ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 16-2288/2021
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Кемерово 18 мая 2021 г.
Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Михеева С.Н., рассмотрев жалобу заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия Широковой О.В. на вступившие в законную силу решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 19 октября 2020г, решение Верховного Суда Республики Хакасия от 29 декабря 2020г, вынесенные в отношении должностного лица – начальника ГКУ здравоохранения Республики Хакасия «Республиканское клиническое бюро судебно-медицинской экспертизы» Афанасьева С.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ,
установил:
Постановлением заместителя руководителя УФАС по Республике Хакасия от 18.08.2020г Афанасьев С.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением судьи Абаканского городского суда Республики Хакасия от 19.10.2020г постановление УФАС Республики Хакасия от 18.08.2020г, вынесенное в отношении Афанасьева С.А. по ч.1 ст. 7.32.5 КоАП РФ-оставлено без изменения, жалоба- без удовлетворения.
Решением судьи Верховного Суда Республики Хакасия от 29.12.2020гпостановление заместителя руководителя УФАС по Республике Хакасия от 18.08.2020г, решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 19.10.2020г, вынесенные в отношении Афанасьева С.А., по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 7.32.5 КоАП РФ-отменены, производство по делу прекращено на основании ч.4 ст. 24.5 КоАП РФ.
В жалобе заместитель руководителя УФАС по Республике Хакасия Широкова О.В. просит решения судов отменить.
Афанасьевым С.А. не предоставлены возражения на жалобу.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с частью 13 статьи 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Из положений части 13.1 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ следует, что срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 данного Федерального закона, за исключением случая, указанного в части 8 статьи 30 данного Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 94 названного Федерального закона исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе: оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.
Из материалов дело следует, что 22.05.2020г УФАС по Республике Хакасия составлен протокол по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица государственного заказчика-начальника ГКУ здравоохранения Республики Хакасия «Республиканское клиническое бюро судебно-медицинской экспертизы» Афанасьева С.А. по ч.1 ст. 7.32.5 КоАП РФ. Основанием для составления протокола явилось то, что 26.02.2020г вх.1146 поступила жалоба <данные изъяты> (исх.№29 от 25.02.2020г), в котором сообщалось о несоблюдении ч.13.1 ст. 34 ФЗ №44-ФЗ от 05.04.2013г «О контрактной системе в сфере закупок товаров,, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» государственным Заказчиком- ГКУ РХ «РКБСМЭ», что выразилось в нарушении сроков оплаты по государственному контракту на поставку канцелярских товаров № 1 на 2 полугодие 2019 № Ф.2019.446470 от 22.07.2019, заключенного между <данные изъяты> и ГКУЗ РХ «РКБСМЭ» на сумму 44494,00 руб. Предметом контракта являются канцелярские товары согласно спецификации, являющейся неотъемлемой частью контракта. Согласно п. 5.5 контракта оплата осуществляется в безналичной форме в течение 15 рабочих дней с даты подписания Заказчиком товарных (товарно-транспортных) накладных, акта приема-передачи товара, подтверждающего факт передачи товара на основании выставленных счетов (счет-фактур).
Обязательство поставщика по поставке товаров было выполнено 08.08.2019, что подтверждается подписанной Заказчиком товарной накладной № ОО-3240 от 08.08.2019г. Оплата должна быть произведена до 30.08.2019г. Однако, Заказчиком оплата произведена платежным поручением от 26.12.2019г № 73337 на сумму 44 494,00 руб, то есть с нарушением установленных сроков.
Постановлением должностного лица от 18.08.2020г Афанасьев С.А. привлечен к административной ответственности по ч.1 ст. 7.32.5 КоАП РФ за то, что являясь должностным лицом, нарушил срок оплаты товара, предусмотренный государственным контрактом № № от ДД.ММ.ГГГГ.
Не согласившись с указанным постановлением, Афанасьев С.А. обжаловал его в городской суд, решением Абаканского городского суда от 19.10.2020г в удовлетворении его жалобы было отказано, постановление УФАС по Республике Хакасия от 18.08.2020г оставлено без изменения.
Отменяя постановление должностного лица и решение городского суда, Верховный суд Республики Хакасия пришел к выводу о том, что доказательств виновности Афанасьева С.А. в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 7.32.5 КоАП РФ, не имеется.
Согласиться с решением вышестоящего суда нельзя, ввиду следующего.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств должны быть установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 указанного Кодекса.
Действия (бездействие) Афанасьева С.А. квалифицированы по части 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исходя из обстоятельств, приведенных в протоколе по делу об административном правонарушении, а именно- нарушение должностным лицом установленных сроков оплаты товара, предусмотренного государственным контрактом.
В материалах дела имеется государственный контракт № от ДД.ММ.ГГГГ на поставку канцелярских товаров № 1 на 2 полугодие 2019г, заключенный между ГКУЗ Республики Хакасия «Республиканское клиническое бюро судебно-медицинской экспертизы», в лице начальника Афанасьева С.А. и <данные изъяты> предметом которого является поставка канцелярских товаров согласно Спецификации (Приложение 1 к настоящему Контракту). Цена контракта составляет 44494,00 рублей. Источник финансирования: средства, полученные из республиканского бюджета Республики Хакасия. Порядок оплаты: Заказчик осуществляет оплату в безналичной форме в течение 15 рабочих дней с даты подписания Заказчиком товарных (товарно-транспортных) накладных, Акта приема-передачи товара, подтверждающих факт передачи товара, на основании выставленных счетов (счетов-фактур), (п.1.1, 5.1,5.3, 5.5). Ответственность сторон по контракту предусмотрена разделом 7.
Условия контракта по поставке товара были выполнены Поставщиком 08.08.2019г, о чем свидетельствует товарная накладная, (л.д.38-40, том1). Оплата за поставленный товар произведена Заказчиком 26.12.2019г, (л.д.41-платежное поручение). При этом, оплата произведена на основании исполнительного листа, выданного на основании решения Арбитражного суда Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ, (л.д.47-49).
Также из материалов дела следует, что заявка на оплату стоимости канцелярских товаров учреждением подана 15.08.2019г, (л.д.51, том1). В заявке под №2 указан КБК : 806 0909 5060114390 244, КОСГУ:340, детализация КОСГУ:340.2, код региональной классификации: Медикаменты, сумма: 1 001 533,46.
Отменяя постановление и решение суда, Верховный Суд Республики Хакасия пришел к выводу о том, что по данной заявке денежные средства, необходимые для выплаты по указанному выше государственному контракту, в сроки, установленные действующим законодательством, перечислены из республиканского бюджета не были. Кроме того, суд указал, что Афанасьев С.А. как должностное лицо принял все зависящие от него меры для исполнения условий контракта.
С указанными выводами согласиться нельзя, ввиду следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона N 44-ФЗ должностные лица заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и нормативными правовыми актами, указанными в частях 2 и 3 статьи 2 названного Федерального закона.
В силу статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В соответствии с п.3.3 Устава ГКУЗ РХ «РКБСМЭ» финансовое обеспечение деятельности Учреждения осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Хакасия на основании бюджетной сметы.
Расходование денежных средств производится Учреждением в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения. Полномочия начальника Учреждения регулируются положениями пунктов 4.5-4.10 Устава.
Из материалов дела следует, что счет на оплату № ОО-1914 от 08.08.2019г содержи резолюцию Афанасьева С.А. 12.08.2019г: «к оплате», (л.д.87-88,том2). Каких-либо иных действий, направленных на выполнение условия контракта по оплате за поставленный товар, должностное лицо не производило, о чем свидетельствуют материалы дела.
Вопреки утверждению суда, имеющиеся в материалах дела заявки, поданные Учреждением еженедельно за период с 15.08.2019 по 19.12.2019г, не свидетельствуют об отсутствии по ним финансирования в августе 2019г по указанному коду расходов ( КБК 8060909506114390244), поскольку такой информации как в заявках, так и в иных документах не отражено.
Согласно представленных в материалы дела расходных расписаний от 13.08.2019 и 20.08.2019 соответственно, Главным распорядителем бюджетных средств, Министерством здравоохранения Республики Хакасия по сводному реестру на номер лицевого счета ГКУЗ РХ «РКБСМЭ» с указанием кода расходов по БК перечислены денежные средства на текущий финансовый год (2019) в размере 98836,24 и 10993.06 руб соответственно,( л.д.185,187, том 2).
Согласно бюджетной росписи расходов Министерства здравоохранения Республики Хакасия на 2019 год и плановый 2020-2021г, Учреждению доведены лимиты бюджетных обязательств, в том числе на 2019г в размере 111 486 000,00 рублей. Уведомлением о лимитах бюджетных обязательств на 2019г, Министерство подтвердило перечисление бюджетных средств Учреждению в размере 111 486 000,00 рублей, в том числе по виду расходов:244, КОСГУ 340 -Увеличение стоимости материальных запасов в размере 9 400000,00 рублей, (подлинник материала проверки).
Доказательств того, что в размер неисполненных бюджетных обязательств, отраженных в отчете о состоянии лицевого счета на 01.10.2019г, 01.11.2019г, 01.12.2019г в размере 2 236 270,28 руб включена сумма по государственному контракту от 22.07.2019г,в материалах дела не имеется.
В материалы дела предоставлена нечитаемая копия исполнительного листа о взыскании с ГКБУ Республика Хакасия «РКБСМЭ» в пользу <данные изъяты> суммы долга и пени от 19.11.2019г. Суд не истребовал полную копию решения суда, на основании которого выдан исполнительный лист, не дал оценку тому обстоятельству, что в исполнительном листе не содержится сведений об отдельном взыскании в пользу взыскателя суммы 44 949 руб, тогда как в деле имеется платежное поручение о перечислении 26.12.2019г указанной суммы взыскателю. Суд указанных обстоятельств не учел, не выяснил обстоятельств произведенного финансирования из бюджета указанной суммы и ее выплаты (на основании исполнительного листа либо на ином основании), тогда как выяснение данных обстоятельств имеет существенное значение для разрешения дела.
Ввиду приведенных обстоятельств и доказательств, выводы суда о подтверждении отсутствия финансирования Учреждения в августе 2019г по указанному виду расходов, являются неправильными. При допросе специалиста ФИО7., суд указанных обстоятельств не выяснял, исследовал лишь частично имеющиеся в деле доказательства, представленные стороной защиты, тогда как исследование доказательств необходимо было провести в совокупности с имеющимися в деле доказательствами и дать им оценку в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ. Более того, указанный специалист поясняла суду, что по КОСГУ-340 классификация может делиться на внутреннюю. Учреждение может указать одну из позиций, в данном случае это: «Медикаменты». Однако суд не выяснил о наличии внутренней классификации подразделения, не истребовал такие данные в установленном порядке и не исследовал вопрос о том, производилось ли финансирование указанных денежных средств путем перечисления по КОСГУ 340, вид расходов 244, указанный в уведомлении о лимитах бюджетных обязательств.
Вопреки утверждению суда, наличие в материалах дела заявок Учреждения за период с августа по декабрь 2019г, не свидетельствуют о несвоевременном получении бюджетных средств на оплату по имеющему в материалах дела контракту, приведенному выше.
Так, согласно отчета о состоянии лицевого счета получателя бюджетных средств на 01.08.2019г код по БК 80609095060114390244 лимиты бюджетных средств на 2019 текущий финансовый год составили 15 643 000.00 руб; на 01.09.2019г-15 643 000.00 руб, (л.д.170-171, том1).
Наличие сообщения Министерства здравоохранения Республики Хакасия от 11.11.2020г, (л.д.69 том2) о том, что в период с 15.08.2019 по 24.12.2019г финансирование на погашение кредиторской задолженности ГКУЗ РХ «РКБСМЭ» период <данные изъяты>» не поступало, не опровергает представленные в материалы дела доказательства, свидетельствующие об обратном. Более того, указанный ответ дан Министром Афанасьеву С.А., тогда как суд, при наличии указанной информации не был лишен права направить официальный запрос о предоставлении необходимой информации, с учетом того, что в материалах дела имеются сведения о перечислении денежных средств (наименование показателя РАСХОДЫ) с указанием кода, наименования показателя и текущего финансового года. В указанных документах вообще отсутствуют сведения о кредиторской задолженности перед конкретным лицом. Размер бюджетных средств Учреждению перечислен без указания конкретного лица, которому ГКБУЗ РХ «РКБСМЭ» должно производить какие-либо выплаты. Из имеющихся финансовых документов следует, что финансирование осуществлялось в ином порядке, следовательно информация о перечислении денежных средств по контракту (либо отсутствие финансирования на эти цели) в августе 2019г, должна быть предоставлена в установленном порядке.
Суд указанных обстоятельств не учел, в связи с чем неправильно применил нормы материального и процессуального права.
Поскольку судом допущены существенные процессуальные нарушения, которые привели к неправильному разрешению дела, обжалуемое решение подлежит отмене, с направлением дела на новое рассмотрение.
Руководствуясь ст. 30.17, 30.18 КоАП РФ, судья
постановил:
жалобу заместителя руководителя УФАС по Республике Хакасия Широковой О.В. удовлетворить частично.
Решение судьи Верховного Суда Республики Хакасия от 29 декабря 2020г, вынесенное в отношении Афанасьева С.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 7.32.5 КоАП РФ- отменить.
Дело направить в Верховный Суд Республики Хакасия на новое рассмотрение.
Судья: С.Н. Михеева