Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-5183/2019 ~ М-3443/2019 от 08.07.2019

ДЕЛО № 2а-5183/2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 сентября 2019 года Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи       Курындиной Е.Ю.,

при секретаре                                    Садчиковой У.А.,

с участием представителя административного истца – Бардаковой Е.В., действующей на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании,

представителя административного ответчика - ДИЗО Воронежской области по Слесаревой И.М., действующей на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании,

представителя Управления главного архитектора администрации городского округа г. Воронеж - Санниковой Н.Н., действующей на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Бабкина Алексея Кузьмича к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании незаконным и отмене решения от 24 мая 2019 года №52-17-7971з об отказе в выдаче разрешения на использование земельного участка, возложении обязанности повторно рассмотреть заявление,

У с т а н о в и л:

Бабкин Алексей Кузьмич обратился в суд с административным иском к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании незаконным и отмене решения от 24 мая 2019 года №52-17-7971з об отказе в выдаче разрешения на использование земельного участка, прилегающего к земельному участку с кадастровым номером (№), с целью размещения объектов без предоставления земельных участков и установления сервитутов, возложении обязанности повторно рассмотреть заявление.

В обоснование заявленных требований указав, что является сособственником домовладения (№) по <адрес> в <адрес>. Фактически используемая им часть дома расположена на принадлежащем ему земельном участке с кадастровым номером (№) площадью 331+/-6 кв.м.

18.12.2018 г. Управлением Росреестра по Воронежской области был составлен акт проверки и административному истцу было выдано предписание об устранении нарушений требований земельного законодательства № 15-871-р. Выявленные нарушения выразились в самовольном использовании земельного участка площадью 204 кв.м., прилегающего к части левой межи земельного участка.

05 марта 2019 г. административный истец обратился в ДИЗО Воронежской области за выдачей разрешения на использование земельного участка площадью 204 кв.м., примыкающего к его земельному участку, с целью размещения элементов благоустройства территории, в том числе малых архитектурных форм, сроком на 5 лет.

25 мая 2019 г. письмом № 52-17-7971з ему было отказано в выдаче разрешения в соответствии с п. «в» п. 3.5 раздела III Положения о порядке и условиях использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, с целью размещения объектов, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденного приказом Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 02.07.2015 № 1111, так как в заявлении указана цель использования земельного участка, не соответствующая назначению объекта.

Данное решение ДИЗО Воронежской области об отказе в выдаче разрешения административный истец считает незаконным.

Ссылаясь на Правила благоустройства городского округа г. Воронеж от 19.06.2018 г. полагает, что поскольку за забором на испрашиваемом участке расположен газон, его размещение не противоречит, в том числе и п. 9.3.15.3 Правил благоустройства, в соответствии с которым в целях благоустройства на территории городского округа могут устанавливаться различные виды ограждений в соответствии с их назначением (декоративные, защитные, декоративно-защитные), высотой (низкие - 0,3 - 1,0 м, средние - 1,1 - 1,7 м, высокие - 1,8 - 3,0 м), видом материала (металлические, железобетонные и др.), степенью проницаемости для взгляда (прозрачные, глухие), степенью стационарности (постоянные, временные, передвижные).

Расположенное на придомовой территории ограждение не препятствует неопределенному кругу лиц использовать земли общего пользования, а именно: проходить по улице, использовать тротуар, так как расстояние от забора до дороги составляет не менее трех метров (л.д. 8-9).

05 августа 2019 года определением Коминтерновского районного суда г. Воронежа, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление имущественных и земельных отношений администрации городского округа г. Воронеж (л.д. 61).

Определением суда от 26 августа 2019 г., занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Алисова В.С. (л.д. 73).

Административный истец Бабкин А.К. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен в установленном законом порядке, о причинах неявки не сообщил.

Представитель административного истца – Бардакова Е.В., действующая на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании (л.д.34-35), заявленные требования поддержала.

Представитель административного ответчика ДИЗО Воронежской области Слесарева И.М., действующая на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании (л.д. 36,37), против удовлетворения заявленных требований возражала, представлены письменные возражения (л.д. 38-42).

Представитель заинтересованного лица Управления главного архитектора администрации городского округа г. Воронеж - Санникова Н.Н., действующая на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании (л.д. 83-84), против удовлетворения заявленных требований возражала.

Заинтересованные лица – Управа Коминтерновского района городского округа г. Воронеж, Алисова В.С., Управление имущественных и земельных отношений администрации городского округа г. Воронежа о месте и времени рассмотрения дела извещены в установленном законом порядке, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Частью первой статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно пункту 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 года N 1300 утвержден "Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов".

Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

На территории Воронежской области исполнительным органом государственной власти, осуществляющим предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков является Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области, который действует на основании Положения о Департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области, утвержденного Постановлением Правительства Воронежской области от 08.05.2009 г. №365 (далее по тексту Положение).

В соответствии со ст. 39.36 ЗК РФ, Постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 года N 1300 " Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов", департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области 02.07.2015 г. издан приказ N 1111 "Об утверждении Положения о порядке и условиях использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, с целью размещения объектов, без предоставления земельных участков и установления сервитутов".

Положение о порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов разработано в соответствии со статьей 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации и регламентирует процедуру и условия размещения объектов, размещение которых осуществляется на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов согласно перечню, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" (далее - Объекты).

Согласно п. 2.2. раздела II Положения разрешение на размещение Объектов выдается заявителю Уполномоченным органом при одновременном соблюдении следующих условий:

- испрашиваемый для использования земельный участок не может быть использован как самостоятельный для строительства объектов капитального строительства, что должно быть подтверждено соответствующей информацией органа архитектуры по месту расположения земельных участков;

- цель использования земель или земельных участков соответствует назначению Объекта, установленному Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 года N 1300.

Разрешение на размещение элементов благоустройства и малых архитектурных форм, в том числе на придомовой территории (земельный участок, прилегающий к земельному участку с видом разрешенного использования: индивидуальное жилищное строительство или ведение личного подсобного хозяйства), за исключением размещения таких объектов на земельных участках, занимаемых зелеными зонами общего пользования, выдается заявителю Уполномоченным органом при соблюдении условий, определенных настоящим пунктом, в случае если земельный участок, на котором предполагается разместить Объект, находится в непосредственной близости или примыкает к земельному участку либо к объекту капитального строительства, принадлежащему заявителю на определенном праве.

Установлено и подтверждается материалами дела, что Бабкину А.К. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 36:34:0204027:91, площадью 331+/-6 кв. м, предоставленный из земель населенных пунктов для индивидуального жилищного строительства по адресу: <адрес> (л.д. 14-17).

В связи с проведенной проверкой и вынесенным предписанием Управлением Росреестра по Воронежской области от 18 декабря 2019 г. (л.д. 18-20, 21-22), Бабкин А.Н. 13 марта 2019 г. (изначально обратилась 05 марта 2019 г. Бабкина Анна Алексеевна) обратился с заявлением к административному ответчику о выдаче разрешения на использование земельного участка без предоставления земельного участка и установления сервитута, в котором просил выдать разрешение на использование земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, прилегающего к участку по <адрес>, площадью 209 кв.м., кадастровый (№), с целью размещения элементов благоустройства территории, в том числе малых архитектурных форм, за исключением некапитальных нестационарных строений и сооружений, рекламных конструкций, применяемых как составные части благоустройства без предоставления земельного участка и установления сервитутов. Срок использования земельного участка указан 59 месяцев (л.д. 47).

По результатам рассмотрения обращения ДИЗО Воронежской области дан ответ об отказе Бабкину А.К. в выдаче разрешения на использование земельного участка (письмо от 24.05.2019 г. № 52-17-7971з). В качестве основания сделана ссылка на пп. «в» п. 3.5 раздела III Положения о порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (л.д. 45-46).

В обоснование отказа ДИЗО Воронежской области в письме сообщено, что по информации управления главного архитектора администрации городского округа г. Воронеж, испрашиваемый земельный участок расположен за границами красных линий, на территории общего пользования, которая должна быть общедоступной. Вместе с тем, по информации управы Коминтерновского района г. Воронежа, на испрашиваемом земельном участке размещено глухое ограждение из металлопрофиля, установленное со стороны <адрес> и ул. 45 стрелковой дивизии, и выдача разрешения на использование земельного участка возможная при условии демонтажа указанного ограждения (л.д. 45-46).

В соответствии с пп. «в» п. 3.5. Положения о порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, решение об отказе в выдаче разрешения принимается в случае, если: в заявлении указана цель использования земель или земельного участка, не соответствующая назначению Объекта.

Из материалов дела, а также исходя из информации, предоставленной управлением главного архитектора администрации городского округа г. Воронеж, управой Коминтерновского района городского округа г. Воронеж, следует, что в соответствии с картой функциональных зон Генерального плана городского округа город Воронеж, утверждённого решением Воронежской городской Думы от 19.12.2008 № 422-II, рассматриваемый земельный участок находится на территории двух зон: зоны застройки индивидуальными жилыми домами (до 3 этажей) и зоны объектов транспортной инфраструктуры.

В соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа город Воронеж решением Воронежской городской Думы от 25.12.2009 № 384-II (далее ПЗЗ), рассматриваемый земельный участок расположен в двух территориальных зонах: в территориальной зоне с индексом Ж1 - зона малоэтажной индивидуальной застройки и в территориальной зоне с индексом ИТ1 - городские магистрали и улицы, для которой регламенты носят рекомендательный характер.

Формирование участков в разных территориальных зонах не соответствует требованиям ст. 30 Градостроительного Кодекса РФ, предусматривающей, что участок должен отвечать требованиям принадлежности к одной территориальной зоне.

Кроме того, в соответствии с ПЗЗ, рассматриваемый земельный участок расположен на территории рекомендуемых площадок и магистралей перспективного строительства в соответствии с предложениями генерального плана.

Согласно имеющимся картографическим материалам, земельный участок частично ограничен в использовании в отношении сетей инженерно- технического обеспечения.

Рассматриваемый земельный участок частично расположен за границами красных линий, на территории общего пользования, которая должна быть общедоступной.

Согласно ст. 36 Градостроительного кодекса РФ действие градостроительного регламента не распространяется на территории общего пользования и занятые линейными объектами. Согласно п. 3.17, 3.36, 3.37, 12.33 «СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01- 89», территория, ограниченная красными линиями улично-дорожной сети города, предназначена для движения транспортных средств и пешеходов, прокладки инженерных коммуникаций и является территорией общего пользования транспортного назначения.

Согласно ст. 39.33 Земельного Кодекса РФ использование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляемое без предоставления земельных участков и установления сервитута на основании разрешений уполномоченного органа, не дает право на использование данных участков под строительство или реконструкцию объектов капитального строительства.

Конфигурация, расположение и площадь указанного земельного участка не позволяют использовать его в качестве самостоятельного для строительства объектов капитального строительства. Вместе с тем, размещение элементов благоустройства и малых архитектурных форм не должно препятствовать свободному доступу неограниченного круга лиц на территорию общего пользования и обязано выполняться в соответствии с Правилами благоустройства территорий городского округа г. Воронеж, утвержденными решением Воронежской городской Думы от 19.06.2008 №190- (л.д. 52-53).

Управой Коминтерновского района городского округа г. Воронеж на имя заместителя руководителя департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области направлена информация, согласно которой управа района не возражает в использовании земельного участка для размещения объектов благоустройства территории, площадью 209 кв.м., прилегающего к земельному участку, расположенному по адресу: <адрес>, при условии демонтажа глухого ограждения из металлопрофиля, установленного со стороны <адрес> и ул. 45 стрелковой дивизии (л.д. 54).

Согласно акту проверки от 16 апреля 2019 г. часть проверяемого участка входит в границы земельного участка земельного участка, формируемого Управлением имущественных и земельных отношений администрации городского округа г. Воронеж, расположенного по адресу: <адрес> дивизии – автодорога. К акту проверки приложены материалы фотофиксации (л.д.55, 56-57).

Пунктом 2 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ установлено, что территории общего пользования - это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

В соответствии со ст. 85 Земельного кодекса РФ использование земель населенных пунктов осуществляется согласно градостроительных регламентов территориального зонирования. В п. 12 данной статьи указано, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережным, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включатся в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Из смысла данных норм следует, что территории общего пользования не только не подлежат приватизации, но и должны быть общедоступными для беспрепятственного пользования неограниченным кругом лиц.

Как установлено в ходе рассмотрения дела, часть земельного участка, на которую претендует Бабкин А.К., отнесена к категории земель общего пользования, в связи с чем, на участке не может быть размещено глухое ограждение из металлопрофиля.

Данные обстоятельства были учтены ответчиком при решении вопроса о перераспределении испрашиваемого участка.

С учетом приведенных фактов и норм действующего законодательства, суд приходит к выводу о наличии оснований, предусмотренных подп. «в» п. 3.5 раздела III Положения о порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, для отказа в выдаче разрешения о предоставлении для использования земельного участка.

Таким образом, отказ административного ответчика соответствует требованиям земельного законодательства, дан уполномоченным органом, не нарушает прав и законных интересов административного истца.

Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований Бабкину А.К. в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного иска Бабкина Алексея Кузьмича к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании незаконным и отмене решения от 24 мая 2019 г. №52-17-7971 об отказе в выдаче разрешения на использования земельного участка, прилегающего к земельному участку с кадастровым номером (№), с целью размещения объектов без предоставления земельных участков и установления сервитутов, возложении обязанности повторно рассмотреть заявление от 05 марта 2019 года о выдаче разрешения на использование земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 209 кв.м., прилегающего к земельному участку с кадастровым номером (№)91 с целью размещения объектов без предоставления земельных участков и установления сервитутов - отказать

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья:                                          Е.Ю. Курындина

Решение в окончательной форме изготовлено 16 сентября 2019 года.

ДЕЛО № 2а-5183/2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 сентября 2019 года Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи       Курындиной Е.Ю.,

при секретаре                                    Садчиковой У.А.,

с участием представителя административного истца – Бардаковой Е.В., действующей на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании,

представителя административного ответчика - ДИЗО Воронежской области по Слесаревой И.М., действующей на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании,

представителя Управления главного архитектора администрации городского округа г. Воронеж - Санниковой Н.Н., действующей на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Бабкина Алексея Кузьмича к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании незаконным и отмене решения от 24 мая 2019 года №52-17-7971з об отказе в выдаче разрешения на использование земельного участка, возложении обязанности повторно рассмотреть заявление,

У с т а н о в и л:

Бабкин Алексей Кузьмич обратился в суд с административным иском к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании незаконным и отмене решения от 24 мая 2019 года №52-17-7971з об отказе в выдаче разрешения на использование земельного участка, прилегающего к земельному участку с кадастровым номером (№), с целью размещения объектов без предоставления земельных участков и установления сервитутов, возложении обязанности повторно рассмотреть заявление.

В обоснование заявленных требований указав, что является сособственником домовладения (№) по <адрес> в <адрес>. Фактически используемая им часть дома расположена на принадлежащем ему земельном участке с кадастровым номером (№) площадью 331+/-6 кв.м.

18.12.2018 г. Управлением Росреестра по Воронежской области был составлен акт проверки и административному истцу было выдано предписание об устранении нарушений требований земельного законодательства № 15-871-р. Выявленные нарушения выразились в самовольном использовании земельного участка площадью 204 кв.м., прилегающего к части левой межи земельного участка.

05 марта 2019 г. административный истец обратился в ДИЗО Воронежской области за выдачей разрешения на использование земельного участка площадью 204 кв.м., примыкающего к его земельному участку, с целью размещения элементов благоустройства территории, в том числе малых архитектурных форм, сроком на 5 лет.

25 мая 2019 г. письмом № 52-17-7971з ему было отказано в выдаче разрешения в соответствии с п. «в» п. 3.5 раздела III Положения о порядке и условиях использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, с целью размещения объектов, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденного приказом Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 02.07.2015 № 1111, так как в заявлении указана цель использования земельного участка, не соответствующая назначению объекта.

Данное решение ДИЗО Воронежской области об отказе в выдаче разрешения административный истец считает незаконным.

Ссылаясь на Правила благоустройства городского округа г. Воронеж от 19.06.2018 г. полагает, что поскольку за забором на испрашиваемом участке расположен газон, его размещение не противоречит, в том числе и п. 9.3.15.3 Правил благоустройства, в соответствии с которым в целях благоустройства на территории городского округа могут устанавливаться различные виды ограждений в соответствии с их назначением (декоративные, защитные, декоративно-защитные), высотой (низкие - 0,3 - 1,0 м, средние - 1,1 - 1,7 м, высокие - 1,8 - 3,0 м), видом материала (металлические, железобетонные и др.), степенью проницаемости для взгляда (прозрачные, глухие), степенью стационарности (постоянные, временные, передвижные).

Расположенное на придомовой территории ограждение не препятствует неопределенному кругу лиц использовать земли общего пользования, а именно: проходить по улице, использовать тротуар, так как расстояние от забора до дороги составляет не менее трех метров (л.д. 8-9).

05 августа 2019 года определением Коминтерновского районного суда г. Воронежа, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление имущественных и земельных отношений администрации городского округа г. Воронеж (л.д. 61).

Определением суда от 26 августа 2019 г., занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Алисова В.С. (л.д. 73).

Административный истец Бабкин А.К. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен в установленном законом порядке, о причинах неявки не сообщил.

Представитель административного истца – Бардакова Е.В., действующая на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании (л.д.34-35), заявленные требования поддержала.

Представитель административного ответчика ДИЗО Воронежской области Слесарева И.М., действующая на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании (л.д. 36,37), против удовлетворения заявленных требований возражала, представлены письменные возражения (л.д. 38-42).

Представитель заинтересованного лица Управления главного архитектора администрации городского округа г. Воронеж - Санникова Н.Н., действующая на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании (л.д. 83-84), против удовлетворения заявленных требований возражала.

Заинтересованные лица – Управа Коминтерновского района городского округа г. Воронеж, Алисова В.С., Управление имущественных и земельных отношений администрации городского округа г. Воронежа о месте и времени рассмотрения дела извещены в установленном законом порядке, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Частью первой статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно пункту 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 года N 1300 утвержден "Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов".

Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

На территории Воронежской области исполнительным органом государственной власти, осуществляющим предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков является Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области, который действует на основании Положения о Департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области, утвержденного Постановлением Правительства Воронежской области от 08.05.2009 г. №365 (далее по тексту Положение).

В соответствии со ст. 39.36 ЗК РФ, Постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 года N 1300 " Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов", департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области 02.07.2015 г. издан приказ N 1111 "Об утверждении Положения о порядке и условиях использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, с целью размещения объектов, без предоставления земельных участков и установления сервитутов".

Положение о порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов разработано в соответствии со статьей 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации и регламентирует процедуру и условия размещения объектов, размещение которых осуществляется на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов согласно перечню, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" (далее - Объекты).

Согласно п. 2.2. раздела II Положения разрешение на размещение Объектов выдается заявителю Уполномоченным органом при одновременном соблюдении следующих условий:

- испрашиваемый для использования земельный участок не может быть использован как самостоятельный для строительства объектов капитального строительства, что должно быть подтверждено соответствующей информацией органа архитектуры по месту расположения земельных участков;

- цель использования земель или земельных участков соответствует назначению Объекта, установленному Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 года N 1300.

Разрешение на размещение элементов благоустройства и малых архитектурных форм, в том числе на придомовой территории (земельный участок, прилегающий к земельному участку с видом разрешенного использования: индивидуальное жилищное строительство или ведение личного подсобного хозяйства), за исключением размещения таких объектов на земельных участках, занимаемых зелеными зонами общего пользования, выдается заявителю Уполномоченным органом при соблюдении условий, определенных настоящим пунктом, в случае если земельный участок, на котором предполагается разместить Объект, находится в непосредственной близости или примыкает к земельному участку либо к объекту капитального строительства, принадлежащему заявителю на определенном праве.

Установлено и подтверждается материалами дела, что Бабкину А.К. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 36:34:0204027:91, площадью 331+/-6 кв. м, предоставленный из земель населенных пунктов для индивидуального жилищного строительства по адресу: <адрес> (л.д. 14-17).

В связи с проведенной проверкой и вынесенным предписанием Управлением Росреестра по Воронежской области от 18 декабря 2019 г. (л.д. 18-20, 21-22), Бабкин А.Н. 13 марта 2019 г. (изначально обратилась 05 марта 2019 г. Бабкина Анна Алексеевна) обратился с заявлением к административному ответчику о выдаче разрешения на использование земельного участка без предоставления земельного участка и установления сервитута, в котором просил выдать разрешение на использование земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, прилегающего к участку по <адрес>, площадью 209 кв.м., кадастровый (№), с целью размещения элементов благоустройства территории, в том числе малых архитектурных форм, за исключением некапитальных нестационарных строений и сооружений, рекламных конструкций, применяемых как составные части благоустройства без предоставления земельного участка и установления сервитутов. Срок использования земельного участка указан 59 месяцев (л.д. 47).

По результатам рассмотрения обращения ДИЗО Воронежской области дан ответ об отказе Бабкину А.К. в выдаче разрешения на использование земельного участка (письмо от 24.05.2019 г. № 52-17-7971з). В качестве основания сделана ссылка на пп. «в» п. 3.5 раздела III Положения о порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (л.д. 45-46).

В обоснование отказа ДИЗО Воронежской области в письме сообщено, что по информации управления главного архитектора администрации городского округа г. Воронеж, испрашиваемый земельный участок расположен за границами красных линий, на территории общего пользования, которая должна быть общедоступной. Вместе с тем, по информации управы Коминтерновского района г. Воронежа, на испрашиваемом земельном участке размещено глухое ограждение из металлопрофиля, установленное со стороны <адрес> и ул. 45 стрелковой дивизии, и выдача разрешения на использование земельного участка возможная при условии демонтажа указанного ограждения (л.д. 45-46).

В соответствии с пп. «в» п. 3.5. Положения о порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, решение об отказе в выдаче разрешения принимается в случае, если: в заявлении указана цель использования земель или земельного участка, не соответствующая назначению Объекта.

Из материалов дела, а также исходя из информации, предоставленной управлением главного архитектора администрации городского округа г. Воронеж, управой Коминтерновского района городского округа г. Воронеж, следует, что в соответствии с картой функциональных зон Генерального плана городского округа город Воронеж, утверждённого решением Воронежской городской Думы от 19.12.2008 № 422-II, рассматриваемый земельный участок находится на территории двух зон: зоны застройки индивидуальными жилыми домами (до 3 этажей) и зоны объектов транспортной инфраструктуры.

В соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа город Воронеж решением Воронежской городской Думы от 25.12.2009 № 384-II (далее ПЗЗ), рассматриваемый земельный участок расположен в двух территориальных зонах: в территориальной зоне с индексом Ж1 - зона малоэтажной индивидуальной застройки и в территориальной зоне с индексом ИТ1 - городские магистрали и улицы, для которой регламенты носят рекомендательный характер.

Формирование участков в разных территориальных зонах не соответствует требованиям ст. 30 Градостроительного Кодекса РФ, предусматривающей, что участок должен отвечать требованиям принадлежности к одной территориальной зоне.

Кроме того, в соответствии с ПЗЗ, рассматриваемый земельный участок расположен на территории рекомендуемых площадок и магистралей перспективного строительства в соответствии с предложениями генерального плана.

Согласно имеющимся картографическим материалам, земельный участок частично ограничен в использовании в отношении сетей инженерно- технического обеспечения.

Рассматриваемый земельный участок частично расположен за границами красных линий, на территории общего пользования, которая должна быть общедоступной.

Согласно ст. 36 Градостроительного кодекса РФ действие градостроительного регламента не распространяется на территории общего пользования и занятые линейными объектами. Согласно п. 3.17, 3.36, 3.37, 12.33 «СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01- 89», территория, ограниченная красными линиями улично-дорожной сети города, предназначена для движения транспортных средств и пешеходов, прокладки инженерных коммуникаций и является территорией общего пользования транспортного назначения.

Согласно ст. 39.33 Земельного Кодекса РФ использование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляемое без предоставления земельных участков и установления сервитута на основании разрешений уполномоченного органа, не дает право на использование данных участков под строительство или реконструкцию объектов капитального строительства.

Конфигурация, расположение и площадь указанного земельного участка не позволяют использовать его в качестве самостоятельного для строительства объектов капитального строительства. Вместе с тем, размещение элементов благоустройства и малых архитектурных форм не должно препятствовать свободному доступу неограниченного круга лиц на территорию общего пользования и обязано выполняться в соответствии с Правилами благоустройства территорий городского округа г. Воронеж, утвержденными решением Воронежской городской Думы от 19.06.2008 №190- (л.д. 52-53).

Управой Коминтерновского района городского округа г. Воронеж на имя заместителя руководителя департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области направлена информация, согласно которой управа района не возражает в использовании земельного участка для размещения объектов благоустройства территории, площадью 209 кв.м., прилегающего к земельному участку, расположенному по адресу: <адрес>, при условии демонтажа глухого ограждения из металлопрофиля, установленного со стороны <адрес> и ул. 45 стрелковой дивизии (л.д. 54).

Согласно акту проверки от 16 апреля 2019 г. часть проверяемого участка входит в границы земельного участка земельного участка, формируемого Управлением имущественных и земельных отношений администрации городского округа г. Воронеж, расположенного по адресу: <адрес> дивизии – автодорога. К акту проверки приложены материалы фотофиксации (л.д.55, 56-57).

Пунктом 2 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ установлено, что территории общего пользования - это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

В соответствии со ст. 85 Земельного кодекса РФ использование земель населенных пунктов осуществляется согласно градостроительных регламентов территориального зонирования. В п. 12 данной статьи указано, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережным, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включатся в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Из смысла данных норм следует, что территории общего пользования не только не подлежат приватизации, но и должны быть общедоступными для беспрепятственного пользования неограниченным кругом лиц.

Как установлено в ходе рассмотрения дела, часть земельного участка, на которую претендует Бабкин А.К., отнесена к категории земель общего пользования, в связи с чем, на участке не может быть размещено глухое ограждение из металлопрофиля.

Данные обстоятельства были учтены ответчиком при решении вопроса о перераспределении испрашиваемого участка.

С учетом приведенных фактов и норм действующего законодательства, суд приходит к выводу о наличии оснований, предусмотренных подп. «в» п. 3.5 раздела III Положения о порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, для отказа в выдаче разрешения о предоставлении для использования земельного участка.

Таким образом, отказ административного ответчика соответствует требованиям земельного законодательства, дан уполномоченным органом, не нарушает прав и законных интересов административного истца.

Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований Бабкину А.К. в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного иска Бабкина Алексея Кузьмича к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании незаконным и отмене решения от 24 мая 2019 г. №52-17-7971 об отказе в выдаче разрешения на использования земельного участка, прилегающего к земельному участку с кадастровым номером (№), с целью размещения объектов без предоставления земельных участков и установления сервитутов, возложении обязанности повторно рассмотреть заявление от 05 марта 2019 года о выдаче разрешения на использование земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 209 кв.м., прилегающего к земельному участку с кадастровым номером (№)91 с целью размещения объектов без предоставления земельных участков и установления сервитутов - отказать

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья:                                          Е.Ю. Курындина

Решение в окончательной форме изготовлено 16 сентября 2019 года.

1версия для печати

2а-5183/2019 ~ М-3443/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Бабкин Алексей Кузьмич
Ответчики
ДИЗО ВО
Другие
Управление главного архитектора г.о.г. Воронеж
Управление имущественных и земельных отношений г.о. г. Воронежа
Управа Коминтерновского района г.о.г. Воронеж
Алисова Валентина Семеновна
Суд
Коминтерновский районный суд г. Воронежа
Судья
Курындина Елена Юрьевна
Дело на странице суда
kominternovsky--vrn.sudrf.ru
08.07.2019Регистрация административного искового заявления
08.07.2019Передача материалов судье
08.07.2019Решение вопроса о принятии к производству
15.07.2019Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
15.07.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.07.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
05.08.2019Предварительное судебное заседание
26.08.2019Судебное заседание
11.09.2019Судебное заседание
16.09.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.09.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.08.2021Дело оформлено
25.08.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее