Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-4420/2022 ~ М-3529/2022 от 22.06.2022

№2а-4420/2022

УИД 63RS0045-01-2022-004753-18

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 августа 2022 года г.о.Самара

Промышленный районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Мамакина В.С.,

при секретаре Юзеевой Л.Р.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-4420/2022 по административному исковому заявлению Лисицкого ФИО7 к Призывной комиссии Промышленного района г.Самары, Военному комиссариату Промышленного района г.Самары Самарской области об оспаривании действий призывной комиссии,

УСТАНОВИЛ

Административный истец Лисицкий Е.А. обратился в Промышленный районный суд г. Самары суд с административным иском к призывной комиссии Промышленного района г.Самары, в котором просит суд признать незаконным решение о призыве на военную службу; признать незаконными действия Военного комиссариата Промышленного района г.Самары по проведению призывных мероприятий в отношении Лисицкого А.В. в период отсрочки от призыва на военную службу.

В обоснование требований административный истец указывает, что в рамках весеннего призыва 2022г. он проходил мероприятия, связанные с призывом на военную службу, ему была вручена повестка для явки в Военный комиссариат Промышленного района г.Самары.

После прохождения медицинского освидетельствования административный истец был признан годным к прохождению военной службы и сотрудники военного комиссариата выдали Лисицкому Е.А. повестку на ДД.ММ.ГГГГ для отправки к месту службы. При этом заседании призывной комиссии не проводилось.

Призывные мероприятия (вызов на медицинское освидетельствование, вручение повестки) были проведены в период отсрочки, действующей по ДД.ММ.ГГГГ предоставленной административному истцу на основании п.а ч.2 ст.24 Федерального закона от 28.03.1998г. №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» в связи с получением среднего профессионального образования, что является нарушением п.7 Положения о призыве на военную службу граждан РФ.

Административный истец Лисицкий Е.А. в судебное заседание не явился. Извещен надлежащим образом. Представил ходатайство о рассмотрении дела без его участия.

В судебное заседание представители административных ответчиков Призывной комиссии Промышленного района г.Самары, Военного комиссариата Промышленного района г.Самары не явились. Извещались надлежащим образом.

Исследовав материалы административного дела, выслушав участников процесса, суд приходит к следующему.

Статьей 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно статье 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен, основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Статьей 59 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с Федеральным законом.

В соответствии с положениями пунктов 1 и 3 статьи 1, подпункта "а" пункта 1 и пункта 2 статьи 22 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает призыв на военную службу и прохождение военной службы по призыву.

Согласно подпункту "а" пункта 1 статьи 22 Федерального закона N 53-ФЗ от 28 марта 1998 года "О воинской обязанности и военной службе" призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе. При этом на военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.

Граждане освобождаются от исполнения воинской обязанности только по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом.

Согласно п. 1 ст. 25 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации.

Согласно пунктам 1 и 3 статьи 26 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование, профессиональный психологический отбор и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата.

Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.

Пунктом 1 статьи 28 указанного Федерального закона установлено, что при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования и профессионального психологического отбора указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.

Призывная комиссия принимает соответствующие решения или выносит заключение, указанное в пункте 1.1 настоящей статьи, на основании настоящего Федерального закона, других федеральных законов, Положения о призыве на военную службу и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (ч. 5 ст. 28 Закона).

На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.

В силу статьи 5.1 указанного Закона граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей. Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе. В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования, гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию.

В силу п. 13 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663, призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе. В случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе на месте призывник по решению призывной комиссии или военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований) направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования.

Согласно п. 14 Положения, решение о предназначении призывника в вид, род войск Вооруженных Сил Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы для прохождения военной службы по военно-учетным специальностям на воинских должностях принимается призывной комиссией большинством голосов на основе результатов медицинского освидетельствования, данных профессионального психологического отбора, образовательной и специальной (профессиональной) подготовки, а также предложения военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований) о предварительном предназначении призывника. При этом учитывается также потребность в накоплении военных специалистов в запасе для комплектования войск по мобилизационному плану.

Решение призывной комиссии в отношении каждого призывника в тот же день заносится в протокол заседания призывной комиссии, подписываемый председателем призывной комиссии и ее членами, а также в удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, и учетную карту призывника (п. 15 Положения).

Подпунктом а пункта 1 и пунктом 4 статьи 23 Федерального закона N 53-ФЗ предусмотрено, что от призыва на военную службу освобождаются граждане, признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья.

Граждане, признанные не годными к военной службе по состоянию здоровья, освобождаются от исполнения воинской обязанности.

В соответствии с пунктом 7 статьи 28 Федерального закона N 53-ФЗ решение (заключение) призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев со дня принятия обжалуемого решения (вынесения обжалуемого заключения) или в суд. Жалоба гражданина на решение призывной комиссии должна быть рассмотрена в течение пяти рабочих дней со дня ее поступления в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации, а жалоба гражданина на заключение призывной комиссии - в течение одного месяца со дня ее поступления в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации. В случае обжалования гражданином решения (заключения) призывной комиссии выполнение этого решения (действие этого заключения) приостанавливается до вынесения решения призывной комиссией соответствующего субъекта Российской Федерации или вступления в законную силу решения суда.

Судом установлено, что Лисицкий Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является гражданином Российской Федерации, подлежащим призыву на военную службу.

На основании протокола от ДД.ММ.ГГГГ призывной комиссии Лисицкому Е.А. предоставлена отсрочка от призыва на военную службу по пп.а п.2 ст.24 ФЗ №53-ФЗ в связи с прохождением обучения до ДД.ММ.ГГГГ

На основании проведенного ДД.ММ.ГГГГ медицинского освидетельствования Лисицкий Е.А. признан годным к военной службе, присвоена категория годности <данные изъяты>

Как следует из материалов личного дела призывника, решение о призыве на военную службу в отношении Лисицкий Е.А. в рамках весеннего призыва 2022г. не принималось.

Также в судебном заседании установлено, что повесткой Лисицкий Е.А. был уведомлен о явке на ДД.ММ.ГГГГ на отправку к месту прохождения военной службы на ОСП <адрес>.

Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества осуществляется Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон "О воинской обязанности и военной службе").

Призыв на военную службу призывников организует военный комиссариат посредством структурных подразделений (п. 2 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663).

Решение в отношении призывника принимается призывной комиссией только после определения категории годности его к военной службе (п. 13 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации).

В силу пункта 16 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663, призывнику, в отношении которого принято решение о призыве на военную службу, вручается повестка о явке его в назначенный срок в военный комиссариат муниципального образования (муниципальных образований) для отправки к месту прохождения военной службы.

В ходе рассмотрения дела судом установлено, что в отношении Лисицкого Е.А. решение о призыве на военную службу призывной комиссией Промышленного района г.Самары не принималось, вместе с тем, Лисицкому Е.А. была выдана повестка о явке для отправки к месту службы.

Таким образом, суд приходит к выводу о незаконности действий военного комиссариата Промышленного района г.Самары по выдаче Лисицкому Е.А. повестки для отправки к месту прохождения военной службы, поскольку указанные действия административного ответчика совершены при отсутствии решения призывной комиссии о призыве Лисицкого Е.А. на военную службу, принятого в период действующей призывной кампании.

Повестка для явки к месту прохождения военной службы может быть выдана гражданину только после проведения в отношении него призывных мероприятий: прохождения медицинского освидетельствования для установления категории годности призывника и принятого на основании данного заключения решения призывной комиссии о призыве гражданина на военную службу. В настоящем деле указанные мероприятия в отношении Лисицкого Е.А. не проводились, что указывает на незаконность действий административного ответчика.

Также в обоснование административного иска указано на проведение призывных мероприятий (медицинское освидетельствование) проведены в период отсрочки от прохождения от военной службы, которая ему предоставлена до 2022г.

Согласно п. 2 ст. 22 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" на военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.

Установлено, что решением призывной комиссии Промышленного района г.Самары от ДД.ММ.ГГГГ (протокол ) Лисицкому Е.А. предоставлена отсрочка от призыва на военную службу по п. "а" ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ, 2022 года в связи с получением среднего профессионального образования. Согласно справки от ДД.ММ.ГГГГ ГАПОУ «Поволжский строительно-энергетический колледж им.П.Мачнева», срок обучения Лисицкого К.А. в образовательном учреждении установлен до ДД.ММ.ГГГГ

По результатам медицинского освидетельствования, имевшего место ДД.ММ.ГГГГ, Лисицкому Е.А. определена категория годности к военной службе и показатель предназначения - <данные изъяты> ему вручена повестка о явке в военный комиссариат Промышленного района г.Самары для отправки к месту службы на ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, оценивая действия должностных лиц административных ответчиков, суд признает их неправомерными, поскольку проведение мероприятий по призыву на военную службу в отношении Лисицкого Е.А., в том числе, прохождение медицинского освидетельствования и выдача ему повестки отправки к месту службы, совершены в период действия у него отсрочки от призыва, без принятия решения о призыве на военную службу, что нарушило право административного истца на предоставление отсрочки от призыва.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований, если он признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Таким образом, при рассмотрении настоящего административного иска судом установлено наличие незаконных действий Военного комиссариата Промышленного района г.Самары по выдаче повестки Лисицкому Е.А. для отправки к месту прохождения военной службы без прохождения призывной комиссии, в период отсрочки от призыва, что нарушает права административного истца

Руководствуясь статьей 175-178 КАС РФ суд,

РЕШИЛ

Административное исковое заявление Лисицкого ФИО8 удовлетворить частично.

Признать незаконными действия военного комиссариата Промышленного района г.Самары по организации призыва Лисицкого ФИО9 на военную службу, выразившиеся в проведении медицинского освидетельствования в период действия отсрочки в связи с прохождением обучения, а также действия по выдаче повестки для явки в военный комиссариат ДД.ММ.ГГГГ с целью отправки к месту прохождения военной службы в отсутствие решения призывной комиссии о призыве на военную службу.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Промышленный районный суд г. Самары в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме оставлено 14.09.2022 года.

Судья В.С.Мамакина

.

2а-4420/2022 ~ М-3529/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Лисицкий Е.А.
Ответчики
Призывная комиссия Промышленного района г. Самары
Другие
Военный комиссариат Промышленного района г. Самары
Суд
Промышленный районный суд г. Самары
Судья
Мамакина В. С.
Дело на странице суда
promyshleny--sam.sudrf.ru
22.06.2022Регистрация административного искового заявления
22.06.2022Передача материалов судье
23.06.2022Решение вопроса о принятии к производству
23.06.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.07.2022Подготовка дела (собеседование)
18.07.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.08.2022Судебное заседание
30.08.2022Судебное заседание
14.09.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.10.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)
Судебный акт #2 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее