Петрозаводский городской суд РК Дело №10RS0011-01-2020-004019-77 (№12-458/2020)
г.Петрозаводск, ул.Красная, д.33
Р Е Ш Е Н И Е
16 июня 2020 года город Петрозаводск
Судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия Кайгородова Ольга Владимировна, при секретаре Мамонтовой А.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Амосова Е. В. на постановление главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Республике Карелия Федорова А.Л. № от 21 апреля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении
Амосова Е. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <данные изъяты>, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, являющегося директором ООО Торговый дом «Карелия бетон»,
установил:
Постановлением главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Республике Карелия Федорова А.Л. № от 21 апреля 2020 года Амосов Е.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 15000 рублей.
Амосов Е.В. обратился в суд с жалобой на указанное постановление, в которой просит признать его незаконным и отменить, в связи с отсутствием события вменяемого административного правонарушения. В обоснование заявленных требований указывает, что в период с 20 марта 2019 года по 31 января 2020 года, в который Ларин Е.Ю. состоял в трудовых отношениях с ООО Торговый дом «Карелия бетон», не превышает года. ООО Торговый дом «Карелия бетон» запланировано прохождение медицинских осмотров, однако Ларин Е.Ю. уволился 31 января 2020 года. Ссылаясь на положения ст.2.9 КоАП РФ, заявитель указывает, что вменяемое Амосову Е.В. правонарушение не повлекло никаких негативных последствий. Кроме того, штраф в размере 15000 руб. является несоразмерно большим и не отвечает принципу справедливости, учитывая, что Амосов Е.В. впервые привлекается к административной ответственности, имеет на иждивении троих детей.
Амосов Е.В. в судебное заседание не явился, извещен о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Представитель Государственной инспекции труда в Республике Карелия в судебное заседание не явился, извещены о месте и времени рассмотрения жалобы надлежащим образом.
Изучив доводы жалобы, исследовав представленные материалы дела об административном правонарушении, материалы проверки в отношении ООО Торговый дом «Карелия бетон», проверив дело в соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ в полном объеме, учитывая, что жалоба направлена в суд в соответствии с требованиями ст.30.3 КоАП РФ и срок обжалования не пропущен, судья приходит к следующим выводам.
Административная ответственность по части 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ наступает за допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей.
На основании ст.1 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудового кодекса РФ) целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.
Согласно абз.2 ч.2 ст.22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан, в частности, соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
В соответствии с абз.4 ч.1 ст.76 Трудового кодекса РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Частью 1 статьи 212 Трудового кодекса РФ установлено, что обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
В силу ч.2 ст.212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований (абз.11); недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний (абз.12).
Статьей 213 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры (ч.1). Вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, порядок проведения таких осмотров определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч.4).
Как следует из протокола об административном правонарушении от 18 марта 2020 года и оспариваемого постановления основанием привлечения Амосова Е.В. к административной ответственности по ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ явились допущенные должностным лицом нарушения ст.ст.212, 213 Трудового кодекса РФ, выразившиеся в том, что Амосов Е.В., являясь директором ООО ТД «Карелия бетон», не организовал прохождение Лариным Е.Ю., работавшим в ООО Торговый дом «Карелия бетон» в должности сварщика, по которой установлен вредный класс условий труда (3.1), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, медицинского осмотра для предупреждения профессиональных заболеваний.
Согласно представленным административным органом материалам дела указанные нарушения трудового законодательства выявлены должностным лицом Инспекции в ходе внеплановой выездной проверки, проведенной в период с 10 февраля 2020 года по 10 марта 2020 года на основании распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки от 07 февраля 2020 года № в связи с поступившими обращениями от 06 февраля 2020 года №, и зафиксированы в акте проверки № от 10 марта 2020 года.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления 18 марта 2020 года в отношении Амосова Е.В. протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ.
Согласно ч.1 ст.1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В силу ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно ч.1 ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Исходя из положений ч.1 ст.2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Вместе с тем, административным органом не в полном объеме учтены данные положения закона.
В ходе рассмотрения жалобы судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Ларин Е.Ю. принят на работу в ООО ТД «Карелия Бетон» на должность сварщика во вспомогательном производстве ООО ТД «Карелия Бетон» на основании приказа о приеме на работу от № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно сведениям карты специальной оценки условий труда рабочего места №25 по должности сварщика с 20 марта 2019 года установлен итоговый класс условий труда - 3.1.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 года №302н утверждены перечни вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования).
В соответствии с п.16 Приложения №3 к Приказу №302н периодические осмотры проводятся не реже чем в сроки, указанные в Перечне факторов и Перечне работ.
В Приложении №1 к Приказу №302н указан Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), в который включены: ультрафиолетовое излучениеК (п.3.3), локальная вибрация (п.3.4.1), химические вещества, содержащие менее 20% марганцаРА, а также оксиды железа, алюминий, магний, титан, медь, цинк, молибден, ванадий, вольфрам и прочие, в т.ч. в сочетании с газовыми компонентами (озон, оксиды азота, углерода)ФКА (п.1.1.4.8.2). Периодичность осмотра по факторам, указанным в п.3.3, п.3.4.1, п.1.1.4.8.2 – 1 раз в 2 года.
Согласно карте специальной оценки условий труда сварщика установлено основание для проведения медицинских осмотров - пункты п.3.3, п.3.4.1, п.1.1.4.8.2 Приложения №1 Приказа Минздарсоцразвития России от 12 апреля 2011 года № 302н.
В связи с изложенным, в соответствии с п.3.3, п.3.4.1, п.1.1.4.8.2 Приложения №1 Приказа Минздарсоцразвития России от 12 апреля 2011 года № 302н Ларин Е.Ю. подлежал обязательным периодическим медицинским осмотрам 1 раз в два года.
Вместе с тем, на основании приказа №3 от 31 января 2020 года трудовой договор между ООО ТД «Карелия Бетон» и Лариным Е.Ю. расторгнут на основании п.3 ч.1 ст.77 Трудового кодекса РФ по инициативе работника, продолжительность работы Ларина Е.Ю. в ООО ТД «Карелия Бетон» с установленным итоговым классом условий труда 3.1 составила 10 месяцев и 12 дней - в период с 20 марта 2019 года по 31 января 2020 года.
При таких обстоятельствах 10 марта 2020 года двухлетний срок для прохождения обязательного периодического медицинского осмотра Ларина Е.Ю., учитывая момент его увольнения, не истек, требования ст.212, ст.213 ТК РФ директором ООО ТД «Карелия Бетон» АмосовымЕ.В. не нарушены, событие правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ, не наступило.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Согласно п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании изложенного постановление главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Республике Карелия Федорова А.Л. № от 21 апреля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ, в отношении Амосова Е.В. подлежит отмене.
Производство по делу подлежит прекращению на основании п.1 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Руководствуясь ст.ст. 30.1 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
Жалобу Амосова Е. В. удовлетворить.
Постановление главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Республике Карелия Федорова А.Л. № от 21 апреля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Амосова Е. В. отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Амосова Е. В. прекратить на основании п.1 ч.1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение 10 дней со дня получения или вручения копии решения.
Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (почтовый адрес: ВОХ № 1413, Санкт-Петербург, 190900, фактический адрес: г. Санкт-Петербург, ул. Садовая, д. 26).
Судья О.В. Кайгородова