Р Е Ш Е Н И Е Дело №2-2777/2012
Именем Российской Федерации
г. Минусинск 5 декабря 2012 года
Минусинский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Шкарина Д.В.,
при секретаре Лютиковой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края к Беляковой М.Я. о взыскании суммы,
У С Т А Н О В И Л:
истец обратился в Минусинский городской суд с иском к Беляковой М.Я. о взыскании <данные изъяты> рублей. Требования мотивирует тем, что в соответствии с условиями долгосрочной целевой программой «Кадровое обеспечение агропромышленного комплекса Красноярского края на 2009-2011 годы» ДД.ММ.ГГГГ истцом Беляковой М.Я. была произведена социальная выплата, как молодому специалисту при ее приеме на работу в ЗАО «Тагарское» в размере <данные изъяты> рублей в соответствии с Постановлением Правительства Красноярского края от 27.11.2008 N 200-п "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Кадровое обеспечение агропромышленного комплекса Красноярского края на 2009 - 2011 годы". ДД.ММ.ГГГГ трудовой договор между Беляковой М.Я. и ЗАО «Тагарское» был расторгнут в соответствии с п. <данные изъяты> ТК РФ. ДД.ММ.ГГГГ истцом были направлены в адрес ответчика требования о возврате денежных средств в соответствии с абзацем 3 п. 3.5 целевой Программы, в связи с тем, что она не проработала на предприятии двух лет, однако ответа не последовало. До настоящего времени в добровольном порядке ответчик не возвратила истцу денежные средства, в связи, с чем истец вынужден обратиться в суд.
Определением суда от 22 октября 2012 года к участию дело в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований привлечены - Закрытое акционерное общество «Тагарское», Общество с ограниченной ответственностью «Морис-Агро», Краевое государственное казенное учреждение «Минусинский отдел ветеринарии» (л.д. 63).
Представитель истца по доверенности Алексеева Ю.В. (л.д. 22) в судебное заседание не явилась, представила пояснения на исковое заявление (л.д.121-122), а также направила в суд ходатайство о рассмотрении дела без её участия (л.д. 162).
Ответчик Белякова М.Я. в судебное заседание не явилась, извещалась судом о времени и месте рассмотрения дела заказными письмами с уведомлением о вручении по месту жительства и регистрации в соответствии со сведениями истца и отдела ОУФМС России по г. Минусинску (л.д.27). Заказные письма возвратились в суд с отметкой об истечении сроков их хранения на почте (л.д.149-161).
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве и осуществлении иных процессуальных прав.
Указанные обстоятельства позволяют признать ответчика Белякову М.Я. надлежащим образом извещенную о времени и месте рассмотрения дела по существу.
В судебном заседании представитель ответчика по доверенности Беляков Н.С. (л.д. 35) исковые требования не признал, суду пояснил, что Белякова М.Я. подписала договор о трудоустройстве в ЗАО «Тагарское» ДД.ММ.ГГГГ, а фактически работала там с ДД.ММ.ГГГГ. Белякова М.Я была вынуждена уволиться с ЗАО «Тагарское», так как работодателем были созданы не выносимые условия труда. Уволена Белякова М.Я. по надуманным основаниям. Через непродолжительное время, ДД.ММ.ГГГГ она устроилась на работу в ООО «Морис-Агро», а потом переводом стала работать в «Минусинском отделе ветеринарии». Если учесть что Белякова М.Я. работала в ЗАО «Тагарское» сверхурочно, то по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ у неё получается два года работы в сельхоз предприятиях.
Представитель третьего лица ЗАО «Тагарское» в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела без представителя ЗАО «Тагарское» (л.д. 164). Ранее в судебном заседании директор ЗАО «Тагарское» Шахова Л.И. (л.д. 77-78) суду пояснила, что трудовой договор с Беляковой М.Я. был заключен ДД.ММ.ГГГГ, а фактически к работе ветеринарного врача она была допущена с ДД.ММ.ГГГГ, при заполнении трудовой книжки была допущена опечатка. На основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ Белякова М.Я. уволена с ДД.ММ.ГГГГ по п. <данные изъяты> ТК РФ (<данные изъяты>).
Представитель третьего лица ООО «Морис-Агро» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, причины неявки суду не пояснил. Ранее в судебном заседании представители ООО «Морис-Агро» по доверенности Козлова Н.В., Кислицина И.И. (л.д. 74-75) суду поясняли, что ООО «Морис-Агро» является сельскохозяйственным предприятием. Белякова М.Я. проработала в данном предприятии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, по ходатайству КГКУ «Минусинский отдел ветеринарии» была уволена переводом к другому работодателю.
Представитель третьего лица КГКУ «Минусинский отдел ветеринарии» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, причины неявки суду не пояснил. Ранее в судебном заседании начальник КГКУ «Минусинский отдел ветеринарии» суду пояснял, что Белякова М.Я. работает в КГКУ «Минусинский отдел ветеринарии» с ДД.ММ.ГГГГ на должности заведующей Лугавским ветеринарным участком. КГКУ «Минусинский отдел ветеринарии» является бюджетной организацией и к предприятиям сельского хозяйства не относится. Цель программы заключается в том, что бы закрепить специалистов на селе. Белякова продолжает работать в сельской местности, в связи, с чем считает, что цель программы достигнута.
Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд считает, что исковые требования Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст.ст. 309, 310 ГК Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
В результате анализа представленных доказательств в их совокупности суд установил, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Белякова М.Я. работала в ЗАО «Тагарское» в должности ветеринарного врача и была уволена по собственному желанию (п.3 ст. 77 ТК РФ), что подтверждается копией трудовой книжки (л.д. 54-57), копией трудового договора (л.д. 60-61), заявлением Беляковой М.Я. (л.д. 153) и табелями рабочего времени (л.л. 152,165), приказом об увольнении (л.д. 91). По письменному заявлению Беляковой М.Я. от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 49) Министерством сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края в соответствии с Постановлением Правительства Красноярского края от 27.11.2008 N 200-п "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Кадровое обеспечение агропромышленного комплекса Красноярского края на 2009 - 2011 годы" последней, как молодому специалисту была предоставлена социальная выплата на благоустройство в размере <данные изъяты> рублей, что подтверждается платежным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 19) и реестром № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 47-48).
В соответствии с разделом 3.5 долгосрочной целевой программы "Кадровое обеспечение агропромышленного комплекса Красноярского края на 2009 - 2011 годы" социальная выплата на обустройство в размере <данные изъяты> рублей предоставляется молодым специалистам в течение года с момента заключения молодым специалистом трудового договора с сельскохозяйственным товаропроизводителем. Трудовой договор с сельскохозяйственным товаропроизводителем не должен быть заключен на условиях совместительства или предусматривать выполнение работы в объеме производственной деятельности менее 0,5 ставки.
В случае перевода или трудоустройства молодого специалиста у другого сельскохозяйственного товаропроизводителя, а также в случае получения молодым специалистом пособия на обустройство в рамках мероприятия, предусмотренного подразделом 3.7 программы, социальная выплата на обустройство не выплачивается.
В случае расторжения трудового договора по инициативе молодого специалиста ранее чем через два года с момента его заключения молодой специалист в течение трех месяцев возвращает денежные средства, затраченные на выплату социальной выплаты на обустройство в полном объеме.
Социальные выплаты на обустройство не возвращаются в случае расторжения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 81, статьей 83 и пунктом 5 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации, в случае перевода или трудоустройства молодого специалиста у другого сельскохозяйственного товаропроизводителя, при этом трудовой договор не должен быть заключен на условиях совместительства или предусматривать выполнение работы в объеме производственной деятельности менее 0,5 ставки.
Реализация настоящего подраздела осуществляется на основании Порядка предоставления социальных выплат на обустройство молодым специалистам и их возврата в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (приложение N 3 к программе).
Таким образом, Белякова М.Я. обязалась отработать два года у сельскохозяйственного товаропроизводителя.
В соответствии с разделом 3.1 долгосрочной целевой программы "Кадровое обеспечение агропромышленного комплекса Красноярского края на 2009 - 2011 годы" молодой специалист - гражданин Российской Федерации в возрасте не старше 35 лет (на момент подачи заявления об участии в программе), устроившийся на работу по направлению подготовки (специальности), указанному в документе об образовании, к сельскохозяйственному товаропроизводителю, в организацию агропромышленного комплекса в течение трех лет после окончания высшего или среднего профессионального образовательного учреждения. Под организациями агропромышленного комплекса, сельскохозяйственными товаропроизводителями понимаются хозяйствующие субъекты, отнесенные к таковым в соответствии со статьей 2 Закона Красноярского края от 21.02.2006 N 17-4487 "О государственной поддержке субъектов агропромышленного комплекса края";
Участие в мероприятиях программы является добровольным. Источником финансирования программы является краевой бюджет.
В силу ст. 2 Закона Красноярского края от 21.02.2006 N 17-4487 "О государственной поддержке субъектов агропромышленного комплекса края" Для целей настоящего Закона к субъектам агропромышленного комплекса края относятся:
а) организации агропромышленного комплекса - зарегистрированные на территории края организации, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализацию этой продукции, и (или) производящие пищевые продукты и реализующие эти продукты, и (или) оказывающие услуги в области растениеводства, животноводства, кроме ветеринарных услуг, и (или) осуществляющие хранение и складирование зерна, при условии, что в доходе этих организаций от реализации товаров (работ, услуг) доля от реализации сельскохозяйственной продукции, услуг в области растениеводства и животноводства, услуг по хранению, складированию, подработке зерна и от реализации произведенных пищевых продуктов составляет не менее чем семьдесят процентов за год, предшествующий году обращения за государственной поддержкой;
б) сельскохозяйственные товаропроизводители - зарегистрированные на территории края организации, индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции, при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год;
сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются также:
граждане, ведущие личное подсобное хозяйство на территории края;
сельскохозяйственные потребительские кооперативы, зарегистрированные на территории края;
крестьянские (фермерские) хозяйства, зарегистрированные на территории края;
в) организации потребительской кооперации, зарегистрированные на территории края;
г) образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования, зарегистрированные на территории края, осуществляющие подготовку специалистов по сельскохозяйственным специальностям (далее - сельскохозяйственные образовательные учреждения);
д) организации по племенному животноводству, зарегистрированные на территории края;
е) индивидуальные предприниматели, зарегистрированные на территории края, производящие и реализующие пищевые продукты, - индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализацию этой продукции, и (или) производящие пищевые продукты и реализующие эти продукты, и (или) оказывающие услуги в области растениеводства, животноводства, кроме ветеринарных услуг, и (или) осуществляющие хранение и складирование зерна, при условии, что в доходе индивидуальных предпринимателей от реализации товаров (работ, услуг) доля от реализации сельскохозяйственной продукции, пищевых продуктов, услуг в области растениеводства и животноводства, услуг по хранению, складированию, подработке зерна и от реализации пищевых продуктов составляет не менее чем семьдесят процентов за год, предшествующий году обращения за государственной поддержкой;
ж) государственные и муниципальные унитарные предприятия, открытые акционерные общества, сто процентов акций которых находится в государственной или муниципальной собственности, зарегистрированные на территории края, имеющие в своем составе подразделения, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализацию этой продукции, при условии ведения отраслевой отчетности (далее - государственные и муниципальные предприятия);
з) организации, зарегистрированные на территории края, осуществляющие промышленное рыбоводство на территории края;
и) вновь созданные сельскохозяйственные товаропроизводители - зарегистрированные на территории края в году, предшествующем году обращения за государственной поддержкой, организации, индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции, при условии, что в доходе вновь созданных сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за весь период деятельности в году, предшествующем году обращения за государственной поддержкой;
к) организации, зарегистрированные на территории края, выполняющие работы (оказывающие услуги) по ремонту сельскохозяйственной техники и (или) техническому обслуживанию сельскохозяйственной техники, оборудования и (или) обработке почв, посеву, обработке посевов, уборке урожая, заготовке кормов при условии, что в доходе этих организаций от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от выполнения (оказания) указанных работ (услуг) за предыдущий отчетный год составляет не менее 70 процентов.
Также судом установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года Белякова работала в ООО «Морис-Агро» на должности ветеринарного врача (л.д. 108-109). Данное предприятие относится к субъектам агропромышленного комплекса Красноярского края. А с ДД.ММ.ГГГГ по заявлению Беляковой М.Я. (л.д. 110-111) она была переводом принята на работу в КГКУ «Минусинский отдел ветеринарии» (л.д. 97). Данное предприятие является государственным казенным учреждением и в силу ст. 2 Закона Красноярского края от 21.02.2006 N 17-4487 "О государственной поддержке субъектов агропромышленного комплекса края" к субъектам агропромышленного комплекса не относится.
Таким образом, Белякова М.Я отработала у сельскохозяйственного товаропроизводителя <данные изъяты> (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ЗАО «Тагарское» и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ООО «Морис Агро»).
В соответствии с п. 8 Порядка предоставления социальных выплат на обустройство молодым специалистам и их возврата в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (приложение № 3 долгосрочной целевой программы "Кадровое обеспечение агропромышленного комплекса Красноярского края на 2009 - 2011 годы") В случае выявления обстоятельств, являющихся основанием для возврата социальной выплаты, указанных в подразделе 3.5 раздела 3 программы долгосрочной целевой программы "Кадровое обеспечение агропромышленного комплекса Красноярского края на 2009 - 2011 годы", получатель социальной выплаты обязан в течение трех месяцев возвратить на лицевой счет министерства денежные средства, затраченные на предоставление социальной выплаты.
При установлении факта несоблюдения обязательств по возврату денежных средств, затраченных на предоставление социальной выплаты, в установленный срок министерство направляет письменное уведомление получателю социальной выплаты о возврате в 10-дневный срок денежных средств, затраченных на предоставление социальной выплаты, в полном объеме в доход краевого бюджета (далее - уведомление).
Получатель социальной выплаты в течение 10 дней с момента получения уведомления обязан произвести возврат денежных средств, затраченных на предоставление социальной выплаты, в полном объеме в доход краевого бюджета.
В случае если получатель социальной выплаты не возвратил социальную выплату в установленный срок или возвратил ее не в полном объеме, министерство обращается в суд с заявлением о взыскании денежных средств, затраченных на выплату социальной выплаты, в краевой бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Учитывая, что в ходе рассмотрения дела обстоятельств расторжения трудового договора с Беляковой М.Я. по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 81, статьей 83 и пунктом 5 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации не установлено, исковые требования Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края к Беляковой М.Я. о взыскании суммы подлежат удовлетворению.
Суд не принимает доводы представителя ответчика Беляковым Н.С., что работодателем были созданы не выносимые условия труда, так как это правового значения, в рамках рассматриваемого дела, не имеет.
Суд считает несостоятельными доводы представителя ответчика Белякова Н.С., что Белякова М.Я. работала в ЗАО «Тагарское» сверхурочно, так как они являются необоснованными.
Согласно ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В связи с удовлетворением исковых требований, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход государства пропорционально удовлетворенных требований в размере <данные изъяты>, так как истец при подаче иска был освобожден от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
взыскать с Беляковой М.Я. в пользу Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края <данные изъяты>, а также <данные изъяты> государственной пошлины в доход государства.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд в течение, месяца с момента его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий:
Мотивированный текст решения изготовлен 14 декабря 2012 года