоченного органа в оспариваемом ответе на то, что образование земельного участка в границах, указанных в схеме, приведет к нарушению требований СП 42.13330.2011 без учета существующих параметров улицы, описанных в документах технического учета, не могут быть признаны обоснованными.

Кроме того, из содержания указанного выше технического паспорта нельзя сделать однозначный выводу о том, что именно за счет образования земельного участка в указанных в схеме границах произойдет уменьшение существующей шириныулицы пос. Северо-Каштачный, в том числе определенной в документах технического и кадастрового учета.

При таких обстоятельствах, основание к отказу в предварительном согласовании предоставления земельного участка по мотивами сужения ширины улицы является необоснованным.

Кроме того, в качестве основания к отказу в предварительном согласовании предоставления земельного участка указано на нахождение испрашиваемого административным истцом земельного участка в охранной зоне инженерных коммуникаций ВЛ-110 кВ.

Зонами с особыми условиями использования территорий являются охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 105 Земельного кодекса Российской Федерации к зонам с особыми условиями использования территорий отнесена, в том числе охранная зона линий и сооружений связи (подпункт 7).

Согласно частям 8 - 10 статьи 26 Федерального закона от 03.08.2018 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 1 января 2022 года зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости, если такие зоны установлены до дня официального опубликования настоящего Федерального закона одним из следующих способов: 1) решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принятым в соответствии с законодательством, действовавшим на день принятия этого решения; 2) согласованием уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории в соответствии с законодательством, действовавшим на день данного согласования, в случае, если порядок установления зоны был предусмотрен указанным законодательством; 3) нормативным правовым актом, предусматривающим установление зон с особыми условиями использования территорий в границах, установленных указанным актом, без принятия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении таких зон либо согласования уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории; 4) решением суда.

В случаях, если это предусмотрено законодательством, действовавшим на день установления зоны с особыми условиями использования территории, указанной в части 8 настоящей статьи, такая зона считается установленной при условии, что установлено или утверждено описание местоположения границ такой зоны в текстовой и (или) графической форме или границы такой зоны обозначены на местности.

Зоны с особыми условиями использования территорий, которые установлены до дня официального опубликования настоящего Федерального закона нормативными правовыми актами или решениями об их установлении, при соблюдении условий, указанных в части 8 и части 9 настоящей статьи, считаются установленными вне зависимости от соответствия решений об их установлении требованиям, установленным в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона).

По смыслу приведенных правовых предписаний зоны с особыми условиями использования до 1 января 2022 года могут считаться установленными при наличии решения уполномоченного органа и данных о местоположении границ этих зон.

Общие требования к размещению линий электропередач утверждены Приказом Минэнерго РФ от 20.05.2003 № 187 «Об утверждении глав правил устройства электроустановок» (вместе с «Правилами устройства электроустановок (ПУЭ). Издание седьмое. Раздел 2. Передача электроэнергии. Главы 2.4, 2.5»).

Согласно п. 2.5.217 Правил, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 20.05.2003 № 187, расстояния от отклоненных проводов ВЛ, расположенных вдоль улиц, в парках и садах, до деревьев, а также до тросов подвески дорожных знаков должны быть не менее приведенных в табл. 2.5.21. Расстояния по горизонтали от крайних проводов вновь сооружаемых ВЛ при неотклоненном их положении до границ земельных участков жилых и общественных зданий, до детских игровых площадок, площадок отдыха и занятий физкультурой, хозяйственных площадок или до ближайших выступающих частей жилых и общественных зданий при отсутствии земельных участков со стороны прохождения ВЛ, а также до границ приусадебных земельных участков индивидуальных домов и коллективных садовых участков должно быть не менее расстояний для охранных зон ВЛ соответствующих напряжений. Допускается принимать для ВЛ до 20 кВ расстояние по горизонтали от крайних проводов ВЛ при наибольшем их отклонении до границ приусадебных земельных участков индивидуальных домов и коллективных садовых участков не менее 2 м.

Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 № 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» утверждены Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон.

Согласно пункту 6 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 № 160, охранная зона считается установленной с даты внесения в документы государственного кадастрового учета сведений о ее границах.

Как следует из пункта 8 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 № 160, в охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров, в том числе: а) набрасывать на провода и опоры воздушных линий электропередачи посторонние предметы, а также подниматься на опоры воздушных линий электропередачи; б) размещать любые объекты и предметы (материалы) в пределах созданных в соответствии с требованиями нормативно-технических документов проходов и подъездов для доступа к объектам электросетевого хозяйства, а также проводить любые работы и возводить сооружения, которые могут препятствовать доступу к объектам электросетевого хозяйства, без создания необходимых для такого доступа проходов и подъездов; в) находиться в пределах огороженной территории и помещениях распределительных устройств и подстанций, открывать двери и люки распределительных устройств и подстанций, производить переключения и подключения в электрических сетях (указанное требование не распространяется на работников, занятых выполнением разрешенных в установленном порядке работ), разводить огонь в пределах охранных зон вводных и распределительных устройств, подстанций, воздушных линий электропередачи, а также в охранных зонах кабельных линий электропередачи; г) размещать свалки; д) производить работы ударными механизмами, сбрасывать тяжести массой свыше 5 тонн, производить сброс и слив едких и коррозионных веществ и горюче-смазочных материалов (в охранных зонах подземных кабельных линий электропередачи).

Согласно Требованиям к границам установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства, являющимся приложением к Правилам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 № 160, охранные зоны устанавливаются: вдоль воздушных линий электропередачи - в виде части поверхности участка земли и воздушного пространства (на высоту, соответствующую высоте опор воздушных линий электропередачи), ограниченной параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии электропередачи от крайних проводов при неотклоненном их положении на следующем расстоянии: проектный номинальный класс напряжения 1-20 кВ – 10 м (5 м – для линий с самонесущими или изолированными проводами, размещенных в границах населенных пунктов); класс напряжения 110 кВ – 20 м.

Доказательств установления охранной зоны, охватывающей полностью или частично испрашиваемый земельный участок, материалы дела не содержат, нахождение вблизи земельного участка линии электропередачи еще не свидетельствует об утверждении таковой в установленном законом порядке.

Кроме того, изложенное уполномоченным органом в качестве оснований для отказа по причине расположения земельного участка в охранной зоне воздушных линий электропередачи 110 кВ противоречит материалами дела.

Так, согласно письменному отзыву ООО «Горсети», привлеченному к участию в деле в качестве заинтересованного лица, и приложенной схеме размещения воздушных линий электропередачи, в непосредственной близости земельного участка, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, проходит воздушная линия электропередачи 10 кВ (а не 110 кВ, как указано уполномоченным органом), находящаяся на обслуживании и в эксплуатации ООО «Горсети». Земельный участок, испрашиваемый административным истцом, в охранную зону (при условии установления таковой) не попадает.

При таких обстоятельствах, отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка по указанному выше основанию также является необоснованным.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу, что отказ в предварительном согласовании предоставления в собственности Третьяковой Е.В. земельного участка, изложенный в письме департамента архитектуры и градостроительства администрации Города Томска № 27.07.2020 № 02-19/7101, является незаконным, а потому требования административного иска в данной части подлежат удовлетворению.

Довод о том, что администрация Города Томская является ненадлежащим административным ответчиком, подлежит отклонению, поскольку противоречит положениям статьи 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 5 Закона Томской области от 09.07.2015 №100-ОЗ «О земельных отношениях в Томской области», подпункта 1.35 пункта 1 статьи 40 Устава Города Томска.

Согласно ч.ч. 2 и 3 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться, в том числе, указание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), и на существо оспоренных решения, действия (бездействия). В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

Таким образом, на администрацию Города Томска в лице департамента архитектуры и градостроительства администрации Города Томска возлагается обязанность повторно рассмотреть в установленном законом порядке обращение Третьяковой Е.В. о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: <адрес обезличен>

В соответствии с частью 1 статьи 103 КАС РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

В силу статьи 106 КАС РФ, к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся, в том числе, суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам, другие признанные судом необходимыми расходы.

Согласно части 1 статьи 111 КАС РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Несение расходов на оплату государственной пошлины в сумме 300 рублей подтверждается чек-ордером от 29.07.2020.

Учитывая вышеизложенное, с администрации Города Томска в лице департамента архитектуры и градостроительства администрации Города Томска за счет средств казны муниципального образования «Город Томск» подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб. в пользу административного истца.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

требования административного иска Третьяковой Е.В. к муниципальному образованию «Город Томск» в лице департамента архитектуры и градостроительства администрации Города Томска, администрации Города Томска о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании предоставлении бесплатно земельного участка и обязании повторно рассмотреть вопрос о предварительном согласовании предоставления бесплатно земельного участка удовлетворить.

Признать незаконным решение департамента архитектуры и градостроительства администрации Города Томска, выраженное в письме № 02-19/7101 от 27.07.2020 об отказе в предварительном согласовании предоставлении Третьяковой Е.В. в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес обезличен> бесплатно.

Обязать администрацию Города Томска в лице департамента архитектуры и градостроительства администрации Города Томска повторно рассмотреть вопрос о предварительном согласовании предоставления Третьяковой Е.В. в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес обезличен> бесплатно для эксплуатации жилого дома.

Взыскать с администрации Города Томска в лице департамента архитектуры и градостроительства администрации города Томска за счет средств казны муниципального образования «Город Томск» в пользу Третьяковой Е.В. затраты на оплату государственной пошлины в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Ленинский районный суд г. Томска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: Т.П. Родичева

Мотивированный текст решения суда изготовлен 09 сентября 2020 г.

Верно

Судья Т.П.Родичева

Секретарь И.Н. Ильина

2а-1261/2020 ~ М-1809/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Третьякова Екатерина Васильевна
Ответчики
Администрация г. Томска
Департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Томска
Другие
Филиппов Вячеслав Павлович
ООО "Горсети"
Суд
Ленинский районный суд г. Томска
Судья
Родичева Т. П.
Дело на сайте суда
leninsky--tms.sudrf.ru
29.07.2020Регистрация административного искового заявления
29.07.2020Передача материалов судье
31.07.2020Решение вопроса о принятии к производству
31.07.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.08.2020Подготовка дела (собеседование)
17.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.08.2020Судебное заседание
02.09.2020Подготовка дела (собеседование)
02.09.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.09.2020Судебное заседание
03.09.2020Судебное заседание
09.09.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.09.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.09.2020Дело оформлено
16.04.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее