Дело № 2а-1347/2017 г.
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
22 ноября 2017 г. п. Дивеево
Саровский городской суд Нижегородской области в составе
председательствующего судьи Ильичевой И.В.,
при секретаре Семиковой О.В.,
с участием представителя административного истца адвоката Катькина М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Епишкова Е. В. к ФКУ «Военный комиссариат Нижегородской области», военному комиссариату г. Саров Нижегородской области, военному комиссару Нижегородской области, призывной комиссии военного комиссариата Нижегородской области, призывной комиссии военного комиссариата г. Саров Нижегородской области, военному комиссару г. Саров Нижегородской области, врио военного комиссара г. Саров Нижегородской области об обязании выдать военный билет, признании незаконным приказа,
УСТАНОВИЛ:
Епишков Е.В. обратился в суд с настоящим административным иском указав, что 31 октября 2016 года он был вызван в военный комиссариат г. Сарова Нижегородской области для прохождения медицинского освидетельствования, определения годности к военной службе и оформления военного билета.
При прохождении медицинского освидетельствования были выявлены нарушения здоровья, в связи с чем, 31 октября 2016 года истец был направлен на стационарное обследование в ФГБУЗ КБ-50 ФМБА России. Согласно заключению ему поставлен диагноз <данные изъяты>
25 мая 2017 года истцу была выдана справка взамен военного билета и он был зачислен в запас, как не прошедший военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Административный истец считает, что выдача справки взамен военного билета является незаконным, поскольку военную службу он не прошел по законным основаниям, так как проходил обучение в высшем учебном заведении, в связи с чем, ему была предоставлена отсрочка. Явкой в призывную комиссию его не обязывали, от призывной комиссии он не уклонялся. Повесток и писем с требованием о явке в призывную комиссию ему не направлялось. Решение призывной комиссии является прямым нарушением его прав и законных интересов. При зачислении в запас, достаточным условием для признания состоящего на воинском учете гражданина, достигшего возраста 27 лет, не прошедшим службу по призыву, при отсутствии на то законных оснований, является наличие в документах воинского учета данных о не прохождении им военной службы без законных на то оснований после 01 января 2014 года.
Административный истец, с учетом уточненных требований, просит обязать призывную комиссию военного комиссариата г. Сарова Нижегородской области устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод заявителя, выдать военный билет. Признать незаконным приказ военного комиссара Нижегородской области № 33 от 13 февраля 2017 года в части зачисления истца в запас ВС РФ с присвоением воинского звания «рядовой».
Определением суда от 28 августа 2017 года к участию в деле в качестве соответчика привлечен ФКУ «Военный комиссариат Нижегородской области».
Определением суда от 28 августа 2017 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена врио военного комиссара г. Саров Нижегородской области.
Определением суда от 10 октября 2017 года к участию в деле в качестве ответчика привлечен комиссар Нижегородской области.
В ходе судебного разбирательства определением суда от 25 октября 2017 года врио военного комиссара г. Саров Нижегородской области привлечена к участию в деле в качестве соответчика, а также в качестве соответчика привлечена призывная комиссия военного комиссариата Нижегородской области.
Административный истец Епишков Е.В. в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие, о чем передал телефонограмму.
В судебном заседании представитель административного истца адвокат Катькин М.М., поддержав заявленные требования, суду пояснил, что **** Епишков Е.В. достиг 27-летнего возраста, до указанной даты истцу предоставлялась отсрочка от призыва на военную службу в связи с обучением в ВУЗе, затем в аспирантуре и для написания диссертации.
До настоящего времени Епишков Е.В. диссертационную работу не выполнил, по причинам, не зависящим от него. Отсрочка от военного призыва для защиты диссертационной работы была предоставлена Епишкову Е.В. до 01 октября 2015 года. После окончания срока действия отсрочки от военного призыва Епишков Е.В. в военный комиссариат Нижегородской области не являлся, повесток не получал.
После достижения Епишковым Е.В. возраста 27 лет, он был вызван в призывную комиссию, после прохождения которой он ожидал вызова для получения военного билета, однако истцу незаконно выдана справка взамен военного билета. Представитель административного истца считает, что срок на обращение с данным заявлением не пропущен, поскольку Епишкову Е.В. стало известно о нарушении его прав только 25 мая 2017 года, когда он получил справку взамен военного билета, а о приказе военного комиссара Нижегородской области № 33 от 13 февраля 2017 года Епишков Е.В. узнал только в ходе рассмотрения дела.
Представитель административного ответчика ФКУ «Военный комиссариат Нижегородской области», призывной комиссии военного комиссариата Нижегородской области по доверенности Палагина Л.М. в судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика. Представила возражения, из которых следует, что Епишков Е.В. поставлен на воинский учет в военном комиссариате Вознесенского района Нижегородской области 03 февраля 2006 года.
25 октября 2007 года призывной комиссией Вознесенского района Нижегородской области ему была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу для получения высшего профессионального образования до 30 июля 2011 года.
04 октября 2011 года Епишков Е.В. поставлен на воинский учет в отделе военного комиссариата Нижегородской области по г. Саров, в связи с прибытием на постоянное место жительства.
21 ноября 2011 года призывной комиссией г. Саров ему была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до 30 сентября 2014 года для получения послевузовского образования. После успешного обучения отсрочка продлена для защиты диссертации до 30 сентября 2015 года. Диссертацию не защитил, по вызову военного комиссариата не являлся. После 31 сентября 2015 года Епишков Е.В. был обязан сообщить в военный комиссариат, осуществляющий военный учет по месту жительства об утрате им основания для отсрочки от призыва на военную службу, однако указанную обязанность не исполнил.
31 октября 2016 года Епишков Е.В. явился на заседание призывной комиссии и прошел медицинское освидетельствование, где предъявил жалобы на состояние здоровья, в связи с чем, решением призывной комиссии был направлен на дополнительное обследование. При этом ему была вручена повестка о явке в военный комиссариат по результатам обследования (лечения), для проведения мероприятий, связанных с призывом на военную службу, назначенной на 28 ноября 2016 года, о чем он был оповещен под личную роспись. Также была вручена повестка о явке в военкомат для медицинского освидетельствования на 28 ноября 2016 года однако Епишков Е.В. не исполнил обязанность по явке, причин неявки не сообщил.
Приказом военного комиссара Нижегородской области № 33 от 13 февраля 2017 года Епишков Е.В., как лицо, не прошедшее военную службу про призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии, по достижении им возраста 27 лет, зачислен в запас Вооруженных сил Российской Федерации с присвоением воинского звания «рядовой».
До достижения возраста 27 лет, Епишков Е.В. мог быть призван на военную службу в осенний призыв 2015 года и в осенний призыв 2016 года. В отношении Епишкова Е.В. имелись все законные основания для зачисления его в запас лиц, не прошедших военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Представитель административного ответчика ФКУ «Военный комиссариат Нижегородской области», призывной комиссии военного комиссариата Нижегородской области по доверенности Палагина Л.М. заявила ходатайство о применении срока исковой давности указав, что решение призывной комиссии было вынесено 26 декабря 2016 года, срок на обжалование составляет 3 месяца, который истек 26 марта 2017 года. Срок обжалования приказа военного комиссара Нижегородской области № 33 от 13 февраля 2017 года истек 13 мая 2017 года, таким образом Епишковым Е.В. пропущен срок на обращение с настоящим административным иском.
Представитель административного ответчика военного комиссариата г. Саров Нижегородской области, военный комиссар Нижегородской области, представитель призывной комиссии военного комиссариата Нижегородской области, представитель призывной комиссии военного комиссариата г. Саров Нижегородской области, военный комиссар г. Саров Нижегородской области, врио военного комиссара г. Саров Нижегородской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Выслушав представителя административного истца адвоката Катькина М.М., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу с части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Как следует из дела, о нарушении своих прав Епишков Е.В. узнал только 25 мая 2017 года после получения взамен военного билета справки, содержащей сведения об основаниях зачисления его в запас как лица, не прошедшего военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. С настоящим административным иском Епишков Е.В. обратился 17 августа 2017 года, требования о признании незаконным приказа военного комиссара Нижегородской области № 33 от 13 февраля 2017 года были заявлены в ходе рассмотрения дела, после представления копии указанного приказа в материалы дела, то есть настоящее административное исковое заявление подано с соблюдением срока установленного статьей 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с ч. 1 ст. 226 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенное государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившее оспариваемые действия (бездействие).
В силу статьи 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества осуществляется Федеральным законом от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее - Федеральный закон о воинской обязанности и военной службе).
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее ФЗ "О воинской обязанности и военной службе"), призыву на военную службу подлежат: граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе. На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.
Согласно пп. "б" п. 2 ст. 23 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры или программам ассистентуры-стажировки, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами сроков получения высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации, и на время защиты квалификационной работы (диссертации), но не более одного года после завершения обучения по соответствующей образовательной программе высшего образования;
Воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает прохождение военной службы по призыву, который осуществляется на основании указов Президента Российской Федерации два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря (пункт 1 статьи 1, пункт 3 статьи 22 и пункт 1 статьи 25 поименованного закона).
Пунктом 1 ст. 26 названного закона установлено, что призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы.
Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
В соответствии с пп. "б" п. 2 ст. 24 Федерального закона N 53-ФЗ право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры или программам ассистентуры-стажировки, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами сроков получения высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации, и на время защиты квалификационной работы (диссертации), но не более одного года после завершения обучения по соответствующей образовательной программе высшего образования;
Согласно п. 44 Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации, утв. Приказом Министерства образования России от 27.03.1998 N 814, аспирант за время обучения в аспирантуре обязан: полностью выполнить индивидуальный план; сдать кандидатские экзамены по философии, иностранному языку и специальной дисциплине; завершить работу над диссертацией и представить ее на кафедру (научный совет, отдел, лабораторию, сектор) для получения соответствующего заключения.
В соответствии с абз. 4 п. 1 ст. 10 Закона "О воинской обязанности и военной службы", пп. "г" п. 50 раздела IX Постановления Правительства Российской Федерации N 719 от 27.11.2006 "Об утверждении Положения о воинском учете" граждане, подлежащие воинскому учету обязаны сообщать в двухнедельный срок в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства об изменении сведений о семейном положении, образовании, состоянии здоровья (получении инвалидности), месте работы или должности, месте жительства в пределах муниципального образования.
Приложением N 32 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации N 400 от 2 октября 2007 г. "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 663" (зарегистрирован Минюстом России 12 ноября 2007 г. N 10454), установлено, что для подтверждения права гражданина на отсрочку от призыва на военную службу в призывную комиссию представляются подлинники следующих документов:
диплом о высшем профессиональном образовании;
справка, согласно приложению N 2 к настоящему Перечню, подписанная руководителем или заместителем руководителя образовательного или научного учреждения, в которой указываются дата и номер приказа о зачислении лица в аспирантуру (адъюнктуру, интернатуру) образовательного или научного учреждения и дата окончания программы обучения и защиты квалификационной работы. Справка заверяется печатью образовательного или научного учреждения;
копия лицензии на ведение образовательной деятельности по образовательным программам послевузовского профессионального образования - для научных учреждений (Приложение N 32 Инструкции).
Из системного толкования приведенных выше норм следует вывод о том, что аспиранты очной формы обучения имеют право на отсрочку, которая состоит из двух периодов: с момента издания приказа о зачислении в очную аспирантуру до момента издания приказа об отчислении из аспирантуры и на период защиты диссертации.
При этом для подтверждения права на отсрочку призывник должен представить документы, в том числе справку образовательного или научного учреждения с указанием не только даты и номера приказа о зачислении лица в аспирантуру и даты окончания программы обучения, но и даты защиты квалификационной работы.
В этом случае соблюдается требование закона о том, что отсрочка сохраняется для тех граждан, которые успешно завершили обучение по образовательной программе послевузовского образования, и действует в течение периода, который не должен превышать один год после завершения обучения по образовательной программе.
Из материалов дела следует, что Епишков Е.В., **** года рождения, достиг 27-летнего возраста ****.
Как следует из представленной в материалы дела копии личного дела призывника Епишкова Е.А., 03 февраля 2006 года Епишков Е.А. был принят на воинский учет военным комиссариатом Вознесенского района Нижегородской области и на него заведено личное дело призывника.
В 2006 году Епишков Е.В. поступил на очную форму обучения в ... и завершил обучение в ВУЗе в 2011 году.
Решением призывной комиссии военного комиссариата Вознесенского района Нижегородской области от 25 октября 2007 года Епишкову Е.В. была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу на основании п. «а» ч.2 ст. 24 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» до 31 июля 2011 года.
С 01 октября 2011 года по 30 сентября 2014 года Епишков Е.В. проходил обучение в аспирантуре ... на очной бюджетной форме обучения, по специальности 01.02.06 ..., 30 сентября 2014 года отчислен, в связи с окончанием обучения.
14 сентября 2011 года Епишков Е.В. снялся с учета в военном комиссариате Вознесенского района Нижегородской области в связи с убытием в г. Саров.
04 октября 2011 года Епишков Е.В. был поставлен на воинский учет в отделе военного комиссариата Нижегородской области в г. Саров, в связи с прибытием на постоянное место жительства.
21 ноября 2011 года решением призывной комиссии военного комиссариата Нижегородской области в г. Саров Епишкову Е.В. была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу на основании п. «а» ч.2 ст. 24 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» до 30 сентября 2014 года.
Как следует из письма ..., направленному в адрес начальника отдела военного комиссариата Нижегородской области по г. Саров от 19 сентября 2014 года, за период обучения Епишков Е.В. успешно освоил программу обучения: сдал кандидатские экзамены, выполнил индивидуальный план, им оформляется диссертационная работа, которую планируется представить к защите в Совете ВНИИЭФ в конце 2015 года. Епишков Е.В. работает инженером-технологом в ...
Отсрочка от призыва на военную службу Епишкову Е.В. была продлена на основании ст. 24 п. 2б ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» для защиты диссертации до 01 октября 2015 года, что подтверждается отметкой в выписке из протокола призывной комиссии от 21 ноября 2011 года и отметкой в личном деле призывника.
Из дела следует, что при прохождении призывной комиссии военного комиссариата Нижегородской области в г. Саров от 31 октября 2016 года было установлено, что Епишков Е.В. подлежит медицинскому обследованию. На основании ст. 5.1 п. 4 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» Епишков Е.В. был направлен на медицинское обследование. На него возложена обязанность явки на повторное освидетельствование 22 декабря 2016 года, что подтверждается выпиской из протокола призывной комиссии от 31 октября 2016 года.
Согласно листу медицинского освидетельствования от 31 октября 2016 года Епишков Е.В. признан годным, с незначительными ограничениями.
31 октября 2016 года Епишкову Е.В. лично вручена повестка о явке в отдел военного комиссариата Нижегородской области по г. Саров.
Как следует из объяснений представителя административного истца адвоката Катькина М.М., по данной повестке Епишков Е.В. в отдел военного комиссариата Нижегородской области по г. Саров не явился.
Начальником отделения подготовки и призыва граждан на военную службу военного комиссариата г. Саров Нижегородской области сделан вывод о том, что с сентября 2015 года Епишков Е.В. уклоняется от исполнения воинской обязанности.
Начальником отдела ВК НО по г. Саров в соответствии с п. 1 ст. 22, п. 1 ст. 52 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», начальнику отделения (подготовки призыва и набора граждан на военную службу) поручено снять с воинского учета призывников, начальнику отдела планирования, предназначения, подготовки и учета мобилизационных ресурсов, принять на воинский учет военного запаса с подготовкой необходимых документов и с учетом гражданской специальности и определением годности по состоянию здоровья, предоставить документы на призывную комиссию о признании гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Решением призывной комиссии военного комиссариата г. Саров Нижегородской области от 26 декабря 2016 года (протокол заседания призывной комиссии № 5), Епишков Е.В. зачислен в запас, как не прошедший военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Приказом военного комиссара Нижегородской области № 33 от 13 февраля 2017 года, Епишков Е.В. в соответствии с заключением призывной комиссии, зачислен в запас, как не прошедший военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, с присвоением звания «рядовой».
Из искового заявления административного истца и объяснений представителя административного истца следует, что Епишков Е.В. не обращался в военный комиссариат г. Саров Нижегородской области с целью получения военного билета.
25 мая 2017 года Епишкову Е.В. выдана справка взамен военного билета АС №.
Федеральным законом от 02 июля 2013 г. № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву», вступившим в силу с 1 января 2014 г., статья 28 Федерального закона о воинской обязанности и военной службе дополнена пунктом 1.1.
Согласно приведенной норме при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным законом), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Федеральный законодатель в абзаце втором названного пункта указал, что порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу.
Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. № 663, в разделе III (в редакции действующей с 31 мая 2014 г.) устанавливает правовое регулирование вопросов, связанных с признанием гражданина не прошедшим военную службу по призыву (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 34 Положения призывная комиссия при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву на основании документов воинского учета, а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих органов выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, если гражданин не проходил военную службу, начиная с 01 января 2014 г., при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Из содержания приведенных выше правовых норм в их системном единстве, следует, что гражданин может быть признан не проходившим военную службу, не имея на то законных оснований, только в том случае, если он не проходил военную службу в установленные для призыва сроки после 01 января 2014 г.
В соответствии с п. 1 приложения к форме N 1/У Приказа Министра обороны РФ от 18.07.2014 № 495 «Об утверждении Инструкции по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан Российской Федерации и порядка проведения смотров-конкурсов на лучшую организацию осуществления воинского учета», справка взамен военного билета является основным документом персонального воинского учета граждан, пребывающих в запасе, не проходивших военную службу, характеризующим его отношение к исполнению воинской обязанности. Бланк справки, взамен военного билета, является защищенной полиграфической продукцией уровня "В". Справка взамен военного билета оформляется и выдается гражданам Российской Федерации, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии.
В данном случае, срок действия отсрочки от призыва на военную службу, предоставленной для защиты диссертации, истек 01 октября 2015 года. Сведений о том, что после окончания аспирантуры им была представлена к защите диссертация (в пределах срока после окончания аспирантуры) не представлено. Из пояснений представителя административного истца следует, что диссертация не защищена.
Призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях (п. 19 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации).
После окончания срока действия отсрочки от призыва на военную службу, Епишков Е.В. не исполнил обязанность явки в военный комиссариат г. Саров Нижегородской области.
Доводы Епишкова Е.В. об отсутствии извещений о необходимости его явки в призывную комиссию, не опровергают тот факт, что истцом не исполнялись обязанности по воинскому учету в порядке и сроки, установленные ст. 10 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и гл. IX Положения о воинском учете, утв. постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. N 719, из которых следует, что в целях обеспечения воинского учета граждане обязаны сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления, осуществляющий первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания, а также требования пункта 34 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 663.
Доводы о том, что военный комиссариат г. Сарова Нижегородской области не призывал, повесток и других извещений Епишков Е.В. не получал, правового значения по делу не имеют, поскольку для применения положений части 1.1 статьи 28 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" не требуется установления факта незаконного уклонения гражданина от прохождения от военной службы, а необходимо установление отсутствия оснований для освобождения от прохождения военной службы по призыву, предусмотренных статьями 23 и 24 Федерального закона.
Учитывая, что решений об освобождении либо об отсрочке от призыва после 01 октября 2015 года в отношении Епишкова Е.В. не принималось, при зачислении его в запас имелись все основания для признания его гражданином, не прошедшим военную службу по призыву, без наличия на то законных оснований.
Полномочия Военного комиссара субъекта РФ определены в п. 21 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента РФ от 07 декабря 2012 года № 1609.
Указанным пунктом прямо не предусмотрено издание Военным комиссаром Нижегородской области приказов о зачислении в запас ВС РФ граждан, не прошедшей военную службу по призыву,не имея на то законных оснований.
В соответствии с пп.3 п. 21 Положения о военных комиссариатах военный комиссар издает приказы в пределах своих полномочий, в необходимых случаях - совместно с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, организует и проверяет их исполнение.
В силу абз. 4 п. 1 ст. 26 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призыв граждан на военную службу организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
В силу ч. 1 ст. 28 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» именно призывная комиссия наделена правом об освобождении призывника от призыва на военную службу и зачислении в запас.
Согласно п. 12 Приложения № 9 к Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 02.10.2007 г. № 400 по решению призывной комиссии с воинского учета граждан, не пребывающих в запасе, в установленном порядке снимаются граждане освобожденные от призыва на военную службу, освобожденные от исполнения воинской обязанности. Зачисление в запас таких лиц производится военным комиссаром на основании выписки из протокола заседания призывной комиссии.
Пунктом 36 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года № 663, в соответствии с решением призывной комиссии о зачислении гражданина, достигшего возраста 27 лет, в запас и вынесенным в отношении него заключением начальник отдела (муниципального) обязан оформить соответствующие документы. При этом гражданину назначается срок явки в отдел (муниципальный) для получения документов воинского учета.
Таким образом, вопросы, связанные с призывом граждан на военную службу, зачисление граждан в запас на первоначальном этапе, в рассматриваемом случае, относятся к компетенции призывной комиссии военного комиссариата г. Саров и военного комиссариата г. Саров.
Учитывая, что приказ Военного комиссара Нижегородской области № 33 от 13 февраля 2017 года в части зачисления Епишкова Е.В. в запас граждан, не прошедших военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, с присвоением звания «рядовой», вынесен на основании заключения соответствующей призывной комиссии военного комиссариата г. Саров, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого приказа Военного комиссара Нижегородской области № 33 от 13 февраля 2017 года незаконным.
В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ при удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемого решения незаконными полностью или в части суд возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца.
Согласно положениям пункта 1 части 3 статьи 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца.
Поскольку административному истцу отказано в удовлетворении требований, оснований для удовлетворения требований об обязании призывной комиссии военного комиссариата г. Саров Нижегородской области, у суда не имеется.
Таким образом, исковые требования административного истца Епишкова Е.В. удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 174 – 177, 227 КАС Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении административного иска Епишкова Е. В. к ФКУ «Военный комиссариат Нижегородской области», военному комиссариату г. Саров Нижегородской области, военному комиссару Нижегородской области, призывной комиссии военного комиссариата Нижегородской области, призывной комиссии военного комиссариата г. Саров Нижегородской области, военному комиссару г. Саров Нижегородской области, врио военного комиссара г. Саров Нижегородской области об обязании выдать военный билет, признании незаконным приказа в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено 22 ноября 2017 года
Судья Саровского городского суда И.В. Ильичева