РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 июня 2013 года Ленинский районный суд города Самары
в составе председательствующего судьи Суркова В.П.,
при секретаре Колесник О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-2735/13 по заявлению Поздняковой Л. А., Ханыковой Е. А. и Морозова М. Н. об обжаловании действий ТУ Росимущества в <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
Позднякова Л.А., Ханыкова Е.А. и Морозов М.Н. обратились в суд с заявлением об обжаловании действий ТУ Росимущества в <адрес>. В обоснование своих требований указали, что являются собственниками недвижимого имущества. Так, Позднякова Л.А. является собственником помещения, назначение нежилое помещение, площадью 271,1 кв. м, 1 этаж, комнаты 2-3; нежилого помещения, площадью 190,6 кв. м, 1 этаж комнаты №№, 3, 4, 6, 7, 8, 2 этаж комнаты №№, 9, 10, 11; нежилого помещения, площадью 940,8 кв. м, 1 этаж комнаты №№, 9, 10, 11, 2 этаж комнаты №№, 2, 3, 4, 5, 6, 8; расположенных по адресу: <адрес>.; Морозов М.Н. - помещения, назначение нежилое помещение, площадью 276,1 кв. м, 1 этаж, комнаты №№, расположенного по адресу: <адрес>А.; Ханыкова Е.А. – помещения, назначение нежилое помещение№ площадью 743,1 кв. м, 1 этаж, комнаты №№ расположенного по адресу: <адрес>А.
Земельный участок по адресу: <адрес>А, на котором расположены их объекты недвижимости принадлежат на праве собственности РФ.
Соответственно, органом, уполномоченным на принятие решения о приватизации - продаже земельного участка является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в лице его территориальных органов.
Ими поданы заявления в Территориальное управление Росимущества в <адрес> о приватизации (выкупе) земельных участков. С учётом всех представленных документов они просили продать им в собственность земельные участки, расположенные по адресу: <адрес>А: Поздняковой JI.A. - земельный участок, кадастровый номер № площадью 3 182,67 кв. м; Морозову М.Н. - земельный участок, кадастровый номер № площадью 446,21 кв. м; Ханыковой Е.А. - земельный участок - № площадью 2 315,57 кв. м.
ДД.ММ.ГГГГ они получили ответ Территориального управления Росимущества в <адрес> (№ от ДД.ММ.ГГГГ) об отказе в принятии решения о предоставлении государственной услуги по продаже (приватизации) земельного участка в связи с предоставлением неполного комплекта документов, необходимых для принятия решения о предоставлении государственной услуги, указанного в п.2.8. Регламента, и о возврате ранее представленного пакета документов.
Они считают, что данное решение является незаконным и необоснованным, нарушающим их права на получение в собственность земельного участка, а также незаконно возлагающее на них обязанность в случае выкупа земельных участков в собственность выплачивать за него цену в размере кадастровой стоимости.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, просили признать незаконным решение Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> (ТУ Росимущества в <адрес>) № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии решения о предоставлении государственной услуги по продаже (приватизации) земельных участков, расположенных по адресу: <адрес>А:
Поздняковой Л. А. в отношении земельного участка, кадастровый номер № площадью 3 182,67 кв. м,
Морозову М. Н. в отношении земельного участка, кадастровый номер № площадью 446, 21 кв. м,
Ханыковой Е. А. в отношении земельного участка, кадастровый номер №, площадью 2 315,57 кв. м;
Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> (ТУ Росимущества в <адрес>) исполнить государственную услугу и принять решение о предоставлении государственной услуги по продаже (приватизации) по цене, действовавшей на дату подачи заявлений, земельных участков, расположенных по адресу: <адрес>А:
Поздняковой Л. А. в отношении земельного участка, кадастровый номер № площадью 3 182,67 кв. м,
Морозову М. Н. в отношении земельного участка, кадастровый номер № площадью 446, 21 кв. м,
Ханыковой Е. А. в отношении земельного участка, кадастровый номер №, площадью 2 315,57 кв. м.
В последующем уточнили заявленные требования, просили признать незаконным решение Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> (ТУ Росимущества в <адрес>) № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии решения о предоставлении государственной услуги по продаже (приватизации) земельных участков, расположенных по адресу: <адрес>А:
Поздняковой Л. А. в отношении земельного участка, кадастровый номер № площадью 3 182,67 кв. м,
Морозову М. Н. в отношении земельного участка, кадастровый номер № площадью 446,21 кв. м,
Ханыковой Е. А. в отношении земельного участка, кадастровый номер №, площадью 2 315,57 кв. м
Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> (ТУ Росимущества в <адрес>) исполнить государственную услугу и принять решение о предоставлении государственной услуги по продаже (приватизации) по цене, действовавшей на ДД.ММ.ГГГГ - дату подачи заявлений,земельных участков, расположенных по адресу: <адрес>А:
Поздняковой Л. А. в отношении земельного участка, кадастровый номер № площадью 3 182,67 кв. м,
Морозову М. Н. в отношении земельного участка, кадастровый номер № площадью 446,21 кв. м,
Ханыковой Е. А. в отношении земельного участка, кадастровый номер № площадью 2 315,57 кв. м.
В судебном заседании представитель заявителей, действующий на основании доверенностей, заявленные требования, поддержал в полном объёме, просил их удовлетворить.
Представитель ТУ Росимущества в <адрес> в судебное заседание не явился, извещён надлежащим образом.
Суд, выслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, приходит к выводу о том, что требования заявителя подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что заявители являются собственниками недвижимого имущества, а именно: Поздняковой Л.А. принадлежит помещение, назначение нежилое помещение, площадью 271,1 кв. м, 1 этаж, комнаты 2-3; нежилого помещения, площадью 190,6 кв. м, 1 этаж комнаты №№, 3, 4, 6, 7, 8, 2 этаж комнаты №№, 9, 10, 11; нежилого помещения, площадью 940,8 кв. м, 1 этаж комнаты №№, 9, 10, 11, 2 этаж комнаты №№, 2, 3, 4, 5, 6, 8; расположенных по адресу: <адрес>. Право собственности на нежилые помещения подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права, соответственно от ДД.ММ.ГГГГ, серии 63-АБ №; серии 63-АБ №; серии 63-АБ №; Морозову М.Н. - помещение, назначение нежилое помещение, площадью 276,1 кв. м, 1 этаж, комнаты №№, расположенного по адресу: <адрес>А. Право собственности на нежилое помещение зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, серии 63-АВ№; Ханыковой Е.А. – помещение, назначение нежилое помещение, площадью 743,1 кв. м, 1 этаж, комнаты №№ расположенного по адресу: <адрес>А. Право собственности на нежилое помещение зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии 63-АБ №.
Материалами дела подтверждается, что земельный участок по адресу: <адрес>А, на котором расположены вышеуказанные объекты недвижимости принадлежат на праве собственности РФ.
Установлено, что заявителями поданы заявления в Территориальное управление Росимущества в <адрес> о приватизации (выкупе) земельных участков. С учётом всех представленных документов заявители просили продать им в собственность земельные участки, расположенные по адресу: <адрес>А:
Поздняковой JI.A. - земельный участок, кадастровый номер № площадью 3 182,67 кв. м; Морозову М.Н. - земельный участок, кадастровый номер № площадью 446,21 кв. м; Ханыковой Е.А. - земельный участок - № площадью 2 315,57 кв. м.
Установлено также, что обращения заявителей находились на рассмотрении в ТУ Росимущества в <адрес> свыше четырёх лет.
Материалами дела подтверждается также, что ДД.ММ.ГГГГ заявители получили ответ Территориального управления Росимущества в <адрес> (№ от ДД.ММ.ГГГГ) об отказе в принятии решения о предоставлении государственной услуги по продаже (приватизации) земельного участка в связи с предоставлением неполного комплекта документов, необходимых для принятия решения о предоставлении государственной услуги, указанного в п.2.8. Регламента, и о возврате ранее представленного пакета документов.
Установлено, что на момент обращения в ТУ Росимущества по <адрес> перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, установлен Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
На момент принятия оспариваемого решения Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ № установлен новый Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок.
Кроме того, Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ № утверждён Административный регламент по предоставлению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной услуги по продаже (приватизации) земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости.
Перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги по продаже (приватизации) земельных участков, установлен в п.2.8 Регламента.
При этом, в соответствии с п.2 Приказа от ДД.ММ.ГГГГ №установлено, что у заявителей, ходатайствующих о приобретении прав на земельный участок не могут быть затребованы документы, указанные в пунктах: 2, 4, 4.1, 5, 5.1, б Перечня. Предоставление указанных документов является правом заявителя, а не обязанностью.
В соответствии с п. 2.11 Регламента для принятия решения по продаже (приватизации) земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости заинтересованным лицом самостоятельно запрашиваются от государственных органов власти документы: кадастровый паспорт земельного участка, выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на земельный участок; выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке.Предоставление указанных документов является правомзаявителя, а не обязанностью.
Кроме того, в соответствии с п.2.12 абзацем 2 Регламента заинтересованное лицо не вправе требовать от заявителя документы, которые находятся в распоряжении органа, оказывающего государственную услугу, иных государственных органов, органов местного самоуправления и подведомственных им организаций, участвующих в предоставлении государственной услуги, за исключением документов, указанных в ч. 6 ст. 7 Федерального закона №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
Судом установлено, что все документы, необходимые для принятия решения в соответствии с нормами вышеперечисленных нормативных актов представлены в ТУ <адрес>.
Отказывая в принятии решения о продаже (приватизации) земельных участков по основанию не предоставления документов, указанных в п.2.8. Регламента, ТУ Росимущества в <адрес>, не указало, какие именного документы, не предоставлены.
Таким образом, по существу ТУ Росимущество не указало оснований для отказа в предоставлении государственной услуги, предусмотренных в п.2.15 Регламента.
В ответе имеется ссылка на письмо ТУ Росимущества в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, в котором содержатся замечания по их заявлению и которые, по мнению заинтересованного лица, не были выполнены.
Так в письме от ДД.ММ.ГГГГ № указывается на необходимость совершения действий, которые относятся непосредственно к компетенции ТУ Росимущества в <адрес>.
Из указанного письма следует, что земельный участок, кадастровый номер №), площадью 36907 кв. м, расположены в городе Самаре, <адрес>А, на котором расположены принадлежащие им помещения, находится в собственности РФ.
В последующем произведён раздел указанного земельного участка на земельные участки:
№ площадью 5 898 кв. м, № площадью 2867,6 кв. м, № площадью 13 327,13 кв. м, № площадью 3 184,7 кв. м, № площадью 3 182,67 кв. м, № площадью 446,21 кв. м, № площадью 2 315,57 кв. м.
Указанные земельные участки поставлены на кадастровый учёт, но в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, сведения о разделе земельных участков не внесены и право государственной собственности на них не зарегистрировано.
Кроме того, установлено при разделении земельного участка, кадастровый номер 63:01:010000:0322(100), площадью 36 907 кв. м, допущена ошибка в отношении участка, площадью 5 685,12 кв. м.
В связи с изложенными обстоятельствами ТУ Росимущества в <адрес> с целью осуществления государственной регистрации права государственной собственности на земельные участки, сочло необходимым, чтобы заявители выполнили в отношении земельного участка, площадью 5 685,12 кв. м кадастровые работы и предоставили в Территориальное управление кадастровый паспорт этого земельного участка.
Между тем, вышеперечисленными нормативными актами не предусмотрена обязанность заявителей осуществлять кадастровый учёт, государственную регистрацию, получение и предоставление документов, подтверждающих право собственности РФ на земельные участки.
Такие же требования установлены и п.5 ст.36 Земельного кодекса РФ.
В соответствии со ст.29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
В соответствии с п.п. 5.2, 5.3, 5.35(3) Постановления Правительства от ДД.ММ.ГГГГ № «О федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» органом, осуществляющим полномочия собственника в отношении федерального (государственного) имущества является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом и его территориальные органы, которые заключают в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивают передачу прав собственности на это имущество; принимают в установленном порядке решения о предоставлении земельных участков, находящихся в федеральной собственности; принимают решения о прекращении прав на земельные участки, находящиеся в федеральной собственности; принимают решения об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в федеральной собственности; принимают решения о приватизации земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, приобретенные в собственность физическими лицами.
Таким образом, заинтересованное лицо, в рамках осуществления полномочий собственника федерального имущества, исполняя государственную функцию по рассмотрению заявлений физических лиц о предоставлении в собственность (приватизацию) земельных участков обязано обратиться в регистрирующий орган с соответствующим заявлением для внесения в Единый государственные реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений относительно трёх земельных участков, подлежащих выкупу по их заявлениям.
При этом, в данном случае не требуется производить государственную регистрацию права собственности на земельный участок, поскольку, оно уже зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ. Соответственно необходимо внести изменения в Единый государственные реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, относительно трёх участков.
Заявители такими полномочиями не обладают, и такой обязанности на них не возлагалось.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, учитывая, что на заявителей возложены обязанности, не предусмотренные законом, а также им предписано совершить действия и осуществить полномочия, не предусмотренные законом, суд приходит к выводу о том, что заинтересованное лицо в сложившейся ситуации нарушает действующее законодательство.
Удовлетворяя требования заявителей в части возложения на заинтересованное лицо обязанности принять решение о продаже (приватизации) по цене, действовавшей на ДД.ММ.ГГГГ, т.е. на дату подачи заявлений, судом учтено, что правоотношения по выкупу земельных участков возникли в декабре 2008 года при обращении представителей заявителей к заинтересованному лицу с соответствующими заявлениями. Следовательно в силу положений ст.4 Гражданского кодекса РФ и статьи 36 Земельного кодекса РФ при определении цены земельного участка необходимо руководствоваться законами и иными правовыми актами, действовавшими на дату подачи заявлений.
Доводы заинтересованного лица об отсутствии государственной регистрации права собственности РФ на испрашиваемые земельные участки являются несостоятельными и не могут служить основанием к отказу в удовлетворении заявленных требований, поскольку, право собственности РФ на единый земельный участок подтверждается представленной выпиской из ЕГРП и копией свидетельства о государственной регистрации права, выпиской из реестра федерального имущества.
Доводы заинтересованного лица о непредставлении заявителями документов, предусмотренных п.2.8. административного регламента, утверждённого Приказом Минэкономразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, также являются несостоятельными Указанный административный регламент утверждён ДД.ММ.ГГГГ, однако заявления о выкупе земельных участков были поданы ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, заявители не могли не исполнить положения пункта 2.8. Административного регламента в декабре 2008 года, т.к. на указанный период этого нормативного документа не существовало.
Кроме того, в соответствии со ст.4 Гражданского кодекса РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
На момент обращения в ТУ Росимущества в <адрес> с заявлением действовал перечень документов, установленный Приказом Министерства экономического развития от ДД.ММ.ГГГГ №.
В связи с указанными обстоятельствами отказ в предоставлении услуги, основанные на неисполнении п.2.8. Административного регламента является незаконным.
Иных оснований для отказа в оспариваемом решении не указано.
Письмом заинтересованного лица № от ДД.ММ.ГГГГ опровергаются доводы заинтересованного лица о непредставлении документов, указанных в отзыве.
Из указанного письма не следует, что отказ в предоставлении услуги вызван непредставлением тех документов, перечень которых приведён в отзыве.
Кроме того, в этом письме указывается на неисполнение и непредставление заявителями документов, указанных в письме от ДД.ММ.ГГГГ №. Однако в письме от ДД.ММ.ГГГГ № не указывается на непредставление документов, приведённых в отзыве на заявление.
Указанные обстоятельства, кроме прочего, подтверждаются заявлениями от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ; доверенностями заявителей на имя их представителей Загрядской О.А. и Ибрагимова В.Ф.; доверенностями ТУ Росимущества в <адрес> на имя представителей заявителей Загрядской О.А. и Ибрагимова В.Ф.
Ссылка заинтересованного лица на то, что заявители обратились в суд с настоящим заявлением с пропуском срока на обжалование действий пропуска срока, противоречит фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем, не может быть принята судом во внимание.
Установлено, что решение об отказе в предоставлении услуги по продаже земельных участков в адрес заявителей не направлялось. Доказательств указанному обстоятельству, не представлено.
Согласно реестру отправления заказной почты, почтовое отправление направлялась в адрес других лиц, а не заявителей.
Из почтового конверта об отправлении письма заинтересованного лица № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что оно направлено на имя Загрядской О.А. по адресу: 443011, <адрес>, 7-я Просека, В/С Волга, <адрес>. На почтовом конверте указан почтовый идентификатор: №
По информации, размещенной на сайте Почты России, почтовое отправление (бандероль заказная) с № почтового идентификатора № сдано в почтовое отделение № <адрес> ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ оно прибыло в почтовое отделение №, в котором находилось до ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ почтовое отправление возвращено из отделения № в связи с истечением срока хранения. ДД.ММ.ГГГГ отправление прибыло в почтовое отделение № (месту нахождения ТУ Росимущества в <адрес>) и ДД.ММ.ГГГГ было вручено адресату, т.е. Территориальному управлению Росимущества в <адрес>.
Причиной возврата почтового отправления отправителю является неправильное указание адреса получателя: Загрядской О.А.: на конверте вместо <адрес>А, указан <адрес>.
В письме от ДД.ММ.ГГГГ также неправильно указан № дома Загрядской О.А.
При этом ТУ Росимущества в <адрес> располагало правильным адресом Загрядской О.А., что следует из ранее отправляемой в её адрес корреспонденции, доверенностях, которые ТУ Росимущества в <адрес> выдавало на имя Загрядской О.А.
Кроме того, в нотариально удостоверенных доверенностях на имя Загрядской О.А., выданных Поздняковой Л.А., Ханыковой Е.А., Морозовым М.Н., также указан её адрес <адрес>, 7-я Просека, В/С Волга, <адрес> А, <адрес>.
Таким образом, неполучение оспариваемого решения вызвано неправильным указанием адреса получателя корреспонденции.
Фактически же письмо № от ДД.ММ.ГГГГ получено непосредственно в ТУ Росимущества в <адрес> в феврале 2013 года представителем заявителей Загрядской О.А.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Заявление Поздняковой Л. А., Ханыковой Е. А. и Морозова М. Н. - удовлетворить.
Признать незаконными действий Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес>, выраженных в отказе в принятии решения о продаже (приватизации) земельных участков, расположенных по адресу: <адрес> «а»:
- Поздняковой Л. А. в отношении земельного участка, кадастровый номер № площадью 3182, 67 кв. м;
- Морозову М. Н. в отношении земельного участка, кадастровый номер № площадью 446,21 кв. м;
- Ханыковой Е. А. в отношении земельного участка, кадастровый номер № площадью 2315, 57 кв. м.
Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> принять решение о продаже (приватизации) по цене, действовавшей на ДД.ММ.ГГГГ – дату подачи заявлений, земельных участков, расположенных по адресу: <адрес> «а»:
- Поздняковой Л. А. в отношении земельного участка, кадастровый номер № площадью 3182, 67 кв. м;
- Морозову М. Н. в отношении земельного участка, кадастровый номер № площадью 446,21 кв. м;
- Ханыковой Е. А. в отношении земельного участка, кадастровый номер № площадью 2315, 57 кв. м.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в апелляционном порядке в 30-дневный срок через Ленинский районный суд <адрес>.
Председательствующий /подпись/ Сурков В.П.
Копия верна: судья