УИД 10RS0011-01-2021-004927-85
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 апреля 2021 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Мамонова К.Л. при секретаре Зубановой А.А. с участием представителя истицы Кочкарева А.А. и представителей ответчиков Талалаева В.В., Каратай М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2734/2021 по иску Мельгиной О.И. к Государственному бюджетному стационарному учреждению социального обслуживания Республики Карелия «Петрозаводский дом-интернат для ветеранов» и Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) об обязании предоставить сведения, о включении периодов работы в стаж для назначения пенсии и о назначении пенсии,
установил:
Мельгина О.Н. обратилась в суд с требованием к Государственному бюджетному стационарному учреждению социального обслуживания Республики Карелия «Петрозаводский дом-интернат для ветеранов» об обязании предоставить индивидуальные сведения о застрахованных лицах за период её работы в этой организации со ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ, предусмотренные Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» для досрочного назначения страховой пенсии по старости согласно карте специальной оценки труда № от ДД.ММ.ГГГГ Одновременно истицей поставлен вопрос о назначении ей вторым ответчиком – Государственным учреждением – Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) указанной пенсии с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» включением в специальный стаж периодов с ДД.ММ.ГГГГ Иск мотивирован имевшим место обращением за указанным социальным обеспечением и позицией пенсионного органа о невозможности учета в целях назначения пенсии ряда временных отрезков трудовой деятельности.
В судебном заседании представитель Мельгиной О.И. её требования поддержал, представители ответчиков заявили о несогласии с иском, полагая решение пенсионного органа законным, а предоставление ему страхователем истицы соответствующих отчетных сведений полным и своевременным.
Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, а также гражданское дело Петрозаводского городского суда Республики Карелия №, суд считает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
В связи с суждением о наличии оснований к досрочному назначению страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» Мельгина О.И. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеющая длительный стаж лечебной деятельности, ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) за назначением такой пенсии. Решением от ДД.ММ.ГГГГ ответчик отказал истице в испрошенном социальном обеспечении по мотивам отсутствия у неё требуемого стажа. При этом он исходил из наличия у Мельгиной О.И. учитываемого для назначения пенсии специального стажа лишь 26 лет 1 день при требуемом – 30 лет. В подсчет стажа, в частности, не включено время работы с ДД.ММ.ГГГГ Позиция пенсионного органа сводится к тому, что зачет указанных периодов в стаж работы, дающей право на досрочные пенсионные выплаты, действующим законодательством не предусмотрен. Однако такой подход (за исключением оценки пенсионных прав в связи с работой с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), по мнению суда, нарушает права истицы и не может быть признан обоснованным.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 01 января 2015 года. Согласно его ст. 8 право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к данному закону). Порядок и условия досрочного назначение страховой пенсии по старости определены ст. 30 закона.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда, то есть одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Согласно п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 данного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 18,6 (в 2020 году) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранение не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста, с применением положений ч. 1.1 данной статьи. При этом в соответствии с ч. 3 ст. 30 закона периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления его в силу, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии, а по ч. 4 ст. 30 эти периоды могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
С учетом особенностей условий труда конкретных категорий граждан, которым страховая пенсия по старости назначается досрочно, порядок исчисления периодов их работы устанавливается отдельными правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Среди таких нормативных документов Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066, от 11 июля 2002 года № 516 и от 29 октября 2002 года № 781, а ранее – Постановление Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464, Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397. Ссылаясь на них, ответчик отмечает невозможность в рассматриваемых целях учитывать работу истицы в периоды с ДД.ММ.ГГГГ, поскольку они охватывали собой её пребывание на курсах повышения квалификации и в учебных отпусках.
Вместе с тем суд отмечает, что спорные периоды обучения истицы подлежат включению в стаж лечебной деятельности имея в виду предписания норм трудового законодательства (ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации), которыми данные периоды приравниваются к периодам работы. Кроме того, прохождение курсов повышения квалификации является обязательным условием осуществления медицинской деятельности (ст. 73 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Приказ Минздрава России от 03 августа 2012 года № 66н).
День сдачи крови, а также последующий день отдыха (донорские дни) с ДД.ММ.ГГГГ на основании положений ст. 186 Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающих, что при сдаче крови и ее компонентов за работником сохраняется его средний заработок за дни сдачи крови и предоставленные в связи с этим дни отдыха, тоже несостоятельно исключены ответчиком из значимого для Мельгиной О.И. расчета.
Однако зачетом обозначенных периодов право на пенсионное обеспечение у истицы не возникает, соответственно, в удовлетворении её иска об обязании Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) назначить спорную пенсию следует отказать.
Несостоятельными оцениваются и исковые требования Мельгиной О.И. к обоим ответчикам касательно её работы в Государственном бюджетном стационарном учреждении социального обслуживания Республики Карелия «Петрозаводский дом-интернат для ветеранов» в 2011-2016гг. в должности медицинской сестры постовой отделения милосердия (по записям в трудовой книжке) – <данные изъяты>).
Так, предусмотренная Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и принятыми в его развитие нормативно-правовыми актами обязанность по предоставлению органам Пенсионного фонда Российской Федерации соответствующих сведений работодателем истицы своевременно выполнена, переданные по установленным формам одним ответчиком другому сведения индивидуального (персонифицированного) учета о Мельгиной О.И. полны и корректны. Суждения стороны истицы об обратном, как и её доводы о необходимости зачета периода со <данные изъяты> в рассматриваемый специальный стаж, связаны с ошибочным толкованием действующего законодательства и удовлетворению иска в данной части служить не могут.
В целях реализации положений ст.ст. 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях» Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение». В соответствии с п/п. «н» п. 1 данного Постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяется список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п/п. 20 п. 1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочно назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Из этого нормативного регулирования следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, осуществляющие на протяжении определенного периода времени лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, исключительно предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
В разделе «наименование учреждений» Списка, утвержденного названным Постановлением от 29 октября 2002 года, предусмотрены учреждения социального обслуживания: дом-интернат для престарелых и инвалидов и специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов, в разделе «наименование должностей» предусмотрены должности: «медицинская сестра» и «медицинская сестра палатная (постовая)».
Государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания Республики Карелия «Петрозаводский дом-интернат для ветеранов» зарегистрировано в качестве юридического лица 10 апреля 2000 года, основным видом деятельности является деятельность по уходу с обеспечением проживания прочая; вид лицензируемой деятельности, на который выдана лицензия - медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»).
Согласно редакции Устава данного ответчика, действовавшей в момент трудоустройства истицы, учреждение является медико-социальным учреждением, предназначенным для постоянного проживания престарелых граждан (мужчин старше 60 лет и женщин старше 55 лет), инвалидов 1 и 2 групп, в первую очередь, инвалидов и участников Великой Отечественной войны и лиц, приравненных к ним по льготам, нуждающимся в уходе, бытовом и медико-социальном обслуживании, реабилитационных услугах. Целями создания и деятельности учреждения, в том числе, являются: осуществление социальной защиты проживающих в учреждении путем стабильного материально-бытового обеспечения и создания наиболее адекватных их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности; осуществление мероприятий реабилитационного, медицинского, социального и лечебно-трудового характера; организация ухода и надзора за проживающими, их отдыха и досуга, проведение лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий. Оказание специализированной медицинской помощи; проведение мероприятий по обеспечению санитарно-противоэпидемического режима осуществляют территориальные учреждения здравоохранения и Госсанэпиднадзора.
Согласно редакции Устава, утвержденной в 2015 году и действующей по настоящее время, учреждение является организацией социального обслуживания, предназначенной для постоянного, временного (сроком до 6 месяцев) и пятидневного в неделю проживания и обслуживания граждан пожилого возраста (мужчин старше 60 лет и женщин старше 55 лет) и/или инвалидов 1, 2 групп, которые одновременно относятся к одной из следующих категорий граждан: ветеран Великой Отечественной войны или гражданин, приравненный к нему по льготам, инвалид Великой Отечественной войны, вдова участника Великой Отечественной войны, ветеран боевых действий, ветеран военной службы, ветеран труда или ветеран труда Республики Карелия. Предметом деятельности учреждения является оказание услуг (выполнение работ) в целях обеспечения реализации полномочий учредителя в сфере социального обслуживания граждан в соответствии с действующим законодательством. Основной целью деятельности учреждения являются предоставление социальных услуг гражданам, для достижения которой учреждение осуществляет в том числе предоставление социально-медицинских услуг и осуществление медицинской деятельности на основании лицензии на осуществление медицинской деятельности.
В соответствии с должностной инструкцией медицинской сестры (медицинского брата) на медицинскую сестру (медицинского брата) возлагаются следующие обязанности: осуществление ежедневного ухода и наблюдения за получателями социальных услуг; выполнение процедур, связанных с организацией ухода, наблюдение за состоянием здоровья получателей социальных услуг (измерение температуры, артериального давления, контроль за приемом лекарственных препаратов, вызов врача, закапывание капель и др.); осуществление первичной санитарной обработки вновь поступивших получателей социальных услуг (при необходимости); отслеживание состояния здоровья получателей социальных услуг с незамедлительным информированием заведующего отделением об отклонениях в состоянии здоровья. В случае отсутствия заведующего отделением и ухудшения состояния здоровья вызов участкового врача или врача скорой медицинской помощи государственных учреждений здравоохранения Республики Карелия; контроль за деятельностью младшего медицинского персонала; ведение обязательной документации; контроль за выполнением получателями социальных услуг рекомендаций заведующего отделением; санитарная обработка, гигиенический уход за получателями социальных услуг; кормление получателей социальных услуг с недостаточностью самостоятельного ухода; обеспечение санитарно-гигиенического режима; контроль за наличием и исправностью необходимого оборудования, инвентаря, моющих и дезинфицирующих средств; контроль за нахождением получателей социальных услуг в отделении учреждения с незамедлительным информированием заведующего отделением об отсутствии получателя социальных услуг в ночное время; контроль за соблюдением получателями социальных услуг правил проживания в учреждении с выполнением установленного порядка информирования заведующей отделения социальной реабилитации и трудовой терапии о случаях нарушения правил со стороны получателей социальных услуг; оказание социальных услуг получателям социальных услуг с учетом требований законодательства, предъявляемых к социальному обслуживанию пожилых граждан и инвалидов в стационарных учреждениях социального обслуживания.
Согласно Карте специальной оценки условий труда от ДД.ММ.ГГГГ № по должности медицинская сестра палатная, средний медицинский персонал в качестве гарантий и компенсаций, предоставляемых работнику, указано право на досрочное назначение трудовой пенсии (п/п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»). Согласно Карте специальной оценки условий труда от ДД.ММ.ГГГГ № по должности медицинская сестра, у среднего медицинского персонала право на досрочное назначение страховой пенсии отсутствует.
На учете пенсионных органов как организация, имеющая профессии, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, Государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания Республики Карелия «Петрозаводский дом-интернат для ветеранов» не состояло и не состоит. Соответствующее наблюдательное дело в отношении него не велось, документы, подтверждающие занятость сотрудников в особых условиях труда, перечни профессий и должностей, занятость в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, данным ответчиком как страхователем не представлялись.
Дом-интернат, являясь учреждением социального обслуживания для ветеранов войны и труда, не поименован в Списке Постановления Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781. Оказание медицинской помощи не является основным направлением деятельности этого учреждения, при этом категории зачисляемых в него лиц отличаются от категорий лиц, принимаемых в дома-интернаты для граждан пожилого возраста (престарелых) и инвалидов (граждане пожилого возраста, инвалиды первой и второй групп (старше 18 лет), частично или полностью утратившие способность к самообслуживанию и нуждающиеся в постоянном уходе (п. 4.2.1.1 ГОСТ Р 52880-2007. Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения. Типы учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. Утвержден Приказом Ростехрегулирования от 27 декабря 2007 года № 558-ст).
Наличие у ответчика, основная направленность которого заключается в оказании социальной помощи определенным категориям граждан, отдельных функций по организации социально-медицинских услуг и работа истицы в должности медицинской сестры палатной (постовой), предусмотренной Списком, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, не дают оснований считать, что эта работа подлежит зачету в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии по старости.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 22 декабря 2015 года № 2991-О, в действующей системе пенсионного обеспечения установление для лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, льготных условий приобретения права на страховую пенсию по старости (согласно ранее действовавшему пенсионному законодательству – трудовую пенсию по старости и пенсию за выслугу лет) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (а с 01 января 2015 года страховой пенсии по старости) связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; при этом учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях.
Правила ст.ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации относят на пенсионный орган возмещение Мельгиной О.И. её судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 12, 56, 98, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Иск Мельгиной О.И. к Государственному бюджетному стационарному учреждению социального обслуживания Республики Карелия «Петрозаводский дом-интернат для ветеранов» и Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) об обязании предоставить сведения, о включении периодов работы в стаж для назначения пенсии и о назначении пенсии удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) учесть Мельгиной О.И. для целей пенсионного обеспечения в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» в календарном порядке исчисления периоды ДД.ММ.ГГГГ
В остальной части иска отказать.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) в пользу Мельгиной О.И. 300 рублей в возмещение судебных расходов.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение одного месяца.
СудьяК.Л.Мамонов