Гражданское дело № 2-303\2016г.
Решение в окончательной форме изготовлено 21 марта 2016 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 марта 2016 года г. Алейск
Алейский городской суд Алтайского края в составе:
Председательствующего судьи Качусовой О.В.
при секретаре Средней О.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Толмачева <данные изъяты> к Федеральному государственному казенному учреждению «Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской федерации, Администрации города Алейска Алтайского края о признании решения исполнительного комитета городского Совета народных депутатов "Об утверждении служебных квартир" незаконным и признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Толмачев Ю.В. обратился в суд с иском о признании решения исполнительного комитета городского Совета народных депутатов "Об утверждении служебных квартир" незаконным и признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, указывая на то, что ДД.ММ.ГГГГ на основании ордера № ему была предоставлена трехкомнатная квартира по адресу: г.Алейск, <адрес>. Решением исполнительного комитета городского Совета народных депутатов «Об утверждении служебных квартир» от ДД.ММ.ГГГГ № жилое помещение было утверждено как служебное. Вместе с тем, он считает, что пункт 128 вышеуказанного решения исполнительного комитета от ДД.ММ.ГГГГ № должен быть признан незаконным, поскольку перед отнесением жилого помещения к специализированному жилищному фонду квартира должна быть свободной, не занятой по договору социального найма. В связи с чем полагает, что спорное жилое помещение предоставлялось на условиях договора социального найма, а не по договору найма служебного жилого помещения. Данное жилое помещение находится в военном городке г.Алейска, который до издания распоряжения Правительства РФ №-р от ДД.ММ.ГГГГ считался закрытым. В приватизации жилых помещений ранее истец не участвовал. Он обратился с заявлениями в ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, ФГКУ «Центррегионжильё» МО РФ о передаче ему в собственность квартиры в многоквартирном доме, занимаемой на основании договора. Между тем, указанными учреждениями ему было отказано в заключении с ним договора передачи в собственность жилого помещения, либо в даче разрешение на приватизацию, так как полномочия по передаче в собственность граждан жилых помещений им не делегированы. Его жена Толмачева И.Д., дочери Каа Н.Ю. и Толмачева Е.Ю. от участия в приватизации жилья отказались. Просит признать пункт 128 приложения к решению исполнительного комитета городского Совета народных депутатов «Об утверждении служебных квартир» от ДД.ММ.ГГГГ № в части закрепления <адрес> по адресу <адрес> г.Алейска как служебной, незаконным; признать за ним право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: Алтайский край, г.Алейск, <адрес>, общей площадью 49,9 кв.м., жилой 33,9 кв.м. в порядке приватизации.
Истец Толмачев Ю.В. в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме, пояснил аналогично изложенному в иске. Дополнил, что в спорной квартире он проживает с 2001 года, до этого времени проживал в общежитии военного городка, работал сотрудником гражданского персонала в КЭЧ, а его жена – в домоуправлении КЭЧ. Доказательств тому, что в 1084 году в момент принятия уполномоченным органом обжалуемого решения квартира была свободной, у истца нет, однако полагает, что поскольку на ордере отсутствует «красная полоса» и надпись «Служебный». Постольку квартира служебной не являлась и не является. Договор найма спорной квартиры с истцом и членами его семьи никогда не заключался.
Представитель ответчика - администрации г.Алейска в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, согласно сообщения № от ДД.ММ.ГГГГ просят рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации.
Представитель ответчика - ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны РФ в судебное заседание не явился о времени и месте извещен надлежащим образом, в письменном отзыве на иск №/б/н от ДД.ММ.ГГГГ, просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика, возражал относительно передачи квартиры в собственность истца в порядке приватизации, так как занимаемое истцом и членами его семьи жилое помещение относится к числу служебного жилья, приватизация которого запрещена. После отнесения квартиры к числу служебных оспариваемыми решением и постановлением, данная квартира из числа служебных не исключалась.
Представитель ответчика - ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны РФ в судебное заседание не явился, извещен в установленном законом порядке, в возражениях на иск указал, что спорная квартира была предоставлена истцу на основании служебного ордера от ДД.ММ.ГГГГ №, выданного КЭЧ Алейского района СибВО истцу с составом семьи 4 человека, который в момент выделения ему квартиры являлся сотрудником гражданского персонала (оператор по ремонту КНС-2 и ВНС ЕТКС 3 разряд), оформленным на работу по трудовому договору с войсковой частью 12486, за счет средств жилого фонда гарнизона войсковой части. Таким образом, истец на дату обеспечения квартирой Министерством обороны РФ являлся гражданским персоналом, т.е. не являлся военнослужащим, обеспечивался квартирой на период трудовой деятельности в войсковой части 12486, следовательно не имел права на обеспечение квартирой для постоянного пользования, а после прекращения трудовой деятельности истец вместе с членами семьи подлежал выселению из квартиры без предоставления другого жилого помещения. Кроме этого, истец не относился и не относится к категории лиц, не подлежащих выселению после прекращения трудовых отношений (абз. 2 п.9 Приказа от ДД.ММ.ГГГГ №). Более того, служебный ордер № от ДД.ММ.ГГГГ, выданный истцу никем не оспаривался и не признавался недействительным. Просят отказать Толмачеву Ю.В. в удовлетворении иска.
Представители ответчиков - Министерства Обороны Российской Федерации, Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, Федерации, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены в установленном законом порядке.
Представитель третьего лица - территориального отдела № ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской в судебное заседание не явился, в письменных возражениях на иска указал, что спорное жилое помещение отнесено к специализированному жилищному фонду на основании Решения исполнительного комитета Алейского городского Совета народных депутатов Алтайского края № от ДД.ММ.ГГГГ. Из представленных материалов следует, что квартира была предоставлена истцу в связи с трудовыми правоотношениями с МО РФ. Спорная квартира была утверждена как служебная именно для предоставления её работнику, что соответствовало требованиям действовавшего на то время норм гражданского и жилищного законодательства, в связи с чем требования Толмачева Ю.В. не подлежат удовлетворению.
Третье лицо Толмачева И.Д. в судебном заседании просила удовлетворить исковые требования истца – ее супруга Толмачева Ю.В., пояснив, что вместе с супругом оны обращались ранее за получением ГЖС, но безрезультатно. Указала, что в настоящее время в спорной квартире проживают вдвоем с мужем, две дочери выросли, живут отдельно. И Толмачева И.Д., и их совместные с истцом дети не претендуют на спорное жилое помещение, от участия в приватизации отказываются в пользу истца.
Учитывая мнение истца, третьего лица, суд находит возможным, рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса по имеющимся в деле материалам.
Допрошенные в качестве свидетелей дети истца ФИО1. и ФИО2 судебном заседании подтвердили, что в настоящее время не проживают в одном жилом помещении с истцом (отцом), на спорную квартиру не претендуют, от участия в приватизации отказываются в пользу своего отца Толмачева Ю.В.
Выслушав истца Толмачева Ю.В., третье лицо Толмачеву И.Д., свидетелей ФИО1. и ФИО2 изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Истец утверждает, что решение исполнительного комитета Алейского городского Совета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ о включении <адрес> г.Алейска в число служебных является незаконными.
Суд считает данные доводы необоснованными по следующим основаниям.
В соответствии с п. 41 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", вопрос о том, является ли конкретное жилое помещение специализированным (в частности, служебным, общежитием, жильем для временного поселения вынужденных переселенцев или лиц, признанных беженцами), решается, в силу статьи 5 Вводного закона, исходя из положений законодательства, действовавшего на момент предоставления данного жилого помещения.
Жилищный кодекс Российской Федерации вступил в законную силу с ДД.ММ.ГГГГ.
Поэтому при рассмотрении данного спора к жилищным правоотношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, должны применяться нормы Жилищного кодекса РСФСР (далее ЖК РСФСР).
Согласно ст. 101 ЖК РСФСР служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделяются, как правило, отдельные квартиры.
В силу ст. 105 ЖК РСФСР служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение.
Как следует из архивной выписки №, выданной ДД.ММ.ГГГГ архивным отделом администрации г.Алейска Алтайского края, решением Исполнительного комитета Алейского городского Совета народных депутатов Алтайского края № от ДД.ММ.ГГГГ «О закреплении служебных квартир по войсковой части 34159», по результатам рассмотрения просьбы войсковой части 34159, в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ №, решено закрепить служебные квартиры для военнослужащих войсковой части 34159, согласно приложения №. В Приложении № за № значится квартира по адресу: <адрес>.
Из архивной справки №, выданной ДД.ММ.ГГГГ архивным отделом администрации г.Алейска следует, что на основании решения исполкома Алейского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № <адрес>
Кроме этого, по запросу суда архивным отделом администрации г.Алейска Алтайского края была предоставлена архивная копия решения исполнительного комитета Алейского городского Совета народных депутатов Алтайского края № от ДД.ММ.ГГГГ «О закреплении служебных квартир по войсковой части 34159», в приложении № которого за номером 69 указана квартира по адресу: <адрес>.
На момент вынесения решения № от ДД.ММ.ГГГГ жилищные отношения регулировались до принятия в 1983 году Жилищного кодекса РСФСР гражданским законодательством.
В соответствии со ст. 56 Основ гражданского законодательства Союза ССР и Союзных Республик, утвержденных Законом СССР от 08 декабря 1961 года, предоставление жилых помещений в домах местных Советов депутатов трудящихся производится исполнительным комитетом местного Совета при участии представителей общественных организаций, а в домах государственных, кооперативных и общественных организаций - по совместному решению администрации и фабричного, заводского, местного комитета профессионального союза, утвержденному исполнительным комитетом Совета депутатов трудящихся. Пользование жилым помещением в этих домах оформляется договором найма жилого помещения с соответствующим управлением домом.
В соответствии с Постановлением Совмина РСФСР «Об упорядочении использования ведомственных и служебных жилых помещений» от 29 июня 1962 года на районный Совет депутатов трудящихся была возложена обязанность по руководству жилищным и коммунальным хозяйством, а так же распределением жилищного фонда.
Согласно ст. 297 ГК РСФСР, в редакции 1964 года, служебные жилые помещения предоставляются гражданам для проживания по месту работы или в служебном здании в связи с характером их трудовых отношений, а определенным категориям работников – в соответствии с законодательствам Союза ССР и постановлениями Совета Министров РСФСР. Жилое помещение, независимо от принадлежности дома, в котором оно находится, включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского Совета депутатов трудящихся и предоставляется в пользование по выдаваемому этим исполнительным комитетом специальному ордеру.
Согласно статьи 339 Гражданского кодекса РСФСР право пользования служебным жилым помещением, предоставленным работнику в связи с условиями работы, прекращается одновременно с прекращением трудового договора.
Пунктом 31 Положения о порядке обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском Флоте, введенного в действие Приказом Министра обороны СССР от 10 ноября 1975 года N 285 и действовавшего на момент предоставления истцу жилого помещения (утратил силу в связи с изданием Министром обороны РФ Приказа от 15 февраля 2000 года N 80), также предусматривалось, что заселение служебных жилых помещений производится по специальным ордерам после включения таких помещений в число служебных решением исполкома Совета депутатов трудящихся.
По смыслу указанных норм права служебное жилое помещение предоставляется на период трудовых отношений, на момент предоставления гражданину жилого помещения оно должно быть в установленном порядке отнесено к числу служебных. Следовательно, решение о признании жилого помещения служебным должно быть принято в отношении свободного жилого помещения, не переданного для проживания гражданам на иных основаниях.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ на основании ордера № служащему Российской армии Толмачеву Ю.В. была предоставлена <адрес>, на состав семьи, состоящий из жены – ФИО3 и дочерей ФИО1 и ФИО2.
Из выписки из поквартирной карточки от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что истец Толмачев Ю.В. зарегистрирован в указанном жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ. Совместно с ним зарегистрирована по данному адресу жена – Толмачева И.Д.
Как было отмечено выше, в соответствии с действовавшим законодательством, жилое помещение включалось в число служебных решением соответствующего местного уполномоченного органа исполнительной власти. Решение от ДД.ММ.ГГГГ № и решение от ДД.ММ.ГГГГ № о придании <адрес> статуса служебной было принято уполномоченным органом до вселения истцов в данное жилое помещение.
Служебное жилое помещение могло быть предоставлено истцу Толмачеву Ю.В., так как на момент предоставления квартиры он состоял в трудовых отношениях с Министерством обороны РФ, что соответствовало требованиям гражданского законодательства и иных действовавших на момент предоставления жилого помещения норм законодательства.
Выпиской из реестра федерального имущества от ДД.ММ.ГГГГ № ТА-269 подтверждается, что спорное жилое помещение является федеральной собственностью, ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны является его балансодержателем, что следует из передаточного акта от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с указанием ВрИД начальника Службы расквартирования и обустройства Министерства обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ № исключение служебных жилых помещений из специализированного жилого фонда прекращено.
В последующем орган, осуществляющий управление государственным имуществом, решение об исключении спорного жилого помещения из числа служебных не принимал.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным оспариваемого решения в части включения в число служебных спорной квартиры, поскольку данная квартира на момент ее предоставления истцу уже имела статус служебной и до настоящего времени решения о лишении ее этого статуса в установленном законом порядке соответствующим органом не принималось. Доказательств обратного, в соответствии с требованиями ст. 56 ГПК РФ, истцом суду не представлено.
Поскольку перевод жилья в разряд служебного и исключение его из указанного фонда является компетенцией собственника жилищного фонда, суд не вправе входить в обсуждение данного вопроса, поскольку иное означало бы вмешательство в компетенцию соответствующего государственного органа управления по распоряжению имуществом, находящимся в федеральной собственности. То есть законных оснований для обязания собственника, или лица, в управлении которого находится квартира, исключить ее из числа служебных с закреплением за истцом, не имеется.
Сведений о том, что у истца имелись основания для предоставления спорного жилого помещения в ином порядке, в том числе на основании договора социального найма, а также о том, что истец относится к числу лиц, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, поставлен на учет в качестве такого лица, в деле не имеется.
Основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 статьи 57, статья 63 ЖК РФ).
В соответствии со ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке.
Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предусмотрены ст. 51 ЖКРФ.
Из материалов дела следует, что истец (как и члены его семьи) малоимущим в целях постановки на учет для предоставления жилого помещения по договору социального найма, нуждающимся в улучшении жилищных условий не признавался, на учете граждан в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, не состоял, соответствующего решения о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, не принималось.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о законности решения исполнительного комитета Алейского городского совета народных депутатов Алтайского края № от ДД.ММ.ГГГГ о закреплении за спорным жилым помещением статуса служебной квартиры.
Решение исполнительного комитета Алейского городского совета народных депутатов Алтайского края № от ДД.ММ.ГГГГ о включении <адрес> г.Алейска в число служебных, также не противоречит нормам действующего законодательства, так как оно вновь утвердило статус спорного жилого помещения в качестве служебного.
Согласно статье 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Данное положение закона закреплено в статье 49 Жилищного кодекса РФ.
В статье 1 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» под приватизацией жилого помещения понимается бесплатная передача в собственность гражданина РФ на добровольной основе занимаемого им жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде.
Согласно статьи 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
В судебном заседании установлено, что Толмачеву Ю.В. ДД.ММ.ГГГГ в связи с трудовыми отношениями с Министерством обороны для проживания было предоставлено служебное жилое помещение, признанное таковым в установленном законом порядке.
Согласно статьи 4 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» служебные жилые помещения приватизации не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 193-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Толмачева <данные изъяты> о признании незаконным пункта 128 приложения к Решению Исполнительного комитета Алейского городского Совета народных депутатов Алтайского края № «Об утверждении служебных квартир» от ДД.ММ.ГГГГ в части закрепления <адрес> по адресу: Алтайский край, <адрес> в качестве служебной, о признании права собственности в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 49,9 кв. метров, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через отдел судопроизводства Алейского городского суда Алтайского края в течение месяца с момента его изготовления в окончательном виде.
Председательствующий судья: Качусова О.В.
Решение не вступило в законную силу