РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 сентября 2020 года Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области, в составе:
председательствующего Соболевой Ж.В.
при секретаре Сапегиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 15 по Самарской области к ФИО1 о взыскании недоимки по налогу, пени,
установил:
Межрайонная ИФНС России № 15 по Самарской области обратилась в суд с административным иском к ответчику, в котором просила взыскать недоимку по земельному налогу с физических лиц, обладающими земельным участком, расположенным в границах городских округов с внутригородским делением за период 2018 год в размере 44 488,58 рублей. В обоснование иска указала, что на основании заявления Межрайонной ИФНС России № 15 по Самарской области о взыскании задолженности по требованию № 47798 по состоянию 19.12.2020 года в отношении ФИО1 мировым судье был выдан судебный приказ № о взыскании задолженности по земельному налогу и пени в общем размере 44 488,58 рублей. На основании возражения ФИО1 определением того же мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ был отменен, до настоящего времени обязанность по уплате налога не испонена.
Представитель административного истца ФИО3, действующий по доверенности, заявленные требования поддержал, по всем изложенным в административном исковом заявлении доводам. На удовлетворении требований настаивал.
Представитель административного ответчика ФИО4, действующая по доверенности, административный иск не признала. Суду пояснила, что на основании п. 5 статьи 12 НК РФ все налоги и сборы отменены, в силу статьи 45.1 НК РФ уплата налогов носит добровольный характер. Представленные налоговым органом реквизиты, на которые ФИО1 должен внести денежные средства, не принадлежат Казначейству РФ, принадлежат коммерческой организации по классификации счета. Поэтому в удовлетворении иска просит отказать.
Суд, выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, считает административный иск обоснованным и подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. 2. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии с ч.4 ст.289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно статье 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.
В соответствии с п.1 ст.388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками земельного налога признаются физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно п.1 ст.396 Налогового кодекса РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового период соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Согласно п.1 ст.391 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налог периодом. В соответствии с ст.393 Налогового кодекса РФ налоговым периодом признается календарный год. При этом, согласно п.4 ст.391 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В силу ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
Судом установлено, что на основании данных органа, осуществляющего регистрацию объектов недвижимости, представленных налоговому органу в порядке, установленном налоговым законодательством, ответчику в налоговом периоде 2018 год принадлежали на праве собственности земельный участок № расположенный по адресу: <адрес> ФИО5, земельный участок с КН №, <адрес>, земельный участок с №, <адрес>, тер. Подстепки.
Также судом установлено, что налоговым органом в адрес административного ответчика было направлено налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому административному ответчику начислен земельный налог в размере 44 464 руб., со сроком уплаты не позднее ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается налоговым уведомлением. Налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ было направлено в адрес налогоплательщика посредством личного кабинета налогоплательщика (открыт с ДД.ММ.ГГГГ), что подтверждается скрин копией с базы АИС-Налог-3.
Поскольку в указанный срок ФИО1 налог уплачен не был, в его адрес было направлено требование № об уплате налога по состоянию на 19.12.2019 года с предложением добровольно оплатить недоимку, задолженность по пеням и штрафам, из которых земельный налог – 44 464 рублей, пени – 152,58 рублей, в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Требование № от ДД.ММ.ГГГГ было направлено налоговым в адрес налогоплательщика посредством личного кабинета налогоплательщика (открыт с ДД.ММ.ГГГГ), получено ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается скрин копией с базы АИС-Налог-3.
Также судом установлено, что в связи с неисполнением обязанности по оплате земельного налога и пени, налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка № Центрального судебного района г.Тольятти Самарской области с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание недоимки и пени по вышеуказанному требованию. На основании заявления налогового органа мировым судьей ДД.ММ.ГГГГ был выдан судебный приказ № о взыскании с ФИО1 земельного налога и пени на общую сумму 44 488,58 рублей.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ мировой судья судебного участка № Центрального судебного района г.Тольятти Самарской области по заявлению ФИО1 судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ №а- 1164/2020 был отменен. ДД.ММ.ГГГГ был подан настоящий административный иск.
Возражения представителя административного ответчика сводятся к тому, что на основании пункта 5 статьи 12 НК РФ все налоги и сборы отменены, в силу статьи 45.1 НК РФ налоги являются добровольными платежами, кроме того, налоговый орган предоставил реквизиты которые не принадлежат Казначейству РФ и принадлежат коммерческой организации, поэтому требование налогового органа является незаконным, у ФИО1 отсутствует добрая воля инвестировать денежные средства в коммерческую организацию.
Между тем, указанные доводы представителя административного ответчика не могут быть приняты во внимание судом, поскольку основаны на неправильном толковании правовых норм налогового законодательства.
Так, налог, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 1996 года N 20-П, - необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
Налоговое законодательство, в подпункте 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ, конкретизируя данный принцип, указывает, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, и разделяет указанный принцип дополнительно на составные части: обязанность уплачивать налог в полном объеме; обязанность своевременно уплачивать налоги; обязанность уплачивать налоги в установленном порядке.
Из буквального толкования статьи 12 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что данная норма материального права предусматривает такой налоговый режим, в силу которого федеральные, региональные и местные налоги могут быть отменены исключительно в силу прямого указания на это нормами Налогового кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем таких положений Налоговый кодекс Российской Федерации в отношении транспортного, земельного налогов, а также налога на имущество физических лиц не содержит. Напротив данным кодексом прямо установлена обязанность по уплате данных налогов.
Федеральным законом Российской Федерации от 29 июля 2018 года N 232-ФЗ положения Налогового кодекса Российской Федерации дополнены статьей 45.1, которая с 01 января 2019 года упрощает физическим лицам уплату транспортного налога, земельного налога, налога на имущество физических лиц, а с 01 января 2020 года - также налога на доходы физических лиц в соответствии с пунктом 6 статьи 228 указанного Кодекса, устанавливая единый налоговый платеж физического лица.
Так, согласно статье 45.1 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29 сентября 2019 года N 325-ФЗ) единым налоговым платежом признаются денежные средства, добровольно перечисляемые в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства налогоплательщиком - физическим лицом в счет исполнения обязанности по уплате налога на доходы физических лиц в соответствии с пунктом 6 статьи 228 названного Кодекса, транспортного налога, земельного налога и (или) налога на имущество физических лиц.
В связи с этим с 01 января 2019 года физические лица могут заранее внести единым налоговым платежом сумму в счет исполнения обязанности по уплате транспортного налога, земельного налога и (или) налога на имущество физических лиц, а с 01 января 2020 года - также налога на доходы физических лиц в соответствии с пунктом 6 статьи 228 указанного Кодекса.
Таким образом, статьей 45.1 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено право налогоплательщика уплатить налог досрочно, в том числе путем перечисления в бюджетную систему Российской Федерации денежных средств в счет исполнения обязанности по уплате налогов.
Положения статьи 45.1 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривают добровольное перечисление налогоплательщиком единого налогового платежа в счет исполнения его обязанности по уплате налогов, при этом законодательство о налогах и сборах, в том числе указанная норма, не освобождает граждан, имеющих имущество и получивших доходы, от обязанности по уплате налогов, установленной, как указано выше, статьей 57 Конституции Российской Федерации, пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", пунктом 3 статьи 9 Налогового кодекса РФ, пунктом 1 Положения о Федеральной налоговой службе, налоговые органы Российской Федерации представляют единую систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов.
Согласно пункту 2 Положения, Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.
Из представленных налоговым органом реквизитов для перечисления налога в бюджетную систему Российской Федерации видно, что получателем платежа является УФК по Самарской области.
Поскольку до настоящего времени возложенная налоговым законодательством на административного ответчика обязанность по уплате земельного налога за 2018 год не исполнена, поэтому суд приходит к выводу об обоснованности требований истца и взыскании земельного налога в размере в общем размере 44 336 руб.
Согласно ст. 75 НК РФ в случае неуплаты в установленный срок сумм налога, подлежат начислению пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством дня уплаты налога.
Пунктом 1 ст. 72 НК РФ определено, что пеня является одним из способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
В соответствии со ст. 75 НК РФ пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщики, плательщики сборов должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов или сборов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, в более поздний по сравнению с установленным законодательством о налогах и спорах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 - 48 настоящего Кодекса.
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 15 июля 1999 г. N 11-П, пеня относится к правовосстановительным мерам принуждения, которые устанавливаются законодателем в целях обеспечения выполнения публичной обязанности платить законно установленные налоги и сборы и возмещения ущерба, понесенного казной в результате ее неисполнения, в связи с несоблюдением законных требований государства. Правовосстановительные меры обеспечивают исполнение налогоплательщиком его конституционной обязанности по уплате налогов, то есть представляют собой погашение недоимки и возмещение ущерба от несвоевременной и неполной уплаты налога.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.1996 г. N 20-П, Определении от 04.07.2002 г. N 202-О также указано, что пени являются дополнительным платежом, направленным на компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок.
В связи с неуплатой (несвоевременной уплатой) налогов, налогоплательщику в соответствии со ст. 75 НК РФ налоговым органом начислены пени: по земельному налогу в общем размере 152,58 рублей. Факт несвоевременной оплаты налогов ответчиком не оспаривается и подтверждается материалами дела. Суд считает исковые требования налогового органа о взыскании неустойки обоснованными, расчет соответствует требованиям закона.
В соответствии со ст. 114 КАС РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Таким образом, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, рассчитанная по правилам п.1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, что составит 1 534,66 рублей.
В пункте 40 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 27.09.2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» в силу части 1 статьи 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
При разрешении коллизий между указанной нормой права и положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации как специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии со ст. 61.2 Бюджетного кодекса РФ государственная пошлина по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного суда Российской Федерации) относится к доходам бюджетов городских округов, в связи с чем, государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика в доход бюджета г.о. Тольятти.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 290 КАС РФ, суд
решил:
Иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 15 по Самарской области удовлетворить.
Взыскать с ФИО1 проживающего по адресу: <адрес>, недоимку по налогам и пени за период 2018 год в размере 44 488,58 рублей по требованию № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в том числе: земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений в размере - 872,00 рублей, пени в размере 3,00 рублей, земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений в размере 43464,00 рублей, пени в размере 149,58 рублей.
Взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета г.о. Тольятти государственную пошлину в размере 1 534,66 рублей.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий: Соболева Ж.В.