Копия
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИ
19 августа 2011 г. г. Махачкала
Махачкалинский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего – судьи Алиева Р.А., при секретаре – Яхьяеве М.Р., сучастием: представителя заявителя – Королева С.В., представителя начальника Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Дагестан – Такаева М.С., помощника военного прокурора Махачкалинского гарнизона – старшего лейтенанта юстиции Хроменко А.С., рассмотрев гражданское дело по заявлению мичмана запаса Шамшина Александра Владимировича об оспаривании действий начальника Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Дагестан, связанных с увольнением с военной службы по собственному желанию,
установил:
Заявитель Шамшин обратился в суд с заявлением, в котором просил:
Признать незаконным приказ начальника Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Дагестан (далее – начальник Управления) от 3 мая 2011 г. № 254 в части увольнения его с военной службы.
Обязать начальника Управления отменить данный приказ и восстановить его на военной службе в прежней должности.
Надлежащим образом уведомленный о времени и месте проведения судебного заседания заявитель Шамшин в суд не явился и просил рассмотреть гражданское дело в его отсутствие.
В судебном заседании представитель заявителя Королев подтвердил требования, изложенные в заявлении и пояснил, что заявитель был необоснованно досрочно уволен с военной службы якобы по собственному желанию, однако сам Шамшин никаких рапортов по этому поводу не писал, желает продолжить военную службу. Он также пояснил, что рапорт на основании, которого уволен Шамшин, написан последним под диктовку должностных лиц Управления. При этом указанный рапорт заявитель написал, находясь в состоянии алкогольного опьянения. Он также пояснил, что перед увольнением беседа с ним не проводилась, на заседание аттестационной комиссии он не вызывался.
Представитель должностного лица Такаев требования заявителя не признал и просил суд отказать в их удовлетворении, поскольку Шамшин был уволен на законных основаниях по собственному желанию согласно представленным документам, в числе которых был и рапорт об увольнении. При этом довод заявителя о том, что рапорт об увольнении написан под диктовку должностных лиц Управления, является несостоятельным.
Военный прокурор в своём заключении признал действия начальника Управления по увольнению заявителя законными и полагал необходимым в удовлетворении требований заявителя отказать.
Выслушав объяснения сторон, заключение прокурора, а также исследовав доказательства, имеющиеся в деле, суд приходит к выводу, что данное заявление удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
3 мая 2011 г. Шамшин досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас по собственному желанию.
Это обстоятельство подтверждено исследованной в судебном заседании выпиской из приказа начальника Управления от 3 мая 2011 г. № 254.
Как усматривается из вышеназванного приказа, решение о досрочном увольнении Шамшина было принято на основании его рапорта от 18 марта 2011г.
Согласно п. 6 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, по заключению аттестационной комиссии может быть уволен с военной службы досрочно по собственному желанию при наличии у него уважительных причин.
В соответствии с п.п. «е» п. 4 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы по собственному желанию – по заключению аттестационной комиссии воинской части при наличии у военнослужащего уважительных причин.
Как видно из рапорта Шамшина от 18 марта 2011г., последний обратился спросьбой уволить его с военной службы по собственному желанию.
Из листа беседы от 29 апреля 2011 г. усматривается, что с Шамшиным проведена индивидуальная беседа, с основанием увольнения он согласен.
Копией протокола заседания аттестационной комиссии Управления от 29марта 2011 г. № 5, подтверждается, что на заседании указанной комиссии в присутствии Шамшина был рассмотрен рапорт заявителя с просьбой об увольнении его по собственному желанию.
Согласно представлению от 3 мая 2011г. Шамшин представлен на увольнение с военной службы в запас по п. 6 ст. 51 Федерального закона «Овоинской обязанности и военной службе», то есть по собственному желанию.
Таким образом, суд считает установленным, что заявитель писал представленный рапорт, послуживший основанием для его увольнения. Также нашло повреждения факт проведения с ним беседы, что не отрицал предствитель заявителя.
Кроме того, суд обращает внимание, что в соответствии с требованиями действующего законодательства, Шамшин уволен с военной службы досрочно по собственному желанию в связи с решением аттестационной комиссии, которая дала заключение о наличии уважительных причин для увольнения заявителя по выше указанному основанию, поскольку Шамшин изъявил желание уволиться снамерением поступить на более высокооплачиваемую работу за пределами Республики Дагестан.
Довод представителя заявителя о том, что Шамшин имеющий общую продолжительность военной службы более 16 лет, уволен без предоставления ему жилья суд считает необоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с п. 13 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Указанный порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется и на военнослужащих - граждан, увольняемых с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более.
В соответствии с п. 23 того же Закона военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном п. 14 ст. 15 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 13 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие-граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу п. 7 ст. 3 Положения о порядке прохождения военной службы определение общей продолжительности военной службы производится в календарном исчислении. В случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, общая продолжительность военной службы определяется в льготном исчислении.
Учитывая, что льготная продолжительность военной службы учитывается в частности при пенсионном обеспечении военнослужащих, при определении права на жилище принимается во внимание лишь календарное исчисление общей продолжительности военной службы.
Для предоставления военнослужащему жилого помещения необходимы следующие условия: обладание статусом военнослужащего; наличие 20-летней, либо 10-летней выслуги, но при этом основаниями увольнения должны быть: достижение предельного возраста, состояние здоровья или организационно-штатные мероприятия.
Заявитель уволен с военной службы по собственному желанию, при этом как установлено в суде выслуга лет на момент увольнения составляла 16 лет 2месяца 25 дней.
Таким образом, действия начальника Управления связанные сувольнением Шамшина основаны на законе.
Утверждение представителя заявителя о том, что в период прохождения военной службы Шамшин приобрел заболевание – «алкоголизм», что является психическим расстройством, в связи, с чем его должны были направить перед увольнением на медицинское освидетельствование на предмет годности к военной службе, суд считает несостоятельным по следующим основаниям.
Согласно исследованной в судебном заседании медицинской книжке Шамшина, последний психическими заболеваниями не страдает.
В обосновании того, что Шамшин приобрел заболевание «алкоголизм» и оно является психическим расстройством, Королев представил в суд медицинскую карту заявителя, из которой усматривается, что Шамшин направлялся в Республиканский наркологический диспансер с диагнозом «алкогольный синдром», «алкогольный голлюциноз» и при выписке ему был установлен диагноз «психическое расстройство».
Согласно п. 99 Инструкции о военно-врачебной экспертизе в органах федеральной службы безопасности, утвержденной Приказом ФСБ России от 29.06.2004 г. №457 направление на освидетельствование военнослужащих органов безопасности, проходящих военную службу по контракту, проводится на основании рапорта военнослужащего или решения руководителя (начальника) органа безопасности. Направление на освидетельствование военнослужащих органов безопасности, подлежащих увольнению с военной службы, проводится в обязательном порядке. Отказ от освидетельствования должен подтверждаться рапортом военнослужащего, который приобщается к его личному делу.
В суде установлено, что заявитель от прохождения медицинского освидетельствования перед увольнением отказался.
Это обстоятельство подтверждается исследованными в судебном заседании рапортом Шамшина, листом беседы и протоколом заседания аттестационной комиссии Управления.
Кроме того, необоснованны доводы представителя Шамшина о том, что последний во время его увольнения находился в отпуске, был отозван из него и поставлен перед фактом о его увольнении с 4.05.2011 года.
Согласно выписке из приказа начальника Управления № 199-лс от 31.03.2011 г. Шамшину был предоставлен отпуск за 2011 год с 1 по 23 апреля 2011г. пропорционально прослуженному времени в 2011 году, то есть на момент увольнения он в отпуске не находился.
Таким образом, приведенными доказательствами суд считает установленным, что Шамшин был уволен по п.6 ст. 51 Федерального закона «Овоинской обязанности и военной службе», на основании решения аттестационной комиссии Управления давшей заключение о наличии уважительных причин для увольнения заявителя по указанному основанию.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что действия начальника Управления по досрочному увольнению Шамшина с военной службы являются законными, а требования заявителя и его представителя неподлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 199 и 258 ГПК РФ, суд,
решил:
В удовлетворении требований Шамшина Александра Владимировича, связанных с увольнением с военной службы по собственному желанию - отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Северо-Кавказского окружного военного суда через Махачкалинский гарнизонный военный суд в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме.
Подлинное за надлежащей подписью.
Копия верна:
Председательствующий по делу Р.А. Алиев
Секретарь судебного заседания ФИО7