Дело № 2-272/2017
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Лахденпохья Республика Карелия 30 ноября 2017 года
Лахденпохский районный суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Каменева А.Б., при секретаре Аблеевой Т.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело исковому заявлению Кондукторовой Светланы Анатольевны к администрации Лахденпохского муниципального района о понуждении к совершению определенных действий,
у с т а н о в и л:
Кондукторова С.А. обратилась в суд с названным иском к администрации Лахденпохского муниципального района (далее по тексту администрация ЛМР). Заявленные требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ между истцом и администрацией Мийнальского сельского поселения (далее по тексту администрация МСП) заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером (далее по тексту КН) №, расположенного в <адрес> Республики Карелия, с разрешенным использованием – индивидуальные малоэтажные жилые дома общим количеством этажей не более трех, включая мансардный этаж, и части таких домов, предназначенные для проживания одной семьи с придомовыми участками, предназначенными в том числе для ведения личного подсобного хозяйства, территориальная зона – Ж1, площадью 1500 кв.м. ДД.ММ.ГГГГ администрация ЛМР утвердила истцу градостроительный план. ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась в администрацию ЛМР с заявлением о получении разрешения на строительство на указанном выше земельном участке, в выдаче которого ей было отказано. При получении градостроительного плана истица не обратилась внимание на то, что ответчик запретил строительство на предоставленном ей в аренду земельном участке. По мнению истицы, ответчик необоснованно отнес предоставленный ей участок к некой функциональной зоне, где запрещено строительство. Истец также указала, что сведения о принадлежности участка к территориальной зоне Ж1, нахождение участка в границах населенного пункта <адрес>, и соответственно отнесение его к категории – земли населенных пунктов, содержатся в ЕГРН, которые внесены при наличии соответствующих актов, принятых уполномоченными органами, после проведения всех необходимых проверок их законности. Земельный участок истица выбрала не случайно, так как он является смежным участком по отношению к участку ее матери. Арендную плату истица оплачивает регулярно. Тогда как арендная плата напрямую зависит от кадастровой стоимости, которая установлена по категории. Арендная плата за участок в черте населенного пункта и за его пределами отличается в 200 раз.
На основании изложенного, истица просила обязать администрацию ЛМР утвердить и выдать градостроительный план земельного участка с КН № в соответствии с требованиями градостроительного регламента, установленного для территориальной зоны Ж1 Правил землепользования и застройки МСП, с разрешением на строительство.
В судебном заседании истица Кондукторова С.А. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Уточнила заявленные требования: считает отказ ей в выдаче разрешения на строительство незаконным, в связи с чем просит выдать ей новый градостроительный план без указания на то, что на участке строиться нельзя, а также разрешение на строительство.
Представитель ответчика – представитель администрации ЛМР по доверенности Нордгеймер Ю.В., заявленные исковые требования не признала по основаниям, указанным в отзыве Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия.
Представитель третьего лица – администрации Мийнальского сельского поселения по доверенности Привалов Р.А. оставил решение по иску на усмотрение суда. Полагал, что установление функциональных зон не будет влияять на статус участка. Кадастровая палата поставила земельный участок на кадастровый учет с таким разрешенным использованием, значит возведение на нем жилого дома возможно. Кроме этого на вопрос суда пояснил, что ими был дан ответ, что согласно Правилам землепользования и застройки МСП земельный участок расположен в территориальной зоне «Ж1» <адрес>, однако предъявить на обозрение документ (вышепоименованные Правила), в подтверждение данных доводов, они не могут, так как такого документа не существует.
Представитель третьего лица – представитель Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
Направили отзыв, в котором указали, что с заявленными требованиями не согласны по следующим основаниям. Выдача разрешений на строительство относится к компетенции муниципального района. Ссылаясь на положения ч.ч. 1, 2 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. При выдаче разрешения на строительство необходимо учитывать градостроительные регламенты. В соответствии с Картой границ населенных пунктов, утвержденной в составе Генерального плана МСП, земельный участок с кадастровым номером № расположен за границами населенного пункта Лумиваара. Правила землепользования и застройки МСП на указанный земельный участок не распространяются. Согласно карте функциональных зон, утвержденной в составе Генерального плана МСП, земельный участок расположен в функциональной зоне: зоне рекреационного назначения, где установлена зона ограничения градостроительной деятельности: специальный защитный лес, находится на территории национального парка «Ладожские шхеры. Ссылаясь на положения ч.ч. 1, 5 ст. 102 ЛК РФ полагали, что индивидуальное жилищное строительство, равно как и размещение индивидуального жилого дома в зоне ограничения градостроительной деятельности: специальный защитный лес не предусмотрено и не допустимо. Также, сославшись на положения ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, указали, что заявленный объект не соответствует градостроительному плану земельного участка. Наличие таких несоответствий уже само по себе является основанием для отказа истцу в выдаче разрешения на строительство.
Истец приобрела земельный участок на основании договора аренды участка от ДД.ММ.ГГГГ, т.е. участок был приобретен уже после утверждения Генерального плана МСП. Кондукторова С.А. могла ознакомиться с указанными нормативно-правовыми актами. Генеральный план МСП и Правила землепользования и застройки МСП на данный момент не оспорены и их действие распространяется на всех без исключения. Также полагали, что в соответствии с положениями Закона РК от 29.12.2015 №1980-ЗРК, полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена на момент заключения договора у администрации МСП отсутствовали.
Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
В судебном заседании установлено следующее.
Постановлением администрации МСП от ДД.ММ.ГГГГ № Кондукторовой С.А. утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале № (л.д. 40).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, земельный участок с кадастровым номером № имеет площадь участка – 1500 +/- 14 кв.м., участок расположен в кадастровом квартале №, <адрес>. Категория земель – земли населённых пунктов, разрешенное использование - индивидуальные малоэтажные жилые дома общим количеством этажей не более трех, включая мансардный этаж, и части таких домов, предназначенные для проживания одной семьи с придовыми участками, предназначенными, в том числе, для ведения личного подсобного хозяйства, территориальная зона – зона застройки индивидуальными жилыми домами. Дата присвоения кадастрового номера – ДД.ММ.ГГГГ Арендатор – Кондукторова С.А. (л.д. 28-30).
ДД.ММ.ГГГГ между администрацией МСП и Кондукторовой С.А. заключен договор аренды вышеназванного земельного участка с КН № (л.д.5-9).
Постановлением администрации ЛМР от ДД.ММ.ГГГГ № Кондукторовой С.А. утвержден градостроительный план № земельного участка с КН №. Из градостроительного плана следует, что строительство зданий, строений, сооружений на земельном участке не разрешено (л.д.10-15).
ДД.ММ.ГГГГ Кондукторова С.А. обратилась в администрацию ЛМР с заявлением о выдаче разрешения на строительство на земельном участке с №.
В своем ответе администрация ЛМР от ДД.ММ.ГГГГ отказала Кондукторовой С.А. в выдаче разрешения на строительство по тем основаниям, что земельный участок с № расположен в зоне З (Л) – охранная зона размещения прибрежных и защитных лесов, в которой не предусмотрено предоставление земельных участок для строительства индивидуальных жилых домов (л.д.16-18).
В соответствии с ч. 1 ст. 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации, действовавшей на момент возникновения оспариваемых правоотношений, (далее по тексту ГрК РФ), подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.
По смыслу ст. ст. 41 - 46 ГрК РФ, градостроительный план земельного участка по существу представляет собой выписку из правил землепользования и застройки, проекта планировки и проекта межевания территории квартала (микрорайона) применительно к конкретному земельному участку, в которой указывается информация о строительных характеристиках предназначенного для застройки участка и имеющихся в отношении него строительных ограничениях.
Часть 11 ст. 48 ГрК РФ определяет градостроительный план земельного участка в качестве одного из оснований подготовки проектной документации объектов капитального строительства.
Сам по себе градостроительный план не является правоустанавливающим или правоподтверждающим документом, не устанавливает соответствующие характеристики земельного участка, а лишь воспроизводит те из них, которые уже зафиксированы. Однако он является необходимым документом, определяющим возможность застройки земельного участка.
Согласно ч. 1 ст. 51 ГрК РФ, разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Положениями части 13 ст. 51 ГрК РФ установлено, что уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрабатываемого в соответствии с градостроительным регламентом и территориальным зонированием.
Таким образом, на стадии выдачи разрешения на строительство происходит проверка соответствия проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка.
В силу ст. 2 ГрК РФ, одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории.
Решением Совета Мийнальского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Генеральный план и Правила землепользования и застройки Мийнальского сельского поселения.
Из сообщения администрации МСП следует, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ изменения в Генеральный план Мийналського сельского поселения не вносились (л.д. 48).
Данные акты представляют собой документы территориального планирования муниципального образования (ст. 18 ГрК РФ) и в силу ч. 3 ст. 9 ГрК РФ являются обязательными. Ими предусмотрено отнесение территории, на которой находится принадлежащий Кондукторовой С.А. на праве аренды земельный участок, к зоне З (Л) – охранная зона размещения прибрежных и защитных лесов.
Исходя из п. 9 ст. 1 ГрК РФ, ст. 28 Правил землепользования и застройки МСП, градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, а также всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. Действие градостроительного регламента распространяется в равной мереные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны.
Согласно карте границ населенных пунктов, утвержденной в составе Генерального плана МСП земельный участок с кадастровым номером № расположен за границами населенного пункта Лумиваара. Правила землепользования и застройки МСП на указанный земельный участок не распространяются. В соответствии с картой функциональных зон, утвержденной в составе Генерального плана МСП, земельный участок расположен в функциональной зоне: зоне рекреационного назначения, где установлена зона ограничения градостроительной деятельности: специальный защитный лес.
В силу ч.4 ст.12 ЛК РФ защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
Частью 1 ст.102 Лесного кодекса РФ определено, что к защитным лесам относятся леса, которые подлежат освоению в целях, предусмотренных частью 4 статьи 12 настоящего Кодекса.
На основании ч.5 ст.102 ЛК РФ в защитных лесах и на особо защитных участках лесов запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями.
Таким образом, оснований для возложения на администрацию ЛМР обязанности выдать градостроительный план в соответствии с разрешенным использованием земельного участка с №, установленной для территориальной зоны Ж1 и разрешение на такое строительство, у суда не имеется.
Положения п. 1 ст. 263 ГК РФ, предоставляют собственнику земельного участка право возводить на участке здания и сооружения, однако, ставят при этом реализацию такого право под условие соблюдения градостроительных и строительных норм и правил.
Строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, может осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами (ч. 8 ст. 36 ГрК РФ, п. 4 ст. 85 ЗК РФ).
Индивидуальное жилищное строительство, равно как и размещение индивидуального жилого дома в зоне ограничения градостроительной деятельности: специальный защитный лес не предусмотрено и не допустимо, и противоречит карте функциональных зон, утвержденной в составе Генерального плана МСП, Правилам землепользования и застройки МСП.
Неправомерны ссылки истца и представителя администрации МСП на кадастровую выписку, в которой указан вид разрешенного использования - индивидуальные малоэтажные жилые дома. Из материалов дела следует, что Генеральный план и Правила землепользования и застройки Мийнальского сельского поселения утверждены ДД.ММ.ГГГГ Тогда как схема испрашиваемого участка утверждена администрацией МСП значительно позже – ДД.ММ.ГГГГ По мнению суда, администрация МСП, при наличии данных документов, не имела права утверждать истице схему расположения земельного участка под ИЖС в функциональной зоне - З (Л) – охранная зона размещения прибрежных и защитных лесов.
Ссылки истицы на наличие в непосредственной близости от испрашиваемого ею участка, участка, принадлежащего её матери, судом во внимание не принимается, так как никакого правового значения для правильного рассмотрения и разрешения дела данное обстоятельство не имеет.
Суд не принимает в качестве доказательств со стороны истца ответы на запросы суда, в которых администрация МСП ссылается на то, что земельный участок с № расположен в территориальной зоне «Ж1» <адрес>. В нарушение положений ст. 56 ГПК РФ доказательств в подтверждение данных сведений не представлено. Представитель администрации ЛМР в судебном заседании пояснил, что таких доказательств не имеется. Кроме того, данные сведения опровергаются Правилами землепользования и застройки Мийнальского сельского поселения.
При принятии решения суд учитывает, что истец, полагающий, что в результате применения документов градостроительного зонирования, не реализуются его права и законные интересы по использованию земельного участка в соответствии с разрешенным его использованием, не лишен возможности инициировать процесс внесения изменений в правила землепользования и застройки в порядке п. 5 ч. 3 ст. 33 ГрК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
р е ш и л:
Исковые требования оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Лахденпохский районный суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий: А.Б. Каменев
Решение в окончательной форме изготовлено 05 декабря 2017 года.
Председательствующий: А.Б. Каменев