Дело № 2-353/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
село Бакчар Томской области 14 августа 2015 года
Бакчарский районный суд Томской области в составе:
председательствующего – судьи Шатохина В.В., при секретаре Башковой В.А.,
с участием:
помощника прокурора Бакчарского района Томской области Прашко Л.И.,
представителя Администрации Поротниковского сельского поселения Бакчарского района Томской области – и.о. Главы Поротниковского сельского поселения Бакчарского района Томской области Игишевой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Бакчарского района Томской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия органа местного самоуправления – администрации муниципального образования «Поротниковское сельское поселение» Бакчарского района Томской области и обязании устранить нарушения законодательства о противодействии коррупции,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Бакчарского района Томской области, действуя в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления – администрации муниципального образования «Поротниковское сельское поселение» Бакчарского района Томской области, выразившегося в непроведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов администрации Поротниковского сельского поселения.
Обосновывая своё заявление, прокурор указал, что прокуратурой района была проведена проверка исполнения администрацией Поротниковского сельского поселения законодательства о противодействии коррупции, в ходе которой было установлено, что должностными лицами администрации Поротниковского сельского поселения не исполняются требования Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273–ФЗ «О противодействии коррупции», а также Федерального закона от 17 июля 2009 года №172–ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» в части проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов. В нарушение требований действующего законодательства и Положения о проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) администрации Поротниковского сельского поселения, утвержденного постановлением администрации Поротниковского сельского поселения от 26.05.2011 № 31, антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов не проводится, соответствующие заключения не составляются. Кроме того, нормативными актами Главы Поротниковского сельского поселения не определено должностное лицо, на которое возложена обязанность по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов администрации Поротниковского сельского поселения и их проектов. Бездействие администрации Поротниковского сельского поселения, заключающееся в непроведении антикоррупционной экспертизы принятых ею нормативных правовых актов и их проектов, противоречит прямому указанию закона об обязательности проведения такой экспертизы, не обеспечивает должной реализации государственной политики в области противодействия коррупции, создает условия для проявления коррупции.
Прокурор просит суд признать незаконным бездействие администрации Поротниковского сельского поселения Бакчарского района Томской области по непроведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов администрации Поротниковского сельского поселения; обязать администрацию Поротниковского сельского поселения устранить нарушения требования закона и в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести антикоррупционную экспертизу всех действующих нормативных правовых актов.
В судебном заседании помощник прокурора Бакчарского района Томской области Прашко Л.И. поддержала заявление прокурора, сославшись на изложенные в нём доводы.
И.о. Главы Администрации Поротниковского сельского поселения Игишева М.В. с требованиями прокурора согласилась. Пояснила, что нарушения имели место быть, антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов действительно не проводилась. В настоящее время допущенные нарушения частично устранены.
Рассмотрев дело, суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии со статьей 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
- нарушены права и свободы гражданина;
- созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
- на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно статье 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
В соответствии с пунктами 1, 2 и 6 статьи 3 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273–ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) одними из основных принципов противодействия коррупции являются признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность и приоритетное применение мер по предупреждению коррупции.
Согласно пункту 2 статьи 6 Федерального закона № 273-ФЗ антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов является одной из основных мер по профилактике коррупции.
Статьей 2 Федерального закона от 17 июля 2009 года № 172–ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (далее – Федеральный закон № 172-ФЗ) в качестве основных принципов организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) закреплены обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов, оценка нормативного правового акта во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами, а также обоснованность, объективность и проверяемость результатов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов).
В соответствии с частью 4 статьи 3 Федерального закона № 172-ФЗ органы, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения.
Пунктом 3 части 1 статьи 3 Федерального закона № 172-ФЗ установлено, что антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанного требования законодательства постановлением администрации Поротниковского сельского поселения от 26.05.2011 № 31 утверждено «Положение о проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) администрации Поротниковского сельского поселения» (далее – Положение).
Согласно пунктам 5, 7, 8 и 9 раздела II указанного Положения, антикоррупционная экспертиза проводится в отношении нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), принятых администрацией Поротниковского сельского поселения. Антикоррупционную экспертизу правовых актов проводит уполномоченное Главой Поротниковского сельского поселения (Главой Администрации) должностное лицо. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов проводится в четырнадцатидневный срок со дня поступления правового акта. По результатам проведения антикоррупционной экспертизы нормативного правового акта (проекта нормативного правового акта) составляется мотивированное заключение о наличии или отсутствии коррупциогенных факторов.
Из материалов дела следует, что 17 июля 2015 года прокуратурой Бакчарского района Томской области была проведена проверка исполнения администрацией Поротниковского сельского поселения требований законодательства о противодействии коррупции. В ходе проверки было выявлено, что администрацией Поротниковского сельского поселения и Советом Поротниковского сельского поселения не проводится антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов. Изложенные обстоятельства подтверждаются актом проверки от 17 июля 2015 года и объяснениями Главы Поротниковского сельского поселения Реверы С.П. от 23 июля 2015 года.
В своём объяснении от 23 июня 2015 года, данном сотруднику прокуратуры Бакчарского района, Глава Поротниковского сельского поселения Ревера С.П. указал, что антикоррупционная экспертиза муниципальных нормативных правовых актов и их проектов не проводится по причине того, что проекты и принятые нормативные правовые акты направлялись на правовую экспертизу в прокуратуру Бакчарского района, поэтому он считал, что повторно проводить антикоррупционную экспертизу этих нормативных правовых актов и их проектов не требуется.
Таким образом, при рассмотрении дела установлено, что администрацией Поротниковского сельского поселения не выполняются требования законодательства в сфере противодействия коррупции, не проводится антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов Поротниковского сельского поселения и их проектов, что противоречит прямому указанию закона об обязательности проведения такой экспертизы и нарушает права граждан, проживающих и пребывающих на территории Поротниковского сельского поселения, на решение вопросов местного значения органами местного самоуправления в соответствии с муниципальными нормативными актами, прошедшими антикоррупционную экспертизу, а также создает условия для проявления коррупции.
При изложенных обстоятельствах заявление прокурора является обоснованным и подлежит удовлетворению.
В соответствии с частью 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Предложенный прокурором срок для устранения выявленных нарушений законодательства в течение трех месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу суд находит разумным и обоснованным. Представитель администрации Поротниковского сельского поселения с указанным сроком согласилась, возражений относительно указанного срока администрация Поротниковского сельского поселения не выдвинула.
Руководствуясь статьями 194 – 199, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление прокурора Бакчарского района Томской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Поротниковское сельское поселение» Бакчарского района Томской области, выразившееся в непроведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов администрации Поротниковского сельского поселения.
Обязать администрацию муниципального образования «Поротниковское сельское поселение» Бакчарского района Томской области в течение трех месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу провести антикоррупционную экспертизу всех действующих нормативных правовых актов.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Бакчарский районный суд Томской области.
Председательствующий Шатохин В.В.
В окончательной форме решение принято 19 августа 2015 года.
Копия верна,
судья Бакчарского районного суда
Томской области Шатохин В.В.