Производство № 2-4107/2021
УИД 28RS0004-01-2021-004367-37
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 мая 2021 года город Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области, в составе:
председательствующего судьи Воронин И.К.,
при секретаре Мосикян А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации г. Благовещенска к Специализированному отделу по исполнению особо важных исполнительных документов УФССП России по Амурской области, Управлению ФССП России по Амурской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация г. Благовещенска обратилась в суд с указанным исковым заявлением, указав, что решением Благовещенского городского суда от 23.06.2020 года на администрацию города Благовещенска возложена обязанность предоставить Зубковой А.К. жилое помещение на территории муниципального образования города Благовещенска, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 18 кв.м., по договору специализированного найма жилого помещения. 27.07.2020 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства № 21441/20/28025-ИП. 12.03.2021 года в адрес администрации города Благовещенска поступило постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей в связи с неисполнением администрацией города Благовещенска решения Благовещенского городского суда о предоставлении Зубковой А.К. жилого помещения.
Решением Благовещенского городского суда от 23.06.2020 года на администрацию города Благовещенска возложена обязанность предоставить Островой С.В. жилое помещение на территории муниципального образования города Благовещенска, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 18 кв.м., по договору специализированного найма жилого помещения. 27.07.2020 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства № 21440/20/28025-ИП. 12.03.2021 года в адрес администрации города Благовещенска поступило постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей в связи с неисполнением администрацией города Благовещенска решения Благовещенского городского суда о предоставлении Островой С.В. жилого помещения.
Решением Благовещенского городского суда от 17.06.2020 года на администрацию города Благовещенска возложена обязанность предоставить Трухиной А.Р. жилое помещение на территории муниципального образования города Благовещенска, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 18 кв.м., по договору специализированного найма жилого помещения. 16.07.2020 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства № 19980/20/28025-ИП. 12.03.2021 года в адрес администрации города Благовещенска поступило постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей в связи с неисполнением администрацией города Благовещенска решения Благовещенского городского суда о предоставлении Трухиной А.Р. жилого помещения.
Решением Благовещенского городского суда от 06.07.2020 года на администрацию города Благовещенска возложена обязанность предоставить Кузнецову Е.В. жилое помещение на территории муниципального образования города Благовещенска, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 18 кв.м., по договору специализированного найма жилого помещения. 27.07.2020 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №21426/20/28025-ИП. 12.03.2021 года в адрес администрации города Благовещенска поступило постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей в связи с неисполнением администрацией города Благовещенска решения Благовещенского городского суда о предоставлении Кузнецову Е.В. жилого помещения.
Решением Благовещенского городского суда от 06.07.2020 года на администрацию города Благовещенска возложена обязанность предоставить Дроздовой К.С. жилое помещение на территории муниципального образования города Благовещенска, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 18 кв.м., по договору специализированного найма жилого помещения. 27.07.2020 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства № 21427/20/28025-ИП. 12.03.2021 года в адрес администрации города Благовещенска поступило постановление судебною пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей в связи с неисполнением администрацией города Благовещенска решения Благовещенского городского суда о предоставлении Дроздовой К.С. жилого помещения.
Администрация города Благовещенска предпринимает все меры для предоставления Зубковой А.К., Островой С.В., Трухиной А.Р., Кузнецову Е.В., Дроздовой К.С. жилых помещений. При этом следует отметить, что главный распорядитель бюджетных средств (Министерство социальной защиты населения Амурской области) не исполняет свои полномочия по финансированию переданных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам в требуемом объеме.
В связи с чем, полагает, что в действиях администрации отсутствует вина в неисполнении судебных актов в установленный законом срок, поскольку органом местного самоуправления на протяжении всего периода времени, с момента возбуждения исполнительного производства, предпринимались меры к исполнению требований исполнительного документа.
На основании изложенного просит суд освободить администрацию города Благовещенска от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по исполнительным производствам № 21441/20/28025-ИП, № 21440/20/28025-ИП, № 19980/20/28025-ИП, № 21426/20/28025-ИП, № 21427/20/28025-ИП возбужденным по исполнительным листам, выданным Благовещенским городским судом по делам № 2-2887/2020, № 2-3264/2020, № 2-2509/2020, № 2-3190/2020, № 2-2357/2020.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены надлежащим образом. Суд, определил, в порядке статьи 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В ходе судебного разбирательства по настоящему делу установлено, что решением Благовещенского городского суда от 23.06.2020 года по гражданскому делу № 2-2887/2020 на администрацию города Благовещенска возложена обязанность предоставить Зубковой А. К. *** года рождения жилое помещение в границах муниципального образования города Благовещенска Амурской области, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее нормы предоставления – 18 кв.м. по договору найма специализированного жилого помещения.
На основании исполнительного листа серии ФС № 027943856, выданного в рамках исполнения указанного решения, постановлением судебного пристава-исполнителя специализированного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных документов УФССП России по Амурской области 27.07.2020 года возбуждено исполнительное производство № 21440/20/28025-ИП.
Из содержания указанного постановления следует, что требования, содержащиеся в исполнительном документе, подлежат исполнению должником в течение 5-ти дней с момента получения копии настоящего постановления. Так же в постановлении имеется предупреждение должника о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 50000 рублей, как с должника - организации.
12.03.2020 года судебным приставом - исполнителем Специализированного отдела по исполнению особо важных исполнительных документов УФССП России по Амурской области, в связи с неисполнением должником по исполнительному производству № 21440/20/28025-ИП, возложенной судебным решением обязанности по предоставлению Зубковой А.К. жилого помещения, принято постановление о взыскании с администрации города Благовещенска исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
Решением Благовещенского городского суда от 14 мая 2020 года по гражданскому делу № 2-2889/2020 на администрацию города Благовещенска была возложена обязанность предоставить Островой С. В. *** года рождения жилое помещение в границах муниципального образования города Благовещенска Амурской области, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее нормы предоставления – 18 кв.м. по договору найма специализированного жилого помещения.
На основании исполнительного листа серии ФС № 027943857, выданного в рамках исполнения указанного решения, постановлением судебного пристава-исполнителя специализированного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных документов УФССП России по Амурской области 27.07.2020 года возбуждено исполнительное производство № 21440/20/28025-ИП.
Из содержания указанного постановления следует, что требования, содержащиеся в исполнительном документе, подлежат исполнению должником в течение 5-ти дней с момента получения копии настоящего постановления. Так же в постановлении имеется предупреждение должника о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 50000 рублей, как с должника - организации.
16.09.2020 года судебным приставом - исполнителем Специализированного отдела по исполнению особо важных исполнительных документов УФССП России по Амурской области, в связи с неисполнением должником по исполнительному производству № 21440/20/28025-ИП, возложенной судебным решением обязанности по предоставлению Островой С.В. жилого помещения, принято постановление о взыскании с администрации города Благовещенска исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
Решением Благовещенского городского суда от 16 марта 2020 года по гражданскому делу № 2-2509/2020 на администрацию города Благовещенска была возложена обязанность предоставить Трухиной А. Р. *** года рождения жилое помещение в границах муниципального образования города Благовещенска Амурской области, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее нормы предоставления – 18 кв.м. по договору найма специализированного жилого помещения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 17.06.2020 года решение суда оставлено без изменения.
На основании исполнительного листа серии ФС № 027943945, выданного в рамках исполнения указанного решения, постановлением судебного пристава-исполнителя специализированного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных документов УФССП России по Амурской области 16.07.2020 года возбуждено исполнительное производство № 19980/20/28025-ИП.
Из содержания указанного постановления следует, что требования, содержащиеся в исполнительном документе, подлежат исполнению должником в течение 5-ти дней с момента получения копии настоящего постановления. Так же в постановлении имеется предупреждение должника о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 50000 рублей, как с должника - организации.
17.08.2020 года судебным приставом - исполнителем Специализированного отдела по исполнению особо важных исполнительных документов УФССП России по Амурской области, в связи с неисполнением должником по исполнительному производству № 19980/20/28025-ИП, возложенной судебным решением обязанности по предоставлению Трухиной А.Р. жилого помещения, принято постановление о взыскании с администрации города Благовещенска исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
Решением Благовещенского городского суда от 13 мая 2020 года по гражданскому делу № 2-3190/2020 на администрацию города Благовещенска была возложена обязанность предоставить Кузнецову Е. В., *** года рождения, жилое помещение в границах муниципального образования города Благовещенска, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 18 кв.м., по договору найма специализированного жилого помещения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 06.07.2020 года решение суда оставлено без изменения.
На основании исполнительного листа серии ФС № 027948366, выданного в рамках исполнения указанного решения, постановлением судебного пристава-исполнителя специализированного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных документов УФССП России по Амурской области 27.07.2020 года возбуждено исполнительное производство № 21426/20/28025-ИП.
Из содержания указанного постановления следует, что требования, содержащиеся в исполнительном документе, подлежат исполнению должником в течение 5-ти дней с момента получения копии настоящего постановления. Так же в постановлении имеется предупреждение должника о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 50000 рублей, как с должника - организации.
16.09.2020 года судебным приставом - исполнителем Специализированного отдела по исполнению особо важных исполнительных документов УФССП России по Амурской области, в связи с неисполнением должником по исполнительному производству № 21426/20/28025-ИП, возложенной судебным решением обязанности по предоставлению Кузнецову Е.В. жилого помещения, принято постановление о взыскании с администрации города Благовещенска исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
Решением Благовещенского городского суда от 30 апреля 2020 года по гражданскому делу № 2-2357/2020 на администрацию города Благовещенска была возложена обязанность предоставить Дроздовой К. С., *** года рождения, жилое помещение в границах муниципального образования города Благовещенска, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 18 кв.м., по договору найма специализированного жилого помещения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 06.07.2020 года решение суда оставлено без изменения.
На основании исполнительного листа серии ФС № 027948376, выданного в рамках исполнения указанного решения, постановлением судебного пристава-исполнителя специализированного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных документов УФССП России по Амурской области 27.07.2020 года возбуждено исполнительное производство № 21427/20/28025-ИП.
Из содержания указанного постановления следует, что требования, содержащиеся в исполнительном документе, подлежат исполнению должником в течение 5-ти дней с момента получения копии настоящего постановления. Так же в постановлении имеется предупреждение должника о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 50000 рублей, как с должника - организации.
16.09.2020 года судебным приставом - исполнителем Специализированного отдела по исполнению особо важных исполнительных документов УФССП России по Амурской области, в связи с неисполнением должником по исполнительному производству № 21427/20/28025-ИП, возложенной судебным решением обязанности по предоставлению Дроздовой К.С. жилого помещения, принято постановление о взыскании с администрации города Благовещенска исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
Администрация города Благовещенска в судебном порядке просит освободить от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по исполнительным производствам № 21441/20/28025-ИП, № 21440/20/28025-ИП, № 19980/20/28025-ИП, № 21426/20/28025-ИП, № 21427/20/28025-ИП.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», настоящий Федеральный закон определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц, юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий.
В соответствии со ст. 2 указанного Федерального закона, задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Согласно ч. 1 ст. 112 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя овозбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
В силу ст. 6 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Таким образом, согласно приведенным положениям, в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, установленный для добровольного исполнения указанного документа, судебный пристав-исполнитель выносит постановление, по которому с должника взыскивается исполнительский сбор.
Исходя из системного толкования законодательства об исполнительном производстве, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, возлагая на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры ответственности, возникающей в процессе исполнительного производства.
В соответствии с ч. 6 ст. 112 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ, должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Часть 7 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Согласно ч. 1 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (часть 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 30 июля 2001 г. № 13-П, в качестве уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, рассматриваются различные фактические обстоятельства, сделавшие невозможным своевременное исполнение требований исполнительного документа. К таким обстоятельствам относятся непреодолимая сила (если добровольному исполнению препятствовало чрезвычайное и непредотвратимое обстоятельство), предоставление должнику отсрочки, рассрочки исполнения требований исполнительного документа.
В рассматриваемом случае должник обратился в суд с иском об освобождении от взыскания исполнительского сбора, следовательно, должен доказать наличие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, повлекших невозможность исполнения указанного исполнительного документа, а также что им были приняты все меры для надлежащего исполнения обязательства.
В обоснование отсутствия вины в неисполнении требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, истцом указано, что главный распорядитель бюджетных средств (министерство социальной защиты населения Амурской области) не исполняет свои полномочия по финансированию переданных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам в требуемом объеме.
В силу положений статьей 5 и 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Согласно разъяснениям Конституционного суда Российской Федерации, изложенным в Определении от 5 февраля 2009 г. № 250-О-П, наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может осуществляться только законодателем - федеральным или субъекта Российской Федерации - и только в форме закона с учетом установленного Конституцией Российской Федерации разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статьи 71, 72 и 73).
Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В соответствии с ч. 6 ст. 19 названного Закона наделение органов муниципальной власти отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации, которые в обязательном порядке должны содержать: 1) вид или наименование муниципального образования, органы местного самоуправления которого наделяются соответствующими полномочиями; 2) перечень прав и обязанностей органов местного самоуправления, а также прав и обязанностей органов государственной власти при осуществлении соответствующих полномочий; 3) способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, включая региональные государственные минимальные социальные стандарты; 4) перечень подлежащих передаче в пользование и (или) управление либо в муниципальную собственность материальных средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, или порядок определения данного перечня; 5) порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий; 6) порядок осуществления органами государственной власти контроля за осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, и наименования органов, осуществляющих указанный контроль; 7) условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.
В развитие указанных предписаний Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.
Из приведенных законоположений следует, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Согласно п. 1 ст. 4 Закона Амурской области от 11 апреля 2005 г. № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются органами местного самоуправления за счет средств областного бюджета благоустроенные применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления, с учетом положений федерального законодательства.
По смыслу изложенного, расходные обязательства, связанные с предоставлением жилья детям-сиротам на условиях специализированного найма и возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему государственных полномочий, исполняются за счет субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации, лишь в пределах материальных средств, передаваемых органам местного самоуправления.
Постановлением Правительства Амурской области от 08.04.2013 г. № 144 «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» утвержден Порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее по тексту - Порядок).
Согласно п. 17 указанного Порядка органы местного самоуправления приобретают в соответствии с законодательством жилые помещения для предоставления детям-сиротам за счет субвенции, предусмотренной Законом Амурской области от 11.04,2005 года № 472-03 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», у физических и юридических лиц на вторичном рынке жилья или на первичном рынке жилья, в том числе путем участия в долевом строительстве многоквартирных домов.
В соответствии с Законом Амурской области от 10.12.2018 года № 292-03 «Об областном бюджете на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов» муниципальному образованию город Благовещенска предусмотрены лимиты бюджетных обязательств на приобретение жилых помещений детям-сиротам в размере 40 568 550 рублей.
В 2019 году администрацией города Благовещенска неоднократно у субъекта запрашивалось дополнительное финансирование, о чем были направлены письма в Министерство социальной защиты населения Амурской области и в Правительство Амурской области об увеличении объема финансовых средств для обеспечения детей-сирот жилыми помещениями.
В соответствии с Законом Амурской области от 12.12.2019 года № 449-03 «Об областном бюджете на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов» муниципальному образованию город Благовещенска предусмотрены лимиты бюджетных обязательств на приобретение жилых помещений детям-сиротам в размере 64 480 218 рублей.
Законом Амурской области от 12.12.2019 № 449-03 «Об областном бюджете на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов» муниципальному образованию город Благовещенск были предусмотрены лимиты бюджетных обязательств на приобретение жилых помещений детям-сиротам в размере 64 480 218 рублей исходя из стоимости одного квадратного метра в размере 57 469 рублей, что значительно ниже средней стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения сложившейся на рынке недвижимости в городе Благовещенске.
Дополнительным соглашением от 10.03.2020 года № 1 к соглашению от 28.01.2020 № 1 сумма лимитов бюджетных обязательств на 2020 год на приобретение жилых помещений для детей-сирот уменьшена до 13275339,00 рублей.
Уведомлением от 04.03.2020 года № 03-09 о предоставлении субсидии, субвенции, иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, муниципальному образованию городу Благовещенску в соответствии с Законом Амурской области от 12.12.2019 года № 449-03 «Об областном бюджете на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов» лимиты бюджетных обязательств на обеспечение предоставления жилых помещений детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений в размере 51204879,00 руб. администрацией города Благовещенска возвращены.
В феврале 2020 года Администрация города Благовещенска обращалась в Правительство Амурской области и министерство социальной защиты населения Амурской области с просьбой о выделении денежных средств на приобретение жилых помещений детям-сиротам в полном объеме в соответствии с имеющейся потребностью, а также о рассмотрении возможности увеличения норматива предельной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения для приобретения жилых помещений (квартир) детям-сиротам (далее - норматив предельной стоимости), утвержденного постановлением Правительства Амурской области от 25.04.2016 года № 157 городу Благовещенску в размере 57469,00 руб., поскольку в ходе мониторинга рынка недвижимости на территории муниципального образования в феврале 2020 года среднерыночная стоимость одного квадратного метра общей площади благоустроенного жилого помещения на рынке жилья сложилась в размере 70000,00 рублей.
В выделении бюджету города Благовещенска, как отдельно взятого муниципального образования, денежных средств в полном объеме на исполнение государственных полномочий, связанных с приобретением жилья для детей-сирот, отказано. Просьба об увеличении норматива предельной стоимости в 2020 году оставлена без рассмотрения.
Потребность администрации города Благовещенска в бюджетных ассигнованиях на 2020 год на исполнение переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот составляет 1031686488 рублей.
В 2019 году администрацией города Благовещенска предоставлено 21 жилое помещение детям-сиротам по судебным актам второго полугодия 2015 года, то есть ранее, чем по искам Зубковой А.К., Островой С.В., Трухиной А.Р., Кузнецова Е.В., Дроздовой К.С.
В соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в период с февраля по 15.05.2020 муниципальным казенным учреждением «Благовещенский городской архивный и жилищный центр» было объявлено 15 электронных аукционов по приобретению 15 жилых помещений для детей-сирот.
По результатам объявленных аукционов 14.03.2020 г. было заключено 2 муниципальных контракта на приобретение 2 жилых помещений на сумму 3 792 954 рублей (жилые помещения предоставлены детям-сиротам в рамках исполнения судебных решений, принятых в 2015 году). 13 аукционов признаны несостоявшимися в связи с отсутствием заявок.
В 2020 году постановлениями администрации города Благовещенска 5 детям-сиротам предоставлены жилые помещения в рамках исполнения судебных решений, принятых в 2015 году (2 жилых помещения приобретены посредством электронного аукциона, 7 жилых помещения предоставлены из муниципального имущества города Благовещенска).
В настоящее время в муниципальной собственности отсутствуют свободные жилые помещения для предоставления по договору найма специализированного жилого помещения.
При этом, в отношении 392 детей-сирот имеются неисполненные судебные решения по предоставлению жилых помещений, на регистрационном учете нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения состоит — 585.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, суд полагает, что администрацией города Благовещенска предпринимались все необходимые меры для исполнения судебного акта, однако исполнение решения суда в установленный срок должником было невозможно по причине непреодолимой силы, то есть по не зависящим от должника причинам, поскольку обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществляется не за счет собственных средств органа местного самоуправления, а за счет субвенций, перечисляемых из областного бюджета местному бюджету.
Поскольку исполнение решения суда было поставлено в прямую зависимость от перечисления денежных средств из областного бюджета на указанные выше цели, суд приходит к выводу, что администрация города Благовещенска объективно была лишена возможности исполнить решения Благовещенского городского суда Амурской области в установленный судебным приставом-исполнителем срок.
Таким образом, суд считает установленным, что администрацией города Благовещенска предприняты меры для надлежащего исполнения обязательства. Обстоятельств, повлекших невозможность исполнения указанного исполнительного документа по вине должника, которое можно расценивать как бездействие по неисполнению решения суда, судом не установлено.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о возможности освобождения должника - администрации города Благовещенска от взыскания исполнительского сбора в рамках исполнительных производств № 21441/20/28025-ИП, № 21440/20/28025-ИП, № 19980/20/28025-ИП, № 21426/20/28025-ИП, № 21427/20/28025-ИП.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление администрации г. Благовещенска - удовлетворить.
Освободить администрацию города Благовещенска от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей, наложенного постановлением судебного пристава-исполнителя Специализированного отдела по исполнению особо важных исполнительных документов УФССП России по Амурской области от 16.09.2020 года в рамках исполнительного производства № 21441/20/28025-ИП по исполнению исполнительного листа ФС № 027943856, выданного Благовещенским городским судом Амурской области по гражданскому делу № 2-2-2887/2020.
Освободить администрацию города Благовещенска от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей, наложенного постановлением судебного пристава-исполнителя Специализированного отдела по исполнению особо важных исполнительных документов УФССП России по Амурской области от 16.09.2020 года в рамках исполнительного производства № 21440/20/28025-ИП по исполнению исполнительного листа ФС № 027943857, выданного Благовещенским городским судом Амурской области по гражданскому делу № 2-2889/2020.
Освободить администрацию города Благовещенска от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей, наложенного постановлением судебного пристава-исполнителя Специализированного отдела по исполнению особо важных исполнительных документов УФССП России по Амурской области 17.08.2020 года в рамках исполнительного производства № 19980/20/28025-ИП по исполнению исполнительного листа ФС № 027943945, выданного Благовещенским городским судом Амурской области по гражданскому делу № 2-2509/2020.
Освободить администрацию города Благовещенска от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей, наложенного постановлением судебного пристава-исполнителя Специализированного отдела по исполнению особо важных исполнительных документов УФССП России по Амурской области от 16.09.2020 года в рамках исполнительного производства № 21426/20/28025-ИП по исполнению исполнительного листа ФС № 027948366, выданного Благовещенским городским судом Амурской области по гражданскому делу № 2-3190/2020.
Освободить администрацию города Благовещенска от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей, наложенного постановлением судебного пристава-исполнителя Специализированного отдела по исполнению особо важных исполнительных документов УФССП России по Амурской области от 16.09.2020 года в рамках исполнительного производства № 21427/20/28025-ИП по исполнению исполнительного листа ФС № 027948376, выданного Благовещенским городским судом Амурской области по гражданскому делу № 2-2357/2020.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий судья И.К. Воронин