Мировой судья – Рудова К.В.
Дело №12-121/2020
Р Е Ш Е Н И Е
02 марта 2020 года г. Пермь
Судья Мотовилихинского районного суда г. Перми Орлова А.Ю.,
при секретаре Пепеляевой К.О.,
с участием защитника Чебана М.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника индивидуального предпринимателя Кузьмина Антона Валерьевича – Чебана М.Г. на постановление мирового судьи судебного участка №6 Мотовилихинского судебного района г. Перми от 04 декабря 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ в отношении индивидуального предпринимателя Кузьмина Антона Валерьевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца г. Перми, (ИНН 590614854703), проживающего по адресу: <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>, место осуществления предпринимательской деятельности: <адрес>, бар «Пиво Рыба Рок-н-ролл»,
у с т а н о в и л:
постановлением мирового судьи судебного участка №6 Мотовилихинского судебного района г. Перми от 04 декабря 2019 года индивидуальный предприниматель Кузьмин Антон Валерьевич (далее – ИП Кузьмин А.В.) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ, а именно в том, что 25 сентября 2019 года в 00-20 часов в баре «Пиво Рыба Рок-н-ролл», расположенном по адресу: <адрес>, принадлежащем ИП Кузьмину А.В., установлен факт реализации алкогольной продукции, согласно протоколу осмотра помещений, территорий от 25 сентября 2019 года, протоколу изъятия от 25 сентября 2019 года, без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность производства и оборота данной продукции, что запрещено действующим законодательством, чем нарушены ст. 10.2, п. 1 ст. 26 Федерального закона №171-ФЗ от 22 ноября 1995 года «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».
За данное правонарушение постановлением мирового судьи ИП Кузьмин А.В. подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей, без конфискации изъятой продукции.
Защитник ИП Кузьмина А.В. по доверенности Чебан М.Г. обратился в суд с жалобой на указанное постановление, по доводам которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить, указывая, что при вынесении судебного акта суд не рассматривал (не исследовал) материалы дела, отдал предпочтение письменным показаниям на основании того, что соблюдена форма протокола, в том числе определения о передаче дела об административном правонарушении №55 от 10 октября 2019 года, так как указанные документы составлены должностными лицами. В данной ситуации происходит ущемление прав Кузьмина А.В., нарушается принцип равноправия и состязательности сторон. При рассмотрении дела суд не учел единичность и исключительность допущенного Кузьминым А.В. нарушения, количество находящейся на реализации алкогольной продукции, не принял во внимание представленные заявителем документы о принятии им мер к предотвращению совершения правонарушений. Суду следовало исходить из того, что ст. 2.9 КоАП РФ, предусматривающая возможность признания совершенного административного правонарушения малозначительным, не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренных КоАП РФ. В своих объяснениях Кузьмин А.В. пояснил, что сопроводительные документы на реализуемое пиво находятся на торговом объекте, однако, продавец не могла их предоставить. Кроме того, как видно из материалов дела, суд располагал документами, подтверждающими факт законного нахождения в обороте алкогольной продукции.
ИП Кузьмин А.В. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Защитник ИП Кузьмина А.В. по доверенности Чебан М.Г. в судебном заседании доводы жалобы поддержал.
Изучив материалы дела, выслушав защитника, судья приходит к следующему.
Частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.17.1 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч. 2 ст. 16 Федерального закона №171-ФЗ от 22 ноября 1995 года «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, за исключением случаев, указанных в пунктах 3 и 6 настоящей статьи, не допускаются без соответствующей лицензии, без сопроводительных документов в соответствии с требованиями статьи 10.2 настоящего Федерального закона, без информации, установленной пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона, без деклараций о соответствии, без маркировки в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона.
Частью 1 статьи 10.2 упомянутого Федерального закона предусмотрено, что оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, если иное не установлено настоящей статьей: 1) товарно-транспортная накладная; 2) справка, прилагаемая к таможенной декларации, для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве неспиртосодержащей продукции либо в технических целях или иных целях, не связанных с производством и (или) оборотом (за исключением закупки) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также для алкогольной продукции, маркируемой в соответствии с настоящим Федеральным законом акцизными марками, информация об объеме оборота которой не зафиксирована в единой государственной автоматизированной информационной системе по каждой единице алкогольной продукции. Такая справка не заполняется для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами ЕАЭС; 3) справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной, для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, импортированных и являющихся товарами ЕАЭС, в целях использования такой продукции в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве неспиртосодержащей продукции либо в технических целях или иных целях, не связанных с производством и (или) оборотом (за исключением закупки) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, произведенных на территории Российской Федерации или импортированных и являющихся товарами ЕАЭС, а также для алкогольной продукции, маркируемой в соответствии с настоящим Федеральным законом федеральными специальными марками, информация об объеме оборота которой не зафиксирована в единой государственной автоматизированной информационной системе по каждой единице алкогольной продукции; 4) уведомление (для этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции); 5) заверенные подписью руководителя организации и (при наличии печати) ее печатью копия извещения об уплате авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об уплате авансового платежа акциза или копия извещения об освобождении от уплаты авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об освобождении от уплаты авансового платежа для закупки (за исключением импорта из государств, не являющихся членами ЕАЭС) и поставок (за исключением экспорта) этилового спирта в случаях, если уплата указанного платежа предусмотрена законодательством Российской Федерации о налогах и сборах; 6) копия договора о поставке за пределы Российской Федерации (в случае производства, закупки, поставок, хранения и (или) перевозок в целях вывоза из Российской Федерации (экспорта) пива и пивных напитков в полимерной потребительской таре (потребительской таре либо упаковке, полностью изготовленных из полиэтилена, полистирола, полиэтилентерефталата или иного полимерного материала) объемом более 1500 миллилитров).Частью 2 статьи 10.2 упомянутого Федерального закона предусмотрено, что этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте.
В соответствии с ч. 1 ст. 26 Федерального закона №171-ФЗ от 22 ноября 1995 года «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» запрещается оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, установленных в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, а также с фальсифицированными документами, удостоверяющими легальность производства и (или) оборота такой продукции, в том числе изготовленными путем их дублирования.
Согласно статье 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. В частности, эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Перечень доказательств не является исчерпывающим.
В ходе рассмотрения дела установлено, что 25 сентября 2019 года в 00-20 часов в баре «Пиво Рыба Рок-н-ролл», расположенном по адресу: <адрес>, принадлежащем ИП Кузьмину А.В. реализовывалась алкогольная продукция – пиво «ИПА Формула горького» объемом 0,5 литра в количестве 6 штук, пиво «Привал» в жестяной банке объемом 0,5 литра в количестве 4 штук, пиво «Бешеный трамвай» в стеклянной банке 0,5 литра в количестве 2 штук, без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность производства и оборота данной продукции, чем нарушены ст. 10.2, п. 1 ст. 26 Федерального закона №171 от 22 ноября 1995 года «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».
Факт нарушения ИП Кузьминым А.В. установленных законодательством вышеуказанных особых требований к розничной продаже алкогольной продукции и ограничений в области оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции достоверно подтвержден представленными в материалы дела доказательствами, в том числе: протоколом об административном правонарушении от 10 октября 2019 года; рапортом ст. УУП ОУУП ПДН ОП №4 УМВ России по г. Перми ФИО7 от 30 сентября 2019 года; протоколом осмотра помещений, территорий от 25 сентября 2019 года с фото-таблицей; протоколом изъятия от 25 сентября 2019 года; объяснениями Синкевича А.В. от 25 сентября 2019 года; объяснениями Шакирзяновой Д.И. от 25 сентября 2019 года; объяснениями Кузьмина А.В. от 10 октября 2019 года; копией паспорта на имя Кузьмина А.В.; копией уведомления о постановке на учет физического лица в налоговом органе; копией листа записи ЕГРИП в отношении ИП Кузьмина А.В.; копией уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности от 30 апреля 2019 года; копией договора аренды на нежилое помещение от 14 февраля 2019 года, заключенного между Пирожковым Д.В. и Кузьминым А.В.; копией акта приема-передачи изъятых вещей и документов на хранение от 25 сентября 2019 года; копией сертификата соответствия № от 24 ноября 2017 года; копиями деклараций о соответствии с приложением; копиями товарно-транспортных накладных.
В связи с этим вывод мирового судьи о наличии в действиях ИП Кузьмина А.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является правильным и не противоречит фактическим обстоятельствам дела.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, состоит в непредставлении по первому требованию покупателя или контролирующего органа документов, подтверждающих легальность оборота алкогольной продукции, правонарушение считается оконченным в момент непредставления указанных документов.
Документы, подтверждающие легальность реализуемой алкогольной продукции, индивидуальным предпринимателем представлены после проведения проверки в момент составления протокола, в связи с этим его действия правильно квалифицированы по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
Отсутствие документов в момент проведения проверки, их непредставление по первому требованию проверяющих образует состав правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
В этой связи доводы жалобы отмену постановления мирового судьи не влекут, поскольку не свидетельствуют об отсутствии в действиях ИП Кузьмина А.В. состава вменяемого административного правонарушения и недоказанности его вины.
Доводы заявителя о том, что все документы на осуществление розничной продажи пива на момент проверки находились в торговом объекте, опровергаются исследованными доказательствами.
Принцип презумпции невиновности мировым судьей не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые могли быть истолкованы в пользу ИП Кузьмина А.В., не усматривается, наказание в виде административного штрафа назначено в соответствии с положениями ст. 4.1 КоАП РФ с учетом характера совершенного административного правонарушения и личности правонарушителя, в пределах санкции ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу об административном правонарушении не допущено, нормы материального права применены правильно.
Постановление о привлечении ИП Кузьмина А.В. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного для данной категории дел.
В соответствии с правовой позицией Верховного суда РФ, изложенной в абзаце 3 пункта 21 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 марта 2005 года №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» административное правонарушение является малозначительным, если действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Оборот алкогольной продукции находится под особым государственным контролем и совершенное ИП Кузьминым А.В. правонарушение посягает на установленный порядок общественных отношений в сфере оборота этилового спирта и алкогольной продукции. Государственный контроль в сфере оборота алкогольной продукции направлен на защиту прав потребителей и обеспечение качества алкогольной продукции. По указанному правонарушению существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении хозяйствующего субъекта к требованиям действующего законодательства, в связи с эти оснований для признания данного правонарушения малозначительным не имеется.
При таком положении, оснований для отмены, изменения постановления мирового судьи и удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление мирового судьи судебного участка №6 Мотовилихинского судебного района г. Перми от 04 декабря 2019 года в отношении индивидуального предпринимателя Кузьмина Антона Валерьевича оставить без изменения, жалобу защитника Чебана М.Г. – без удовлетворения.
Решение вступило в законную силу и может быть обжаловано в порядке надзора.
Судья: А.Ю. Орлова