Дело № 2-19/2022
24RS0028-01-2021-001466-02)
Р Е Ш Е Н И Е
и м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
16 февраля 2022 года г. Красноярск
Кировский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Вдовина И.Н.,
при секретаре Азориной А.В.,
с участием истца Рябцева Е.С.
представителя ответчика Кузнецовой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дорофеева Т.И., Рябцева Е.С. к ТСЖ «Клены» о защите прав потребителей, возложении обязанности,
у с т а н о в и л :
Дорофеева Т.И., ФИО1 обратились в суд с иском (с учетом уточнений) к ТСЖ «Клены» о защите прав потребителей, требуя: признать незаконным бездействие ТСЖ «Клены», выразившееся в непредставлении истцам перерасчета платы за коммунальную услугу отопление и непредставлении обоснованного и последовательного расчета доплаты за коммунальную услугу отопление за квартиру по адресу: <адрес>; обязать ответчика предоставить истцам подробный расчет платы за отопление ежемесячно за период с января 2018 года по август 2020 года с расчетом норматива потребления и подробного (обоснованного и последовательного) расчета перерасчетов по услуге отопление за данный период за квартиру по адресу: <адрес>; взыскать с ответчика в пользу истцов переплату за услугу отопление с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 5 335 руб. 66 коп., компенсацию морального вреда в размере 3 000 руб. в пользу каждого, штраф. В обоснование исковых требований истцы ссылаются на то, что они являются собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, с 2011 года являются членами ТСЖ «Клены». Согласно ответу Службы строительного надзора и жилищного контроля от ДД.ММ.ГГГГ, норматив потребления коммунальной услуги по отоплению для МКД составляет 0,011325 Гкал на 1 кв.м общей площади жилого помещения в месяц. Однако, ответчик при расчете указанной коммунальной услуги применяет норматив 0,012 Гкал на 1 кв.м общей площади жилого помещения в месяц. По результатам проверки Службой в адрес ответчика выдано предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований при начислении платы за отопление. С мая 2018 года до сентября 2020 года плата за отопление по указанному МКД рассчитывалась по нормативу. Общедомовой прибор учета потребляемого тепла был вновь введен в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, ответчик в указанный период незаконно производил расчет платы за отопление, применяя повышенный норматив потребления 0,012 Гкал на 1 кв.м общей площади жилого помещения в месяц, по жилому помещению истцов. Истец Дорофеева Т.И. обратилась ДД.ММ.ГГГГ к ответчику с заявлением произвести перерасчет платы за отопление по правильному нормативу – 0,011 Гкал на 1 кв.м общей площади жилого помещения в месяц, а также предоставить подробный расчет доплаты за отопление в октябре 2020 года в размере 424 руб. 85 коп. В ответе на данное обращение от ДД.ММ.ГГГГ, полученном истицей, не содержалось ни перерасчета платы за отопление согласно нормативу потребления – 0,011 Гкал, ни подробного расчета доплаты за отопление. Данное бездействие ответчика является незаконным и нарушает право истца на получение достоверной и полной информации об оказываемых исполнителем услугах. Норматив равный 0,012 Гкал ответчиком применялся при расчетах платы за отопление квартиры истцов с февраля 2019 года по август 2020 года. При этом, ответчик при расчете такой платы увеличил площадь квартиры истцов с 51,6 кв.м до 51,9 кв.м. Согласно расчету истцов переплата за отопление за период с февраля 2019 года по август 2020 года составляет 5 335 руб. 66 коп.
Истец ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ.
Определением Кировского районного суда г. Красноярска от 19.01.2022 произведена замена стороны истца – ФИО1 на Рябцева Е.С..
В судебном заседании истец Рябцева Е.С. поддержала уточненные исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным иске с учетом дополнений.
Представитель ответчика ТСЖ «Клены» Кузнецова Л.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований.
Иные лица, участвующие в деле (истец Дорофеева Т.И., третьи лица Служба строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края, нотариус Викторова О.В.), в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщили, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали.
Суд, выслушав явившиеся стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ст. 249 ГК РФ, каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
На основании ст. 154 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе, плату за коммунальные услуги. Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
В силу ст. 155 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании, в том числе, платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
На основании ст. 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг регламентированы Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354 (далее – Правила).
В соответствии с п. 31 Правил, исполнитель обязан, в частности, предоставлять любому потребителю в течение 3 рабочих дней со дня получения от него заявления письменную информацию за запрашиваемые потребителем расчетные периоды о помесячных объемах (количестве) потребленных коммунальных ресурсов по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета (при их наличии), о суммарном объеме (количестве) соответствующих коммунальных ресурсов, потребленных в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, рассчитанных с применением нормативов потребления коммунальных услуг, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, предоставленных на общедомовые нужды (подпункт "р").
Согласно п. 33 Правил, потребитель имеет право, в том числе: получать от исполнителя сведения о правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, в том числе с использованием цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), установленных для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах и сверх социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы, а также о наличии (об отсутствии) задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, наличии оснований и правильности начисления исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней).
В силу п. 37 Правил, расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу.
В соответствии с п. 42 (1) Правил, оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из 2 способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года. В многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и жилом доме, который не оборудован индивидуальным прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется … исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется … на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
В силу п. 69 Правил, в платежном документе указываются, в том числе: в) указание на оплачиваемый месяц, наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги, размер тарифов (цен) на каждый вид соответствующего коммунального ресурса, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов (при применении в расчетах за коммунальные услуги по горячему водоснабжению тарифов на горячую воду, состоящих из компонента на холодную воду, используемую в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, - величина каждого из компонентов, единицы измерения объема (количества) горячей воды и тепловой энергии в натуральных величинах); г) объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных потребителю за расчетный период в жилом (нежилом) помещении, и размер платы за каждый вид предоставленных коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами; ж) сведения о размере перерасчета (доначисления или уменьшения) платы за коммунальные услуги …
Согласно п. 1 ст. 4 ЖК РФ, вопросы управления многоквартирными домами, предоставления коммунальных услуг относятся к правоотношениям, на которые распространяются положения Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей».
В соответствии с п. 1 ст. 8 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 «О защите прав потребителей», потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).
Пунктом 1 статьи 10 данного Закона предусмотрено, что исполнитель обязан свое-временно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о работах и услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.
В пункте 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №17 от 28.06.2012 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» даны разъяснения о том, что при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя. Размер присуждаемой потребителю компенсации морального вреда в каждом конкретном случае должен определяться судом с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и справедливости.
В соответствии с п. 1 ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей», изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 10 ст. 161 ЖК РФ, управляющая организация должна обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации. Особенности раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются этим стандартом раскрытия информации. Контроль за соблюдением этого стандарта раскрытия информации такими товариществом, кооперативом, управляющей организацией осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанными в ч. 2 ст. 20 настоящего Кодекса, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 №731 утвержден Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами. Стандарт в качестве нормативного акта применяется с 09.10.2010.
В силу пункта 2 Стандарта под раскрытием информации в настоящем документе понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации.
В соответствии с п.п. «д» п. 3 Стандарта, управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны раскрывать информацию об оказываемых коммунальных услугах, в том числе сведения о поставщиках коммунальных ресурсов, установленных ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, нормативах потребления коммунальных услуг (нормативах накопления твердых коммунальных отходов).
Постановлением Правительства Красноярского края от 15.04.2014 №137-п, действовавших до 01.01.2021, утвержден норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях в многоквартирных домах и жилых домов на территории муниципального образования город Красноярск на отопительный период, который для многоквартирных домов со стенами из камня, кирпича после 1999 года постройки и этажностью 10 этажей составляет 0,0151 Гкал на 1 кв.м общей площади жилого помещения в месяц, к которому подлежит применению коэффициент 0,75.
Из материалов дела следует, что юридическое лицо ТСЖ «Клены» зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ по адресу: г. <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ.
ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ являлся собственником ? доли жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 51,6 кв.м.
Истец ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно свидетельству о праве на наследство по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ, у истца Рябцева Е.С. возникло право собственности на 3/8 долей указанного жилого помещения в порядке наследования после ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Истец Дорофеева Т.И. с ДД.ММ.ГГГГ является собственником ? доли жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> а также имеет право на обязательную долю в наследстве, открывшемся после ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Управление указанным жилым домом осуществляет ТСЖ «Клены».
В период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ общедомовой прибор учета тепловой энергии в многоквартирном <адрес> не был допущен в эксплуатацию, что подтверждается актами от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №.
При этом, согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ №, общедомовой прибор учета тепловой энергии (отопление, ГВС) в многоквартирном <адрес> был допущен в эксплуатацию на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из квитанций по начислению платы за жилищно- коммунальные услуги по указанному жилому помещению, предоставленные ТСЖ «Клены» собственнику жилого помещения <адрес>, норматив за отопление за период с января 2018 года по январь 2019 года составил 0,008 Гкал.
Согласно аналогичным квитанциям за период с февраля 2019 года по август 2020 года расчет коммунальной услуги по отоплению ответчиком осуществлялся по нормативу 0,012 Гкал. При этом, в период с февраля 2019 года по июнь 2019 года указанный расчет ответчик осуществлял с применением тарифа 1 644 руб. 41 коп., в период с июля 2019 года по июнь 2020 года – с применением тарифа 1 688 руб. 81 коп., в период с июля 2020 года по декабрь 2020 года – с применением тарифа 1 766 руб. 50 коп.
Кроме того, согласно квитанции за март 2019 года по начислению платы за жилищно- коммунальные услуги по указанному жилому помещению, предоставленные ТСЖ «Клены» собственнику жилого помещения, был произведен перерасчет платы за коммунальную услугу «отопление» в сторону увеличения на 4 098 руб. 65 коп. При этом, согласно аналогичной квитанции за март 2020 года был произведен перерасчет платы за коммунальную услугу «отопление» в сторону уменьшения на 424 руб. 85 коп. Помимо этого, согласно аналогичной квитанции за октябрь 2020 года был произведен перерасчет платы за коммунальную услугу «отопление» в сторону увеличения на 424 руб. 85 коп.
Приказом Министерства тарифной политики Красноярского края от 19.12.2018 №357-п утверждены тарифы на одноставочный компонент на тепловую энергию: на период с 01.01.2019 по 30.06.2019 в размере 1 644 руб. 41 коп.; на период с 01.07.2019 по 30.06.2020 в размере 1 688 руб. 81 коп.; на период с 01.07.2020 по 31.12.2020 в размере 1 766 руб. 50 коп.
Рассматривая требования истцов, в пределах оснований иска, о взыскании с ответчика переплаты за отопление с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с применением норматива по данной коммунальной услуге 0,011325 Гкал на 1 кв.м общей площади жилого помещения в месяц, суд исходит из следующего.
Поскольку в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был допущен в эксплуатацию общедомовой прибор учета тепловой энергии жилого <адрес>, то оснований для применения норматива потребления тепловой энергии 0,011325 Гкал не имеется, так как за данный период при расчете коммунальной услуги «отопление» подлежит применению размер фактического потребления тепловой энергии, на что сторона истца не ссылается в иске и указанное обстоятельство не является предметом данного судебного разбирательства.
При этом, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ расчет коммунальной услуги за отопление с применением норматива 0,011325 Гкал, как о том просит истец, должен производиться следующим образом (с учетом представленных доказательств):
за февраль 2019 года – (0,011325 Гкал* 51,6 кв.м)*1644,41 руб.= 960 руб. 94 коп., вместо 1024 руб. 47 коп., указанных в квитанции за февраль 2019 года, в связи с чем в данной квитанции размер платы за данную коммунальную услугу увеличен на 63 руб. 53 коп. (1024,47- 960,94);
за март 2019 года – (0,011325 Гкал* 51,6 кв.м)*1644,41 руб.= 960 руб. 94 коп., вместо 1024 руб. 47 коп., указанных в квитанции за март 2019 года, в связи с чем в данной квитанции размер платы за данную коммунальную услугу увеличен на 63 руб. 53 коп. (1024,47- 960,94);
за апрель 2019 года – (0,011325 Гкал* 51,6 кв.м)*1644,41 руб.= 960 руб. 94 коп., вместо 1024 руб. 47 коп., указанных в квитанции за апрель 2019 года, в связи с чем в данной квитанции размер платы за данную коммунальную услугу увеличен на 63 руб. 53 коп. (1024,47- 960,94);
за май 2019 года – (0,011325 Гкал* 51,6 кв.м)*1644,41 руб.= 960 руб. 94 коп., вместо 1024 руб. 47 коп., указанных в квитанции за май 2019 года, в связи с чем в данной квитанции размер платы за данную коммунальную услугу увеличен на 63 руб. 53 коп. (1024,47- 960,94);
за июнь 2019 года – (0,011325 Гкал* 51,6 кв.м)*1644,41 руб./ 30*19 (период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ)= 608 руб. 60 коп., вместо 1024 руб. 47 коп., указанных в квитанции за июнь 2019 года, в связи с чем в данной квитанции размер платы за данную коммунальную услугу увеличен на 415 руб. 87 коп. (1024,47- 608,60);
за июнь 2020 года – (0,011325 Гкал* 51,6 кв.м)*1688,81 руб./ 30*10 (период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ)= 328 руб. 96 коп., вместо 1052 руб. 13 коп., указанных в квитанции за июнь 2020 года, в связи с чем в данной квитанции размер платы за данную коммунальную услугу увеличен на 723 руб. 17 коп. (1052,13- 328,96);
за июль 2020 года – (0,011325 Гкал* 51,6 кв.м)*1766,50 руб.= 1032 руб. 29 коп., вместо 1100 руб. 53 коп., указанных в квитанции за июль 2020 года, в связи с чем в данной квитанции размер платы за данную коммунальную услугу увеличен на 68 руб. 24 коп. (1100,53- 1032,29);
за август 2020 года – (0,011325 Гкал* 51,6 кв.м)*1766,50 руб.= 1032 руб. 29 коп., вместо 1100 руб. 53 коп., указанных в квитанции за август 2020 года, в связи с чем в данной квитанции размер платы за данную коммунальную услугу увеличен на 68 руб. 24 коп. (1100,53- 1032,29).
Таким образом, за периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ размер переплаты истцов за коммунальную услугу отопление, с применением норматива 0,011325 Гкал, составляет 1529 руб. 64 коп.
Вместе с тем, поскольку сторона истца не оспаривает расчет платы за коммунальную услугу «отопление» за 2018 год, поскольку соответствующего требования не заявлено, то суд не находит оснований для проверки правильности перерасчета на сумму 4 098 руб. 65 коп. (перерасчет за 2018 год) по коммунальной услуге «отопление», отраженной в квитанции за март 2019 года, в связи с чем, в настоящее время оснований для взыскания с ответчика в пользу истцов данной денежной суммы не имеется.
При указанных обстоятельствах, принимая во внимание, что истцами представлены платежные документы об оплате ответчику коммунальных услуг, в том числе за услугу «отопление», за указанный выше период (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), с ответчика в пользу истцов подлежит взысканию, пропорционально их долям в праве собственности на указанное жилое помещение, переплата за коммунальную услугу «отопление» в размере 1 529 руб. 64 коп., из которых в пользу истца Дорофеева Т.И. – 956 руб. 03 коп. (5/8 долей от 1 529,64 руб.) и в пользу истца Рябцева Е.С. – 573 руб. 61 коп. (3/8 долей от 1 529, 64 руб.).
Рассматривая требования истцов о признании незаконным бездействие ответчика, выразившееся в непредставлении истцам перерасчета платы за коммунальную услугу отопление и непредставлении обоснованного и последовательного расчета доплаты за коммунальную услугу отопление за квартиру по адресу: <адрес>, а также возложении на ответчика обязанности предоставить истцам подробный расчет платы за отопление ежемесячно за период с января 2018 года по август 2020 года с расчетом норматива потребления и подробного (обоснованного и последовательного) расчета перерасчетов по услуге отопление за данный период за квартиру по адресу: <адрес>, суд исходит из следующего.
ДД.ММ.ГГГГ Дорофеева Т.И. обратилась в ТСЖ «Клены» с заявлением о перерасчете платы за коммунальную услугу отопление за 2015, 2016, 2017, 2018 годы, в связи с неправильным применением норматива потребления тепловой энергии и без учета показаний общедомового прибора учета. При этом в данном заявлении Дорофеева Т.И. просила предоставить обоснованный и последовательный расчет платы в размере 424 руб. 85 коп., указанной в графе перерасчет по услуге отопление квитанции за октябрь 2020 года, с указанием на основании каких данных и результате каких арифметических действий была доначислена данная сумма.
Таким образом, в указанном заявлении Дорофеева Т.И. от ДД.ММ.ГГГГ, на которое ссылаются истцы, последняя не просила предоставить ей подробный расчет платы за отопление ежемесячно за период с января 2018 года по август 2020 года.
ДД.ММ.ГГГГ ответчиком в письменной форме дан мотивированный ответ на указанное обращение Дорофеева Т.И., в котором представлен расчет перерасчета на сумму 4 098 руб. 65 коп. (доначисление за потребленные услуги «отопление» за 2018 год) и 424 руб. 85 коп. (на основании предостережения).
Данный ответ был получен истцом Дорофеева Т.И., что следует из ее пояснений, изложенных в иске.
Кроме того, истцом Рябцева Е.С. не представлены суду доказательства того, что ФИО1 до обращения с иском в суд обращался к ответчику с заявлением о предоставлении подробного расчета платы за отопление ежемесячно за период с января 2018 года по август 2020 года с расчетом норматива потребления и подробного (обоснованного и последовательного) расчета перерасчетов по услуге отопление за данный период.
При указанных обстоятельствах, принимая во внимание, что до обращения с иском в суд истцы не обращались к ответчику с заявлениями о предоставлении подробного расчета платы за отопление ежемесячно за период с января 2018 года по август 2020 года с расчетом норматива потребления и подробного (обоснованного и последовательного) расчета перерасчетов по услуге отопление за данный период, суд приходит к выводу о том, что в данной части права истцов ответчик не нарушал, в связи с чем в указанной части исковые требования не подлежат удовлетворению.
В силу ст. 15 Закона «О защите прав потребителей», моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения исполнителем прав потребителя, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.
Учитывая, что ответчиком были нарушены положения законодательства о расчетах платы за коммунальные услуги в части увеличения размера норматива за отопление за указанный выше период, учитывая степень вины ответчика, требования разумности и справедливости, а также степень физических и нравственных страданий, причиненных истцу Дорофеева Т.И., суд считает возможным удовлетворить требования последней, взыскав с ответчика в ее пользу в качестве компенсации морального вреда сумму в размере 1 000 руб., как соответствующую степени физических и нравственных страданий потребителя. Требуемую истцом сумму в размере 3 000 руб. суд находит явно завышенной.
Принимая во внимание, что Рябцева Е.С. является правопреемником истца ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ, при этом компенсация морального вреда неразрывно связана с личностью наследодателя, и не может быть передана правопреемнику, учитывая, что права непосредственно Рябцева Е.С. ответчик не нарушал, суд не находит оснований для взыскания с ответчика в пользу истца Рябцева Е.С. компенсации морального вреда.
В соответствии с п. 6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей», при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Пункт 1 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» предусматривает, что за нарушение прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет ответственность, предусмотренную законом или договором.
При указанных обстоятельствах с ответчика в пользу истца Дорофеева Т.И. подлежит взысканию сумма штрафа за несоблюдение в добровольном порядке требований потребителя в размере 978 руб. 02 коп. ((956,03+1000) х 50%). Оснований для снижения размера штрафа суд не находит.
Кроме того, с ответчика в пользу истца Рябцева Е.С. подлежит взысканию сумма штрафа за несоблюдение в добровольном порядке требований потребителя в размере 286 руб. 81 коп. (573,61 х 50%). Оснований для снижения размера штрафа суд не находит.
Доводы представителя ответчика о том, что требования истцов являются не обоснованными и не подлежащими удовлетворению, суд не принимает, поскольку такие доводы не основаны на материалах дела и обстоятельствах, установленных судом.
В силу ст.103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере 700 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Дорофеева Т.И., Рябцева Е.С. к ТСЖ «Клены» удовлетворить частично.
Взыскать с ТСЖ «Клены» в пользу Дорофеева Т.И. денежные средства в размере 956 рублей 03 копеек, компенсацию морального вреда 1000 рублей, штраф в размере 978 рублей 02 копеек, а всего 2 934 рубля 05 копеек.
Взыскать с ТСЖ «Клены» в пользу Рябцева Е.С. денежные средства в размере 573 рублей 61 копейки, штраф в размере 286 рублей 81 копейки, а всего 860 рублей 42 копейки.
В удовлетворении исковых требований Дорофеева Т.И., Рябцева Е.С. о признании незаконным бездействие и возложении обязанности - отказать.
В удовлетворении исковых требований о взыскании с ТСЖ «Клены» компенсации морального вреда - отказать.
Взыскать с ТСЖ «Клены» в доход местного бюджета госпошлину в размере 700 рублей.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня изготовления полного текста решения.
Председательствующий И.Н. Вдовин