РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Самара 20 июля 2011г.
Ленинский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Борисовой Е.А.,
при секретаре Игожевой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № № по исковому заявлению Департамента управления имуществом городского округа Самары к Сычук Л. В., Рагимову Вугару А. О., Сычук В. С., Индиенковой Л. В., Тюменцевой М. В. об обязании зарегистрировать право собственности и произвести оценку,
УСТАНОВИЛ:
Департамент управления имуществом городского округа Самары обратился в суд с иском к Сычук Л.В., Рагимову В.А.О., Сычук В.С., Индиенковой Л.В. об обязании зарегистрировать право собственности и произвести оценку, указав, что Распоряжением Первого заместителя Главы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ №-р жилой <адрес> городок признан аварийным и подлежащим сносу.
Распоряжением первого заместителя Главы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ №-р в вышеуказанный распорядительный акт внесены изменения, в соответствии с которыми сроки отселения физических лиц, сроки сноса аварийного многоквартирного дома продлены до ДД.ММ.ГГГГ
В рамках реализации трехстороннего соглашения между <адрес>, православной религиозной организацией епархиального монастыря Иверского женского монастыря <адрес> епархии Русской православной церкви и Главы городского округа Самары от ДД.ММ.ГГГГ были приобретены жилые помещения для отселения жителей <адрес> городок в г. Самара.
Нанимателям, занимающим жилые помещения по договорам социального найма предоставлены другие жилые помещения по договорам социального найма.
С собственниками жилых помещений, согласившимися на переезд в предложенные жилые помещения, будут заключены договоры мены жилых помещений.
Департамент управления имуществом городского округа Самара предложил ответчикам заключить договор мены, по которым:
Сычук JI.B., Рагимов В.А. обязуются передать в муниципальную собственность принадлежащее им жилое помещение, а Департамент, в свою очередь, обязуется предоставить в собственность ответчикам жилое помещение, квартиру общей площадью <данные изъяты>. м., расположенную по адресу: <адрес>.
Данный факт подтверждается смотровым уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ согласно которому Рагимов В.А. отказался от совместного проживания с Сычук JI.B. в предложенном им жилом помещении.
Сычук B.C., Индиенкова JI.B. обязуются передать в муниципальную собственное принадлежащее им жилое помещение, а Департамент, в свою очередь, обязуется предоставить в собственность ответчикам жилое помещение, квартиру общей площадью <данные изъяты>., расположенную по адресу: <адрес>.
Данный факт подтверждается смотровым уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ согласно которому Сычук B.C. отказался от совместного проживания с Индиенковой Л.В. в предложенном им жилом помещении.
В соответствии с пунктом 5 Распоряжения собственникам жилых помещений в доме, расположенном по адресу: <адрес> городок, <адрес> рекомендовано осуществить снос указанного дома в 3-месячный срок со дня отселения граждан.
До настоящего времени собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> городок <адрес>, не осуществлен снос указанного дома, что свидетельствует о невыполнении пункта 5 Распоряжения.
В соответствии со статьей 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Решение об изъятии жилого помещения принимается органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Решение органа государственной власти или органа местного самоуправления об изъятии жилого помещения подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В результате неисполнения собственниками требований Распоряжения о сносе указанного дома органом местного самоуправления должно быть принято решение об изъятии земельного участка и жилых помещений для муниципальных нужд, которое, в свою очередь, подлежит регистрации в Росреестре.
В свою очередь, для издания такого решения органу местного самоуправления необходимо идентифицировать земельный участок, занимаемый многоквартирным домом, поскольку согласно части 3 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" идентификация земельного участка в Едином государственном реестре прав осуществляется по кадастровому номеру, который присваивается ему в порядке, установленном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии со статьей 22 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» с заявлением в орган кадастрового учета помимо иных документов должна быть представлена копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право заявителя на соответствующий объект недвижимости. Следовательно, орган местного самоуправления не имеет возможности единолично осуществить постановку земельного участка на кадастровый учет, поскольку является собственником не всех жилых помещений, расположенных на данном земельном участке.
В связи с вышеизложенным, собственники жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> городок, <адрес>, должны осуществить совместно с иными собственниками жилых помещений на данном земельном участке постановку земельного участка на государственный кадастровый учет.
Согласно статье 279 ГК РФ земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа.
В соответствии со статьей 55 Земельного кодекса Российской Федерации отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка.
Согласно статье 281 ГК РФ при определении выкупной цены в нее включаются рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
В связи с чем, необходимо оформление права собственности ответчиков на долю земельного участка, на котором расположен <адрес> городок для определения выкупной цены, подлежащей возмещению ответчикам.
Согласно пункту 20 Постановления Пленума ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» в случае соглашения сторон о предоставлении другого жилого помещения взамен изымаемого выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам части 7 статьи 32 ЖК РФ с зачетом стоимости предоставляемого жилого помещения. При этом если стоимость жилого помещения передаваемого в собственность взамен изымаемого жилья, ниже выкупной цены изымаемого жилого помещения, то собственнику выплачивается разница между, стоимостью прежнего и нового жилого помещения, а если стоимость предоставляемого жилого помещения выше выкупной цены изымаемого жилого помещения, то по соглашению сторон обязанность по оплате разницы между ними возлагается на собственника.
В соответствии с частью 7 статьи 32 ЖК РФ, при определении выкупной цены жилого помещения в нее включается рыночная стоимость жилого помещения, а также в убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
В связи с этим, проведение оценки рыночной стоимости изымаемого жилого помещения необходимо для определения выкупной цены указанного помещения с целью соблюдения требований статьи 32 ЖК РФ.
При выкупе или ином предусмотренном законодательством РФ изъятии имущества у собственников для государственных или муниципальных нужд, рыночная стоимость жилого помещения должна быть установлена независимым оценщиком по правилам Федерального закона ДД.ММ.ГГГГ N 135-ФЭ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Согласно статье 8 указанного закона проведение оценки объектов оценки являет обязательным при выкупе или ином предусмотренном законодательством РФ изъятии имущества у собственников для государственных или муниципальных нужд.
Таким образом, использование услуг независимого оценщика является в данном случае обязательным в силу императивного требования статьи 8 указанного Федерального закона.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, Департамент управления имуществом городского округа Самара просил суд обязать Сычук Л. В., Рагимова Вугара А. О. зарегистрировать право общей долевой собственности на земельный участок, на котором расположен <адрес> городок <адрес>, произвести оценку рыночной стоимости жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> городок, <адрес>, а также принадлежащей им доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, на котором расположен <адрес> городок <адрес>, обязать Сычук В. С., Индиенкову Л. В. зарегистрировать право общей долевой собственности на земельный участок, на котором расположен <адрес> городок <адрес>, произвести оценку рыночной стоимости жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> городок, <адрес>, а также принадлежащей им доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, на котором расположен <адрес> городок <адрес>.
Судом к участию в деле в качестве ответчика привлечена Тюменцева М. В., в качестве третьих лиц Глава городского округа Самара, губернатор <адрес>, Православная религиозная организация епархиальный монастырь Иверский женский монастырь <адрес>.
В судебном заседании представитель Департамента управления имуществом городского округа Самара Пюльзю А.К., действующая на основании доверенности от 16.05.2011г., поддержала требования по основаниям, изложенным в иске.
Тюменцева М.В., Сычук Л.В., действующая и по доверенности от Сычук В.С., исковые требования полагали подлежащими удовлетворению.
Представитель Главы городского округа Самары Фитчина А.О., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ представитель <адрес> Попов С.С., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ представитель Православной религиозной организации епархиальный монастырь Иверский женский монастырь <адрес> Радаев В.А., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ решение данного вопроса оставили на усмотрение суда.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что Тюменцева М.В., Сычук Л.В., Рагимов В.А.о., Сычук В.С. являются собственниками жилого помещении, расположенного по адресу: <адрес>, Рабочий городок, <адрес> что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (л.д. 8-10), выпиской из ЕГРП (л.д. 59).
Распоряжением Первого заместителя Главы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ №-р жилой <адрес> городок признан аварийным и подлежащим сносу (л.д. 6 об.).
Распоряжением первого заместителя Главы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ №-р в вышеуказанный распорядительный акт внесены изменения, в соответствии с которыми сроки отселения физических лиц, сроки сноса аварийного многоквартирного дома продлены до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 6).
Согласно смотровому уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ. Сычук В.С. и Индиенковой Л.В. было предложено жилое помещение по адресу: <адрес> от которого Сычук В.С. отказался (л.д. 5).
Сычук Л.В. и Рагимову В.А. было предложено жилое помещение по адресу: <адрес>, от которой Рагимов В.А. отказался (л.д. 12).
Суду также предоставлено соглашение от ДД.ММ.ГГГГ заключенное между <адрес>, Православной религиозной организацией епархиальный монастырь Иверский женский монастырь <адрес> и Главой городского округа Самара, согласно которому стороны принимают на себя взаимные обязательства по переселению граждан из аварийного жилья и передаче в собственность Иверского монастыря земельного участка после отселения жильцов (л.д. 57).
Согласно договору № безвозмездного срочного пользования земельным участком от ДД.ММ.ГГГГ заключенному между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области и Православной религиозной организацией епархиальный монастырь Иверский женский монастырь г. Самары, на основании постановления Главы города Самары от ДД.ММ.ГГГГ №, приказа Министерства строительства и ЖКХ Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ., Православная религиозная организация епархиальный монастырь Иверский женский монастырь г. Самары, принял в безвозмездное срочное пользование земельный участок на срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 35).
Указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка (л.д. 39).
Ответчики обратились с заявлением о формировании земельного участка в Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара, где получили ответ о то, что границы испрашиваемого земельного участка, накладываются на уже зарегистрированный земельный участок (л.д. 47).
Согласно ст. 32 ч. 10 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Суду не предоставлено документов, подтверждающих необходимость изъятия земельного участка для муниципальных нужд.
На основании ЖК РФ в общее имущество многоквартирного дома входит земельный участок, на котором находится данный имущественный комплекс (ст. 36 ЗК РФ).
В ст. 16 ФЗ от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ (ред. от 26 декабря 2005 г.) "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" устанавливается порядок перехода земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. В п. 1 названной статьи декларируется, что в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
В ч. 2 данной статьи установлено, что земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие ЖК РФ и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. Таким образом речь идет о возникновении права собственности только на земельный участок, границы которого установлены, межевание проведено, так как до момента проведения государственного кадастрового учета земельный участок ни как объект недвижимости, ни как объект прав еще не существует, поскольку недвижимостью признается лишь индивидуально-определенная вещь, т.е. вещь, индивидуализированная до степени невозможности смешения со сходной вещью.
Земельный участок - часть поверхности земли (в том числе поверхностный почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке уполномоченным государственным органом. Индивидуализация земельного участка является итогом проведения работ по его кадастровому учету, в результате которых участок приобретает такие характеристики, какие позволяют однозначно выделить его из состава других объектов недвижимости: местоположение (адрес), описание границ, площадь, целевое назначение (категория земель и разрешенное использование), кадастровый номер.
Согласно ФЗ от 2 января 2000 г. N 28-ФЗ (в ред. от 22 августа 2004 г.) "О государственном земельном кадастре" кадастровый учет земельных участков - это описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки. Государственный кадастровый учет земельных участков сопровождается присвоением каждому земельному участку кадастрового номера.
Под межеванием земельного участка согласно ФЗ "О государственном земельном кадастре" понимаются мероприятия по определению местоположения и границ земельного участка на местности.
По общему правилу, установленному в п. 2 ст. 8 ГК РФ, права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом. В п. 2 ст. 23 Закона о государственной регистрации в отношении общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме предусматривается, что государственная регистрация возникновения, перехода, ограничения (обременения) или прекращения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирном доме одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество.
Право общей долевой собственности на земельные участки, в отношении которых кадастровый учет был произведен до ведения в действие ЖК РФ, возникло с ДД.ММ.ГГГГ, тогда как право общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме на земельные участки, которые не были сформированы до введения в действие ЖК РФ, возникнет с момента их формирования и проведения кадастрового учета.
Судом установлено, что проведение кадастрового учета земельного участка под многоквартирным домом №, Рабочий городок невозможно в силу того, что на кадастровом учете состоит земельный участок, предоставленный Иверскому женскому монастырю на основании трехстороннего соглашения и договора безвозмездного срочного пользования земельным участком от 13.08.2008г., в который входит земельный участок под многоквартирным домом.
Кроме того, регистрации общей долевой собственности на земельный участок предшествует определенная законом процедура формирования земельного участка и совместное обращение всех собственников многоквартирного дома. Как установлено судом, одним из собственников дома является Тюменцева М.В., которая привлечена судом к участию в деле, однако к данному лицу никаких требований Департаментом управления имуществом городского округа Самара не заявлено.
Согласно ст. 32 ч. 6 ЖК РФ выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения. Соглашение включает в себя обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемое жилое помещение.
Жилищным кодексом не предусмотрено обязание собственников производить оценку рыночной стоимости жилого помещения и доли земельного участка. Кроме того, учитывая, что право собственности на земельный участок не оформлено в установленном законом порядке, рыночная стоимость такого земельного участка может изменяться.
При указанных обстоятельствах, учитывая, что регистрации права общей долевой собственности земельного участка предшествует определенная законом процедура формирования земельного участка и обращение всех сособственников многоквартирного дома, обязание собственника произвести оценку жилого помещения законом не предусмотрено, земельный участок под многоквартирным домом входит в земельный участок, переданный Иверскому женскому монастырю, поставлен на кадастровый учет, суд приходит к выводу о том, что требования Департамента управления имуществом городского округа Самары удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении искового заявления Департамента управления имуществом городского округа Самара отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Ленинский районный суд г. Самары в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.А. Борисова