Судья – Савин М.Е. Дело №33а-36493/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ30 октября 2018 года г. Краснодар
Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Агибаловой В.О.
судей: Диденко И.А., Онохова Ю.В.
при секретаре Зарубиной А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Семенова С.Н. к Муниципальному учреждению «Администрация Приморского внутригородского района муниципального образования г.Новороссийск» о признании незаконными действия (бездействия) по размещению контейнерной площадки
по апелляционной жалобе Семенова С.Н. на решение Приморского районного суда г.Новороссийска Краснодарского края от 10 июля 2018 года.
Заслушав доклад судьи Агибаловой В.О., судебная коллегия
установила:
Семенов С.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением к Муниципальному учреждению «Администрация Приморского внутригородского района муниципального образования г.Новороссийск» о признании незаконными действия (бездействия) по размещению контейнерной площадки.
В обоснование заявленных исковых требований указал, что является собственником квартиры <...> в которой зарегистрирован и проживает. В 2017 году начаты работы по благоустройству дворовой территории домов №<...>, которые до настоящего времени не завершены. В результате работ по благоустройству, контейнеры для твердых бытовых отходов размещены на расстоянии 10 м от дома №4, что является нарушением Санитарных норм и Правил, согласно которым площадка должна быть установлена на расстоянии не менее 20 м от жилых домов. В исключительных случаях, в районе сложившейся застройки, где отсутствует возможность соблюдения установленных разрывов, допускается комиссионное установление расстояний. Считает, что данный случай не является исключительным, поскольку имеется возможность установления площадки для контейнеров на расстояние более 20 м от указанных домов, однако данное место незаконно занято под автостоянку и огорожено бетонными тумбами с цепями. Установкой контейнерной площадки на расстоянии 10 м от жилого дома №4 по ул. Анапское шоссе в г.Новороссийске нарушено право административного истца на безопасность и благоприятную окружающую среду. Просил суд признать незаконными действия (бездействия) администрации Приморского внутригородского района муниципального образования г.Новороссийска, приведшие к размещению контейнерной площадки для размещения контейнеров бытовых отходов на расстоянии 10 м от жилого дома <...>, восстановить нарушенные права на безопасность и на благоприятную окружающую среду, для чего обязать администрацию Приморского внутригородского района муниципального образования г.Новороссийск удалить и обустроить контейнерную площадку для размещения контейнеров бытовых отходов на расстоянии не менее 20 м от дома <...> в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, взыскать судебные расходы по оплате госпошлины в сумме <...> решение суда опубликовать в официальном печатном издании муниципального образования г.Новороссийск.
В судебном заседании Семенов С.Н. поддержал заявленные исковые требования, просил суд их удовлетворить.
Представители администрации Приморского внутригородского округа муниципального образования г.Новороссийска по доверенности Литвинова Е.В., Ганеев Е.Г. в судебном заседании не согласились с заявленными исковыми требованиями, просили суд отказать в их удовлетворении.
Решением Приморского районного суда г.Новороссийска от 10 июля 2018 года в удовлетворении административного иска Семенова С.Н. к Муниципальному учреждению «Администрация Приморского внутригородского района муниципального образования город Новороссийск» о признании незаконными действий (бездействия) органа местного самоуправления отказано.
В апелляционной жалобе, поданной в Краснодарский краевой суд, Семенов С.Н. просит решение Приморского районного суда г.Новороссийска от 10 июля 2018 года отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных им исковых требований. В обоснование доводов жалобы указал, что решение суда первой инстанции незаконно, необоснованно, вынесено с нарушением норм материального права, без полного исследования всех материалов дела.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель администрации Приморского внутригородского округа муниципального образования г.Новороссийск по доверенности Телешова О.В. просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, явка которых не является обязательной и не признана судом обязательной, в судебное заседание не явились, Семенов С.Н. просит о рассмотрение дела в его отсутствие, представитель администрации об уважительности причин своей неявки не сообщил, в связи с чем, с учетом положений части 7 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия, определила, рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Семенов С.Н. на основании договора купли-продажи квартиры от 18.12.2010 года является собственником квартиры №52, расположенной по адресу: <...> в которой зарегистрирован и проживает.
Семенов С.Н. полагает, что в результате действий (бездействия) администрации Приморского внутригородского района муниципального образования г.Новороссийск нарушаются его права на безопасность и благоприятную окружающую среду, поскольку в нарушение Санитарных норм и Правил контейнерная площадка размещена на расстоянии 10 м от жилого дома <...>.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно пункту 1 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
В силу статьи 42 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду.
Согласно статье 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», граждане имеют право на благоприятную окружающую среду и благоприятную среду обитания, факторы которых не оказывают вредного воздействия на человека.
Главным государственным санитарным врачом СССР, заместителем Министра здравоохранения СССР 5 августа 1988 года утверждены санитарные правила «СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест» (далее - СанПиН 42-128-4690-88).
В соответствии с пунктом 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5 (абзац первый).
Размещение мест временного хранения отходов, особенно на жилой территории, необходимо согласовать с районным архитектором и районными санэпидстанциями (абзац второй). В исключительных случаях, в районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных разрывов от дворовых туалетов, мест временного хранения отходов, эти расстояния устанавливаются комиссионно (с участием районного архитектора, жилищно-эксплуатационной организации, квартального комитета, санитарного врача). Акты комиссий должны утверждаться исполкомами местных Советов народных депутатов (абзац третий).
СанПиН 42-128-4690-88 содержат основные положения, которые следует строго соблюдать для обеспечения санитарного состояния территорий населенных мест (улиц, площадей, парков, скверов и других мест общественного пользования, проездов внутри микрорайонов и кварталов), а также жилых и гражданских зданий.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июня 2010 года №64 утверждены санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», устанавливающие обязательные санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, которые следует соблюдать при размещении, проектировании, реконструкции, строительстве и эксплуатации жилых зданий и помещений, предназначенных для постоянного проживания.
Поскольку СанПиН 2.1.2.2645-10 введены в действие с 15 августа 2010 года, суд первой инстанции правильно указал, что их действие распространяется на правоотношения, возникшие после 15 августа 2010 года, в том числе, и на правоотношения, связанные с оспариваемыми Семеновым С.Н. действий администрации муниципального образования г.Новороссийск по размещению площадки с контейнерами, имевшими место в 2017 году.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В пункте 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 предусмотрено, что расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м.
Однако данный пункт не устанавливает требования к размещению контейнеров в районах сложившейся застройки, где уже невозможно соблюсти расстояние (от 20 м до 100 м), а содержит требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, которые следует соблюдать при размещении, проектировании, реконструкции, строительстве зданий, предназначенных для постоянного проживания.
При этом пункт 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 не противоречит пункту 8.2.5 новых СанПиН 2.1.2.2645-10, так как пункт 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 имеет более широкий предмет правового регулирования и применяется с 15 августа 2010 года в части, не противоречащей СанПиН 2.1.2.2645-10.
Суд первой инстанции правильно указал, что размещение контейнеров на расстоянии менее 20 м само по себе не является фактором, оказывающим вредное воздействие на человека. Отсутствие правового регулирования в этом вопросе сделает невозможным установление контейнеров для сбора бытовых отходов и мусора, что может повлечь нарушение прав граждан на благоприятную среду обитания.
Судом установлено, что придомовая территория в районе жилых домов <...> расположена в сложившейся плотной застройке и иного места размещения контейнерной площадки не имеется, то есть имеет место быть исключительный случай, в связи с чем, контейнерная площадка установлена, согласно требований, предусмотренных для исключительных случаев на расстоянии от контейнеров до жилых домов не менее 10 м.
Из материалов дела следует, что имеющиеся контейнерная площадка оборудована, согласно пункту 48.1 Правил организации содержания объектов внешнего благоустройства, инженерной инфраструктуры и санитарного состояния городских территорий муниципального образования г.Новороссийск, утв. решением городской Думы муниципального образования г.Новороссийск от 26.09.2017 года №228, а именно площадка имеет бетонное основание и огорожена с трех сторон, засорение системы ливнеотведения, проходимое через дворовую территорию, исключено.
Доводы Семенова С.Н. о возможности установки контейнерной площадки в ином месте, а именно в месте, занятой под автостоянку, обоснованно отвергнуты судом первой инстанции, поскольку не основаны на фактических обстоятельствах.
Согласно Проектной документации, сформированной при реализации муниципальной программы в 2017 году «Формирование современной городской среды на территории муниципального образования г.Новороссийск» для проведения реконструкции дворовой территории утверждено размещение «контейнерной» и «хозяйственной» площадок.
19 мая 2017 года состоялось обсуждение дизайн-проекта на благоустройство дворовой территории домов <...>.
В согласованном дизайн-проекте представителями заинтересованных лиц указано место расположения контейнерной площадки. В прениях представители вышеуказанных многоквартирных домов рассматривали вопрос установки зоны отдыха, парковки и ливнеперехвата. Все предложения представителей многоквартирных домов были рассмотрены и утверждены.
При этом перенос контейнеров на «хозяйственную» площадку невозможен в связи с близким нахождением к ТП.
Согласно пункту 8 постановления Правительства РФ от 24 февраля 2009 года №160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» в охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров, в том числе размещать любые объекты и предметы (материалы) в пределах созданных в соответствии с требованиями нормативно-технических документов проходов и подъездов для доступа к объектам электросетевого хозяйства, а также проводить любые работы и возводить сооружения, которые могут препятствовать доступу к объектам электросетевого хозяйства, без создания необходимых для такого доступа проходов и подъездов; размещать свалки.
Из материалов дела следует, что «хозяйственная» площадка является парковкой для личного транспорта жильцов многоквартирных домов. Перенос контейнеров на парковку невозможен, поскольку в дальнейшем припаркованные автомобили будут блокировать подъезд к контейнерам мусороуборочной машине.
Каких-либо доказательств нарушения прав и законных интересов административного истца в результате действий (бездействия) администрации в судебном заседании не установлено, доказательств их наличия Семеновым С.Н. в материалы дела не представлено.
Таким образом, поскольку размещение контейнерной площадки на расстоянии 10 м от жилого дома <...> осуществлено в зоне сложившейся жилой застройки, в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» и санитарных правил «СанПиН 42-128-4690-88, и размещение ее в ином месте в данной ситуации не представляется возможным, сам по себе факт установки контейнерной площадки на указанном расстоянии не является фактором, оказывающим вредное воздействие на человека, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что заявленные Семеновым С.Н. исковые требования являются необоснованными.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции, в соответствии со статьей 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обоснованно отказано в удовлетворении заявленных Семеновым С.Н. исковых требований.
Доказательства, положенные судом первой инстанции в основу своих выводов, сомнений в достоверности не вызывают.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судом в качестве основания к отмене решения суда первой инстанции, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам, материалам дела и направлены на ошибочное толкование норм материального права.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда, не усматривается.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Приморского районного суда г.Новороссийска Краснодарского края от 10 июля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Семенова С.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: