Решение по делу № 2-1563/2015 ~ М-1418/2015 от 27.08.2015

Дело номер 2-1563/2015

решение в мотивированном

виде изготовлено

ДД.ММ.ГГГГ

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ г. Алейск

Алейский городской суд Алтайского края в составе: председательствующего судьи О.В. Луханиной, при секретаре Е.Г. Непомнящих, с участием помощника Алейского межрайонного прокурора ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Алейского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> <данные изъяты>, <данные изъяты> о признании незаконными действий по ограничению режима потребления электрической энергии,

УСТАНОВИЛ:

Алейский межрайонный прокурор обратился в Алейский городской суд с заявлением, указывая на то, что Алейской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения федерального законодательства в деятельности <данные изъяты> в рамках подготовки к отопительному сезону 2015-2016 года.

Постановлением Администрации г.Алейска от ДД.ММ.ГГГГ установлен срок готовности теплоснабжающих организаций и потребителей тепловой энергии города Алейска к отопительному периоду 2015-2016 года - ДД.ММ.ГГГГ.

Проверкой установлено, на территории г.Алейска с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время отсутствует горячее водоснабжение.

Объекты муниципальной собственности (котельные, тепловые сети, оборудование) в соответствии с договорами безвозмездного пользования от ДД.ММ.ГГГГ были переданы <данные изъяты> и <данные изъяты>, которые в свою очередь, во исполнение заключенных с абонентами договоров, через присоединенную сеть осуществляли подачу тепловой энергии на цели отопления и горячего водоснабжения жилых домов и социально-значимых объектов.

<данные изъяты> осуществляет энергоснабжение населения и юридических лиц г. Алейска на основании договоров энергоснабжения.

В целях функционирования <данные изъяты> <данные изъяты> заключили договоры энергоснабжения от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ с <данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ теплоснабжающие организации г.Алейска <данные изъяты> и <данные изъяты> возвратили собственнику муниципальное имущество г.Алейска, находившееся в безвозмездном пользовании.

Постановлением Главы Администрации г.Алейска от ДД.ММ.ГГГГ принято решение об учреждении <данные изъяты> г.Алейска, Постановлением Главы Администрации г.Алейска от ДД.ММ.ГГГГ принято решение об учреждении муниципального унитарного предприятия <данные изъяты> г.Алейска.

ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРЮЛ внесены сведения о регистрации <данные изъяты>, <данные изъяты> в качестве юридических лиц.

В соответствии с актом приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ имущество, находившееся в безвозмездном пользовании у ООО «Теплосеть» и ООО «Теплосервис» на праве хозяйственного ведения передано в пользование <данные изъяты>», <данные изъяты>

Между тем, договоры энергоснабжения от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, заключенные между <данные изъяты> и <данные изъяты> с <данные изъяты> в настоящее время не расторгнуты и являются действующими.

Согласно выписки из ЕГРЮЛ <данные изъяты> и <данные изъяты> не прекратили свою деятельность.

<данные изъяты> в связи с имеющейся задолженностью в размере более 7 000 000 рублей, образовавшейся у <данные изъяты> и <данные изъяты>, на основании уведомлений и актов введения ограничения режима потребления электрической энергии от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ввело режим полного ограничения подачи электроэнергии на объекты теплоснабжения и горячего водоснабжения (котельные): - <адрес>; - <адрес>; <адрес>; - <адрес>; - <адрес>; - <адрес> - <адрес>; - <адрес>; режим частичного ограничения подачи электроэнергии на котельные: - <адрес>»; - <адрес> в результате чего без горячего водоснабжения остаются учреждения здравоохранения (КГБУЗ «Алейская ЦРБ», дошкольные учреждения (детские сады номер 12, 15, 16), образовательные учреждения (школы номер 2, 5, 7, КГБПОУ «Алейский технологический техникум»), социальные учреждения (МО МВД России «Алейский», баня г.Алейска), а также более 100 жилых домов.

Кроме того, <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ оставлено без рассмотрения письменное обращение директора МУП <данные изъяты>, <данные изъяты> ФИО2 о заключении договора энергоснабжения, в связи с тем, что в настоящее время не расторгнуты договоры энергоснабжения от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, заключенные с <данные изъяты> <данные изъяты> в то время как задолженность перед <данные изъяты> у вновь созданных предприятий <данные изъяты> <данные изъяты> отсутствует.

Таким образом, до настоящего времени подача электроэнергии на котельные не осуществляется, в связи с чем коммунальная услуга по горячему водоснабжению и теплоснабжению жителям г.Алейска не предоставляется, что ведет к нарушению прав потребителей коммунальных ресурсов.

Причиной прекращения подачи энергоснабжения является наличие задолженности у <данные изъяты> и <данные изъяты> перед Алейским отделением <данные изъяты>

Вместе с тем, действия Алейского отделения <данные изъяты> являются незаконными, поскольку в силу п. 2 ст. 546 ГК РФ перерыв в подаче, прекращение или ограничении подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента.

Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 26 марта 2003 года номер З6-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике» (в редакции Федерального закона от 04 ноября 2007 года номер 250-ФЗ), утверждаемые Правительством Российской Федерации основные положения функционирования розничных рынков и иные регулирующие функционирование (ценообразование) оптового и розничных рынков нормативные документы обязательны для сторон публичного договора со дня их вступления в силу и распространяются также на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров, если указанными нормативными документами не установлен иной срок их вступления в силу.

Таким образом, основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 мая 2012 года номер 442, являются императивными и при исполнении вышеуказанного договора стороны обязаны ими руководствоваться.

Утверждая Положения, законодатель обеспечивал публичные интересы, исходил из того, что экономически более слабой стороной в данных правоотношениях является потребитель ресурсов, интересы которого защищаются государством в приоритетном порядке.

Таким образом, при введении режима полного ограничения потребления электроэнергии на вышеуказанных объектах, допущено злоупотребление правом, поскольку повлекло последствия в виде отсутствия подачи горячей воды населению и социальным объектам, что в соответствии с вышеуказанными нормами является недопустимым.

В соответствие со ст. 308 ГК РФ договорные обязательства (в данном случае по поставке и покупке электрической энергии, а также расчеты за нее между <данные изъяты> и <данные изъяты> не создают обязанностей для лиц, не участвующих в них в качестве сторон, то есть для третьих лиц.

При возникновении разногласий в вопросах оплаты за потребленную электрическую энергию между <данные изъяты> и <данные изъяты> и <данные изъяты> необходимо применять нормы гражданского законодательства по регулированию споров.

В то же время ст. 10 ГК РФ предусматривает, что защита гражданских прав должна осуществляться разумно и добросовестно. Запрещается злоупотреблять правом, если это приведет к нарушениям прав и интересов других лиц.

В соответствии с п. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. Соответственно, энергоснабжающая организация <данные изъяты> вправе взыскать сумму задолженности с предприятия-должника в судебном порядке, не нарушая тем самым права и законные интересы граждан.

Кроме того, в соответствии со ст. 10 ГК РФ не допускается злоупотребление доминирующим положением на рынке.

В соответствии со ст.5 Федерального закона от 26 июля 2006 года номер 135-Ф3 «О защите конкуренции», доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Согласно ч.1 ст.5 Закона, доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Частью 5 ст. 10 Федерального закона «О защите прав конкуренции» установлено, что запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Согласно определения Конституционного Суда Российской Федерации от 06 июня 2002 года номер 115-0, основанном на нормах ст. 426 ГК РФ, при заключении публичных договоров, при наличии возможности оказывать соответствующую услугу, организация не вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке.

Заключение договора энергоснабжения обусловлено тем, что электроэнергия является коммунальным ресурсом и используется покупателями для целей производства и оказания коммунальных услуг гражданам, юридическим лицам, социальным учреждениям, покупателями являются исполнители коммунальных услуг. Для лиц, добросовестно оплачивающих услуги по горячему водоснабжению и теплоснабжению - отсутствие данных услуг нарушает их Конституционные права.

В настоящее время планами-графиками проведения ремонтных работ на май- октябрь на указанных котельных предусмотрены подготовительные мероприятия, в том числе, замены котлов, ревизия и ремонт запорной арматуры, ремонт насосов и др. Несмотря на то, что котельные обязаны приступить к работе, осуществить ремонтные работы для подготовки к отопительному сезону и подачу горячей воды населению, энергоснабжение указанных котельных до настоящего времени не осуществляется, чем существенно нарушаются права граждан, проживающих на территории г.Алейска района па благоприятную окружающую среду.

В соответствии с приложением номер 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домов и жилых домов, допустимая продолжительность перерыва подачи горячей воды: 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца; 4 часа единовременно, при аварии в централизованных сетях инженерно -технического обеспечения холодного водоснабжения — в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, установленными для наружных водопроводных сетей и сооружений (СНиП 2.04.02-84*),(СанПин 2.1.4.2496-09).

Указанные действия незаконны, так как отсутствие горячей воды нарушает права граждан, а именно п. 2 ст. 19 Федерального закона от 30 марта 1999 года номер 52-ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения», согласно которому организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно- эпидемиологическим требованиям.

Введенное ограничение подачи электроэнергии <данные изъяты> преднамеренно создает чрезвычайную ситуацию в г. Алейске.

Согласно ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В соответствии со ст.ст. 41, 42 Конституции РФ каждому гарантировано право на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Федеральным законом РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года номер 52-ФЗ, предусмотрено, что под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается состояние здоровья населения, среда обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.

Энергоснабжение, теплоснабжение, водоснабжение относятся к социальным факторам среды обитания человека.

Согласно ст. 8 данного Закона, граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Согласно ст. 17 Федерального закона «О защите прав потребителей» защита прав потребителей осуществляется судом, иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту нахождения организации, жительства или пребывания истца, по месту заключения или исполнения договора.

Таким образом, действия энергоснабжающей организации по полному ограничению потребления электроэнергии являются незаконными. Данная позиция согласуется со складывающейся по данному вопросу практикой (Постановление Седьмого Арбитражного апелляционного суда от 14 апреля 2011 года номер 07АП -2300/11, определение от 21 июня 2010 года номер 33-5341/10 Судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда, определение от 24 июля 2015 года номер 2-2342/2015 Судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда).

Просит признать незаконными действия <данные изъяты> по ограничению режима подачи электроэнергии на тепловые пункты (котельные) : - <адрес>, <адрес>, - <адрес>, - <адрес> - <адрес>, <адрес> - <адрес> <адрес>», <адрес>, - <адрес>, <адрес>, <адрес> <адрес>, <адрес>

Обязать <данные изъяты> возобновить подачу электроэнергии на тепловые пункты (котельные)

Возложить обязанность на восстановить бесперебойную круглосуточную подачу электроэнергии на объекты теплоснабжения и горячего водоснабжения <данные изъяты>, <данные изъяты> тепловые пункты (котельные) номер .

В соответствии со ст. 204 ГПК РФ решение суда обратить к немедленному исполнению.

21 сентября 2015 года в уточенном исковом заявлении Алейский межрайонный прокурор со ссылкой на основания изложенные выше, дополнительно указывает на то, что в соответствии с п. 18 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 мая 2012 года номер 442, в отношении потребителей (в том числе в отношении отдельных используемых ими объектов), ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, частичное ограничение режима потребления вводится в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил не ниже уровня аварийной брони. Введение в отношении таких потребителей ограничения режима потребления ниже величины аварийной брони не допускается.

При отсутствии у такого потребителя акта согласования аварийной брони, величины аварийной брони определяются гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) по согласованию с исполнителем в размере не менее 10 процентов максимальной мощности соответствующих объектов такого потребителя, а потребитель несет ответственность за последствия, в том числе перед третьими лицами, вызванные применением к нему ограничения режима потребления в соответствии с настоящими Правилами.

В соответствии с п. 20 Правил, введение ограничения режима потребления в отношении граждан-потребителей коммунальной услуги по электроснабжению осуществляется по основаниям и в порядке, установленном жилищным законодательством Российской Федерации.

В силу п. 31 постановления Правительства РФ от 06 мая 2011 года номер 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных жилых домах и жилых домов», исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества.

Согласно п. 121 ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, не допускается.

В соответствии с п. 6 Постановления Правительства РФ от 05 января 1998 года номер 1 «О порядке прекращения или ограничения подачи электрической энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им топливно - энергетических ресурсов», в случаях, когда к сетям, принадлежащим организации-потребителю подключены абоненты, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, организация - потребитель обязана по соглашению сторон с энергоснабжающей или газоснабжающей организацией обеспечить подачу этим абонентам топливно- энергетических ресурсов в необходимых для них объемах.

Таким образом, при введении режима полного ограничения потребления электроэнергии на вышеуказанных объектах, допущено злоупотребление правом, поскольку повлекло последствия в виде отсутствия подачи горячей воды населению и социальным объектам, что в соответствии с вышеуказанными нормами является недопустимым.

Просит признать незаконными действия <данные изъяты> по полному ограничению режима подачи электроэнергии на объекты теплоснабжения и горячего водоснабжения (котельные): - <адрес>, - <адрес>, - <адрес>, - <адрес> <адрес>, <адрес>; по частичному ограничению подачи электроэнергии на тепловые пункты (котельные): - <адрес> - <адрес>

Обязать <данные изъяты>» возобновить в полном объеме подачу электроэнергии на объекты теплоснабжения и горячего водоснабжения (котельные): - <адрес>, <адрес>, - <адрес>, - <адрес> <адрес>, - <адрес>, - <адрес>», - <адрес> для обеспечения населения горчим водоснабжением и теплоснабжением.

Возложить обязанность на <данные изъяты> обеспечить бесперебойную круглосуточную подачу электроэнергии на объекты теплоснабжения и горячего водоснабжения (котельные) номер .

В соответствии со ст. 204 ГПК РФ решение суда обратить к немедленному исполнению.

В ходе рассмотрения исковых требований по существу от Алейского межрайонного прокурора поступило заявление об отказе от иска в части обязания <данные изъяты> возобновить в полном объеме подачу электроэнергии на объекты теплоснабжения и горячего водоснабжения (котельные): - <адрес>, - <адрес>, - <адрес>, - <адрес> <адрес>, - <адрес>, - <адрес> - <адрес> для обеспечения населения горчим водоснабжением и теплоснабжением и обращения решения суда к немедленному исполнению.

В судебном заседании помощник Алейского межрайонного прокурора Попова О.А. поддержала заявление об отказе от иска в части. Просила удовлетворить в полном объеме по основаниям изложенным в иске заявленные требования и признать незаконными действия <данные изъяты> по полному ограничению режима подачи электроэнергии на объекты теплоснабжения и горячего водоснабжения (котельные): - <адрес>, - <адрес>, - <адрес>, - <адрес>, <адрес>, - <адрес>; по частичному ограничению подачи электроэнергии на тепловые пункты (котельные): - <адрес> - <адрес> Возложить обязанность на <данные изъяты> обеспечить бесперебойную круглосуточную подачу электроэнергии на объекты теплоснабжения и горячего водоснабжения (котельные) номер Дополнительно указала, что между <данные изъяты> и потребителем не был согласован уровень аварийной брони 0% как это указано в Акте согласования технологической и (или (аварийной) брони с <данные изъяты> и <данные изъяты> так как данный Акт противоречит нормам действующего законодательства.

Стороны по делу не возражали против прекращения производства по делу в части, в связи с отказом от иска Алейского межрайонного прокурора.

Определением Алейского городского суда от 29 сентября 2015 года судом принять отказ от иска в части.

Таким образом, суд разрешает заявленные Алейским межрайонным прокурором требования о признании незаконными действий Алейского отделения <данные изъяты> по полному ограничению режима подачи электроэнергии на объекты теплоснабжения и горячего водоснабжения (котельные): - <адрес>, - <адрес>, - <адрес>, - <адрес> <адрес>, - <адрес>; по частичному ограничению подачи электроэнергии на тепловые пункты (котельные): - <адрес> - <адрес> и возложении обязанности на <данные изъяты> обеспечить бесперебойную круглосуточную подачу электроэнергии на объекты теплоснабжения и горячего водоснабжения (котельные) номер .

В судебном заседании представитель ответчика ОАО «<адрес>энерго» ФИО4 исковые требования не признал и пояснил, что по результатам совместного осмотра объектов теплоснабжения (котельных), указанных стороной истца в исковом заявлении, установлено, что на котельные номер осуществляется подача электрической     энергии в необходимых для осуществления производственной деятельности объемах. Указанный факт подтверждается соответствующими актами проверки наличия напряжения, подписанными представителями Алейской межрайонной прокуратуры, <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>, <данные изъяты>. Таким образом, производство по настоящему делу, в части признании введения режимов ограничения незаконными, а, равно как и обязании <данные изъяты> возобновить подачу электрической энергии, подлежит прекращению, в связи с отсутствием предмета спора.

Относительно требования Алейской межрайонной прокуратуры, в части обязания Алейского отделения <данные изъяты> обеспечить бесперебойную, круглосуточную подачу электроэнергии на спорные объекты теплоснабжения и горячего водоснабжения, считает, что данное требование является необоснованным и противоречащими положениям действующего гражданского законодательства.

В частности, указанное требование противоречит положениям ст. 546 ГК РФ, а также п. 2 «Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 4 мая 2012 года номер 442, где среди прочего указано, что ограничение режима потребления электрической энергии вводится при наступлении любого из следующих обстоятельств:

а)соглашение сторон договора энергоснабжения,

б)нарушение своих обязательств потребителем, выразившееся в:

-неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии, в том числе обязательств по предварительной оплате в соответствии с установленными договором сроками платежа, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком в размере, соответствующем денежным обязательствам потребителя не менее чем за один период между установленными договором сроками платежа.

-возникновении у потребителя услуг по передаче электрической энергии задолженности по оплате услуг по передаче электрической энергии;

-выявлении факта осуществления потребителем безучетного потребления электрической энергии;

-невыполнении потребителем условий договора, касающихся обеспечения функционирования устройств релейной защиты, противоаварийной и режимной автоматики, устройств компенсации реактивной мощности;

-подключении потребителем к принадлежащим ему энергопринимающим устройствам электропотребляющего оборудования, повлекшем нарушение характеристик технологического присоединения, указанных в документах о технологическом присоединении;

в) удостоверение в установленном порядке неудовлетворительного состояния объектов электросетевого хозяйства, энергетических установок, энергопринимающих устройств потребителя, что создает угрозу жизни и здоровью людей и (или) угрозу возникновения технологических нарушений на указанных объектах, установках (устройствах), а также объектах электросетевого хозяйства сетевых организаций;

г) возникновение (угроза возникновения) аварийных электроэнергетических режимов;

д) приостановление или прекращение исполнения обязательств потребителя по договору о присоединении к торговой системе оптового рынка электрической энергии и мощности;

е) прекращение обязательств по снабжению электрической энергией (мощностью) и (или) оказанию услуг по передаче электрической энергии в отношении энергопринимающих устройств по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) и (или) договору оказания услуг по передаче электрической энергии, в том числе по причине смены собственника или владельца объектов электросетевого хозяйства, к которым технологически присоединены такие энергопринимающие устройства, если при этом в отношении таких энергопринимающих устройств не заключен и не вступил в силу новый договор, на основании которого осуществляется продажа электрической энергии (мощности) и (или) оказание услуг по передаче электрической энергии;

ж) выявление гарантирующим поставщиком в случае, указанном в пункте 47 Основных положений, факта ненадлежащего технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителя к объектам электросетевого хозяйства;

з) необходимость проведения ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства сетевой организации, к которым присоединены энергопринимающие устройства потребителя, либо необходимость проведения ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций (иных владельцев объектов электросетевого хозяйства) в случае, если проведение таких работ невозможно без ограничения режима потребления;

и) поступление от потребителя заявления о введении в отношении него ограничения режима потребления в случае, если у потребителя отсутствует техническая возможность введения ограничения самостоятельно;

к) нарушение потребителем введенного ранее в отношении него ограничения режима потребления при сохранении обстоятельств из числа указанных в настоящем пункте, послуживших основанием для его введения.

Следовательно, удовлетворение рассматриваемого требования прокуратуры, фактически ставит в невозможность реализации указанных выше норм права и соответственно может нарушить права третьих лиц, в частности сетевых организаций, для которых введение полного ограничения режима потребления электрической энергии, в некоторых случаях является обязанностью (к примеру, пункты 25, 26, 57 Основных положений     функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ номер 442 от 04 мая 2012 года и п. 2 Правил ограничения).

Кроме того, удовлетворение заявленного требования и как следствие обязательность исполнения судебного акта имеющего силу закона, фактически, как указано выше, не позволит, в частности, вести ограничение режима потребления электрической энергии, в чрезвычайной (аварийной) ситуации, что может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью неопределенного круга лиц.

Следует также отметить, что незаконность (необоснованность) данного требования, подтверждается судебной практикой, где в частности говорится, что подобное требование не основано на положениях действующего законодательства, поскольку нормы гражданского процессуального законодательства предусматривают возможность предъявления исков в защиту прав и законных интересов, нарушенных на момент обращения в суд. Предположения о возможности нарушения прав в будущем не подлежат защите в силу статей 3, 4 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Полагает, что лишение гарантирующего поставщика на применение процедур, предусмотренных правилами ограничения, также противоречит принципу соблюдения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии.

В судебном заседании представитель <данные изъяты> ФИО5 поддержал позицию представителя ОАО «<адрес>энерго» и дал пояснения аналогично изложенному.

Представитель <данные изъяты> и <данные изъяты> ФИО6 просила удовлетворить заявленные Алейским межрайонным прокурором требования, однако полагает, что <данные изъяты> и <данные изъяты> не являются в данном споре надлежащими ответчиками по делу.

Представители <данные изъяты> и <данные изъяты> в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения исковых требований извещены надлежащим образом.

Представители третьего лица Администрации г. Алейска ФИО7 и ФИО8 в судебном заседании просили удовлетворить заявленные требования Алейским межрайонным прокурором по основаниям, изложенным в иске. ФИО7 пояснила, что исходя из совокупности исследованных в судебном заседании письменных доказательств имеются основания для признания действий <данные изъяты> незаконными по частичному ограничению режима подачи на объекты теплоснабжения и горячего водоснабжения и соответственно необходимо возложить обязанность на ответчика обеспечить бесперебойную круглосуточную подачу электроэнергии на объекты теплоснабжения и горячего водоснабжения.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд принимает решение об отказе в удовлетворении иска по следующим основаниям.

В соответствии с п. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Пунктами 2 и 3 ст. 546 ГК РФ установлен перечень оснований, при которых допускается перерыв в передаче, прекращении или ограничение подачи энергии в одностороннем порядке. Перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента.

Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами.

В соответствии с п.п. 1, 7 ст. 38 ФЗ «Об электроэнергетике», запрещается ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, в отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства. Правительством Российской Федерации утверждается порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями - участниками оптового и розничных рынков, в том числе его уровня, в случае нарушения своих обязательств потребителями.

Данный порядок обеспечивает запрет на нарушение иных прав потребителей в связи с вводимым ограничением режима потребления электрической энергии.

Постановлением Правительства РФ от 04 мая 2012 года номер 442 « О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии», утверждены Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии, а так же Правила полного (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии. В отношении потребителей (в том числе в отношении отдельных используемых ими объектов), ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, относящихся к категориям потребителей согласно приложению, частичное ограничение режима потребления вводится в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил не ниже уровня аварийной брони. Введение в отношении таких потребителей ограничения режима потребления ниже величины аварийной брони не допускается.

Согласно п. 18 Правил при отсутствии у такого потребителя акта согласования аварийной брони, величины аварийной брони определяются гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) по согласованию с исполнителем в размере не менее 10 процентов максимальной мощности соответствующих объектов такого потребителя, а потребитель несет ответственность за последствия, в том числе перед третьими лицами, вызванные применением к нему ограничения режима потребления в соответствии с настоящими Правилами.

В соответствии с приложением номер 2, не допускается введение ограничения режима потребления ниже величины аварийной брони в отношении организаций, осуществляющих эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов – в отношении этих объектов.

Пунктом 5, 54 Правил разработки и применения графиков аварийного ограничения режима потребления электрической энергии и использования противоаварийного ограничения режима потребления электрической энергии (мощности) использования противоаварийной автоматики, утвержденных Приказом Минэнерго России от 06 июня 2013 года номер 290, технологической броней электроснабжения является минимальный расход электрической энергии (наименьшая потребляемая мощность) и продолжительность времени, необходимые для завершения технологического процесса цикла производства потребителя.

Аварийной броней является минимальный расход электрической энергии (наименьшая потребляемая мощность) объектов потребителя с полностью остановленным технологическим процессом, обеспечивающий их безопасное для жизни и здоровья людей и окружающей среды состояние, и признается равной величине максимальной мощности токоприемников дежурного и охранного освещения, охранной и пожарной сигнализации, насосов пожаротушения, связи, аварийной вентиляции таких объектов, согласованной сетевой организацией и потребителем.

Объем минимально необходимых поставок электрической энергии потребителю при введении ограничения электроснабжения определяется в акте согласования технологической и аварийной брони, являющимся неотъемлемым приложением к договору энергоснабжения.

В силу п.п. 1, 2, 3, 4, 5, 6 п. 31 Правил не дискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 года номер 861, в целях исполнения договора в части условий о величинах технологической и (или) аварийной брони потребитель электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии (мощности) которого может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью людей, экологической безопасности, безопасности государства и (или) необратимому нарушению непрерывных технологических процессов, в том числе потребитель электрической энергии, частичное или полное ограничение режима потребления электрической энергии (мощности) которого может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, относящийся к категориям, определенным в приложении к Правилам полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, в отношении которого при осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства не был составлен и согласован с сетевой организацией акт согласования технологической и (или) аварийной брони либо он нуждается в изменении в связи с наступлением указанных в пункте 31(2) настоящих Правил случаев, вправе составить и согласовать такой акт в порядке, установленном в пункте 31(4) настоящих Правил, как до заключения договора, так и после его заключения.

Потребитель составляет и направляет проект акта технологической и (или) аварийной брони, в том числе через гарантирующего поставщика (энергосбытовую организацию), с которым им заключен договор энергоснабжения, на рассмотрение сетевой организации, к объектам электросетевого хозяйства которой присоединены (непосредственно или опосредованно) энергопринимающие устройства такого потребителя.

Сетевая организация обязана в течение 10 рабочих дней со дня получения проекта указанного акта рассмотреть его, подписать и направить 1 экземпляр потребителю. При необходимости проведения осмотра (обследования) энергопринимающих устройств, в отношении которых заключен договор, указанный срок может быть продлен, но не более чем на 10 рабочих дней.

Основной целью <данные изъяты> и <данные изъяты> а так же <данные изъяты>» и <данные изъяты> является обеспечения населения, бюджетных и иных организаций услугами теплоснабжения и водоотведения, а так же получение прибыли от иных видов деятельности.

ДД.ММ.ГГГГ между <данные изъяты> и <данные изъяты> заключен договор энергоснабжения .

ДД.ММ.ГГГГ между <данные изъяты> и <данные изъяты> заключен договор энергоснабжения .

На момент рассмотрения дела данные договоры являются действующими и не расторгнуты.

Согласно данным договорам Продавец ( <данные изъяты> обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), качество которой соответствует требованиям действующего законодательства РФ, а так же самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии Потребителю (ООО «Теплосервис», ООО «Теплосеть»). Поставка электроэнергии осуществляется по тем точкам поставки, которые указаны в приложении номер 1 к договорам. На Потребителе лежит обязанность по своевременной оплате указанных услуг.

Согласно п. 5.1 договоров, оплата электроэнергии должна производиться : до 10 числа текущего месяца - 30 % от договорного объеме электропотребления текущего месяца; до 25 числа месяца следующего за расчетным - в размере 40% от договорного объема электропотребления текущего месяца; до 18 числа месяца следующего за расчетным - окончательный расчет за фактически потребленную электроэнергию.

Пунктом 2.5.2 договоров определен порядок ограничения потребления.

Согласно Акта о введении ограничения режима потребления электрической энергии номер 1 от ДД.ММ.ГГГГ введено частичное ограничение подачи электроснабжения за потребляемую электроэнергию на котельные номер . Алейска.

Согласно Акта о введении ограничения режима потребления электрической энергии номер 2 от ДД.ММ.ГГГГ введено частичное ограничение подачи электроснабжения за потребляемую электроэнергию на котельные номер г. Алейска.

Согласно Акта о введении ограничения режима потребления электрической энергии номер 1 от ДД.ММ.ГГГГ введено полное ограничение подачи электроснабжения за потребляемую электроэнергию на котельную номер г. Алейска.

Согласно Акта о введении ограничения режима потребления электрической энергии номер 3 от ДД.ММ.ГГГГ введено частичное ограничение подачи электроснабжения за потребляемую электроэнергию на котельную номер г. Алейска.

Согласно Акта о введении ограничения режима потребления электрической энергии номер 1 от ДД.ММ.ГГГГ введено частичное ограничение подачи электроснабжения за потребляемую электроэнергию на котельные номер 6, 9,17, 16, 15 г. Алейска.

Согласно Акта о введении ограничения режима потребления электрической энергии номер 3 от ДД.ММ.ГГГГ введено частичное ограничение подачи электроснабжения за потребляемую электроэнергию на котельные номер г. Алейска.

Согласно Акта о введении ограничения режима потребления электрической энергии номер 1 от ДД.ММ.ГГГГ введено полное ограничение подачи электроснабжения за потребляемую электроэнергию на котельную номер . Алейска.

Согласно Акта о введении ограничения режима потребления электрической энергии номер 2 от ДД.ММ.ГГГГ введено полное ограничение подачи электроснабжения за потребляемую электроэнергию на котельную номер г. Алейска.

Согласно Акта о введении ограничения режима потребления электрической энергии номер 3 от ДД.ММ.ГГГГ введено полное ограничение подачи электроснабжения за потребляемую электроэнергию на котельную номер г. Алейска.

Согласно Акта о введении ограничения режима потребления электрической энергии номер 4 от ДД.ММ.ГГГГ введено полное ограничение подачи электроснабжения за потребляемую электроэнергию на котельную номер г. Алейска.

Согласно Акта о введении ограничения режима потребления электрической энергии номер 5 от ДД.ММ.ГГГГ введено полное ограничение подачи электроснабжения за потребляемую электроэнергию на котельную номер г. Алейска.

Согласно Акта о введении ограничения режима потребления электрической энергии от ДД.ММ.ГГГГ введено частичное ограничение подачи электроснабжения за потребляемую электроэнергию на котельную номер г. Алейска.

Согласно Акта о введении ограничения режима потребления электрической энергии от ДД.ММ.ГГГГ введено частичное ограничение подачи электроснабжения за потребляемую электроэнергию на котельную номер г. Алейска.

Согласно Акта о введении ограничения режима потребления электрической энергии от ДД.ММ.ГГГГ введено частичное ограничение подачи электроснабжения за потребляемую электроэнергию на котельную номер г. Алейска.

В адрес ООО «Теплосервис» направлялись уведомления об ограничении режима потребления электроэнергии ДД.ММ.ГГГГ, в адрес <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ. Ответчикам предлагалось погасить образовавшуюся задолженность либо самостоятельно ввести ограничение режима потребления в отношении поставки котельных номер .

Самоограничения режима потребления электроэнергии потребителями введено не было.

В судебном заседании установлено, что согласно приложений номер 7 к договорам и от ДД.ММ.ГГГГ между Продавцом и Потребителями составлены Акты согласования технологической и (или) аварийной брони. В данных актах определена величина технологической и аварийной брони по соглашению сторон 0 кВт.

Таким образом, доводы помощника Алейского межрайонного прокурора о том что <данные изъяты> самостоятельно установлен уровень аварийной брони являются несостоятельными и сторонами в судебном заседании не опровергнуты.

Стороной истца и третьим лицом в судебном заседании не оспаривалось соблюдение ответчиком <данные изъяты> процедуры уведомления о предстоящем введении режима ограничения потребления электроэнергии, предусмотренной п. 2.5.2 договоров энергоснабжения от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно очередности включения электрической энергии на объектах теплоснабжения <адрес> и перечня необходимых первоочередных мероприятий по подготовке к отопительному сезону периодов 2015-2016 годов период введения котельных с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; котельных с 04 сентября по ДД.ММ.ГГГГ; котельных с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из Актов от ДД.ММ.ГГГГ составленных комиссионно, в том числе с участием помощника Алейского межрайонного прокурора подача электроэнергии возобновлена, уровень напряжения соответствует требованиям нормативно – технической документации на котельных .

Доказательств того, что ограничение режима потребления электрической энергии на объекты теплоснабжения и горячего водоснабжения происходило с нарушением ответчиком <данные изъяты> установленного действующим законодательством порядка в судебном заседании не установлено. В связи с чем у суда отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований Алейского межрайонного прокурора о признании незаконными действиями данного ответчика по полному ограничению режима подачи электроэнергии на объекты теплоснабжения и водоснабжения (котельные). Не доказано в судебном заседании злоупотребление правом ответчиком, так как сам по себе факт ограничения режима потребления электрической энергии не является доказательством злоупотребления правом вследствие злоупотребления доминирующим положением на рынке.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года номер 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

Администрация г. Алейска привлечена к участию в деле в качестве третьего лица и к данному лицу Алейским межрайонным прокурором не были заявлены какие – либо требования.

Таким образом, суд отказывает в удовлетворении вышеуказанных требований. Отказывая в удовлетворении иска в данной части, суд полагает, что <данные изъяты> являются ненадлежащими ответчикам в связи с чем суд отказывает в удовлетворении заявленных требований к данным ответчикам в полном объеме.

Оснований для удовлетворения требований о возложении обязанности на <данные изъяты> обеспечить бесперебойную круглосуточную подачу электроэнергии на объекты теплоснабжения и горячего водоснабжения на котельные не имеется по следующим основаниям.

Ни в исковом заявлении ни в судебном заседании стороной истца не представлены доказательства в обоснование заявленных требований. Нормы гражданского процессуального законодательства предусматривают возможность предъявления исков в суд в защиту прав и интересов, нарушенных на момент обращения в суд. Предположения о возможности нарушения прав в будущем не подлежит защите в силу ст. ст. 3 и 4 ГПК РФ и будет нарушать баланс интересов сторон.

Статьей 2 Федерального закона от 26 марта 2003 года номер 35- ФЗ установлено, что Постановления Правительства Российской Федерации, принимаемые в соответствии с федеральными законами, входят в систему законодательства Российской Федерации об электроэнергетике, в связи с чем нормы, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 мая 2012 года номер 442 и от 05 января 1998 года номер 1, как принятые во исполнение полномочий, предоставленных и делегированных ему федеральным законом подлежат рассмотрению как законно установленные.

Пунктом 2 Правил номер 442 установлены основания ограничения режима потребления электрической энергии и удовлетворение требований о возложении обязанности обеспечить бесперебойную круглосуточную подачу электроэнергии на объекты теплоснабжения и горячего водоснабжения на будущее будет противоречить нормам действующего законодательства.

Руководствуясь ст.ст. 193 -199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать Алейскому межрайонному прокурору в удовлетворении заявленных требований к <данные изъяты>, <данные изъяты> <данные изъяты>, <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> о признании незаконными действий по ограничению режима потребления электрической энергии

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через отдел судопроизводства Алейского городского суда в течении месяца.

Судья Алейского городского суда О.В. Луханина

Решение не вступило в законную силу

2-1563/2015 ~ М-1418/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Алейский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
МУП "Тепло-2"
Алейское отделение ОАО "Алтайкрайэнерго"
Другие
МУП "Тепло - 1"
Администрация г. Алейска
ООО "Теплосеть"
ОАО "Алтайкрайэнерго"
ООО "Теплосервис"
Суд
Алейский городской суд Алтайского края
Судья
Луханина Оксана Валериевна
Дело на странице суда
aleysky--alt.sudrf.ru
27.08.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.08.2015Передача материалов судье
28.08.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.09.2015Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
02.09.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.09.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.09.2015Судебное заседание
28.09.2015Судебное заседание
29.09.2015Судебное заседание
05.10.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.10.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.11.2015Дело оформлено
11.11.2015Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее