Дело № 2-50/2018
Мотивированное решение составлено 26.02.2018.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 февраля 2018 года г. Екатеринбург
Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Мурашовой Ж.А.,
при секретаре судебного заседания Близко Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Аванесова Аркадия Григорьевича к Нижнетагильскому филиалу ФГБУ «ФКП Росреестра» по Свердловской области об устранении реестровой ошибки,
установил:
Аванесов А.Г. обратился в суд к Нижнетагильскому филиалу ФГБУ «ФКП Росреестра» по Свердловской области с настоящим иском, в обоснование которого указал, что является собственником земельного участка площадью *** с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: *** с *** по договору купли-продажи от ***. В 2006 году кадастровым инженером ***11 было проведено межевание его земельного участка с установлением границ. МУП «Нижнетагильское БТИ» было оформлено землеустроительное дело ***, по которому были уточнены и установлены границы участка со смежными участками *** и ***). *** истец обратился в <***> с тем, чтобы зарегистрировать новый построенный дом на земельном участке, принадлежащий истцу на праве собственности. При выполнении кадастровых работ была выявлена ошибка в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером *** расположенного по адресу: *** и исправлением местоположения участков с кадастровыми номерами ***, ***, ***. Согласно системе координат, выполненной геодезистом ***12 и проекта межевого плана, выполненного кадастровым инженером <***> ***13 границы земельного участка, расположенного по адресу: *** имеются следующие координаты поворотных точек: ***. Собственниками соседних участков с истцом являются Романов Д.Т. ***, Тихомиров А.В. ***). Просит суд устранить реестровую ошибку в сведениях государственного кадастра недвижимости в виде указания координат поворотных точек земельного участка, расположенного по адресу *** по следующим координатам поворотных точек: ***.
Истец Аванесов А.Г. в судебном заседании доводы и требования искового заявления поддержал, настаивал на их удовлетворении.
Определением Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга от 13.12.2017 ненадлежащий ответчик Нижнетагильский филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Свердловской области заменен на надлежащего Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области.
Представитель ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области Пинягин Е.С. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, просил суд в иске отказать по доводам письменного отзыва и дополнений к отзыву.
Третьи лица Романов Д.Т., Тихомиров А.В., представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица СНТ «Коллективный сад №7-А «ПО УВЗ» в судебное заседание не явились, извещены судом надлежащим образом, уважительных причин неявки заблаговременно суду не представили.
При таких обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив допустимость и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь представленных доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
С 01.01.2017 вступил в силу Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", который регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости (далее по тексту - ЕГРН).
При этом частью 5 ст. 72 указанного Федерального закона установлено, что настоящий Федеральный закон применяется к правоотношениям, возникшим после дня его вступления в силу. Настоящий Федеральный закон к правоотношениям, возникшим до дня его вступления в законную силу, применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после дня его вступления в силу.
В ч. 1 ст. 3 указанного Закона предусмотрено, что государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение ЕГРН и представление сведений, содержащихся в ЕГРН, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.
В силу п. 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - государственная регистрация прав на недвижимое имущество), по оказанию государственных услуг в сфере осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии, навигационного обеспечения транспортного комплекса (кроме вопросов аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации), а также функции по государственной кадастровой оценке, осуществлению федерального государственного надзора в области геодезии и картографии, государственного земельного надзора, государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество, а также инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации.
Согласно п. 4 Постановления Правительства РФ от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, а также подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В соответствии с пунктом 5.1.2 указанного Положения на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии возложены полномочия по ведению Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Таким образом, полномочия по ведению Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляются Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальными органами.
Согласно части 2 статьи 7 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит из:
1) реестра объектов недвижимости (далее также - кадастр недвижимости);
2) реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (далее также - реестр прав на недвижимость);
3) реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, лесопарков, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), а также сведений о проектах межевания территорий (далее также - реестр границ);
4) реестровых дел;
5) кадастровых карт;
6) книг учета документов.
В соответствии с частью 7 статьи 7 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» Порядок ведения Единого государственного реестра недвижимости, в том числе объем вносимых в реестры Единого государственного реестра недвижимости сведений, устанавливается органом нормативно-правового регулирования.
Согласно п. 21 Порядка ведения ЕГРН установлен приказом Минэкономразвития России от 16 декабря 2015 г. N 943, в записи кадастра недвижимости о земельном участке указываются следующие основные сведения о земельном участке: вид объекта недвижимости (земельный участок); кадастровый номер земельного участка и дата его присвоения; ранее присвоенный государственный учетный номер; кадастровый номер земельного участка (земельных участков), из которого (которых) в результате раздела, выдела или иного соответствующего законодательству Российской Федерации действия с земельным участком (далее - исходный земельный участок) образованы новые земельные участки (далее - образованные земельные участки); номер кадастрового квартала, в котором находится земельный участок; описание местоположения земельного участка; площадь в квадратных метрах с округлением до 1 квадратного метра с указанием погрешности вычисления; сведения о частях земельного участка в объеме и порядке, предусмотренном подразделом 3.8 Порядка; кадастровые номера расположенных в пределах земельного участка объектов недвижимости (указанные сведения вносятся в том числе при внесении в ЕГРН записей о здании, сооружении, объекте незавершенного строительства, едином недвижимом комплексе, расположенных на таком земельном участке, а также в соответствии с пунктом 183 Порядка); сведения о кадастровых инженерах, которые выполняли кадастровые работы в отношении земельного участка; сведения о прекращении существования земельного участка и дата снятия с государственного кадастрового учета, если земельный участок прекратил существование; кадастровый номер образованного земельного участка (земельных участков) - в отношении исходного земельного участка; кадастровый номер предприятия как имущественного комплекса, если земельный участок (имущественное право на земельный участок) входит в состав предприятия как имущественного комплекса; слова "общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме", если земельный участок относится к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме.
Как следует из материалов дела, Единый государственный реестр недвижимости содержит следующие сведения о земельном участке с кадастровым номером *** – площадь *** расположен по адресу: ***, категория земель: земли поселений, разрешенное использование для садоводства, земельный участок является ранее учтенным, дата постановки на государственный кадастровый учет – ***.
Право собственности в отношении указанного земельного участка зарегистрировано за Аванесовым Аркадием Григорьевичем.
Давая правовую оценку заявленным истцом требованиям, суд приходит к следующему:
Статьей 61 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" от 13.07.2015 N 218-ФЗ определен порядок исправления ошибок, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
В соответствии с частью 3 статьи 61 указанного Федерального закона, воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
Заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном приказом Минэкономразвития России от 26.11.2015 №883 «Об установлении порядка предоставления заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и прилагаемых к нему документов, порядка предоставления заявления об исправлении технической ошибки в записях Единого государственного реестра недвижимости».
Форма заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и требования к его заполнению, а также требования к формату такого заявления и предоставленных с ним документов в электронной форме установлены приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 №920.
Согласно требованиям, предъявляемым к заявлению об исправлении технической ошибки в записях ЕГРН в форме документа на бумажном носителе межевой план, технический план, карта-план территории, акт обследования предоставляются на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав на электронном носителе информации. Электронный носитель информации возвращается заявителю при наличии соответствующих указаний в заявлении.
Таким образом, одним из основных документов на основании которых рассматривается вопрос о исправлении в Едином государственном реестре недвижимости ошибки, является предоставление межевого плана земельного участка.
Согласно п. 1 ст. 22 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" от 13.07.2015 N 218-ФЗ межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
При этом местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (п. п. 8, 10 ст. 22 Закона).
В силу ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, в том числе с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности.
Из изложенного следует, что наличие кадастровой (реестровой) ошибки в сведениях о поворотных точках земельного участка является основанием для исправления данной ошибки (с указанием способа ее исправления). Такое исправление допускается в случае, если оно не повлечет за собой нарушение законных интересов правообладателей объектов недвижимости.
*** истец обратился в Нижнетагильский филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Свердловской области с заявлением об устранении реестровой ошибки в отношении принадлежащего ему земельного участка ***.
Письмом от *** истцу разъяснен порядок обращения с заявлением определенной формы и необходимость приложения соответствующих документов (межевой план).
Однако, как следует из материалов дела межевой план от *** на земельный участок с кадастровым номером *** на рассмотрение в Управление Россреестра по Свердловской области представлен не был (в качестве приложения к письму от *** не указан).
Акт согласования местоположения границ данного земельного участка, площадь которого увеличилась с учетом нового межевого плана и составила ***., смежными землепользователями Тихомировым А.В. и Романовым Т.М. не подписан.
Доказательств обратного со стороны истца, в нарушение ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суду не представлено.
Следовательно, отсутствие согласования свидетельствует о наличии неразрешенного вопроса по расположению границ на местности земельного участка с кадастровым номером *** по отношению к другим земельным участкам, находящимся в составе СНТ «Коллективный сад №7-А «ПО УВЗ».
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для исправления реестровой (кадастровой) ошибки, поскольку не разрешен вопрос о границах между правообладателями смежных объектов недвижимости, который не может быть разрешен путем устранения реестровой (кадастровой) ошибки.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Аванесова Аркадия Григорьевича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области об устранении реестровой ошибки отказать в полном объеме.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Ж.А. Мурашова