Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГг. <адрес>
Акушинский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего ФИО4, при секретаре ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению заместителя прокурора <адрес> РД ФИО2 о признании незаконным бездействия администрации МО «<адрес>» РД, выразившегося в непринятии мер по исполнению требований законодательства, регламентирующего безопасность дорожного движения, земельного и градостроительного законодательства при распоряжении земельными участками, расположенными на территории МО СП «сельсовет Аметеркмахинский» под автомобильными дорогами и не включении их в реестр муниципального имущества,
у с т а н о в и л:
Заместитель прокурора <адрес> РД ФИО2 обратился в суд с иском о признании незаконным бездействия администрации МО «<адрес>» РД, указывая, что прокуратурой <адрес> РД была проведена проверка исполнения законодательства, регламентирующего безопасность дорожного движения, земельного и градостроительного законодательства при распоряжении земельными участками, находящимися в государственной и муниципальной собственности.
В ходе проверки были выявлены нарушения законодательства в сфере владения, пользования и распоряжения земельными участками, находящимися под автомобильными дорогами местного значения, расположенными на территории МО СП «сельсовет Аметеркмахинский» <адрес> Республики Дагестан.
Пунктом 5 ч.1 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003г. №131-Ф3 определено, что к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения, вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08.11.2007г. №257-ФЗ автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Согласно п. 6 этой же статьи дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч. 5 ст.51 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-Ф3).
Из ст. 8 Федерального закона от 08.11.2007г. №257-ФЗ следует, что автомобильные дороги должны иметь наименования, идентификационные номера; идентификационные номера автомобильным дорогам местного значения поселений присваиваются - органами местного самоуправления поселений; идентификационный номер автомобильной дороги местного значения поселения должен указываться в перечне автомобильных дорог местного значения, утверждаемом органом местного самоуправления.
К полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности ст. 13 этого же Федерального закона относит: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения; утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог не общего пользования местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; определение размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования местного значения; информационное обеспечение пользователей автомобильными дорогами общего пользования местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели и другие полномочия.
Статьи 15 и 17 Федерального закона от 08.11.2007г. №257-ФЗ устанавливают, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления, содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог; порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
В ходе проверки установлено, что в нарушение указанных законоположений автомобильные дороги, расположенные на территории МО СП «сельсовет Аметеркмахинский» юридически не оформлены, на них отсутствуют технические паспорта, идентификационные номера автомобильным дорогам местного значения не присвоены, автомобильные дороги в реестр муниципального имущества не включены, перечни автомобильных дорог общего пользования местного значения и автомобильных дорог не общего пользования не составлены. Соответственно, данные дороги не поставлены на баланс администрации муниципального района, в связи с чем денежные средства на их ремонт и обслуживание не могут быть выделены в необходимом объеме, поэтому уличные дорожные сети не обслуживаются в нужной степени.
При таких обстоятельствах неисполнение ответчиком обязанностей по надлежащему оформлению автомобильных дорог местного значения может привести к нарушению права неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения.
В связи с изложенным просит суд признать незаконным бездействие администрации МО «<адрес>» РД, выразившееся в непринятии мер по исполнению требований законодательства, регламентирующего безопасность дорожного движения, земельного и градостроительного законодательства при распоряжении земельными участками, расположенными на территории МО СП «сельсовет Аметеркмахинский» под автомобильными дорогами и не включении их в реестр муниципального имущества.
В судебном заседании заместитель прокурора <адрес> РД ФИО2 свои требования поддержал и просил удовлетворить их.
Представитель ответчика - начальник отдела ЖКХ, дорожной деятельности, земельных и имущественных отношений администрации МО «<адрес>» РД ФИО3 требования заявителя не признал и просил суд отказать в их удовлетворении, пояснив, что указанные в заявлении прокурора полномочия по вопросам дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения муниципальным районам были переданы с ДД.ММ.ГГГГг., в соответствии с Федеральным законом от 27.05.2014г. №136-ФЗ.
Исполнить эти полномочия в 2015г. администрация МО «<адрес>» РД не имеет возможности из-за значительного сокращения финансирования бюджета МО «<адрес>» РД в текущем году, по мере появления возможностей в бюджете МО «<адрес>» РД указываемые прокуратурой требования законодательства будут ими выполнены.
Со стороны прокуратуры <адрес> РД в адрес администрации МО «<адрес>» не было предъявлено каких-либо требований об устранении указанных нарушений, в случае невыполнения которых можно было бы ставить вопрос о бездействии администрации МО «<адрес>» РД.
На основании изложенного заявление заместителя прокурора <адрес> РД он не признает и просит суд отказать в его удовлетворении.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд находит требования заместителя прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц.
В соответствии со ст. 3 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08.11.2007г. № 257-ФЗ, автомобильная дорога это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Дорожная деятельность – это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно ст. 8 этого же Федерального закона, автомобильные дороги должны иметь идентификационные номера, которые автомобильным дорогам местного значения присваиваются органами местного самоуправления. Идентификационный номер автомобильной дороги местного значения должен указываться в перечне автомобильных дорог местного значения, утверждаемом органом местного самоуправления.
Как установлено ст. 13 данного Федерального закона, к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения; утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог не общего пользования местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; определение размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования местного значения; информационное обеспечение пользователей автомобильными дорогами общего пользования местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели и иные полномочия.
Согласно ч. 3 и 4 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003г. №131-Ф3, к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные п. 1-3, 9, 10, 12, 14, 17, 19, 21, 28, 30
и 33 ч. 1 данной статьи.
Иные вопросы местного значения, предусмотренные ч. 1 данной статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.
Таким образом, указанная в п. 5 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-Ф3 дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, отнесена данным законом к полномочиям соответствующих муниципальных районов.
Пунктом 5 ст. 51 данного Федерального закона от 06.10.2003г. №131-Ф3 установлено, что органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Как установлено в судебном заседании и не оспаривается сторонами, в нарушение вышеизложенных требований действующего законодательства, автомобильные дороги, расположенные на территории МО СП «сельсовет Аметеркмахинский» юридически не оформлены, на них отсутствуют технические паспорта, идентификационные номера автомобильным дорогам не присвоены и они не включены в реестр муниципального имущества, перечни автомобильных дорог общего пользования и автомобильных дорог не общего пользования местного значения не составлены.
Соответственно данные автомобильные дороги не поставлены на баланс администрации МО «<адрес>» РД, в связи с чем денежные средства на их ремонт и обслуживание не могут быть выделены в необходимом объеме, что может привести к нарушению права неопределенного круга лиц (в том числе и жителей МО «сельсовет Аметеркмахинский» <адрес> РД) на безопасность дорожного движения.
Доводы представителя ответчика ФИО3 о том, что в связи с сокращением финансирования бюджета МО «<адрес>» РД у администрации района нет возможности исполнить переданные им полномочия в области использования автомобильных дорог местного значения и осуществления дорожной деятельности, несостоятельны и не основаны на требованиях закона.
Полномочия органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог местного значения и осуществления дорожной деятельности являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, а также инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Поэтому положения действующего законодательства не связывают реализацию органами местного самоуправления своих полномочий с их финансовыми возможностями.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о незаконности бездействия администрации МО «<адрес>» РД в части принятия мер по исполнению требований законодательства, регламентирующего безопасность дорожного движения, земельного и градостроительного законодательства при распоряжении земельными участками, расположенными на территории МО СП « сельсовет Аметеркмахинский» под автомобильными дорогами и не включении их в реестр муниципального имущества.
Руководствуясь ст. 198, 199 и 258 ГПК РФ,
р е ш и л:
Признать незаконным бездействие администрации МО «<адрес>» РД, выразившееся в непринятии мер по исполнению требований законодательства, регламентирующего безопасность дорожного движения, земельного и градостроительного законодательства при распоряжении земельными участками, расположенными на территории МО СП «сельсовет Аметеркмахинский» под автомобильными дорогами и не включении их в реестр муниципального имущества.
Обязать администрацию МО «<адрес>» РД принять необходимые меры для исполнения своих полномочий в области использования автомобильных дорог местного значения и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Дагестан в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья ФИО4