Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1963/2015 ~ М-378/2015 от 19.01.2015

Дело № 2-1963/15

        

Решение

Именем Российской Федерации

«25» февраля 2015 года                             город Благовещенск

Благовещенский городской суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Емшанова И.С.,

при секретаре Хованец Е.М.,

с участием заявителя С., представителя администрации города Благовещенска Представитель1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению С., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ТретьеЛицо1, ТретьеЛицо2, ТретьеЛицо3 об оспаривании отказа администрации города Благовещенска от *** года № *** в предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства в собственность (бесплатно), возложении обязанности предоставить земельный участок для индивидуального жилищного строительства в собственность (бесплатно),

УСТАНОВИЛ:

С., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ТретьеЛицо1, ТретьеЛицо2, ТретьеЛицо3, обратилась в Благовещенский городской суд с указанным заявлением.

В обоснование заявленных требований указала, что *** года она обратилась в администрацию города Благовещенска с заявлением о предоставлении в собственность (бесплатно) земельного участка для индивидуального жилищного строительства в соответствии с Законом Амурской области от 13 октября 2011 года № 539-03 «О порядке бесплатного предоставления отдельным категориям граждан в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства».

Администрацией города Благовещенска в адрес заявителя *** года за № *** направлено сообщение, из которого следует, что она имеет право на бесплатное получение в собственность для индивидуального жилищного строительства земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Вместе с тем, в настоящее время на территории муниципального образования города Благовещенска отсутствуют земельные участки, свободные от прав третьих лиц и прошедшие государственный кадастровый учет, которые предлагаются гражданам, имеющим трех и более детей, а также семьям, имеющим ребенка инвалида в порядке очередности, исходя из времени подачи заявления.

Кроме того, в данном сообщении городская администрация ссылается на то, что после подачи заявления заинтересованным лицом о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства проводятся работы по формированию земельных участков в соответствии с установленным для этих целей порядком. После проведения таких работ земельные участки будут предлагаться гражданам, имеющих трех и более детей в порядке очередности, исходя из времени подачи заявления.

Полагает, что указанное сообщение по существу является отказом в предоставлении ей, как многодетной матери, земельного участка для индивидуального жилищного строительства.

Кроме того, данное сообщение указывает лишь на перечень необходимых мероприятий по формированию земельных участков, установленных частью 6 статьи 3 Закона Амурской области от 13 октября 2011 года № 539-03. В то же время ей, как заинтересованному лицу в предоставлении земельного участка для указанных выше целей, должна предоставляться информация о местоположении таких земельных участков, о начале и окончании сроков проведения кадастровых работ и постановке на государственный кадастровый учет.

В настоящее время на иждивении заявителя находятся трое несовершеннолетних детей, старшему сыну ТретьеЛицо1 *** года исполнится 18 лет, то есть он станет совершеннолетним, следовательно, ею будет утрачено право на бесплатное получение в собственность для индивидуального жилищного строительства земельного участка.

Таким образом, администрацией города Благовещенска умышленно затягиваются сроки предоставления достоверных сведений о сформированных земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, что, исходя из времени подачи заявления, препятствует в реализации права на получение в установленном законом порядке в собственность (бесплатно) земельного участка для строительства жилого дома на территории муниципального образования.

В связи с изложенным просит суд признать незаконным решение администрации города № *** от *** года об отказе в предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства в собственность (бесплатно), возложить на администрацию города Благовещенска обязанность предоставить С. и ее несовершеннолетним детям ТретьеЛицо1, *** года рождения, ТретьеЛицо2, *** года рождения, ТретьеЛицо3, *** года рождения, в собственность (бесплатно) земельный участок для индивидуального жилищного строительства (из земель населенных пунктов) на территории муниципального образования города Благовещенска.

В судебном заседании заявитель С. поддержала свою позицию, просила удовлетворить заявленные ею требования в полном объеме.

Представитель администрации города Благовещенска возражала против удовлетворения заявленных требований, суду пояснила, что заявителем неверно истолкована суть оспариваемого письма № *** от *** года. Данное сообщение было направлено заявителю в связи с подачей ею заявления в администрацию города от *** года (вх. ***) с просьбой предоставить в собственность (бесплатно) земельный участок как гражданину, имеющему трех и более детей, для целей индивидуального жилищного строительства. Сообщение администрации по существу носит разъяснительный характер. Администрация не оспаривает и не ставит под сомнение право заявителя на приобретение земельного участка по основаниям, предусмотренным Законом Амурской области от 13 октября 2011 года № 539-ОЗ «О порядке бесплатного предоставления отдельным категориям граждан в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства». Указанным сообщением до сведения заявителя доведена информация об отсутствии в настоящее время на территории города Благовещенска земельных участков, свободных от прав третьих лиц и прошедших государственный кадастровый учет, которые в соответствии с действующим законодательством могут быть предоставлены гражданам, имеющим трех и более детей, для индивидуального жилищного строительства. Оспариваемое заявителем сообщение не представляет собой отказ в предоставлении земельного участка, оно лишь содержит разъяснения порядка формирования земельных участков и их постановки на государственный кадастровый учет с целью последующего предоставления заявителям в порядке очередности, исходя из времени обращения с заявлением в орган местного самоуправления.

Выслушав мнение участвующих в деле лиц, исследовав материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно части 1 статьи 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Как следует из имеющихся материалов и позиции заявителя, *** года С. обратилась с заявлением на имя главы администрации города Благовещенска с просьбой предоставить ей земельный участок для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно, находящийся на территории муниципального образования города Благовещенска, по основаниям, предусмотренным Законом Амурской области № 539-ОЗ от 13 октября 2011 года «О порядке бесплатного предоставления отдельным категориям граждан в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства», как лицу, имеющему трех детей.

В ответ на указанное обращение администрацией города Благовещенска заявителю было направлено письменное сообщение № *** от *** года, в котором органом местного самоуправления за С. признано право на бесплатное получение в собственность для индивидуального жилищного строительства земельного участка по основаниям, предусмотренным Законом Амурской области № 539-ОЗ от 13 октября 2011 года «О порядке бесплатного предоставления отдельным категориям граждан в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства».

Однако, несмотря на наличие у заявителя права на получение земельного участка, администрацией города Благовещенска С. была проинформирована, что в настоящее время на территории города Благовещенска отсутствуют сформированные земельные участки, свободные от прав третьих лиц и прошедшие государственный кадастровый учет, которые могут быть предоставлены гражданам, имеющим трех и более детей.

Также разъяснено, что администрацией города Благовещенска проводятся работы по формированию земельных участков, после чего сформированные в установленном порядке земельные участки будут предлагаться гражданам в порядке очередности, исходя из времени подачи заявления.

Полагая, что приведенный ответ администрации города является отказом в предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства как лицу, имеющему трех и более детей, заявитель С. обратилась в суд с заявлением о признании указанного ответа незаконным и возложении обязанности на администрацию предоставить земельный участок в порядке устранения допущенного нарушения.

Разрешая заявленные требования по существу, суд приходит к следующему.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, Конституция Российской Федерации не гарантирует бесплатное предоставление земельных участков (определения от 15 января 2009 года № 105-О-О, от 24 февраля 2011 года № 163-О-О и др.). В силу статей 10 и 72 (пункты «в», «ж» части 1) Конституции Российской Федерации, а также пункта 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации определение оснований, круга лиц и условий для бесплатного предоставления земли относится к компетенции федерального законодателя и законодателя субъекта Российской Федерации, которые располагают достаточно широкой свободой усмотрения при разрешении указанного вопроса (определения от 22 марта 2012 года № 523-О-О и от 25 февраля 2013 года № 193-О).

В частности, в силу абзаца второго пункта 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации к лицам, имеющим право на бесплатное получение в собственность земельного участка (в том числе для индивидуального жилищного строительства), относятся граждане, имеющие трех и более детей.

Реализация указанного права осуществляется без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов путем предоставления находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельных участков в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

В развитие данных положений Земельного кодекса Российской Федерации принят Закон Амурской области № 539-ОЗ от 13 октября 2011 года «О порядке бесплатного предоставления отдельным категориям граждан в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства», регулирующий основания предоставления земельных участков в собственность бесплатно гражданам для индивидуального жилищного строительства, в том числе имеющим трех и более детей.

Определяя порядок реализации права на получение земельного участка в собственность бесплатно, областной законодатель указал, что лицу, изъявившему такое желание, необходимо обратиться в орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территории которого он проживает, с заявлением о предоставлении земельного участка.

По смыслу пункта 5 статьи 2 Закона указанное заявление должно быть принято к рассмотрению органом местного самоуправления даже несмотря на отсутствие на территории муниципального образования свободных от прав третьих лиц и прошедших государственный кадастровый учет земельных участков.

В случае представления гражданином всех необходимых документов (указанных в частях 1, 2 статьи 2 настоящего Закона), орган местного самоуправления в тридцатидневный срок со дня регистрации заявления в журнале регистрации проводит проверку представленных документов и принимает решение о предоставлении гражданину в собственность бесплатно земельного участка либо об отказе в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка.

Названным Законом также предусмотрены случаи, когда в ходе поступившего обращения право гражданина на получение в собственность бесплатно земельного участка подтверждается, однако на территории муниципального образования отсутствуют свободные от прав третьих лиц и прошедшие государственный кадастровый учет земельные участки, которые могли бы быть предоставлены обратившемуся лицу.

В этом случае орган местного самоуправления проводит работы по формированию земельного участка, включающие:

1) выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», работ, в ходе которых обеспечиваются подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, постановка на государственный кадастровый учет такого земельного участка;

2) определение разрешенного использования земельного участка;

3) определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения (часть 6 статьи 3 Закона).

По окончании вышеперечисленных работ орган местного самоуправления в тридцатидневный срок принимает решение о предоставлении гражданину в собственность бесплатно земельного участка.

Изложенные правовые нормы полностью согласуются с положениями, закрепленными в статье 30 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой для реализации права на получение земельного участка для строительства предварительно должен быть соблюден порядок формирования земельного участка.

Из вышеприведенных правовых норм следует, что для предоставления земельного участка под индивидуальное жилищное строительство необходимо его формирование в установленном законом порядке и постановка на государственный кадастровый учет, поскольку в противном случае земельный участок, как объект права отсутствует, и не может быть предоставлен в собственность физическому лицу.

Администрацией города Благовещенска в материалы дела представлены доказательства, свидетельствующие о проведении необходимых работ, направленных на формирование земельных участков для целей их последующего предоставления в собственность граждан, в частности муниципальный контракт на проведение кадастровых работ № *** от *** года (который был расторгнут *** года), перепиской органа местного самоуправления с исполнителем кадастровых работ, заявками, а также кадастровыми паспортами на сформированные земельные участки. В настоящее время, как следует из пояснений представителя администрации города Благовещенска, органом местного самоуправления заключен новый муниципальный контракт с ООО «Астэра», планируемый срок проведения кадастровых работ – 2015 год.

Таким образом, суд приходит к выводу, что право С. на бесплатное получение в собственность земельного участка на территории города Благовещенска органом местного самоуправления признано и под сомнение не ставится (что следует из оспариваемого заявителем ответа и пояснений представителя администрации, данных в ходе судебного разбирательства), однако реализация данного права в настоящее время отложена до завершения органом местного самоуправления необходимых работ по формированию земельных участков (что в полной мере согласуется с порядком предоставления земельных участков, установленных законодателем на областном уровне).

В этой связи суд находит, что оспариваемое письменное сообщение администрации города Благовещенска № *** от *** года не является решением об отказе по существу обращения С., а лишь включает в себя соответствующее нормам действующего законодательства разъяснение порядка реализации предусмотренного Законом Амурской области № 539-ОЗ от 13 октября 2011 года «О порядке бесплатного предоставления отдельным категориям граждан в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства» права на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства в случае отсутствия на момент обращения у органа местного самоуправления возможности его предоставления.

В связи с изложенным суд приходит к выводу о том, что оспариваемый ответ администрации города Благовещенска не нарушает прав, свобод и законных интересов заявителя.

Доводы С. относительно непредоставления администрацией города Благовещенска достоверной информации о местоположении формируемых земельных участков, сроках и порядке проведения кадастровых работ и их последующей постановке на кадастровый учет судом во внимание не принимаются, поскольку на орган местного самоуправления обязанность по информированию заявителей относительно проводимых в рамках формирования участков работ действующим законодательством не возложена.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного постановления в разумный срок.

По смыслу указанной нормы судебной защите подлежат только нарушенные или оспариваемые права.

С учетом изложенных обстоятельств законных оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется, в связи с чем в поступившем заявлении С. надлежит отказать.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления С., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ТретьеЛицо1, ТретьеЛицо2, ТретьеЛицо3 об оспаривании отказа администрации города Благовещенска от *** года № *** в предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства в собственность (бесплатно), возложении обязанности предоставить земельный участок для индивидуального жилищного строительства в собственность (бесплатно), - отказать.

Настоящее решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме

Решение в окончательной форме принято *** года

Председательствующий                                Емшанов И.С.

2-1963/2015 ~ М-378/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Старкова Наталья Александровна
Ответчики
Администрация Благовещенска
Суд
Благовещенский городской суд Амурской области
Судья
Емшанов И.С.
Дело на странице суда
blag-gs--amr.sudrf.ru
19.01.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.01.2015Передача материалов судье
22.01.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.02.2015Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
04.02.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.02.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.02.2015Судебное заседание
27.02.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.02.2016Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее