Дело № 2-177/2021
18RS0021-01-2020-002544-86
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Алнаши УР 28 января 2021 года
Можгинский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Гвоздиковой А.С.,
при ведении протокола помощником судьи Алексеевой Е.И.,
с участием старшего помощника прокурора Алнашского района УР Нуриева А.М.,
представителей ответчиков:
- Администрации МО «Алнашский район» Мечина М.С., действующего на основании доверенности от дд.мм.гггг сроком на <данные изъяты> год,
- Администрации МО «Варзи-Ятчинское» Бабурина В.С., действующего на основании Устава МО «Варзи-Ятчинское»,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Алнашского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «Алнашский район», Администрации МО «Варзи-Ятчинское» о понуждении к приведению автомобильной дороги в нормативное состояние,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Алнашского района УР обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением, требуя со ссылкой на положения Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности и о внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации», Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязать Администрацию МО «Алнашский район», Администрацию МО «Варзи-Ятчинское» в срок до дд.мм.гггг устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения, а именно устранить выявленные недостатки в эксплуатационном состоянии дорожного покрытия автомобильной дороги по <***> протяженностью <данные изъяты> м, тип покрытия – грунтовое.
Исковые требования мотивированы следующими обстоятельствами.
Прокуратурой района с привлечением государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России «Можгинский» проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения, в ходе которой установлено, что в нарушение законодательства в области безопасности дорожного движения в <***> на покрытии проезжей части допущено образование колейности, при которой возникают опасные условия движения, что является нарушением п. 5.2.4 ГОСТ Р505597-2017. Указанные обстоятельства не отвечают требованиям безопасности дорожного движения и являются существенным нарушением прав и свобод человека и гражданина, создают угрозу для жизни, здоровья, имущества граждан.
В судебном заседании старший помощник прокурора Алнашского района УР Нуриев А.М. исковые требования поддержал по изложенным в заявлении основаниям.
Представители ответчиков Администрации МО «Алнашский район», Администрации МО «Варзи-Ятчинское» исковые требования прокурора признали, о чем представили письменное заявление, которое приобщено к материалам дела.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
В силу ч. 4 ст. 27 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.
Поскольку безопасность дорожного движения затрагивает интересы граждан, постоянно проживающих и временно находящихся на территории поселения, установить круг лиц, чьи права нарушаются невозможно, поэтому прокурор вправе обратиться с данным иском в суд в защиту нарушенного права.
Согласно ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление РФ, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом.
В силу ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с ч. 10 ст. 6 ФЗ № 257-ФЗ от 08.11.2007 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» (далее по тексту - ФЗ № 257-ФЗ от 08.11.2007) автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов сельского поселения, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся к собственности муниципального района.
К собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог (ч. 8 ст. 6 ФЗ № 257-ФЗ от 08.11.2007).
Согласно п.п. 1, 5, 6 ч. 1 ст. 13 ФЗ № 257-ФЗ от 08.11.2007 к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Полномочия в области дорожной деятельности, установленные частью 1 настоящей статьи, реализуются органами местного самоуправления сельских поселений в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации за сельскими поселениями вопроса осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений, а в случае отсутствия такого закрепления реализуются органами местного самоуправления муниципальных районов (ч. 2 ст. 13 ФЗ № 257-ФЗ от 08.11.2007).
Согласно ч. 1 ст. 17 ФЗ № 257-ФЗ от 08.11.2007 содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях (ч. 1 ст. 34 ФЗ № 257-ФЗ от 08.11.2007).
В соответствии с п. 5. ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее по тексту - ФЗ № 131-ФЗ от 06.10.2003) к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
К вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5. ч. 1 ст. 15 ФЗ № 131-ФЗ от 06.10.2003).
Согласно ч. 4 ст. 15 ФЗ № 131-ФЗ от 06.10.2003 органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденного Приказом Росстандарта от 26.09.2017 г. №1245-ст, покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений, устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.
Согласно акту выявленных недостатков от дд.мм.гггг инспектором дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России «Можгинский» осуществлена проверка эксплуатационного состояния автомобильных дорог, в ходе которой выявлены недостатки в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги, а именно в <***>, на покрытии проезжей части допущено образование колейности, при которой возникают опасные условия движения, согласно п. 5.2.4 ГОСТ Р50597-2017.
Согласно сведениям, предоставленным Администрацией МО «Алнашский район» от дд.мм.гггг, а/д <***> – протяженность <данные изъяты> м, тип покрытия – грунтовое, находится в собственности Администрации МО «Алнашский район».
дд.мм.гггг между администрацией МО «Алнашский район» (Администрация района) и администрацией МО «Варзи-Ятчинское» (Администрация поселения) заключено соглашение о передаче полномочий, согласно которому в соответствии с ФЗ от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Уставом муниципального образования «Алнашский район», Администрация района передает, а Администрация поселения принимает на себя полномочия в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов муниципального образования «Варзи-Ятчинское» и обеспечения безопасности дорожного движения на них.
Следовательно, применительно к данному случаю, учитывая условия Соглашения о передаче полномочий, заключенного дд.мм.гггг между Администрацией МО «Алнашский район» и Администрацией МО «Варзи-Ятчинское», суд приходит к выводу, что Администрация МО «Алнашский район» и Администрация МО «Варзи-Ятчинское» несут общую обязанность по содержанию и строительству автомобильных дорог общего пользования местного значения.
Ненадлежащее выполнение ответчиками обязанностей по содержанию автомобильных дорог находится в прямой причинно-следственной связи с безопасностью дорожного движения.
В силу ст. 39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением. Суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Согласно ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
В данном конкретном случае, суд считает, что признание иска ответчиками не противоречит закону, не нарушает законных прав и интересов других лиц и принимает признание иска ответчиками.
При таких обстоятельствах, исковые требования прокурора законны, обоснованны, подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Алнашского района УР в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Алнашский район», Администрации МО «Варзи-Ятчинское» о понуждении к приведению автомобильной дороги в нормативное состояние - удовлетворить.
Обязать Администрацию МО «Алнашский район», Администрацию МО «Варзи-Ятчинское» в срок до дд.мм.гггг устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения, а именно устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения, а именно устранить выявленные недостатки в эксплуатационном состоянии дорожного покрытия автомобильной дороги по <***>, протяженностью <данные изъяты> м, тип покрытия – грунтовое.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд УР в течение месяца со дня его вынесения с подачей жалобы через Можгинский районный суд УР.
Председательствующий судья А.С. Гвоздикова