Дело № 2а-15586/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Платто Н.В.
при секретаре Коюшевой О.М.,
с участием административного истца Прудникова А.А.,
представителя административных ответчиков Политовой Е.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре
02 декабря 2016 года административное дело по административному исковому заявлению Прудникова А.А. к Призывной комиссии МО ГО «Сыктывкар», Военному комиссариату Республики Коми, Отделу Военного комиссариата Республики Коми по г.Сыктывкару и Сыктывдинскому району об оспаривании решения о призыве на военную службу,
установил:
Прудников А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Призывной комиссии МО ГО «Сыктывкар» об оспаривании решения о призыве на военную службу, указав в обоснование заявления, что у него имеются заболевания, препятствующие прохождению военной службы, в частности: ....
На основании ст.41 КАС РФ к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Военный комиссариат Республики Коми и Отдел Военного комиссариата Республики Коми по г.Сыктывкару и Сыктывдинскому району.
В судебном заседании административный истец поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представитель административных ответчиков Военного комиссариата Республики Коми и отдела Военного комиссариата Республики Коми по г.Сыктывкару и Сыктывдинскому району с иском не согласилась, указывая на отсутствие правовых и фактических оснований для удовлетворения заявленных требований.
Представитель административного ответчика Призывной комиссии МО ГО «Сыктывкар» в судебное заседание не явился, извещен, суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке лиц.
Заслушав объяснения участников процесса, показания свидетеля, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Суд удовлетворяет полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает обязанность на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление (ч.2 ст.227 КАС РФ).
Судом установлено, что Прудников А.А. состоит на воинском учете в отделе Военного комиссариата Республики Коми по г.Сыктывкару и Сыктывдинскому району.
Решением призывной комиссии от ** ** ** г. Прудникову А.А. была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу на период обучения в высшем учебном заведении ФГБОУ ВПО ...» сроком до ** ** **
Право на указанную отсрочку было утрачено административным истцом в связи с отчислением из учебного заведения за невыполнение учебного плана с ** ** ** г.
В призывной период ** ** ** в день прохождения медицинской комиссии ** ** ** г. Прудников А.А. имел жалобы на боли ..., указал, что при себе имеет амбулаторную карту, на учете у врача-нарколога не состоит, отношение к военной службе нейтральное, о чем свидетельствует запись в личном деле в листе изучения призывника, подтвержденная его личной подписью.
На основании осмотра призывника, сбора его жалоб, анамнеза, исследования медицинской документации на момент освидетельствования Прудников А.А. был направлен на дополнительное обследование в медицинскую организацию по месту жительства для уточнения диагноза, с явкой с результатами обследования на ** ** **
** ** ** г. по результатам медицинского обследования и освидетельствования с учетом результатов дополнительного медицинского обследования, предоставленных призывником медицинских документов, на основании выставленных диагнозов, предусмотренных ст.66«д» и ст.34«г» Расписания болезней, административному истцу была определена категория годности к военной службе ... – годен к военной службе с незначительными ограничениями, при этом был установлен диагноз ...».
Решением Призывной комиссии МО ГО «Сыктывкар» от ** ** ** г. Прудников А.А. призван на военную службу и предназначен в ВВС.
В соответствии со ст.59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также правовое регулирование поступления на военную службу и военной службы в Российской Федерации иностранных граждан предусмотрено Федеральным законом от 28.03.1998 г. №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – «Закон»).
В соответствии со ст.22 Закона призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе. На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.
Согласно пп.«а» п.1 ст.23 Закона от призыва на военную службу освобождаются граждане, признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья.
Призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара (ч.1 ст.26 Закона).
Согласно п.4 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 г. №565, Военно-врачебная экспертиза предусматривает проведение обследования и освидетельствования. При обследовании проводится комплекс диагностических мероприятий, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб гражданина, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, морфологических и иных исследований, предшествующих освидетельствованию в целях, указанных в пункте 1 настоящего Положения.
При освидетельствовании проводятся изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе (приравненной службе), обучению (военной службе) по конкретным военно-учетным специальностям, обучению (службе) по специальностям в соответствии с занимаемой должностью, решения других вопросов, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Положением, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба), с учетом результатов ранее проведенного обследования и с вынесением письменного заключения.
Пунктом 14 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 г. №565, предусмотрено, что до начала освидетельствования при первоначальной постановке на воинский учет и при призыве на военную службу граждане проходят в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения следующие обязательные диагностические исследования: флюорография (рентгенография) легких в 2 проекциях (если она не проводилась или если в медицинских документах отсутствуют сведения о данном исследовании в течение последних 6 месяцев) с обязательным представлением при освидетельствовании флюорограмм (рентгенограмм); общий (клинический) анализ крови; общий анализ мочи. До начала освидетельствования при призыве на военную службу граждане проходят также следующие обязательные диагностические исследования: электрокардиография в покое; исследование крови на антитела к вирусу иммунодефицита человека, маркеры гепатита «B» и «C».
В соответствии со ст.5.1 Закона граждане при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования, призыве на военные сборы, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости – врачами других специальностей.
Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А – годен к военной службе; Б – годен к военной службе с незначительными ограничениями; В – ограничено годен к военной службе; Г – временно не годен к военной службе; Д – не годен к военной службе. В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию /ч.4 ст.5.1 Закона/.
Из указанных положений закона следует, что направление призывника на дополнительное обследование для уточнения диагноза является правом, а не обязанностью медицинской комиссии, и реализация этого права находится в прямой зависимости от наличия у врачей сомнений в правильности поставленного призывнику диагноза.
Как усматривается из материалов дела, при принятии оспариваемого решения о годности Прудникова А.А. к военной службе по состоянию здоровья у врачей-специалистов и врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, таких сомнений не возникло, решение было принято единогласно.
Как указано выше, Прудникову А.А. определена категория годности Б3 – годен с незначительными ограничениями, при этом были учтены диагнозы, подпадающие под действие ст.66 п.«д» и ст.34 «г» Расписания болезней: «...».
По существу спора о правильности поставленного диагноза по делу не имеется, поскольку фактически Прудников А.А. ссылается на тот же диагноз, который и был выставлен ему по результатам медицинского освидетельствования; мотивированных возражений относительно выводов комиссии Прудниковым А.А. не заявлено.
Напротив, стороной административных ответчиков представлены обоснованные доводы, подтверждающие правильность квалификации состояния здоровья Прудникова А.А. применительно к приведенным пунктам Расписания болезней.
Допрошенный в судебном заседании врач ... Г.А., руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, полностью подтвердил выводы призывной комиссии, оснований не доверять его показаниям у суда нет оснований. При даче пояснений ... Г.А., в том числе учтены и представленные административным истцом в настоящее судебное заседание данные результатов магнитно-резонансной томографии (МРТ).
Каких-либо медицинских документов, подтверждающих наличие заболеваний, препятствующих прохождению военной службы, равно как и сведений о них ни в ходе прохождения медицинского освидетельствования, ни при рассмотрении настоящего дела со стороны административного истца не представлено.
Во время рассмотрения дела сторона административного истца также не ходатайствовала о дополнительном исследовании состояния его здоровья путем назначения судебной экспертизы с целью подтверждения наличия на момент принятия оспариваемого решения призывной комиссии заболевания, препятствующего призыву на военную службу.
Пункт 1 приложения №31 к Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 02.10.2007 г. №400 «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 11.11.2006 г. №663», предусматривает, что граждане, вызываемые на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии, обязаны лично прибыть в военный комиссариат (на призывной пункт), имея при себе, в том числе медицинские документы о состоянии здоровья.
Следовательно, Прудников А.А. при прохождении медицинского освидетельствования не был лишен возможности самостоятельно представить медицинские документы, свидетельствующие о наличии у него заболевания, препятствующего призыву на военную службу.
Таким образом, нарушений процедуры освидетельствования Прудникова А.А., которые могли бы повлечь принятие незаконного и необоснованного решения о его призыве, по делу не установлено.
Оценив доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, принимая во внимание, что каких-либо заболеваний при прохождении медицинского освидетельствования у Прудникова А.А., которые бы препятствовали прохождению военной службы, выявлено не было, суд полагает, что решение Призывной комиссии МО ГО «Сыктывкар» от ** ** ** о призыве Прудникова А.А. на военную службу является законным.
На основании изложенного, в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░ «░░░░░░░░░», ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░.░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░