А.<адрес>.
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
<адрес> 15 марта 2016 года
Судья федерального суда <адрес> Умалатов Д.А., с участием представителя ФКУ ИК-2 УФСИН России по <адрес> по доверенности ФИО2, представителя Государственной инспекции труда в РД по доверенности ФИО3,
рассмотрев жалобу представителя ФКУ ИК-2 УФСИН России по <адрес> по доверенности ФИО2 на постановление государственного инспектора труда в РД ФИО3 №-№9 от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении юридического лица - ФКУ ИК-2 УФСИН России по <адрес> к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.5.27 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением о назначении административного наказания №-№ от ДД.ММ.ГГГГ государственного инспектора труда в <адрес> ФИО3, юридическое лицо - ФКУ ИК-2 УФСИН России по <адрес> признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27 КоАП РФ, т.е. - в трудовые договора не включены предусмотренные трудовым законодательством обязательные условия труда, получение второго экземпляра трудового договора работником не подтверждено подписью на экземпляре, хранящемся у работодателя, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, представитель ФКУ ИК-2 УФСИН России по <адрес> по доверенности ФИО2 обратилась в суд с жалобой на постановление государственного инспектора труда в <адрес> ФИО3 №-№ от ДД.ММ.ГГГГ, находя его незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм процессуального права и ссылаясь на следующее.
В Постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ не указано, на основании чего была проведена данная проверка. Не указано являлась ли данная проверка плановой или на основании поступившей жалобы.
Вопросы привлечения к труду, условия труда, оплаты труда осужденных к лишению свободы, регулируются статьями 103-105 УИК РФ. Осужденные обязаны трудиться в местах и на работах, определяемых местах и на работах. В данных отношениях отсутствуют стороны трудовых отношений - работник и работодатель. Исчерпывающий перечень вопросов, когда на осужденный к лишению свободы распространяются без каких-либо изъятий нормы законодательства о труде Российской Федерации, определен ст. 104-105 УИК РФ.
Таким образом, на осужденных не распространяются положения трудового законодательства, регулирующие порядок приема на работу, увольнение с работы, перевода на другую работу. Производственная деятельность осужденных должна не препятствовать, а способствовать выполнению целей уголовно-исполнительного законодательства исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений осужденными. Отказ осужденных от труда следует расценивать как отказ от работы, что согласно ч.1 ст. 116 УИК влечет за собой соответствующие правовые последствия.
В статье 28.5 Ко АП РФ указано, что протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. В случае если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела, либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения. С протокол административного нарушения их также не ознакомили.
Исходя из вышеизложенного, следует, что материалы дела инспекцией труда были собраны с нарушением процессуальных сроков предусмотренных КоАП РФ.
В Постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ не указано, на основании чего была проведена данная проверка. Не указано являлась ли данная проверка плановой или на основании поступившей жалобы.
В соответствии с ч.2 ст.21 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» указано, что проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором. Из изложенного следует, что нормы указанные в ст.21 ФЗ «О прокуратуре РФ» были нарушены.
При рассмотрении настоящего дела должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении не выяснило вопросы имеющие значение для дела, а именно правильно ли было составлено постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ Также, не были оценены обстоятельства дела, а именно имело ли место административное правонарушение, а данные факты являются нарушением статьи ч.1 ст.5.27 Ко АП РФ.
Указанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии в действиях Учреждения пренебрежительного отношения к выполнению своих обязанностей, а также о том, что ими предпринимались меры, направленные на устранение данных нарушений. Вышеуказанные недостатки были устранены задолго до вынесения постановления о возбуждении производства об административном правонарушении.
На основании изложенного, исходя из целей и общих правил назначения наказания, оценив обстоятельства и характер совершенного нарушения, в том числе степень вины правонарушителя, отсутствие негативных последствий, ущерба третьим лицам и государству, и с учетом того, что Учреждение впервые привлекается к административной ответственности, в соответствии со ст. 30.1 Ко АП РФ просит жалобу удовлетворить, отменив оспариваемое постановление.
В суде представитель ФКУ ИК-2 УФСИН России по <адрес> по доверенности ФИО2 поддержала жалобу и просила удовлетворить по изложенным основаниям.
Представитель Государственной инспекции труда в <адрес> по доверенности ФИО3 в суде доводы, указанные в жалобе признал не обоснованными, в удовлетворении просил отказать и пояснил, что Государственная инспекция труда провела внеплановую проверку в отношении ФКУ ИК-2 УФСИН РФ по <адрес> на основании поступившего требования заместителя прокурора РД от ДД.ММ.ГГГГ. №.
Акт по данному делу был составлен на основании распоряжения руководителя Государственной инспекции труда в <адрес>. В ходе проверки были обнаружены нарушения со стороны работодателя.
Указанные в жалобе сроки давности привлечения к административной ответственности за нарушение трудового законодательства с 01.01.2015г. изменены с двух месяцев до года. Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение трудового законодательства не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения (ст.4.5 КоАП РФ). Также в жалобе указано о прохождении работниками психиатрических осмотров, а в постановлении указано о психиатрических освидетельствованиях.
В соответствии со ст.57 ТК РФ обязательными для включения в трудовой договор являются следующие условия: место работы, трудовая функция, дата начала работы, условия оплаты труда, режим рабочего времени и времени отдыха, гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, условия труда на рабочем месте; условие об обязательном социальном страховании работника в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами;
Согласно ст.67 ТК РФ, письменная форма трудового договора является обязательной. Один экземпляр трудового договора передается работнику, другой хранится у работодателя. Тот факт, что работник получил один экземпляр трудового договора на руки, должен быть подтвержден подписью работника на экземпляре трудового договора, хранящегося у работодателя. Это правило направлено на защиту интересов как работника, так и работодателя.
Данные статьи были указаны в отношении вольнонаемных работников, а не в отношении осужденных лиц.
Вопросы, касающиеся основания проведения проверки в отношении ФКУ ИК-2 УФСИН зам.прокурором <адрес> отношения к постановлению №-№ ГИТ в РД не имеет, т.е. инициатором является сама прокуратура <адрес>
Исследовав материалы административного дела, проверив доводы жалобы, заслушав объяснения явившихся лиц, прихожу к следующему.
Постановлением о назначении административного наказания №-№ от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенным государственным инспектором труда в <адрес> ФИО4, юридическое лицо - ФКУ ИК-2 УФСИН России по РД признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27 КоАП РФ и назначено наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей. В постановлении указаны два пункта нарушений, в том числе: в трудовые договора не включены предусмотренные трудовым законодательством обязательные условия труда, получение второго экземпляра трудового договора работником не подтверждено подписью на экземпляре, хранящемся у работодателя.
В соответствии с ч.1 ст.5.27 КоАП РФ, нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии со ст.572 ТК РФ, обязательными для включения в трудовой договор являются следующие условия: место работы, а в случае, когда работник принимается для работы в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности, - место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения; трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы). Если в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов; дата начала работы, а в случае, когда заключается срочный трудовой договор, - также срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора в соответствии с настоящим Кодексом или иным федеральным законом; условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты); режим рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя); гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте; условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути, другой характер работы); условия труда на рабочем месте; (абзац введен Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 421-ФЗ) условие об обязательном социальном страховании работника в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами; другие условия в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно ст.67 ТК РФ, Трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр трудового договора передается работнику, другой хранится у работодателя. Получение работником экземпляра трудового договора должно подтверждаться подписью
работника на экземпляре трудового договора, хранящемся у работодателя.
Установлено, что Государственная инспекция труда в РД сама не проводила указанную выше проверку. Обжалуемое постановление вынесено на основании постановления заместителя прокурора РД. Из представления прокурора по надзору в РД видно, что прокуратура проводила данную проверку в отношении осужденных, отбывающих срок наказания в ФКУ ИК-2.
Согласно ст.28.5. КоАП РФ, протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения. В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные статьей 28.7 настоящего Кодекса.
Указанные процессуальные нарушения являются существенными, не позволяющими всесторонне, полно и объективно рассмотреть жалобу.
Кроме того, как усматривается из разъяснения начальника управления по надзору, законностью исполнения уголовных наказаний ФИО5 начальнику управления трудовой адаптации осужденных Федеральной службы исполнения наказания ФИО6, норм трудового и уголовно-исполнительного законодательства РФ в части увольнения осужденных с оплачиваемых работ в случае их убытия в др. исправительное учреждение, в том числе в больницу, на осужденных не распространяется положения трудового законодательства, регулирующие порядок приема на работу, увольнения с работы, перевода на другую работу.
Из письма Министерства труда и социальной защиты РФ, Федеральной службе исполнения наказания от ДД.ММ.ГГГГ за №исх.-№, видно, что по их мнению, исправительное учреждение не вправе оформлять трудовые книжки осужденным.
Согласно ст.1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привл екаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Таким образом, из изложенного следует, что постановление в отношении юридического лица вынесено с существенным нарушением порядка его вынесения, указанного в КоАП РФ, в связи с чем, обжалуемое постановление подлежит отмене с прекращением производства по делу ввиду отсутствия в действиях (бездействии) юридического лица - ФКУ ИК-2 УФСИН России по <адрес> состава административного правонарушения, в соответствии с п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.
Руководствуясь ст.ст.30.6 – 30.8 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Жалобу представителя ФКУ ИК-2 УФСИН России по <адрес> по доверенности ФИО2 удовлетворить.
Постановление государственного инспектора труда в <адрес> ФИО3 №-№ от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении юридического лица - ФКУ ИК-2 УФСИН России по <адрес> к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.5.27 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 (тридцать тысяч) рублей отменить и производство по делу об административном правонарушении прекратить за отсутствием состава административного правонарушения на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РД в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Умалатов Д.А.