Дело № 2-170/2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 апреля 2013 года с.Частые
Большесосновский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Аликиной И.А.,
при секретаре Тихомировой С.Н.,
с участием прокурора Частинского района Строгоновой Л.А.,
рассмотрев в постоянном судебном присутствии в с.Частые
в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Частинского района Пермского края в интересах несовершеннолетнего заявителя Голдобина Я.С. о признании незаконным бездействия муниципального учреждения Администрации Частинского муниципального района Пермского края, Управления образования администрации Частинского муниципального района Пермского края по обеспечению возможности получить дошкольное образование и возложении обязанности предоставления места в дошкольном образовательном учреждении,
Установил:
Прокурор обратился в суд в интересах несовершеннолетнего Голдобина Я.С. на том основании, что частью 1 статьи 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование, согласно части 2 той же статьи гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 31 Закона «Об образовании», пункта 11 части 1 статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования. Согласно пункта 3 части 1 статьи 31 Закона РФ «Об образовании» для реализации данных полномочий органы муниципальных районов наделены правом создания муниципальных образовательных учреждений.
Согласно п.п.3.1, 3.9 Положения об организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования в Частинском муниципальном районе, утвержденного Постановлением Главы Частинского муниципального района от 04.07.2008 года № 183, образовательные учреждения на территории Частинского района обеспечивают присмотр, уход, воспитание, обучение и оздоровление детей дошкольного возраста от 2 месяцев до 7 лет включительно, образовательный процесс в дошкольных учреждениях проводится с 1 сентября по 31 мая.
Администрация Частинского муниципального района - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, на котором лежит обязанность непосредственного исполнения полномочий по вопросам местного значения. Согласно п.2.2.1 Положения об Управлении образования администрации Частинского муниципального района от 21.12.2011 г. основными задачами Управления образования является организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) образования по основным общеобразовательным программам.
Право заявителя на получение дошкольного образования администрацией Частинского муниципального района и Управлением образования администрации Частинского муниципального района не обеспечено. Место в дошкольном образовательном учреждении ребенку не предоставлено.
Согласно абзацу 2 пункта 2.1.2 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.4.1.1249-0 должен быть обеспечен радиус пешеходной доступности до дошкольных образовательных учреждений в сельских населенных пунктах - не более 500 метров.
Прокурор обратился в защиту права на образование в интересах малолетнего заявителя, который не может самостоятельно защищать свои интересы в суде в силу своего возраста.
В суде прокурор настаивал на заявлении.
Законный представитель несовершеннолетнего заявителя, Голдобина Н.В., требование прокурора поддержала, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело без ее участия (л.д. 27).
Представитель Администрации Частинского муниципального района, в судебное заседание не явился, извещен своевременно и надлежаще, о причинах неявки суду не сообщил, возражений по иску не представил (л.д. 28).
Представитель Управления образования в судебное заседание не явился, извещен своевременно и надлежаще, просил рассмотреть дело в его отсутствие (л.д. 31). В письменных возражениях представитель Управления образования сообщил, что в настоящее время нет возможности предоставить Голдобину Я.С. место в дошкольном образовательном учреждении по причине отсутствия мест. Формирование реестра детей для определения в дошкольное образовательное учреждение осуществляется по дате рождения. На сегодняшний день на учете состоят дети 2009г.р., которым также нужно предоставить место в дошкольном образовательном учреждении. Количество мест в соответствии с лицензией на право ведения образовательной деятельности в МБ ДОУ «Центр развития ребенка - Частинский детский сад» - 135, количество детей по списку составляет 135. В ДОУ функционирует 1 группа детей раннего возраста (от 1 года до 3-х лет), наполняемость группы в соответствии с п. 5 СанПин 2.4.1.279-10 составляет 20чел., количество детей по списку 20 человек. Количество мест в МБ ДОУ «Частинская начальная школа - детский сад» 230, списочный состав всех групп 231 человек. В ОУ функционируют две группы для детей раннего возраста (от 1 года до 3-х лет). Наполняемость групп в соответствии с СанПин 2.4.1.2791-10 составляет 32 человека, количество детей по списку 34 человека. В данном случае образовательное учреждение уже нарушает лицензионные требования, невозможно допустить еще более грубого нарушения лицензионных норм и подвергнуть образовательное учреждение к нарушению законодательства РФ. Образовательные учреждения несут административную ответственность за нарушение контрольных нормативов, установленных Государственной инспекцией по надзору и контролю в сфере образования, в том числе за превышение предельной численности обучающихся воспитанников, приведённой в очной форме обучения. Санитарные требования установлены для защиты прав и интересов детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения. За нарушение санитарного законодательства руководитель дошкольного образовательного учреждения несёт ответственность в порядке, установленном федеральным законом от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Всем детям, состоящим на учете, нуждающимся в дошкольном образовательном учреждении, в настоящее время нет возможности предоставить места в дошкольных образовательных учреждениях в связи с отсутствием свободных мест. Зачисление Голдобина Я.С. в группу, количество детей в которой уже превышает установленные лицензионные требования и санитарные нормы, неизбежно приведёт к ухудшению условий пребывания детей в группе и возможно приведёт к привлечению детского учреждения к ответственности за нарушение действующего законодательства. В программе социально-экономического развития Частинского района на 2013г. запланировано строительство дошкольного образовательного учреждения на 120 мест. В с. Частые открыты 2 группы присмотра и ухода, 2 индивидуальных предпринимателя принимают детей в возрасте от 1,5 до 3-х лет. Управление образования оказывает методическую и консультационную помощь в организации образовательного процесса. В мае 2013 года осуществляется выпуск детей из ДОУ, в связи с чем предоставление места в дошкольном образовательном учреждении Голдобину Я.С. является возможным в указанный период. Статья 10 Федерального закона от 10.07.1992г. № 3266-1 «Об образовании» предусматривает различные формы образования: в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната. В существующих условиях Голдобину Я.С. может быть обеспечено семейное образование (л.д. 39-40).
Изучив материалы дела, суд находит заявление прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих регулируется главой 25 ГПК РФ.
Согласно ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения прав на благоприятную окружающую среду; образования.
Прокурор обратился в защиту интересов несовершеннолетнего. Согласно свидетельству о рождении Голдобин Я.С. 21.10.2010 года рождения (л.д. 6).
Согласно п.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Согласно ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Исходя из анализа указанных правовых норм, основанием для принятия решения суда о признании незаконным бездействия является одновременное несоответствие этого бездействия закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение оспариваемым бездействием прав и законных интересов граждан, организаций, в защиту интересов которых обращается прокурор.
В соответствии с ч. 1 ст.31 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся:
1) организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов
государственной власти субъектов Российской Федерации;
2) организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования;
3) создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений;
4) обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий;
5) учет детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.
Согласно п.11 ч.1 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе и организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и, а также организация отдыха детей в каникулярное время.
Таким образом, организация предоставления дошкольного образования относится к вопросам местного значения муниципального района. Передача Муниципальным районом Управлению образования исполнения вопросов местного значения, в том числе организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района не освобождает его от исполнения этой обязанности.
Администрация Частинского муниципального района должна была предвидеть соответствующую потребность в местах в дошкольных образовательных учреждениях, своевременно принимать меры к увеличению вместимости существующих образовательных учреждений.
Доводы Управления образования Частинского муниципального района о том, что в настоящее время нет возможности предоставить Шмаковой Д.В. место в дошкольном образовательном учреждении по причине отсутствия мест, что дошкольное образование заявителю может быть обеспечено в форме семейного образования, самообразования не свидетельствуют о законности бездействия по обеспечению заявителю возможности получить дошкольное образование в муниципальном дошкольном образовательном учреждении.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Конвенции о правах ребенка во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание должно уделяться наилучшему обеспечению прав ребенка.
Судом исследованы представленные прокурором доказательства.
Из сообщения муниципального медицинского учреждения «Частинская ЦРБ» от 15.03.2013 следует, что медицинские противопоказания для посещения детского сада несовершеннолетнему заявителю отсутствуют (л.д. 7).
Несовершеннолетний заявитель Голдобин Я.С. занесен в список детей, состоящих на учете для определения в дошкольное образовательное учреждение Частинского района 10.05.2012 (л.д. 8-10), законный представитель несовершеннолетнего обратился в прокуратуру 14.03.2013г. с жалобой на бездействие Управления образования и Администрации Частинского района, что ребенок до настоящего времени не обеспечен местом в дошкольном образовательном учреждении по месту жительства, желает, чтобы он посещал детский сад (л.д. 5).
Довод заявителя об обязании Администрации района и Управления образования предоставления места в дошкольном образовательном учреждении ребенку по месту жительства основан на законе.
Важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное, общедоступность и бесплатность которого в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется (статья 43, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации) на основе конституционного принципа юридического равенства.
Закрепляя право на образование и в качестве одного из его элементов - право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, Конституция Российской Федерации непосредственно определяет и систему гарантирования этого права, предполагающую в том числе, что государство и муниципальные образования - исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства - обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть.
Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (принята Генеральной конференцией ЮНЕСКО 14 декабря 1960 года) и статья 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах доступность образования определяют как равные для всех права и возможности его получения, что предполагает не только экономическую доступность (в частности, установление бесплатного начального образования), но и физическую доступность, под которой названные акты понимают безопасную физическую досягаемость образования либо посредством посещения учебного заведения, находящегося на разумном географическом удалении, либо путем получения доступа к современным технологиям.
Применительно к конституционному праву на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в системной связи с конституционным принципом равенства это означает, что каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения.
В соответствии с частью 1 статьи 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Во исполнение данного требования закона следует возложить на администрацию Частинского муниципального района и Управлению образования Частинского муниципального района предоставить несовершеннолетнему заявителю место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении по месту жительства в с. Частые Пермского края.
До настоящего времени место в дошкольном образовательном учреждении несовершеннолетнему заявителю, достигшему необходимого возраста, не предоставлено, что свидетельствует о неисполнении органом местного самоуправления возложенной на него законом обязанности по обеспечению общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, установлено наличие бездействия органа местного самоуправления.
Руководствуясь статьями 194-198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать бездействие администрации Частинского муниципального района Пермского края и Управления образования администрации Частинского муниципального района Пермского края по обеспечению Голдобина <данные изъяты> возможности получить дошкольное образование в муниципальном дошкольном образовательном учреждении незаконным.
Обязать Администрацию Частинского муниципального района Пермского края и Управление образования администрации Частинского муниципального района Пермского края предоставить Голдобину <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении по месту жительства в с.Частые Пермского края.
На решение может быть подана апелляционная жалоба или представление в течение месяца со дня вынесения решения в Пермский краевой суд через Большесосновский районный суд (постоянное судебное присутствие в с.Частые).
Судья подпись И.А.Аликина
Копия верна. Судья: И.А.Аликина
Секретарь суда: Е.М.Кучерова